Конспект урока по русскому языку на тему: «Имя существительное как часть речи»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

28.11.2013г.

Урок русского языка

Тема: Имя существительное как часть речи.

Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное», ознакомление с обобщённым лексическим значением.

Задачи:

  • формировать умение различать существительные среди других частей речи,

учить соотносить вопросы кто? и что? и слово - название предмета;

  • развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать; развивать речь учащихся.

  • воспитывать культуру поведения на уроке

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: урок фантазирования.

Межпредметная связь: русский язык + литература.

Методы и приемы обучения: беседа, рассказ, работа с учебником, наглядно- иллюстративный метод.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- У вас хорошее настроение?

- Настраиваемся на рабочую волну и вспомним наш девиз: наблюдаю - замечаю - размышляю - делаю вывод.

II. Чистописание.

- Задание для чистописания подскажет скороговорка. Послушайте и повторите скороговорку: в цветнике цветут цветы.

- Какой звук произносим в начале каждого слова? (Звук ц)

- Расскажите про этот звук. (Согласный, глухой, твёрдый)

(Работа с анимацией «Чистописание»)

- А теперь самостоятельно пропишите в тетрадях по образцу буквы и их соединения. (Ц ц Цц Ца це Ци ). Слайд

- Запишите скороговорку. (Один ученик записывает у доски)

- Подумайте, чем интересны слова в этом предложении. (Все слова родственные; однокоренные).

- Какие слова называются однокоренными? (Отв. Детей)

- Что такое корень слова? (Отв. Детей)

- Выделим корень в каждом слове. (1 ученик)

- Подчеркнём в этом предложении главные члены. (1 ученик)

III. Работа над новым материалом.

Лексико-грамматические признаки имен существительных.

Слайд Работа со словарным словом. Отгадайте ребус. (КОНЬКИ)

- Устно разделите на слоги, поставьте ударение.

- Что обозначает это слово? (Предмет)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о предметах и словах, которые их обозначают.Слайд

- На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в три столбика. Коньки, думать, весёлый, играть, большой, медведь,

Слайд

Коньки

медведь

весёлый

большой

думать

играть

- С/р. Один ребенок у доски. Фонетический разбор слова КОНЬКИ

К - (к) - согл. тв, глух, парн, звук

О - (а) - гласн, безуд,

Н - (н) - согл, мяг, звон, непарн, звук

Ь -------------------

К - (к) -согл, мягк, глух, парн, звук

И - (и) - гласн, ударн, звук

6 б., 5 зв.

- Что обозначают слова каждой группы? (1 - предметы, 2 - признаки, 3 - действия)

IV Физ минутка для глаз

Игра (предмет, действие, признак) (коньки, большой, думать, медведь, веселый, играть )

- Мы остановимся только на первой группе слов.

- Итак, что обозначают слова, записанные в 1 группе? (Предметы, животное)

- Такие группы слов (части речи) называются именами существительными.

Слайд (я читаю) Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что?

Слайд

- У Анишиной Натальи Павловны есть стихотворение- помогайка про имя существительное.

- Анишина Наталья Павловна родилась в Китае, в городе Харбине, восьмого сентября 1946 года.

В 1954 году семья переехала в Советский Союз, с тех пор живёт в Красноярске. Выпускница Красноярского медицинского институа, врач-терапевт. С 1996 года не работает, на пенсии. Нашла себе увлекательное занятие - придумывать сначала стихи и рассказы для детей, в том числе и стихотворения помогайки.

Слайды

(Виталий)

Имя Существительное

Существительных в природе

При любой найдёшь погоде.

Кто? и Что? - вопрос задай

И спокойно отвечай.

Это кукла, это книжка,

Это кошка, это мышка.

Всё так просто и понятно,

Увлекательно, занятно.

На вопросы Кто? и Что?

Отвечать оно должно.

V Работа по учебнику Слайд.стр. 147 (я читаю)

- Что нам предлагает учебник узнать об имени существительном?

Слайд Добавь словечко. ПИСЬМЕННО

- В каждую группу существительных напишите ещё по одному слову

Явления природы: что? мороз, .... (холод)

События: что? праздник, .... (событие)

Состояние: что? обида, .... (радость)

Слайд Проверка записи у детей.

VI Физ минутка

Мы топаем ногами.

Топ, топ, топ(ходьба на месте)

Мы хлопаем руками.

Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши)

Качаем головой (наклоны головы влево, вправо).

Мы руки поднимаем (руки вверх).

Мы руки опускаем (руки вниз).

Мы руки разведем (руки в стороны)

И побежим кругом (бег на месте).

- С каким словом сегодня знакомились? (Коньки)

- Какие бывают коньки? (Рисунок - ответы детей)

Слайд (коньки разные)

- Назови лишний предмет? Почему? (Он живой)

(клик мышкой - выводится слово «одушевленные»)

- Такие предметы называются одушевлённые.

- Как вы понимаете это слово? (Те, у кого есть душа - животные и люди)

- Они отвечают на вопрос Кто?

- А как можно назвать все остальные существительные? (Придумывают названия - бездушные, ...., неодушевленные)

- Они отвечают на вопрос Что?

Слайд Правило. Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, обозначают живые предметы, называются одушевлёнными. Имена существительные, отвечающие на вопрос что?, обозначают неживые предметы и называются неодушевлёнными.

VII Закрепление

Слайд

Игра «Рассади пассажиров». (предварительная беседа о правилах поведения в общественном транспорте)

- Давайте, поиграем, «рассадим пассажиров» по поездам. А правила подскажут нам вопросы. Как же будем «рассаживать пассажиров»?

- По какому признаку вы разделили слова? (Для перемещения необходимо нажимать мышкой на рисунки предметов)

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос Кто? (Животных; людей; живые существа)

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос Что? (Разные предметы; неживое; неживые предметы)

Слайд

- Выполним упражнение №424 стр. 150.

Вариант I выписывает неодушевлённые существительные, вариант II - одушевлённые.

Слайд Проверь.

Проверка усвоения. Слайд

- А теперь каждый из вас будет волшебником. Замените одну букву в слове так, чтобы оно отвечало на вопрос кто? (устная работа) - (клик мышкой у каждого слова)

Что вы можете сказать о словах левого столбика? Правого? (клик мышкой)

кол

капля

дверь

мак

дом

вол

цапля

зверь

рак

сом

VIII Самостоятельная работа (Видео)

- С каким словом мы сегодня познакомились? (коньки)

(просмотр отрывка из мультфильма «Маша и Медведь»)

- Составьте предложение со словом «КОНЬКИ», используя сюжет из данного мультфильма. Самостоятельно обозначьте имена существительные.

IX Рефлексия. Итог урока

- Какое задание вам понравилось?

- Что называется именем существительным?

- Какие бывают имена существительные?

X Домашнее задание Слайд

- Предлагаю домашнее задание выполнить

Записать по 10 слов:

1 одушевленные имена существительные

2 неодушевленные имена существительные

XI Комментирование оценок.

У детей на партах лежат фишки красного, желтого и зеленого цветов. Детям предлагается самим оценить себя.

- Поставьте каждый сам себе такую оценку, какую по вашему мнению вы заработали.

- На что похожи наши оценки (фишки) (на светофор)

- Для чего нам нужен светофор?

- Вы знаете, что правила дорожного движения нужно соблюдать и в здании школы. По какой стороне нужно передвигаться по коридору школы?

- А можно ли толкаться в дверях выходя из класса?

Дети строем выходят из класса.



© 2010-2022