Конспект урока литературного чтения на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: 10.12.14

Тип урока: ОНЗ

Тема: Н.Носов «На горке»

Цели: познакомить с рассказом Н.Носова «На горке»; развивать умение бегло читать. Делить текст на части, находить главную мысль, подробно пересказывать прочитанное; развивать логическое мышление, память, внимание; воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду; воспитывать коммуникативные навыки

.Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Высказывать своё мнение, рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним, характеризовать героя, используя антонимы. Соотносить смысл пословиц и содержание текста, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

Оборудование: портрет и выставка книг Н.Носова; карточки (деформированный план), презентация «На горке»

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент

Слайд 1

Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.

- У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»
- Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Дети хором произносят текст

II. Актуализация знаний

- Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать

- Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.

Речевая разминка (Слайд 2)

- Прочитайте 1-ое предложение с вопросительной интонацией.
- Второе предложение прочитайте с восклицательной интонацией.
- В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.
- Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.
- А теперь прочтите ее громко и быстро.



Дышат под счёт

Читают слитно

Работают с чистоговоркой

III. Самоопределение к деятельности.

Сообщение темы урока, его целей



-------------------

IV. Работа по теме урока.























V.Физминутка

VI. Применение новых знаний (закрепление)











VII. Рефлексия

VIII. Итог урока

Слайд 3

-Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся. Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя

Слайд 4: (портрет Н.Носова)

(биографические сведения)

Родился в семье актёра эстрады. Детство его прошло в посёлке недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии. Разносторонне одарённый мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством - наряду с шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством.
По словам самого Носова, в литературу он пришёл случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему всё новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников.

- Какие произведения этого автора вы знаете?

(Слайд 5)

Написал много интересных рассказов для детей: «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др.
- Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…Даю подсказку: название состоит из двух слов.

Дети разгадывают анаграмму:

(Слайд 6) А Н К Е Г О Р ( Слайд 7)

----------------------------------------------------------------------

1) Подготовка к первичному восприятию текста.

- Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)
- Скажите, что нужно для строительства снежной горки?
- Строительство горки - нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.
- Ребята, а вы любите бывать на горке? - Почему?
- Как вы думаете, о чём будет этот рассказ?

- Проверим, так ли это.

2) Первичное восприятие текста

- Читает учитель.
3) Проверка первичного восприятия текста

- Кому понравился рассказ?
- Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?

- Каким вы представляете Котьку?

- Какую ошибку он совершил? Почему? Как он её исправил?

4)Словарная работа. ( Слайд 8).

- Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте.

- Читаем по слогам, а затем целыми словами:

СГРЕ-БА-ЛИ - СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ - СВАЛИВАЛИ
ТРУ-ДЯТ-СЯ - ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным значением: ленятся)
СКОЛЬЗ- КА-Я - СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ - ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)
ДВОР-НИЦ-КА-Я - ДВОРНИЦКАЯ (Как вы думаете, что означает это слово?)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ - ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ - ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)
НА-ПОР-ТИЛ - НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)

Слайд 9

5) Чтение текста детьми по цепочке.

6) Анализ произведения, выборочное чтение

- Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)
- Что делали ребята?
- Прочитайте, как они строили горку.
- А что делал Котька, когда ребята трудились?
- Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься)
- Какой он? (Хитрый)
- Что произошло, когда ребята ушли обедать?
- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
- А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться)
- Что из этого вышло? Прочитайте.
- Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).
- Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)
- Понравилось ли Котьке работать?
- Подтвердите словами из текста…
- Как вы думаете, изменился ли Котька? (Да, он стал лучше).
- Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи)

Слайд 10

- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь - людей насмешишь.
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

- Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?
- Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

Физминутка.

7) Деление текста на части, составление плана, (пересказ).

- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Учебник с.121
- Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)
- Давайте расставим картинки по порядку.
- Каких картинок не хватает?
- У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.

Составление плана рассказа (в парах ).
- Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку.

План

  • Строительство горки ребятами.

  • Котька Чижов горку не строил.

  • Хитрец на скользкой горке.

  • Котька посыпает горку песком.

  • Ребята заставили товарища работать.

  • Котьке понравилось трудиться.

-Проверка плана Слайд 11

8) Обобщение материала

- Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу: (Слайд 12)

ДРУЖБА
ХИТРОСТЬ
ТРУДОЛЮБИЕ
РАДОСТЬ
ЛЕНЬ
ЗАВИСТЬ

- С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? (Слайд 13)

- Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

Конспект урока литературного чтения на тему

1) Выставление и комментирование оценок

2) Домашнее задание

  • Перечитать рассказ c.119-122 и подготовить его пересказ по плану в учебнике от лица Котьки.

*** Была ли в вашей жизни подобная ситуация? Расскажите.

НОСОВ

Вставляют буквы



Разгадывание анаграммы



Объясняют слово

Отвечают на вопросы



Работают над скорочтением





Читают «цепочкой»

Рассказ





Выбирают словатеризу-ющие Котьку

Подбирают из текста ответы на вопросы



Работают с пословицами, доказывают свой выбор





Работа в парах

Составление плана рассказа

Работают с картинным планом

Работают парами над текстовым планом



Обобщают и делают вывод

Самооценка и подводят итог



Слушают дом. задание





© 2010-2022