Конспект урока по окружающиму миру в 1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели:


Расширить знания учащихся о птицах и представления об особенностях внешнего вида, повадках, приспособлении к среде обитания.

Воспитывать заботливое отношение к природе.

Задачи:


вызвать интерес к окружающему миру;

обогащать словарный запас, развивать связную речь;

учить детей давать полные ответы на поставленные вопросы;

учить сравнивать, анализировать, делать выводы.

Оборудование: фонограмма с голосами птиц, записи на доске, картинки с птицами, перфокарты, учебник "Мир вокруг нас" автор А.А.Плешаков, М.Просвещение, 2006 г. проектор, электронная презентация.


Ход урока


I. Оргмомент:


Мобилизующая часть урока


(Звучит фонограмма. Дети усаживаются на места.)


Мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству природы, которое называется "Животный мир" и будем продолжать открывать для себя удивительные


вещи, пытаться находить ответы на свои вопросы.


- Подумайте, что нам пригодится для успешной работы?


II. Повторение изученного:


-Вспомните, какие группы животных вы уже изучили?


-Кто такие насекомые?


-Кто такие рыбы?


III. Игра "Каждой рыбке - свой дом" (индивидуальная работа на перфокартах).


Закрасьте кружочки: речные рыбки - зелёным цветом, а морские - синим.


Окунь море

Карась река

Акула река

Щука море

Камбала река

Сельдь море

Ерш река

Треска море

IV. Игра "Кто в группе лишний "(индивидуальная работа на карточках).


Подчеркнуть лишнего.


Жук, снегирь, шмель.

Белка, медведь, дятел.

Кузнечик, бабочка, ласточка.

Ворона, ерш, окунь.

Комар, голубь, оса.

Проверка: Назовите одним словом животных, которых Вы подчеркнули?


-Догадались, кому сегодня посвящен урок?


(Птицам)


V. Изучение новой темы.


- Правильно, тема нашего урока "Кто такие птицы".


- Кто такие птицы?


- Муравьишка - Вопросик встретил в лесу бабочку. Бабочка умеет летать. Значит она птица.


- Прав ли Муравьишка? Почему?


- Давайте подумаем, по какому признаку мы птиц отнесём в отдельную группу? (Тело птиц покрыто перьями.)


VI. Работа по учебнику (стр.24).


- Найдите рисунок вверху на левой странице. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, ночная бабочка, курица, белка).


- Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.)


- Можно ли их отнести к одной группе?


- Какое из нарисованных животных - птица? (Курица-птица, у неё есть крылья и тело покрыто перьями, а у остальных перьев нет.)


ОБОБЩЕНИЕ: Курица летает плохо, но её учёные-орнитологи относят к группе птиц, потому что самый главный признак этой группы- перья. Умение летать не является главным признаком.


- А вы знаете кто такие ОРНИТОЛОГИ?


- Это учёные, которые изучают птиц, наблюдают за их жизнью, повадками, знают, как выглядят птицы, чем питаются, как выхаживают птенцов.


- Давайте прочитаем вывод на стр.24.


VII. Знакомство со строением голубя.


Работа в парах.


- Рассмотрите тело птицы: 1 вариант назовёт все части птицы


2 вариант покажет на рисунке


- Что интересного знаете о голубях?


Почтовые голуби. В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма.


В военные годы они передавали срочные донесения. За эти заслуги голубям даже поставлены памятники во Франции и Англии. Белый голубь считается символом любви, добра, мира.


(Дети дарят гостям голубей, выполненных в технике оригами на уроке труда.)


- Почему в учебнике перо нарисовано рядом с чернильницей?


- Много лет назад не было ручек и люди писали гусиными перьями.


(Дети пробуют писать гусиными перьями на бумаге.)


- Ребята, а что вы можете сказать об окраске перьев у птиц?


- Взгляните на Мудрую Черепаху на стр.24.


- Как она украсила себя? (Перьями)


- Чьи это перья? Отгадайте загадку:


Распустила хвост жар-птица,


Он горит и золотится,


Из заморских к нам долин


Этот хвост принёс.. .(Павлин)


- Сейчас моя помощница Настя расскажет нам о павлине (Показ картинки павлина)


ПАВЛИН


Это - ПАВЛИН, всем известный красавец. Огромный яркий хвост-веер - украшение только самцов. Самки - павлины небольшие, серые, с маленьким хохолком на голове и коротким хвостом. Оказывается, с наступлением осени перья роскошного павлиньего хвоста опадают, словно листья с деревьев. Всю зиму павлин ходит без хвоста, а весной у него вырастает новый.


- Как вы думаете, почему только у самцов яркие и красивые перья? (Чтобы привлечь самок.)


- А у самок, почему перья однотонные, серые? (Когда самки высиживают яйца, такая окраска помогает прятаться от врагов.)


Далее дети рассматривают картинки с изображением колибри, райских птиц, попугаев.


VIII. Знакомство с разнообразием птиц (стр. 25).


- Приготовьтесь внимательно слушать мои загадки и закрасьте тот кружок возле птицы, о которой идёт речь.


а) Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

По полям ночует,

Коноплю ворует. (Воробей)


б) Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)


в) Пёстрая крякушка

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку. (Утка)


г) Чёрный жилет,

Красный берет.

Нос, как топор,

Хвост, как упор. (Дятел)


- Что вы знаете о дятле? (Дятел - лесной санитар. Он прилетает в сады, чтобы избавить их от вредителей)


- Что можете рассказать об этих птицах?


(Дятел, синичка, сова, воробей - зимующие птицы. Ласточка, утка - перелётные птицы).


- Тяжело бывает птицам в снежные и морозные зимы. Из 10 ,может быть, одна - две доживают до весны. Как же помочь птицам зимой? (Надо развешивать кормушки в садах.)


д) Особа всем известная

Она крикунья местная.

Увидит тучку тёмную-

Взлетит на ель зелёную!

И смотрит, словно с трона,

Забавная... (Ворона)


- А теперь я предлагаю вам послушать интересный рассказ о серой вороне. (Звучит фонограмма)


IX. Работа с учебником (стр.25).


- Рассмотрите рис. на стр.25 .Что делает Муравьишка - Вопросик?


(Он летает на дельтаплане и знакомится с новыми друзьями-птицами.)


-Вспомните, каких животных учёные называют птицами?


(Тело, которых покрыто


- Какой вопрос задаёт Муравьишка? (Все ли птицы летают?)


- Умение летать не является признаком птиц. Существуют птицы, которые не умеют летать. Прочитайте названия этих птиц (страус, пингвин.)


АФРИКАНСКИЙ СТРАУС


Это - АФРИКАНСКИЙ СТРАУС, самая большая птица в мире. Ростом страус выше человека, а весит около 90 кг. Хоть страуса и называют птицей, летать он не умеет. Однако бегает он очень быстро: посмотрите, какие у него большие сильные ноги!


ПИНГВИН


Это - ИМПЕРАТОРСКИЙ ПИНГВИН со своим детёнышем. Он самый крупный из всех пингвинов: рост его около 120 см, а весит он около 40 кг. Пингвины - самые холодостойкие птицы. Они живут в Антарктиде, на Южном полюсе. Хоть полюс и называется Южным, холодно там так же, как и на Северном. Пингвинов называют птицами, однако летать они не умеют. Их крылья больше похожи на ласты, а перья - на чешую. Раз в год пингвины линяют. Ходят они неуклюже, а вот плавают и ныряют изумительно. Под водой пингвин развивает скорость до 40 км/ч. Питаются эти птицы рыбой, рачками и моллюсками. Живут пингвины огромными колониями по нескольку тысяч птиц.


Подготовленные дети рассказывают о страусе и о пингвине.


X. Итог урока.


- Мы закончили путешествие по большому царству, которое называется "Животный мир". Впереди нас ждёт много интересного.


- Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке?


- Как мы находили ответы на свои вопросы? (Слушали учителя, отгадывали загадки, работали с учебником, читали выводы)


- Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?


РЕЗЕРВ: НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.


Сложите из разрезных кусочков картинки.


- Что у вас получилось?


(У одной группы снегирь, у другой ласточки, у третьей сорока).V. Физкультминутка «Воробей» с гимнастикой для глаз (2 мин.)

Воробей взлетел повыше: (Руки в стороны - взмахи, как крыльями.)
Видно все с высокой крыши. (Встать на носочки, приложить руку ко лбу, посмотреть в обе стороны)
- Я люблю своих друзей. (Руки вперед, в стороны, на пояс)
Зачирикал воробей.

- Следите глазами за воробьем, не поворачивая головы. (На указке воробей. Учитель выполняет движения «восьмерка») 1. Практическая работа в парах (На каждой парте лежат разные по размеру, форме и цвету перья птиц.) Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером.) - Каждое перо имеет стрежень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.

  • А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их.
  • Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание на то, как прикрепляются бородки.
  • Что случится, если сейчас подует ветерок? (Перья полетят. Они легкие.)
  • - Разрежьте перо. Что вы видите внутри? (Ничего. Внутри пусто.) Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.
  • Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо? (Нет, вода скатилась капельками.)
  • А теперь отрежьте кусочек и опустите в воду. Утонуло ли пер?
  • Какой вывод из этого следует? (Перья защищают птицу от воды и сырости.)
- Подумайте, для чего нужны птицам большие перья. (Чтобы летать.) - Для чего же нужны маленькие перышки? {Для тепла.) Из истории письма. - А как человек использует перья? (для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения) Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и люди пи­сали гусиными перьями? (Учитель может рассказать и показать, как писали перьями.)

Открытый урок окружающего мира проведенный в 1 классе

Тема урока: Кто такие птицы? Цели: познакомить с птицами как одной из групп животных; организовать деятельность по изучению внешнего строения и отличительных признаков птиц; познакомить с их разнообразием; учить выделять существенные признаки птиц; исследовать строе­ние пера птицы. Планируемые результаты: учащиеся научатся называть ос­новной признак птиц; узнавать птиц среди других животных; на­зывать птиц с помощью атласа-определителя; описывать птиц по плану. Оборудование: конверт с письмом, картинки с изображением птиц; у учащихся - разные по размеру, форме и цвету перья птиц, лупа, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.

Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний 1. Беседа - Кто дома вместе с родителями узнал о какой-нибудь рыбе? (Ответы детей.) - Кто узнал, есть ли рыбы, тело которых не покрыто чешуей? - Отгадайте загадку. На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом.) Сом - это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой ко­жей, на которой нет чешуи. Это самые крупные из обитающих в Европе рыб. Длина тела сома достигает 2,5 м, а масса - 150 кг. Днем сомы прячутся в углублениях дна, а ночью становятся ак­тивными. Считается, что в природе сом может прожить 80 лет. 2. Работа с перфокартами (Учитель раздает детям перфокарты с названиями рыб.) - Какие рыбы речные, а какие морские? Закрасьте кружочки: речные рыбы - зеленым цветом, морские рыбы - синим цветом. -Ой ребята, я совсем забыла, когда я шла в школу то встретила почтальона и он передал вам письмо. Вот оно. Как вы думаете от кого оно. (Учитель достает из конверта письмо и читает: «Дорогие пер­воклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так мно­го интересного! Догадайтесь, кого я мог услышать в этом зеленом доме?») - А вы хотите узнать кого Муравьишка услышал в лесу? (Голоса птиц)

  • Ребята, кого же Муравьишка услышал в лесу? (Птиц.)
  • Кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать.)
  • Муравьишка встретил в лесу бабочку. Он решил, что раз бабочка умеет летать, значит, она птица. Прав ли Муравь­ишка? (Нет.)
  • Почему? (Бабочка - насекомое.)
  • Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О птицах.)
  • Прочитайте тему урока на с. 36 учебника. (Кто такие птицы?)
  • Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
  • IV. Работа по теме урока
  • 1. Игра «Кто больше»
  • - Вспомните, каких птиц вы знаете.
  • (Соревнование по рядам. Учащиеся с каждого ряда говорят названия. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд, назвавший больше птиц.)
  • Молодцы! Сколько птиц назвали!
  • - А как можно отличить птиц от других животных? (Ответы детей.)
  • 2. Работа по учебнику
  • Рассмотрите верхний рисунок на с. 36. Каких животных вы узнали? (Летучую мышь, ночную бабочку, курицу, белку-летягу.)
  • Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.)
  • - Можно ли отнести их к одной группе? Какое из нарисо­ванных животных относится к птицам? (Курица, у нее есть крылья.)
  • - Но ведь курица летает плохо, а ее ученые (впрочем, как и вы) относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать - не самый главный признак птиц? Тогда что? Рассмотрите других птиц на с. 37. Найдите общий при­ знак всех птиц. (Это перья.)
  • Каких же животных мы будем называть птицами? (Тело ко­торых покрыто перьями.)
  • Муравьшка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок на с. 36 и познакомиться со строением птицы (Работу можно провести в парах. Один из учеников читает подписи к рисунку, другой показывает части птицы. Затем дети меняются ролями.)
  • - Чем покрыто тело птицы? (Перьями.)
  • V. Физкультминутка «Воробей» с гимнастикой для глаз (2 мин.)

  • Воробей взлетел повыше: (Руки в стороны - взмахи, как крыльями.)
    Видно все с высокой крыши. (Встать на носочки, приложить руку ко лбу, посмотреть в обе стороны)
    - Я люблю своих друзей. (Руки вперед, в стороны, на пояс)
    Зачирикал воробей.

  • - Следите глазами за воробьем, не поворачивая головы. (На указке воробей. Учитель выполняет движения «восьмерка»)

  • VI. Продолжение работы по теме урока
  • 1. Практическая работа в парах
  • (На каждой парте лежат разные по размеру, форме и цвету перья птиц.) Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером.)
  • - Каждое перо имеет стрежень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.
  • А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их.
  • Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание на то, как прикрепляются бородки.
  • Что случится, если сейчас подует ветерок? (Перья полетят. Они легкие.)
  • - Разрежьте перо. Что вы видите внутри? (Ничего. Внутри пусто.) Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.
  • Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо? (Нет, вода скатилась капельками.)
  • А теперь отрежьте кусочек и опустите в воду. Утонуло ли пер?
  • Какой вывод из этого следует? (Перья защищают птицу от воды и сырости.)
  • - Подумайте, для чего нужны птицам большие перья. (Чтобы летать.)
  • - Для чего же нужны маленькие перышки? {Для тепла.)
  • Из истории письма.
  • - А как человек использует перья? (для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения)
  • Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и люди пи­сали гусиными перьями?
  • (Учитель может рассказать и показать, как писали перьями.)
  • 4. Беседа, работа по учебнику
  • Еще раз рассмотрите птиц на с. 37. Вспомните их названия.
  • Посоветуйтесь с соседом по парте. Неизвестных вам птиц назовите с помощью атласа-определителя. (Самопроверка по учебнику (с. 90).)
  • - А все ли птицы умеют летать?
  • - Отгадайте загадки.
  • И петь не поет,
  • И летать не летает
  • За что же тогда
  • Его птицей считают? (Страус.)
  • Страусы не умеют летать, но у них длинные и очень сильные ноги, на которых они бегают так же быстро, как лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков.
  • Скажи-ка мне, Какой чудак
  • И днем и ночью
  • Носит фрак? (Пингвин.)
  • Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу - рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, зато у них есть лапы - ласты, которые помогают им пла­вать. Их тело покрыто густым непромокаемым опереньем. Чтобы выжить, этим птицам не нужно подниматься в воздух, поэтому они не летают, их крылья выполняют другие функции.
  • - Эти животные не умеют летать, но они являются птицами.
  • - Почему? (Их тело покрыто перьями.) (На доске появляются картинки с изображением пингвина, страуса.)
  • - Отгадайте, о какой птице идет речь.
  • (По мере отгадывания учитель показывает картинки с изобра­жением птиц, о которых идет речь.)
  • Пестрая крякушка
  • Ловит лягушек.
  • Ходит вразвалочку,
  • Спотыкалочку. (Утка.)
  • Ночь, как смола, черным-черна.
  • Серой птице не до сна.
  • Меж кустов, как тень, скользит,
  • Караулит, кто не спит.
  • Ловит каждый шорох чутко.
  • А как крикнет, станет жутко,
  • Вздрогнет спящая трава. Это ухает... (сова).
  • Чёрный жилет,
  • Красный берет.
  • Нос, как топор.
  • Хвост, как упор. (Дятел.)
  • Спереди - шильце,
  • Сзади - вильце,
  • Сверху - черное суконце,
  • Снизу - белое полотенце. (Ласточка.)
  • Спинкою зеленовата,
  • Животиком желтовата,
  • Черненькая шапочка
  • И полоска шарфика. (Синица.)
  • - Попробуйте рассказать об одной из птиц по плану на с. 37. (Работа в парах.)
  • Пример рассказа
  • Сорока - птица средних размеров. Крылья черные, хвост длинный. Брюшко, грудь и полоса на плечах белые. (Заслушиваются три-четыре рассказа о разных птицах.)
  • - Придумайте сказочную историю по нижнему рисунку нас. 37.
  • - А знаете ли вы, что птицы бывают перелетные и зимующие?
  • - Почему их так называют?
  • Перелетные птицы - зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать.
  • Зимующие - не боятся холода и остаются здесь.
  • Когда прилетают птицы? Весной.

  • Перелетные - утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки.

  • Зимующие - воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока.

  • 5. Работа в тетради.
  • № 2 (с.26).
  • - Что можно сказать об окраске перьев? (Перья самые разные по цвету. Они украшают птиц.)
  • - Рассмотрите рисунок. Назовите птиц.
  • Чем эти птицы похожи? (Имеют черное оперение.}
  • Чем отличаются? (Размером.)
  • У вороны черные только голова, передняя часть шеи, крылья и хвост. Остальное оперение светло-серое.
  • У галки серый только затылок, все остальное оперение черное.
  • Грач отличается от своих сородичей следующими признаками: клюв вытянут, хвост сильно закруглен, оперение синевато-чер­ного цвета.
  • - Выполните задание.
  • № 3 (с.26).
  • - А сейчас нам предстоит научиться рисовать птичку. Рассмо­трите порядок выполнения рисунка. Выполните задание.
  • (Учитель может сам зачитать небольшие выдержки из статей словарика. Можно организовать работу в группах. Каждая группа получает задание познакомиться с информацией о какой-либо птице. Один-два хорошо читающих ученика из группы читают статью для остальных. Затем группы рассказывают о том, что узна­ли, всему классу. Учащиеся также могут заранее прочитать статьи дома с родителями и подготовить рассказы о птицах.)
  • VII. Рефлексия
  • (На доске крупное изображение птицы. Учитель называет ча­сти птицы, учащиеся по очереди выходят к доске и показывают их. Затем учитель показывает части птицы, учащиеся называют их.)
  • - Ребята наступила осень, а скоро зима. Птицам будет очень трудно добывать себе корм.
  • - Как мы им можем помочь?
  • У меня есть кормушка и я предлагаю вам посадить вашу птичку в кормушку.
  • VIII. Подведение итогов урока
  • Вернемся к учебной задаче урока. Каких животных назы­вают птицами? (Тело, которых покрыто перьями.)
  • Приведите примеры птиц.
  • По какому плану мы описывали птицу?
Рекомендации для занятий дома
  1. Рассказать об одной из птиц по плану на с. 37 учебника.



© 2010-2022