Доклад на тему «Мнемотехника –как прием формирования познавательных универсальных учебных действий»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему «Мнемотехника –как прием формирования познавательных универсальных учебных действий»

МБОУ «Гвардейская школа- гимназия №3»

2015г.

Доклад «Мнемотехника в развитии речи младших школьников»

Учитель начальных классов

Адаманова

Сание

Фахриевна





В связи c введением ФГОС в общеобразовательные учреждения, педагогам, необходимо соответствовать современным тенденциям развития образовательных процессов. Где главенствующее значение имеет живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности,. Целостный образовательный процесс направлен на реализацию системы, учитывающей всю организацию жизнедеятельности ребёнка и развития его личностных качеств на рефлексивной основе. Сюда относится образовательная область «коммуникация» - развитие общения, в том числе и речевого. Основными задачами работы по развитию речи детей в являются:

  • формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком
  • развитие словаря детей,
  • воспитание звуковой культуры речи,
  • формирование ее грамматического строя,
  • развитие связной речи
  • Эти задачи способствуют главной цели реализации Федеральных Государственных Требований - развитию навыков общения.
Современный мир насыщен информацией, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором и данная тенденция с каждым годом растет, поэтому развитие речи становиться все более актуальной проблемой. Исследования в этой области, выявили проблемные зоны в развитии речи у детей:
  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
  • Бедность речи.
  • Недостаточный словарный запас;
  • Употребление нелитературных слов и выражений;
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
  • Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.
  • К.Д.Ушинский писал: "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Так как наглядный материал усваивается лучше, использование мнемотехники, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию,
  • Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга - это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить».

  • Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В 1-2 классе с помощью учителя, в 3-4 классах - дети должны уметь самостоятельно. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
  • развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления и речи;
  • перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотаблицы могут использоваться:
  • для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при заучивании стихов.


Методы работы над изложением

Мнемотаблицы эффективны при работе над изложением

Изложение (пересказ) с теми или иными целями используется, по существу, на всех уроках. Главная цель изложений на уроках русского языка - обучение речи. Этим и определяется особая методика работы над изложением на занятиях по русскому языку.

учитель выберет те приемы, которые помогут более успешно решить поставленные задачи.

Мнемотехника -нетрадиционный метод работы над изложением

. В нашей практике мы сталкиваемся с разными уровнями восприятия исходного текста. Учащиеся могут не до конца при слушании воспринять тот или иной исходный текст. Апробировав и изучив нетрадиционный метод работы над изложением, мы в системе обучения русского языка ввели новые методы восприятия исходного текста. Этот метод называется нетрадиционным, так как при работе над изложением ребята используют рисуночный метод восприятия текста. Те учащиеся, у которых сильно развита зрительная память могут с помощью рисунка изложить содержание исходного текста, более легко воспринимают исходный текст. Поэтому такой метод работы более эффективен

Этапы работы работы над изложением

1 этап. Вступительная беседа. Ознакомление учащихся с методом работы, темой текста.

2 этап. Словарная работа.

3 этап. Чтение текста. (при чтении учащиеся рисуют свои рисунки по содержанию текста)

4 этап. Беседа по тексту с помощью рисунка.

5 этап. Повторное чтение.

6 этап. Редактирование. (проверка и исправление ошибок. Корректирование текста.) Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этапы работы над стихотворением: 1. Взрослый выразительно читает стихотворение. 2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. 3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль. 4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме. 5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. 6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Далее идёт заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов, помогает освоить элементы рассказывания.

  • Практика показывает, что большинство детей заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом "рисуют" его в памяти. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более "цепкой", их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:
  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.



© 2010-2022