- Преподавателю
- Начальные классы
- Пояснительная записка к предмету внеурочной деятельности Мир деятельности
Пояснительная записка к предмету внеурочной деятельности Мир деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хролынцова Е.В. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Общая характеристика курса
3.Описание места учебного предмета в учебном плане На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю. Данный курс включен в учебный план внеурочной деятельности школы. Программа рассчитана на 4 года (135 часов): 1 класс-33 часа.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей универсальных учебных умений и способностей, личностных качеств творца как условия успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом. Именно поэтому ФГОС выдвигает в качестве приоритета развития образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы прокладывает принципиально новый путь к формированию УУД и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон на основе самых последних достижений российской методологической школы.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета математики.
Личностные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм; • развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; • установка на здоровый образ жизни; • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования: • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения; • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • различать способ и результат действия; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках.
Ученик получит возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; • строить сообщения в устной и письменной форме; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • проводить сравнение; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; • устанавливать аналогии; • владеть рядом общих приёмов решения задач.
Ученик получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится: • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнёра; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться: • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Ожидаемые результаты 1 класс
Ожидаемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хорошего ученика»; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, в большей мере, учебно-познавательные мотивы; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; • развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • установка на здоровый образ жизни; Ученик получит возможность для формирования: • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей •выполнять работу над ошибками по алгоритму; Ученик получит возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; • строить сообщения в устной и письменной форме; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; • проводить сравнение; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте • обобщать, выделяя основные признаки объекта; • устанавливать аналогии; Ученик получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек; • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится: • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, • допускать возможность существования у людей различных точек зрения; • формулировать собственное мнение; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • задавать вопросы; формировать умение работать в парах. • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться: • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
-
Содержание учебного предмета
1 класс
1
Учиться… А что это значит?
1ч
2
Учитель и ученик.
1ч
3
Я ученик. Правила работы на уроке.
1ч
4-5
Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности
2ч
6-7
Учимся дружно. Работа в парах
2ч
8-9
Я-ученик: что я уже знаю и умею
2ч
10
Как научиться быть внимательным
1ч
11
Затруднение - мой помощник в учении
1ч
12
Ценности нашей жизни. Здоровье
1ч
13
Учимся дружно. Работа в группах
1ч
14
Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности
1ч
15
Я-ученик: что я уже знаю и умею
1ч
16
Диагностика №1
1ч
17
Как выяснить, что я не знаю.
1ч
18
Зачем ученику домашнее задание
1ч
19
Семья - мой помощник в учении
1ч
20
Пробное учебное действие
1ч
21-22
Не могу? - Остановлюсь, чтобы подумать
2ч
23
Праздник «Невероятные приключения первоклассников в тридевятом царстве, или история о том, что значит учиться»
1ч
24
Я-ученик: что я уже знаю и умею
1ч
25-26
Как проверить свою работу
2ч
27-28
Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности
2ч
29
Диагностика №2 контрольное занятие
1ч
30-31
Личностные качества ученика: доброжелательность в учебной деятельности
2ч
32-33
Я-ученик: что я уже знаю и умею. Творческая гостиная
2ч
итого
33ч
7.Тематическое планирование курса
с определением основных видов учебной деятельности учащихся
1 класс
Тема
Кол-во часов
Контрольные работы
Характеристика деятельности ученика
1
Учиться… А что это значит?
1ч
Умение отвечать на вопросы: Что значит учиться? Зачем учиться? Формирование мотива обучения при помощи анализа жизненных ситуаций, на основе личного опыта учащихся
2
Учитель и ученик.
1ч
Осознание роли учителя и роли ученика. Разыгрывание с ситуаций на уроке.
3
Я ученик. Правила работы на уроке.
1ч
Формулирование правил поведения на уроке: как надо сидеть, как надо отвечать, как надо задавать вопросы и др.
Разыгрывание ситуаций на уроке.
4-5
Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности
2ч
Ознакомление со способами продвижения по ступенькам успешности. Выбор качеств «хорошего ученика».
6-7
Учимся дружно. Работа в парах
2ч
Формирование умения работать в паре над одним вопросом, умение участвовать в обсуждении решения поставленной задачи.
Формулирование требований к работе в паре.
8-9
Я-ученик: что я уже знаю и умею
2ч
Обобщение и систематизация знаний, открытых на предыдущих занятиях
10
Как научиться быть внимательным
1ч
Формировать представление о необходимости быть внимательным в учебной деятельности
11
Затруднение - мой помощник в учении
1ч
Решить; подвести итог повторения; попробовать сделать новое задание; зафиксировать свое затруднение;
подумать; найти причину затруднения.
12
Ценности нашей жизни. Здоровье
1ч
Ответ на вопрос: Кого можно назвать здоровым. Бережное отношение к своему здоровью.
13
Учимся дружно. Работа в группах
1ч
Формирование умения работать в группе над одним вопросом, умение участвовать в обсуждении решения поставленной задачи. Формулирование требований к работе в группе.
14
Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности
1ч
Ознакомление со способами продвижения по ступенькам успешности. Выбор качеств «хорошего ученика».
15
Я-ученик: что я уже знаю и умею
1ч
Обобщение и систематизация знаний, открытых на предыдущих занятиях
16
Диагностика №1
1ч
КР
Определение уровня освоения учащимися системы норм УУД.
17
Как выяснить, что я не знаю.
1ч
Решить; подвести итог повторения; попробовать сделать новое задание; зафиксировать свое затруднение;
подумать; найти причину затруднения.
18
Зачем ученику домашнее задание
1ч
Формировать представление об учебной деятельности вне уроков, раскрыть значимость выполнения домашнего задания
19
Семья - мой помощник в учении
1ч
Ответы на вопросы: Что такое семья. Роль каждого члена семьи. Моя роль в семье.
20
Пробное учебное действие
1ч
Формировать представление о пробном учебном действии как необходимом этапе учения
21-22
Не могу? - Остановлюсь, чтобы подумать
2ч
Формировать первичное представление о причине затруднения в учебной деятельности при открытии нового как о незнании нового правила, понятия, алгоритма
23
Праздник «Невероятные приключения первоклассников в тридевятом царстве, или история о том, что значит учиться»
1ч
Обобщить и систематизировать знания, открытые на предыдущих занятиях
24
Я-ученик: что я уже знаю и умею
1ч
Обобщить и систематизировать знания, открытые на предыдущих занятиях
25-26
Как проверить свою работу
2ч
Построение алгоритма исправления ошибок, закрепление понятия образца и эталона.
27-28
Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности
2ч
Выбор качеств «хорошего ученика». Ознакомление со способами продвижения по ступенькам успешности.
29
Диагностика №2 контрольное занятие
1ч
КР
Определение уровня освоения учащимися системы норм УУД в результате изучения курса
30-31
Личностные качества ученика: доброжелательность в учебной деятельности
2ч
Выбор качеств «хорошего ученика». Ознакомление со способами продвижения по ступенькам успешности.
32-33
Я-ученик: что я уже знаю и умею. Творческая гостиная
2ч
Организовать повторение знаний об учебной деятельности, пройденных в течение учебного года
Итого
33ч
2 КР
-
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. 2-е издание. Москва «Просвещение» 2011.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
- Петерсон Л.Г. Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию универсальных учебных действийи связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихсяв общеобразовательной начальной школе 1−4, Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО.
- «Логические пятиминутки» как инструмент развития учебно-логических умений учащихся начальных классов» Журнал Муниципальное образование: инновации и эксперимент" № 6 (2010) Раздел: От теории к практике реализации ФГОС второго поколения, стр. 36-42 Воровщиков С.Г.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008.
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского; Вступ. ст. А.И. Подольского. М.; Воронеж, 1998.
- Сухов П.Ю. и др. Учимся учиться. Л., 1990.
- Бардин К.В. Как научить детей учиться: Учебная деятельность, ее формирование и возможные нарушения. (Родителям о детях). Мн., 1973
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
- Психологическое развитие младших школьников//Под ред. В. В. Давыдова М.: Просвещение, 1990. - С. 128-154.
- Крылова О.Н. Оценка уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД).
- Бардин К. В. Как научить детей учиться? - М.: Просвещение, 1997. - С. 44-57.