- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока по математике Площадь прямоугольника (2 класс)
Технологическая карта урока по математике Площадь прямоугольника (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кривошеина О.И. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта
по математике для учащихся 2 класса
Учитель
Кривошеина Ольга Ивановна
Класс
2
УМК
ОС «Школа 2100» Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.
Тема
Площадь прямоугольника.
Цели
Сформировать способность к вычислению площади прямоугольника, ввести в речевую практику термин "формула".
Способствовать формированию личностных и метапредметных универсальных учебных действий на уроке.
Развивать самостоятельность суждений, поиска знаний.
Учить сотрудничеству через работу в парах, сохраняя и укрепляя здоровье учащихся.
Тип урока
урок открытия нового знания.
Образовательная форма
Фронтальная, парная
Технологии
Технология игрового моделирования.
Здоровьесберегающая технология
Технология проблемно-диалогического обучения
Технология оценивания учебных успехов учащегося
Планируемые результаты:
Личностные
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе.
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор.
Умение определять своё отношение к познавательной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: извлекать информацию.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в парах.
Предметные
знать способы нахождения площади фигуры
пользоваться при измерении и нахождении площадей единицами измерения площади: 1 см²
Организация образовательной среды
Оборудование: 4 яркие ленточки одинаковой длины, магнитные буквы (ЖЕЛАЮ УДАЧИ), на каждой парте прямоугольник с расчерченными квадратиками и цветной прямоугольник, 3 кружка - красный, зелёный, жёлтый для самооценки.
Содержательно-технологическая характеристика
Этапы занятия.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты, комментарии
-
Самоопределение к деятельности.
- Внимание! Перед тем, как начать урок, хотелось бы сказать вам доброе напутствие. Попробуйте его расшифровать самостоятельно. Я буду вам задавать задания, а вы, решая их - будете получать по одной букве этого пожелания. (Приглашаю к доске 2 учеников. Дети получают ленточку). Попробуйте, с помощью этой ленточки изобразите отрезок.
-
Кем в отрезках являются дети? (точки) -Ж.
-
Как с помощью ещё одной ленточки получить угол? - Е.
-
Образуйте треугольник. - Л.
-
Образуйте квадрат - А.
-
Что такое периметр квадрата? - Ю
-
Пройдитесь по периметру фигуры. - У
-
Что такое площадь фигуры? - Д.
-
Покажите нам площадь данной фигуры - А.
-
Поднимите параллельные стороны - Ч.
-
Поднимите перпендикулярные стороны квадрата - И.
Сложите пожелание - ЖЕЛАЮ УДАЧИ.
Минутка чистописания.
325 330 335 340 345 355 360- - Какую закономерность заметили? (каждое следующее число увеличивается на 5).
Математическая разминка.
Подчеркните числа:
-
В котором, 34 десятка.
-
Сумма цифр =10
-
Это сумма разрядных слагаемых 300, 40 и 5.
-
Это трёхзначное число, меньше на 17, чем 347.
-
3 сотни, 3 десятка, 5 единиц.
-
Предыдущее числу 356.
-
Между числами 359 и 361.
Создание условий для возникновения внутренней потребности включения детей в деятельность.
Создание настроя на успешную работу.
Включение в процесс игрового момента, который способствует быстрому выполнению заданий, развивает и повышает интерес к предмету.
Дети тренируют мыслительные операции.
Личностные УУД: самоопределение. Создание благоприятного психологического настроя.
Регулятивные УУД:
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД:
учиться выполнять различные роли в команде.
-
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- На какие группы можно разделить данные именованные числа:
3 дм 24 м 300 см2 50 дм 107 см 4 м2
(- однозначные, двузначные и трехзначные числа;
- круглые и некруглые числа;
- с нулем и без нуля;
- единицы длины и единицы площади)
У.Назовите результаты измерения площади.
б) Замените сумму произведением:
22+22+22+22=
12+12+12=
2+2+2+2=
- Как называются компоненты при умножении?
- Что обозначает первый множитель?
- Что обозначает второй множитель?
- Что интересного заметили в произведениях? (Первый множитель уменьшается на 10)
- Найдите лишнее выражение в данной записи. Объясните свой выбор.
4+3 (сумма, остальные - произведения)
4•3
a·b (буквенное, остальные - числовые)
- Прочитайте по-разному второе выражение.
- .Найдите его значение. (12)
- Как вычисляли? (4+4+4)
Работа в тетради
Решим задачи. Запишите только выражение.
1) В одной коробке 6 карандашей. Сколько карандашей в 4 таких коробках? (6•4)
2) В одной вазе 9 цветов. В другой вазе было 16 цветов. Сколько всего цветов в вазах? (9+16)
3) Одна сторона прямоугольника равна 4см, а вторая - 3см. Чему равна площадь прямоугольника?
(Дети решают задачи самостоятельно, затем - проверка).
Детям предложен такой приём создания проблемой ситуации, как практическое задание, невыполнимое на уровне актуальных знаний, но сходное с предыдущим.
Личностные УУД:
умение определять своё отношение к познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
учиться формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Познавательные УУД:
уметь извлекать информацию.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других.
3. Выявление причин затруднений и постановка целей деятельности.
- Какое задание вызвало наибольшее затруднение?
- Почему вы не смогли решить эту задачу? (Не знаем, как найти площадь)
- Что же мы должны узнать на уроке? Какова цель урока? (Узнать, как вычислять площадь прямоугольника)
- Сформулируйте тему урока. (Площадь прямоугольника)
Дети самостоятельно указали причину затруднения.
Выявление проблемы в громкой речи.
Подводящий диалог ведёт к формулировке темы.
Фиксирование темы и цели.
Личностные УУД: смыслообразование
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Как вы предлагаете решить задачу?
- Как мы находили площадь фигур на прошлых уроках? (Измеряли с помощью мерок)
- Какую мерку мы выбирали? (см2)
- Можем мы воспользоваться этим способом для решения задачи? (Да)
Работа в парах. (Каждой паре дается карточка:
Длины сторон прямоугольника 4 см и 3 см. Чему равна его площадь?)
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
- Ещё перед вами лежит цветной прямоугольник, а как рассчитать его площадь? (предположения детей).
Возвращение к первой карточке.
- На сколько строчек (столбиков) разбит прямоугольник?
- Сколько см2 умещается в каждой из них?
- Как же узнать, сколько всего кв. см помещается в прямоугольнике, т.е. какова площадь этого прямоугольника? (3•4=12(см2) или 4•3=12(см2)
- Объясните, почему записали такое равенство? (В каждой строке 4 см2, таких строчек 3, по 4 взять 3 раза - 4•3, получится 12 см2,или
В каждом столбике 3 см2, таких столбиков 4, по 3 взять 4 раза - 3•4, получится 12 см2)
- Каким же действием узнавали площадь прямоугольника? (Умножением)
- Какие числа перемножали? (3 и 4)
- Что выражают эти числа? (длины сторон; длину и ширину)
- Сделайте вывод, как же найти площадь прямоугольника? (Чтобы найти площадь прямоугольника, надо умножить длины сторон)
- Как можно сказать по-другому, чему равна площадь прямоугольника? (Площадь прямоугольника равна произведению длин сторон)
- Как это правило можно записать в виде буквенного равенства? (S = a•b)
- Сравните ваш вывод с правилом в учебнике, с.73. Согласны с нашим выводом авторы учебника?
- Это равенство в математике называют формулой. Ее можно использовать для вычисления площади любого прямоугольника.
- Как удобнее узнавать площадь прямоугольника: с помощью мерок или пользуясь формулой? Почему? (С помощью формулы быстрее; если длины сторон выражены в метрах, то не сможем начертить).
Подводящий диалог, т.е. пошаговое ведение мысли ученика.
Дети самостоятельно делают выбор метода решения учебной задачи, выдвижение гипотез.
Ребята выполняют практическое задание, направленное на получение нового знания.
Личностные УУД:
умение определять своё отношение к познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
учиться планировать учебную деятельность на уроке.
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
учиться выполнять различные роли в парах.
5. Первичное закрепление во внешней речи
- Можем ли теперь вычислить площадь нашего цветного прямоугольника.
а) с комментированием хором
(Длина прямоугольника 5см. Пишу a=5 см. Ширина прямоугольника 3 см. Пишу b=2 см. Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон. Пишу S= 5•3=15 (см2)
б) с комментированием сильный ученик у доски с.74 №3(а)
S= 4•2=8 (см2)
в) с комментированием сильный ученик у доски с.74 №3(б) - в парах, проговаривая друг другу
S= 2•2=4 (см2)
Физминутка
Счёт через 2 и 3.
По сигналу учителя дети выполняют следующие команды:
- присесть больше, чем я на 5 приседаний.
- наклониться влево, больше, чем я на 3 наклона.
- наклониться вправо, больше, чем я на 4 наклона.
- прогнуться назад столько раз, сколько цветов у светофора.
- прыгнуть столько, сколько обозначает самое маленькое двузначное число.
- постоять на правой ноге, согнув левую в колене 7секунд и наоборот.
Упражнения для глаз.
Внешнее оформление новых понятий.
Фиксирование оформленного знания.
Проговаривания решения в громкой речи. Сначала фронтально, затем в парах, чтобы включить в процесс комментирования всех учеников.
Соответствие здоровьесберегающего момента со спецификой урока математики.
Дети выполняют упражнения на снятие зрительного напряжения.
Работа в парах.
Регулятивные УУД:
уметь работать по предложенному плану.
Познавательные УУД:
уметь перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
с.2 №4(а)
- Кто решил, встаньте.
С обратной стороны доски самопроверка:
b= 14 : 7=2 (см)
P = (7+2) · 2 = 18 (см)
- У кого также, погладьте себя и скажите: "Молодец!"
- У кого были ошибки? Какие? Исправьте. Очень хорошо, что вы их увидели. Значит, нам есть над чем работать на следующем уроке.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Индивидуальная деятельность ученика во время проверки.
Отработка навыков в практической деятельности.
Выполнение заданий, в которых новый способ действия связывается с ранее изученным.
Регулятивные УУД:
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в письменной речи.
7. Включение в систему знаний и повторение.
- Решим задачу. Запишите только выражения.
Стороны одного прямоугольника 12 см и 25 см, а другого - 16 см и 28 см. Площадь какого прямоугольника больше?
- Докажите. (S первого прямоугольника 12•25, S второго прямоугольника 16•28, S второго прямоугольника больше, чем S первого прямоугольника, т.к. чем больше множители, тем больше произведение)
Системно включаются задания на тренировку и доведения до уровня автоматизированного навыка сформированных способностей.
Индивидуальная корректировка деятельности детей, не справившихся с заданиями.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в письменной речи.
8. Рефлексия деятельности
- Что нового узнали на уроке?
- Чему же равна площадь прямоугольника?
- У меня на доке цвета светофора.Если вы считаее, что урок для вас был плодотворным, то это зелёный цвет, если остались ещё некоторые вопросы не совсем понятные, то - жёлтый, если вам было трудно, то красный.
Организация рефлексии деятельности на уроке. Фиксация степени соответствия результатов деятельности и поставленной цели.
Самооценка детьми собственной деятельности
Выявление эмоционального состояния детей.
Личностные УУД:
оценивать учебную деятельность в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД:
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме.
9. Домашнее задание.
с.74 №3(б)- обязательное,
№ 7, 8 10,11 - по выбору в учебнике
Отсутствие перегрузки в д/з, элемент выбора.
Личностные УУД: осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий.