Конспект урока по русскому языку на тему Парные звонкие и глухие согласные

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РУССКИЙ ЯЗЫК. 2-й класс.

Тема: Парные звонкие и глухие согласные. Цели: 1. Формировать умение различать звонкие и глухие согласные в сильной и слабой позиции. 2. Учить подбирать проверочные слова 4. Развивать память, внимание, мышление учащихся. 5. Воспитывать внимательное отношение к ответам товарищей, культуру речи. Структура урока.

  1. Подготовка к восприятию.

  2. Открытие темы урока. Постановка целей .

  3. Каллиграфическая минутка.

  4. Словарная работа .

  5. Работа по теме урока .

6. Физкультминутка .

7. Первичное закрепление.

8. Самостоятельная работа .

9. Подведение итогов .

10. Домашнее задание .


Ход урока.

  1. Организационный момент.
У. Прочитайте запись на доске: «Сказка ложь, да в ней намек - добру молодцу урок» Сегодня мы с вами побываем в сказке, встретимся со сказочными героями и еще раз убедимся в мудрости этой пословицы. Чтобы запомнить это путешествие, напишем в тетрадях число. «Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок » 2. Открытие темы урока. Постановка целей Слайд-1. Посмотрите, кто живет в теремке? Д.-На крыше - непарные звонкие согласные. Внизу-непарные глухие согласные. У. Вы, конечно, уже догадались, буквы каких звуков спрятались в окошках. Д. Парных согласных. У. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. А вот и наши герои-любопытные поросята. Это Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Они принесли с собой вопросы, на которые вам придется ответить. Слайд 2. 3.Минутка чистописания Чтобы продолжить наш путь, выполните следующее задание: Найдите в слове «сказка» букву, которая может обозначать звонкий согласный или глухой согласный звук. Составьте свою цепочку из заглавной, строчной буквы Зз и гласных, которые указывают на мягкость предыдущих согласных. Проверка. Кто написал эти буквы ( е, е, я, и, ю)? Если справились, поставьте рядом знак «+», если вспомнили не все буквы, поставьте «?», как напоминание о том, что нужно повторить. 4.Словарно - орфографическая работа. Перед нами шифр. Чтобы его прочитать, нужно оставить только буквы русского алфавита. w я r з g f ы z q к Напишите это слово с маленькой буквы посередине тетради, выделите орфограммы. Прочитайте фразеологизмы.(Яркие образные выражения.) Язык до Киева доведет. Держать язык за зубами. Корова языком слизала. Слайд 3 У. Найдите и прочитайте предложение, в котором говориться: 1)- что нужно молчать; 2)- кто-то быстро и неожиданно исчез. 3) - что умение говорить выручает в любой ситуации. Спишите фразу, в которой есть имя собственное. Фронтальная проверка. У. Подчеркните мягкие согласные. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа. Если выполнено правильно и аккуратно, поставьте на полях «+», если допущены ошибки, вежливо укажите на них. (Взаимопроверка) 5.Работа по теме урока. У.- Наши поросята резвились, играли и вот какой между ними произошел разговор: -Пойдемте к теремку-, говорит Ниф-Ниф, около него большой пруд- искупаемся. -Да,-говорит Нуф-Нуф,-такой длинный березовый. Из него можно сделать удочку. -Ничего не понимаю,- сказал Наф-Наф. Почему Наф-Наф не понял, о чем идет речь? Д. -Потому что слова пруд и прут произносятся одинаково, а пишутся по разному. У.- Приведите еще примеры таких слов.( луг-лук, стог-сток, гриб-грипп, груздь-грусть) Вот вы и ответили на первый вопрос поросят: почему парные согласные нужно проверять. Д.- Потому что они похожи друг на друга, и их можно перепутать. У. -Вы знаете, что там где играют поросята, всегда поблизости оказывается волк. А вот и он. Идет с Красной Шапочкой и спрашивает ее, как пройти к бабушке. Слайд 4. У.- Вспомните фразеологизмы и дайте совет Красной Шапочке. Д. -Держи язык за зубами. У. Поросята заметили волка и хотели убежать, но на их пути возник забор из слов. По какому признаку разделим эти слова на два столбика, чтобы получилась лазейка для поросят? Cлайд 5. Д. -В первой группе парные согласные в слабой позиции, их можно перепутать, во второй группе парные согласные в сильной позиции, их перепутать нельзя. У. -Вот мы и ответили на следующий вопрос поросят: когда нужно проверять парные согласные. Д. -Когда они находятся на конце слова, т.е. в слабой позиции. У. -Спишите слова левого столбика. Подчеркните парные согласные в слабой позиции. А теперь послушайте стихотворение. Мы отправились на пруд. На тропе валялся прут. Вот пруды, а это прутик. И не путайте их люди! Можно ли теперь понять, какую букву нам писать? (На доске: пруд- пруды, прут- прутик) Тогда ответьте на следующий вопрос поросят: как это нужно сделать? Д. -Нужно изменить слово так, чтобы согласный стоял в сильной позиции. У.- Теперь проверим, что по этому поводу думают авторы учебника. Откроем правило на странице… Молодцы! Вы сами сделали правильный вывод, и авторы учебника подтвердили это. Потренируемся. К словам написанным в тетрадях, допишем слова, изменяя их так, чтобы парный согласный стоял в сильной позиции. (С комментированием в тетрадях, учитель на доске) 6.Физкультминутку нам предлагает Буратино. 7. Первичное закрепление Следующий герой нам предлагает отгадать ребусы. Продолжим запись в тетрадях. Слайд 6. Вывод. У.- Что вы делали, чтобы подобрать проверочное слово? Д. - 1)Изменяли по принципу один-много. 2)Называли ласково. 3)Подбирали родственное слово, которое отвечает на вопрос «какой?». У.-А сейчас задание вас просит выполнить Колобок. Слайд 7. Внимательно прочитайте пары слов, постарайтесь запомнить. А теперь, к словам первого столбика допишите по памяти нужные слова из второго. В скобках запишите проверочные слова. Фронтальная проверка. А сейчас задание от Печкина. Прочитайте слова. Север, жара, тьма, польза. Какое из них может быть лишним? Работа в парах. У.Напишите слова противоположные по смыслу. Если кто-то сомневается, можно попросить помощи у соседа по парте. Проверка фронтальная. У.-Молодцы все вместе мы справились и с этим заданием. А теперь сказочные герои хотят проверить ваши силы. 8. Самостоятельная работа Прочитайте задания на карточках, выберите то, которое вам понравилось и выполните его. Карточки. 1.Спишите, изменяя слова так, чтобы они обозначали один предмет. В последнем слове обозначить количество слогов, звуков и букв. Малыши, столбы, супы, брови, шарфы, ежи, локти. 2.Переставьте предложения местами так, чтобы получился текст. Озаглавьте его. Подчеркните парные согласные в слабой позиции. Лед стал прочным. Стоял сильный мороз. Пруд замерз. 3.Исправь ошибки. Спиши текст правильно. Подчеркни парные согласные в слабой позиции. Рибята пошли в лез. Петя на дерево влез. Он забрался на сук. С высоты увидел грип. Проверка выборочно учителем. 9. Итоги урока. Наша сказка подходит к концу. Мы помогли поросятам ответить на их вопросы и сами убедились в том, что парные согласные надо…, когда они стоят … .Для этого нужно изменить слово так…(договаривают дети). А помогли нам справиться со всеми заданиями дружба, взаимовыручка и умение слушать. Поэтому слова пословицы прозвучали не зря вначале этого урока. 10. Домашнее задание. Из словаря выписать слова с парными согласными на конце слова. Рядом написать проверочные. По желанию вспомнить стихи, пословицы, фразеологизмы в которых бы встречалось слово «язык», написать на отдельном листе, сделать к записям рисунок. Дополнительный материал.

Загадки.

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко.

- Я, не хвастаясь, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые -
С морщинками, со складками,

Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг,
Электрический... (утюг).

Вот так чудо! Он со вкусом
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как сотня ос,
Работяга... (пылесос).

Говорю я брату: - Ох!
С неба сыплется горох!
- Вот чудак, - смеется брат, -
Твой горох - ведь это... (град).

Этот зверь тебе знаком -
Ест мышей, пьет молоко.
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных... (еж).

Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он... (жираф).

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь)


© 2010-2022