КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
ТЕМА: К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Цели:
  1. Организовывать первичное эмоционально - эстетическое восприятие этого объемного произведения.
  2. Аналитическое восприятие 1-й и 2-й частей рассказа, развитие творческого воображения через слово, музыку, живопись.
  3. Развитие речи учащегося, навыка выразительного чтения и умения формулировать идею произведения.
Ход урока: I. Организационный момент. Звучит спокойная музыка, дети принимают позы внимательных слушателей. - Музыка успокоила нас. Она может и развеселить, и вызвать другие, глубокие чувства. За это мы бываем благодарны музыкантам: композитору, сочинившему музыку, артисту исполнившему её. Среди слов, записанных на доске, найдите имя композитора. Доска: Северная страна Норвегия: лес, горы, море, город Берген, Эдвард Григ, Дагни Педерсен, Хагеруп Педерсен, Магда Нильс. II. Сообщение темы урока: - Сегодня мы познакомимся с рассказом Константина Георгиевича Паустовского о композиторе Эдварде Григе и его музыке и о многом другом. Эдвард Григ - великий норвежский композитор. Называется рассказ « Корзина с еловыми шишками» III.Вступительная беседа: - Вспомните, о чём писал Паустовский? - Какие произведения Паустовского на эту тему вы можете назвать? /Выставка книг К.Г.Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими замечательными людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий наиболее интересных знаменитых людей, описывать некоторые случаи из их жизни. Дома вы уже начали читать рассказ « Корзина с еловыми шишками». - О каком знаменитом человеке он повествует? - Слушал ли кто-нибудь из вас его музыку? - Где происходят события? п/о: В Норвегии, близь города Бергена доска: со словами. IV. Анализ произведения. Чтение первой части, вопросы по ходу чтения: После 1-2 абзацев: - Что делал в лесу Эдвард Григ? - Каким вы представляете этот лес? - Какие звуки наполняют этот лес? С чем сравнивает эхо рассказчик? 3-й абзац: - Зачем пришла в лес дочь лесника? - Для чего она собирала шишки? /Предположения детей 4-й абзац: - Понравилось ли вам описание осени в горном лесу? - Какие сочетания слов, сравнения хотелось бы запомнить? Подчеркните их. - Как вы думаете, автор так поэтично описывает осень в лесу? п/о: Красота леса вдохновляет композитора. Автор хочет, чтобы читатели её увидели, почувствовали. /Читают диалог: - Что в разговоре самое главное? п/о: Григ решил сделать девочке подарок. - Догадались ли вы о каком подарке идет речь? п/о: Девочка понравилась композитору. Она маленькая, но трудолюбивая, доверчивая, рассказывает незнакомому о своём доме, приглашает его в гости. Она мила, красива, она чуткая: нежно думает о дедушке. У неё доброе , отзывчивое сердце. - О каком подарке думала Дагни? - Почему Григ не смог подарить то, что он задумал сразу? п/о: Григ задумал очень сложный духовный подарок, музыку, а маленькие дети « серьезную музыку» не всегда понимают. - Сколько лет будет Дагни, когда она получит подарок? 2. Продолжение работы с произведением: а). чтение 2-й части самостоятельно про себя (152-153) б). выборочное чтение и ответы на вопросы: - Прочитайте начало второй части. О чём рассказывает внимательному читателю описание дома композитора? - С чем сравнивает автор это жилище? - Что было украшением дома и почему? - Прочитайте описание зимы в Бергене. Похоже ли это описание на стихи? Чем? - Зачем Паустовский включил это красивое описание именно в эту часть рассказа? п/о: Композитор черпал вдохновение в том, что его окружает. -О чём была написана Григом музыка? Прочитайте. - Кто был её первым слушателем? - Какие картины рисует ваше воображение? - Какие чувства пробуждала музыка Грига в тех, кто её слушал? - Докажите словами из текста. V. Физминутка. VI. Продолжение работы: 3. Прослушивание пьесы Э.Грига «Утро»: Перед прослушиванием: - Постарайтесь услышать, как композитор рисует природу, как меняется музыка, какие звучат инструменты. После прослушивания: - Какая по характеру пьеса, которую мы прослушали? - Почему меняется музыка? п/о: Нарастание звучания помогает представить восход солнца - Найдите во 2-й части строчки, в которых выражено главное настроение мелодии, сочиненной для Дагни? « Я видел жизнь …..она удивительна и прекрасна» VII. Рассказ учителя.: Музыка - это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать и увидеть всё богатство красок природы - музыка делает нашу жизнь прекрасной. И есть такие люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить нам радость и красоту. К таким людям относится и писатель К.Паустовский, и композитор Э.Григ (демонстрируется портрет Э.Грига). Эдвард Григ - великий норвежский композитор. Музыка его проникнута суровостью, отражает неброские краски его родной природы. В его произведениях вы можете услышать плеск волны океана, горное эхо, звуки пастушьего рожка, шествие маленьких волшебных гномов и многое , многое другое. Эдвард Григ создал музыку произведению Хенрика Ибсена «Пер Гюнт». Пер Гюнт - простой деревенский парень. Это человек с неистощимой фантазией, бесстрашный, но насмешливый и эгоистичный. Однажды он увидел светловолосую нежную девушку. Ее имя Сольвейг - Солнечный путь. Пер не скрывает восхищения ею. Но в его жизни происходит такое, что он вынужден покинуть деревню и жить изгнанником в горах. Одиночество, раскаяние, тоска… Счастье приходит неожиданно: появляется Сольвейг - его мечта. Но быть с нею сейчас Пер не может. Он должен заслужить ее любовь. Ему предстоят долгие годы странствий и испытаеий, и он просит Сольвейг: «Жди меня». И она отвечает: «Я буду ждать».
VIII. Выборочное чтение. - Созданная Григом музыка прекрасна, потому что он прославлял свою отчизну, он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека, его мужество, верность и чистоту. - Какое впечатление произвела на Дагни музыка Грига? Прочитайте. - За что Дагни была благодарна Григу? Прочитайте эти строки. IX. Итог: - Прочитайте хором эпиграф нашего урока - «Волшебник и музыкант». О ком эти слова? Чьи это слова? Да, мы должны быть благодарны писателю Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Григе. Оба эти - великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И люди всех времён будут признательны им за это. X. Д/з: прочитать 3 часть Подробный пересказ 1 и 2 частей по опорным словам: Осенний лес: Зимний город: Дом Грига: Воздух туман старый диван Шум прибоя пароходы рояль Листья снег песни рояля.
© 2010-2022