Технологическая карта урока по математике Площадь прямоугольника (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта

по математике для учащихся 2 класса

Учитель

Кривошеина Ольга Ивановна

Класс

2

УМК

ОС «Школа 2100» Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.

Тема

Площадь прямоугольника.

Цели

Сформировать способность к вычислению площади прямоугольника, ввести в речевую практику термин "формула".
Способствовать формированию личностных и метапредметных универсальных учебных действий на уроке.
Развивать самостоятельность суждений, поиска знаний.
Учить сотрудничеству через работу в парах, сохраняя и укрепляя здоровье учащихся.

Тип урока

урок открытия нового знания.

Образовательная форма

Фронтальная, парная

Технологии

Технология игрового моделирования.
Здоровьесберегающая технология
Технология проблемно-диалогического обучения
Технология оценивания учебных успехов учащегося

Планируемые результаты:

Личностные

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор.

Умение определять своё отношение к познавательной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Учиться формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

Работая по предложенному плану.

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: извлекать информацию.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в парах.

Предметные

знать способы нахождения площади фигуры

пользоваться при измерении и нахождении площадей единицами измерения площади: 1 см²

Организация образовательной среды

Оборудование: 4 яркие ленточки одинаковой длины, магнитные буквы (ЖЕЛАЮ УДАЧИ), на каждой парте прямоугольник с расчерченными квадратиками и цветной прямоугольник, 3 кружка - красный, зелёный, жёлтый для самооценки.

Содержательно-технологическая характеристика

Этапы занятия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты, комментарии

  1. Самоопределение к деятельности.

- Внимание! Перед тем, как начать урок, хотелось бы сказать вам доброе напутствие. Попробуйте его расшифровать самостоятельно. Я буду вам задавать задания, а вы, решая их - будете получать по одной букве этого пожелания. (Приглашаю к доске 2 учеников. Дети получают ленточку). Попробуйте, с помощью этой ленточки изобразите отрезок.

  • Кем в отрезках являются дети? (точки) -Ж.

  • Как с помощью ещё одной ленточки получить угол? - Е.

  • Образуйте треугольник. - Л.

  • Образуйте квадрат - А.

  • Что такое периметр квадрата? - Ю

  • Пройдитесь по периметру фигуры. - У

  • Что такое площадь фигуры? - Д.

  • Покажите нам площадь данной фигуры - А.

  • Поднимите параллельные стороны - Ч.

  • Поднимите перпендикулярные стороны квадрата - И.

Сложите пожелание - ЖЕЛАЮ УДАЧИ.

Минутка чистописания.

325 330 335 340 345 355 360- - Какую закономерность заметили? (каждое следующее число увеличивается на 5).

Математическая разминка.

Подчеркните числа:

  • В котором, 34 десятка.

  • Сумма цифр =10

  • Это сумма разрядных слагаемых 300, 40 и 5.

  • Это трёхзначное число, меньше на 17, чем 347.

  • 3 сотни, 3 десятка, 5 единиц.

  • Предыдущее числу 356.

  • Между числами 359 и 361.

Создание условий для возникновения внутренней потребности включения детей в деятельность.

Создание настроя на успешную работу.

Включение в процесс игрового момента, который способствует быстрому выполнению заданий, развивает и повышает интерес к предмету.

Дети тренируют мыслительные операции.

Личностные УУД: самоопределение. Создание благоприятного психологического настроя.

Регулятивные УУД:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

учиться выполнять различные роли в команде.

  1. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- На какие группы можно разделить данные именованные числа:

3 дм 24 м 300 см2 50 дм 107 см 4 м2

(- однозначные, двузначные и трехзначные числа;

- круглые и некруглые числа;

- с нулем и без нуля;

- единицы длины и единицы площади)

У.Назовите результаты измерения площади.

б) Замените сумму произведением:

22+22+22+22=

12+12+12=

2+2+2+2=

- Как называются компоненты при умножении?

- Что обозначает первый множитель?

- Что обозначает второй множитель?

- Что интересного заметили в произведениях? (Первый множитель уменьшается на 10)

- Найдите лишнее выражение в данной записи. Объясните свой выбор.

4+3 (сумма, остальные - произведения)

4•3

a·b (буквенное, остальные - числовые)

- Прочитайте по-разному второе выражение.

- .Найдите его значение. (12)

- Как вычисляли? (4+4+4)

Работа в тетради

Решим задачи. Запишите только выражение.

1) В одной коробке 6 карандашей. Сколько карандашей в 4 таких коробках? (6•4)

2) В одной вазе 9 цветов. В другой вазе было 16 цветов. Сколько всего цветов в вазах? (9+16)

3) Одна сторона прямоугольника равна 4см, а вторая - 3см. Чему равна площадь прямоугольника?

(Дети решают задачи самостоятельно, затем - проверка).

Детям предложен такой приём создания проблемой ситуации, как практическое задание, невыполнимое на уровне актуальных знаний, но сходное с предыдущим.





Личностные УУД:

умение определять своё отношение к познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

учиться формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Познавательные УУД:

уметь извлекать информацию.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других.

3. Выявление причин затруднений и постановка целей деятельности.

- Какое задание вызвало наибольшее затруднение?

- Почему вы не смогли решить эту задачу? (Не знаем, как найти площадь)
- Что же мы должны узнать на уроке? Какова цель урока? (Узнать, как вычислять площадь прямоугольника)
- Сформулируйте тему урока. (Площадь прямоугольника)

Дети самостоятельно указали причину затруднения.

Выявление проблемы в громкой речи.

Подводящий диалог ведёт к формулировке темы.

Фиксирование темы и цели.

Личностные УУД: смыслообразование

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Как вы предлагаете решить задачу?

- Как мы находили площадь фигур на прошлых уроках? (Измеряли с помощью мерок)

- Какую мерку мы выбирали? (см2)

- Можем мы воспользоваться этим способом для решения задачи? (Да)

Работа в парах. (Каждой паре дается карточка:

Длины сторон прямоугольника 4 см и 3 см. Чему равна его площадь?)

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

- Ещё перед вами лежит цветной прямоугольник, а как рассчитать его площадь? (предположения детей).

Возвращение к первой карточке.

- На сколько строчек (столбиков) разбит прямоугольник?
- Сколько см2 умещается в каждой из них?
- Как же узнать, сколько всего кв. см помещается в прямоугольнике, т.е. какова площадь этого прямоугольника? (3•4=12(см2) или 4•3=12(см2)
- Объясните, почему записали такое равенство? (В каждой строке 4 см2, таких строчек 3, по 4 взять 3 раза - 4•3, получится 12 см2,или

В каждом столбике 3 см2, таких столбиков 4, по 3 взять 4 раза - 3•4, получится 12 см2)
- Каким же действием узнавали площадь прямоугольника? (Умножением)
- Какие числа перемножали? (3 и 4)
- Что выражают эти числа? (длины сторон; длину и ширину)
- Сделайте вывод, как же найти площадь прямоугольника? (Чтобы найти площадь прямоугольника, надо умножить длины сторон)
- Как можно сказать по-другому, чему равна площадь прямоугольника? (Площадь прямоугольника равна произведению длин сторон)
- Как это правило можно записать в виде буквенного равенства? (S = a•b)
- Сравните ваш вывод с правилом в учебнике, с.73. Согласны с нашим выводом авторы учебника?
- Это равенство в математике называют формулой. Ее можно использовать для вычисления площади любого прямоугольника.
- Как удобнее узнавать площадь прямоугольника: с помощью мерок или пользуясь формулой? Почему? (С помощью формулы быстрее; если длины сторон выражены в метрах, то не сможем начертить).

Подводящий диалог, т.е. пошаговое ведение мысли ученика.

Дети самостоятельно делают выбор метода решения учебной задачи, выдвижение гипотез.

Ребята выполняют практическое задание, направленное на получение нового знания.











Личностные УУД:

умение определять своё отношение к познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

учиться планировать учебную деятельность на уроке.

высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

учиться выполнять различные роли в парах.

5. Первичное закрепление во внешней речи

- Можем ли теперь вычислить площадь нашего цветного прямоугольника.

а) с комментированием хором

(Длина прямоугольника 5см. Пишу a=5 см. Ширина прямоугольника 3 см. Пишу b=2 см. Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон. Пишу S= 5•3=15 (см2)

б) с комментированием сильный ученик у доски с.74 №3(а)
S= 4•2=8 (см2)

в) с комментированием сильный ученик у доски с.74 №3(б) - в парах, проговаривая друг другу
S= 2•2=4 (см2)

Физминутка

Счёт через 2 и 3.

По сигналу учителя дети выполняют следующие команды:

- присесть больше, чем я на 5 приседаний.
- наклониться влево, больше, чем я на 3 наклона.
- наклониться вправо, больше, чем я на 4 наклона.
- прогнуться назад столько раз, сколько цветов у светофора.
- прыгнуть столько, сколько обозначает самое маленькое двузначное число.
- постоять на правой ноге, согнув левую в колене 7секунд и наоборот.

Упражнения для глаз.

Внешнее оформление новых понятий.

Фиксирование оформленного знания.

Проговаривания решения в громкой речи. Сначала фронтально, затем в парах, чтобы включить в процесс комментирования всех учеников.

Соответствие здоровьесберегающего момента со спецификой урока математики.

Дети выполняют упражнения на снятие зрительного напряжения.





Работа в парах.

Регулятивные УУД:

уметь работать по предложенному плану.

Познавательные УУД:

уметь перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

с.2 №4(а)

- Кто решил, встаньте.
С обратной стороны доски самопроверка:
b= 14 : 7=2 (см)

P = (7+2) · 2 = 18 (см)
- У кого также, погладьте себя и скажите: "Молодец!"
- У кого были ошибки? Какие? Исправьте. Очень хорошо, что вы их увидели. Значит, нам есть над чем работать на следующем уроке.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Индивидуальная деятельность ученика во время проверки.

Отработка навыков в практической деятельности.

Выполнение заданий, в которых новый способ действия связывается с ранее изученным.

Регулятивные УУД:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в письменной речи.

7. Включение в систему знаний и повторение.

- Решим задачу. Запишите только выражения.

Стороны одного прямоугольника 12 см и 25 см, а другого - 16 см и 28 см. Площадь какого прямоугольника больше?

- Докажите. (S первого прямоугольника 12•25, S второго прямоугольника 16•28, S второго прямоугольника больше, чем S первого прямоугольника, т.к. чем больше множители, тем больше произведение)

Системно включаются задания на тренировку и доведения до уровня автоматизированного навыка сформированных способностей.

Индивидуальная корректировка деятельности детей, не справившихся с заданиями.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в письменной речи.

8. Рефлексия деятельности

- Что нового узнали на уроке?

- Чему же равна площадь прямоугольника?

- У меня на доке цвета светофора.Если вы считаее, что урок для вас был плодотворным, то это зелёный цвет, если остались ещё некоторые вопросы не совсем понятные, то - жёлтый, если вам было трудно, то красный.

Организация рефлексии деятельности на уроке. Фиксация степени соответствия результатов деятельности и поставленной цели.

Самооценка детьми собственной деятельности

Выявление эмоционального состояния детей.

Личностные УУД:

оценивать учебную деятельность в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме.

9. Домашнее задание.

с.74 №3(б)- обязательное,
№ 7, 8 10,11 - по выбору в учебнике

Отсутствие перегрузки в д/з, элемент выбора.

Личностные УУД: осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий.




© 2010-2022