Риторика. 3 класс. Рабочая программа и календарно-тематическое планирование

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа внеурочной деятельности

кружка «Риторика»

3 «а» класс

на 2015 - 2016 учебный год




Составитель: Литасова Марина Алексеевна

Учитель высшей квалификационной категории











Тюмень - 2015


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Риторика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ПРИКАЗ от 6 октября 2009 года N 373 (с изменениями на 18 декабря 2012 года), на основе авторской программы по риторике, разработанной Т.А. Ладыженской, Баласс: 2011г

Цель риторики- научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.


  1. Общая характеристика кружка

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок - «Общение» даёт представление о

- сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

- компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок - «Речевые жанры» - даёт сведения о

- тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

- типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

- речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

III. Описание места кружка в учебном плане

В учебном плане МАОУ СОШ №_ на изучение кружка «Риторика» отводится 1 час в неделю, 34 рабочих недели - 34 часа в год.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания кружка Ценность жизни и человека - осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания. Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность добра и истины - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.). Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области. Ценность социальной солидарности - обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения кружка Личностными результатами изучения кружка «Риторика» является формирование следующих умений: - оценивать свою вежливость; - определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо); - осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; - осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; - понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. Метапредметными результатами изучения кружка «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий: - формулировать тему урока после предварительного обсуждения; - определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; - осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; - учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; - анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; - продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры; - перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; - осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; - анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; - аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; - продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; - знать основные приёмы подготовки устного выступления - учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; - пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио - , видео - ) сопровождением; - в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. Предметными результатами изучения кружка «Риторика» является формирование следующих умений: - приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов; - отличать подготовленную и неподготовленную речь; - знать особенности неподготовленной речи; - осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; - знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; - реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; - знать особенности диалога и монолога; - анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах; - использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; - знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.); - пользоваться основными способами правки текста.

VI. Содержание кружка

3 класс (34 ч) ОБЩЕНИЕ. Речевые (коммуникативные) задачи. Речевая деятельность. Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки. Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение). Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения. Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д. Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо-невежливо-грубо. Добрые слова - добрые дела. Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы - что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности. Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное). Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи. Вторичные речевые жанры. Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, её роль. Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации. Типы текстов. Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении). Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д. Рассказ по сюжетным рисункам.

VII Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся 3 «Б» класса

(1 ч. в неделю, 34 ч. в год)

Н - необходимый уровень, П - программный уровень



Название раздела.

Кол-во

часов

Основные виды внеурочной деятельности обучающихся

НАУКА РИТОРИКА

4

Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П).

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).

Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П).

Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П).

Называть задачи общения (Н).

Называть некоторые коммуникативные профессии (Н).

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н).

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н).

Говорение - 5 часов

Различать подготовленную и неподготовленную речь (П).

Анализировать примеры неподготовленной речи (Н).

Называть приёмы подготовки устного высказывания (П).

Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н).

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда - кратко (П).

Называть задачи слушания (П).

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П).

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П).

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н).

Оценивать свои особенности как слушателя (Н).

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П).

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П).

Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н).

Давать определение вежливости (П).

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо-невежливо-грубо) в разных ситуациях (П).

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П).

Называть признаки текста, типы текстов (Н).

Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П).

Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н).

Различать диалог и монолог (П).

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов (П).

Анализировать структуру поздравления - устного и письменного (П).

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П).

Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление (П).

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П).

Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения (П).

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П).

Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста (П).

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П).

Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н).

Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н).

Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П).

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П).

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).

Анализировать сравнительные описания, их структуру (Н).

Называть правила сравнения (П).

Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения (П).

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П).

Реализовывать сравнительное описание разными способами

(П).

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

Разыгрывать риторические игры (П).

Говорение

5

Слушание.


3

Чтение учебного текста. Письменная речь


3

Речевой этикет.


2

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.

17

Итого

34



VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Библиотечный фонд


В наличии

Приобрести

Реализация образовательного стандарта второго поколения

«Школа 2100». Программы по учебным предметам.

Программы внеурочной деятельности.

Учебники.

+


Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения

Альбомы демонстративного и раздаточного материала.

+


+




Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочные и учебные пособия

+


Технические средства обучения

Мультемедийный проектор, флеш накопители, ноутбук, нетбук

+


Экранно-звуковые пособия

Интерактивная доска

-

+

Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения дидактических материалов и пособий

Настенная доска

+

+


+

+




Календарно-тематическое планирование кружка «Риторика».

3 класс (34 часа в неделю)

п/п

Тема занятия

Метапредметные и личностные (УУД)

Основные виды внеурочной деятельности обучающихся

Кол-во

часов

Дата

план

факт

ОБЩЕНИЕ (I часть - 17 часов)

НАУКА РИТОРИКА - 4 часа

Речевые (коммуникативные) задачи - оценивать свою вежливость; - определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо); - осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; - осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; - понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий: - формулировать тему урока после предварительного обсуждения; - определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; - осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; - учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; - анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; - продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры; - перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; - осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; - анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; - аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; - продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; - знать основные приёмы подготовки устного выступления - учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; - пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио - , видео - ) сопровождением; - в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П).

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).

Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П).

Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П).

Называть задачи общения (Н).

Называть некоторые коммуникативные профессии (Н).

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н).

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н).

1


Речевая деятельность.

1



Что мы помним о речевой ситуации.

1



С какой целью? Зачем?

(Задачи общения.)

1



Говорение - 5 часов

Неподготовленная устная речь. Различать подготовленную и неподготовленную речь (П). Анализировать примеры неподготовленной речи (Н). Называть приёмы подготовки устного высказывания (П). Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н). Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда - кратко (П).

1



Подготовленная устная речь.

1



Особенности неподготовленной (спонтанной) речи

1



Приёмы подготовки.

1



Говорим подробно, кратко.

1



Слушание. - 3 часа

Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов.

Называть задачи слушания (П).

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П).

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П).

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н).

Оценивать свои особенности как слушателя (Н).

1



Приёмы слушания: составление плана-схемы услышанного.

1



Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).

1



Чтение учебного текста. Письменная речь - 3 часа

Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения.

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П).

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П).

Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н).

1



Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.

1



Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.

1




Речевой этикет. - 2 часа

Вежливая речь. Вежливо-невежливо-грубо. Добрые слова - добрые дела.

Давать определение вежливости (П).

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо-невежливо-грубо) в разных ситуациях (П). Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П).

1



Нормы - что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.

1



ТЕКСТ (II часть - 17 часов)

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. - 17 часов

Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.

Называть признаки текста, типы текстов (Н).

Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П).

Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н).

Различать диалог и монолог (П).

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов (П).

Анализировать структуру поздравления - устного и письменного (П).

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П).
Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление (П).

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П).
Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения (П).

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П).
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста (П). Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П). Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н). Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н). Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П). Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П). Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).

Анализировать сравнительные описания, их структуру (Н).

Называть правила сравнения (П).

Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения (П).

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П).

Реализовывать сравнительное описание разными способами (П).

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

Разыгрывать риторические игры (П).

1



Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.

1



Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).

1



Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.

1



Вторичные речевые жанры.

1



Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.)

1



Правила пересказа

1



Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.

1



Цитата в пересказах, её роль.

1



Аннотация..

1



Сжатое изложение содержания книги в аннотации

1



Типы текстов.

1



Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении.

1



Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).

1



Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.

1



Сравнительное высказывание, два способа его построения.

1



Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

Рассказ по сюжетным рисункам.

1





© 2010-2022