Размышления на тему формирования экологической культуры у младшего школьника

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Размышления на тему формирования

экологической культуры у младшего школьника Научные труды ученых и практиков говорят, что одним из доступных и интересных направлений в работе с младшим школьником является направление общения с природой. Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. В своей педагогической практике мы активно используем инновационные формы организации образовательного процесса. Нетрадиционные формы урока: встречи с интересными людьми, урок-экскурсия, тематическая конференция, брейн-ринг и т.д. Внеурочная деятельность открывает широкие возможности научить школьника: - ориентироваться в информационных потоках по заданной теме, - обрабатывать полученный материал, - последовательно и со смыслом рассказывать о своей работе другим, - анализировать свой труд. Исходя из опыта работы, в нашей школе утвердились разноуровневые формы работы с детьми во внеурочное время по формированию экологической культуры у младшего школьника. Огромную помощь в этом году оказала работа по стандартам второго поколения с первоклашками. Внеурочная деятельность создавала благоприятные условия для работы творческих мастерских. Мы составляли совместно с педагогами дополнительного образования ЦДТ №5 индивидуальную программу для каждой творческой группы и осуществляли ее. Учащиеся работали как индивидуально, так и группами. Это было хорошее закрепление полученных знаний. В школе должно быть достаточное количество кружков, чтобы осуществлять качественную работу с детьми. Например, занятия кружка «Юный эколог» позволяют ребенку накапливать опыт экологической культуры, воспитывать в себе активную жизненную позицию, через проектно-исследовательскую деятельность. Занятия игрового характера развивают память, внимание, мышление и воображение у младших школьников. В структуру занятия входят: подвижные игры, игровые упражнения, игры сюжетно - ролевого характера; интерактивные беседы, диспуты, интервью; практические работы; экскурсии. На уроках и во внеурочное время учащиеся открывают из разных источников информации следующее: «Машинная цивилизация», появившаяся в XVIII веке, продвигаясь семимильными шагами по столетиям, принесла с собой не только комфорт и научные открытия, но и сумела нарушить органическую связь человека со средой его обитания, нанесла и продолжает наносить ей огромный ущерб, загрязняя сушу и водоемы, вызывая опасные изменения климата на планете, истончения высших слоев атмосферы, отравляя химическими отходами промышленные зоны, а поля пестицидами. Такие изменения наталкивают юных экологов на совершение научных открытий, на реализацию действий, посильного вклада в большое общее дело всего человечества - решения экологических проблем. Формирование экологической культуры школьника занимает особое место в российской системе образования. Данный социальный заказ направил нашу педагогическую деятельность в русло активной работы. Усваивать и применять экологические знания и умения в жизни школьнику помогает учитель, который грамотно выстраивает процесс проектной деятельности. Проектная деятельность - это особая область общения с источниками информации. -Во-первых, мы учимся создавать ситуацию вопроса. -Далее являемся советниками в определении шагов к решению вопроса. -Затем предоставляем юным экологам возможность практических действий. Существуют различные источники информации для получения знаний. Главное научить ребят при возникающем вопросе по ходу действий не забывать его, а запоминать и искать на него ответ, сначала с помощью взрослых, а потом и самостоятельно. Начиная с первого класса, дети умнеют прямо на глазах, а умненькие дети если понимают проблему, то очень хотят делать добрые дела. От класса к классу степень изучения материала изменяется к большему. Объем, научность, самостоятельность, оформление имеют различные параметры для каждой ступени начальной школы. Чем интереснее игра в юных экологов, тем выше уровень познавательной активности. Экологические занятия для дошкольников имеют характер игры, это помогает юным экологам удерживать интерес слушателей. Дети с увлечением выполняют предложенные задания, такие как «Вылепи капельку воды», «Определи на рисунке местечко для капельки», «Сбереги водичку, купая пупса», «Получи плетеную капельку воды». Школьники во время занятия показывают: - способность интересно и доступно для детей 4-5 лет рассказывать по теме; -умение работать в команде, соблюдать правила коллективной работы; -знания по данной теме и интерес к данной теме. Наша задача состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для приобретения детьми умений и навыков, которые помогут достигать ученику на определенном возрастном этапе высокого для данного возраста уровня мастерства в практической деятельности.


© 2010-2022