- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока для 3-го класса Тема: И. А. Крылов. Ворона и Лисица
Конспект урока для 3-го класса Тема: И. А. Крылов. Ворона и Лисица
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кривошеева О.И. |
Дата | 07.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока для 3-го класса
Тема: И.А. Крылов. Ворона и Лисица. Цели: 1. Познакомить с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица». 2. Развивать навыки правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения, навыки анализа басни, мышление, связную речь. 3. Воспитывать стремление к правде, неприятие лести, чувство товарищества. Оборудование: портрет писателя, материал для викторины, иллюстрации к басне, учебник.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Подготовительная работа. Введение слов, затрудняющих понимание басни
- Рассказ учителя об авторе.
- Беседа о повадках животных - действующих лицах басни.
- Викторина по материалу прочитанных басен.
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»
Лебедь, Щука и Рак. «А воз и нынче там»
Чиж и голубь «Вперед чужой беде не смейся, Голубок»
«сильнее Кошки зверя нет»
Мышь и крыса «совсем без драки
могу попасть в большие забияки»
«Ай, Моська! Знать она сильна,
Слон и Моська что лает на Слона»
«Это зло не так большой руки»
«а проку на волос нет в них»
Мартышка и очки «как ни полезна вещь - цены не зная
ей, невежда про нее свой толк
все к худу клонит»
Зеркало и Обезьяна «Чем кумушек считать, трудиться
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться»
II. Чтение басни учителем при закрытых книгах (можно фонохрестоматию)
III. Проверка восприятия
- Что особенно понравилось в басне?
- Кто же действующие лица?
- О каком маленьком событии рассказывается?
IV. Чтение басни учащимися про себя или сильными учащимися вслух с заданием: поделить басню на три части.
V. Анализ конкретного содержания басни 1)Уточнение структуры и композиции басни.
- Какой момент вы считаете началом описанного случая, т.е. завязкой действия? Прочитайте. Бог послал - случайно где-то достала.
- Когда действие достигло своего наивысшего развития? Прочитайте.
- Что же является основным в развитии действия? (Льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны кружилась голова.)
- Докажите, что лесть Лисицы всё больше и больше возрастала, а Ворона всё больше и больше поддавалась льстивой похвале.
- Почему Лисица так хвалит Ворону?(Она хочет, чтобы Ворона забылась и заговорила с ней. Тогда сыр упадёт на землю.)
- Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такова? Прочитайте.
- На ель ворона взгромоздясь… Взгромоздиться - с трудом взобраться на что-либо. Следовательно, Ворона неуклюжа, неповоротлива, медлительна.
- Прочитаем строчки о Вороне. Покажите голосом, что автор изображает её с иронией, насмешкой.
- Как Крылов описывает появление Лисы? Прочитайте. Что значит пленил? (очаровал)
- Что решила сделать Лисица, увидев Ворону с сыром?
- Как она решила добиться, чтобы сыр оказался у неё? (Лестью.)
- С чего она начала? Прочитайте, как она к дереву подходит?
- Как автор называет Лисицу? (Плутовка.) Что он хочет этим сказать? (Что она хитрая и обманщица)
- Как она заговорила с Вороной? (Сладко, чуть дыша.)
- Прочитайте «сладкие», хвалебные речи Лисицы. Что значит ангельский? (Нежный, приятный.)
-35-
- А как восприняла хвалебные речи Лисицы Ворона? (Вещуньина с похвал вскружилась голова…) Что значит вещуньина? Вещунья - приносящая вести; прозвище Вороны. Что значит «вскружилась голова»? (Ворона утратила способность здраво рассуждать.) Что значит от радости в зобу дыханье спёрло? (Перехватило дыханье.)
- Какой вы представляете себе Лисицу, читая басню? (Она хитрая, умная, знает, как добиться своего.)
- Какова Ворона? (Она глупа, доверчива, любит лесть)
- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Ворона любит лесть, а Лисица умеет льстить)
- Какова основная мысль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью.)
- Кого осуждает Крылов в басне? (И того, кто льстит, и того, кто любит лесть.)
VI. Раскрытие аллегории. VII. Анализ морали и аналогия с жизнью
- Бывает ли так у людей?
- Прочитайте первые четыре строчки басни. Как понимаете смысл выражения «уж столько раз твердили миру»? (Много раз повторяли людям одно и то же.)
- Замените другими словами «лесть гнусна» (Незаслуженная похвала отвратительна).
- Что значит «да только всё не впрок» (Всё бесполезно).
- Что значит «И в сердце льстец всегда отыщет уголок» (Льстивый человек всегда сумеет привлечь на свою сторону другого человека.)
- Как говорит об этом автор? (С сожалением, с горечью.)
- Передайте смысл первых четырех строк своими словами.
- А теперь сравните, как об этом сказал автор?
- Как же мы относимся к таким людям, которые лицемерием, угодничеством, подхалимством добиваются корыстных целей?
- Потеряла ли басня значение в наше время?
- Чему учит басня? (Быть правдивым.)
VIII. Повторное чтение басни и работа над выразительностью
- Как прочитать первые строчки, слова автора? Вспомните, как он об этом говорит? (Убедительно, не спеша, с сожалением, с горечью.)
- Вспомните, какой изображена Ворона. Прочитаем о ней ироническим тоном, в замедленном темпе.
- Далее темп убыстряется. Покажем голосом чтение хвалебных речей Лисицы. Она говорит одно, а думает другое.
- Как Ворона воспринимает речи Лисицы, темп опять замедлить.
- Как читать последнюю строчку? Показать голосом рубленное чтение с паузами.
IX. Чтение басни по ролям. X. Домашнее задание: Учить басню наизусть, составить диафильм (графическое рисование).
XI. Итог урока: Какую басню Крылова читали?