- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на тему «Мнемотехника –как прием формирования познавательных универсальных учебных действий»
Доклад на тему «Мнемотехника –как прием формирования познавательных универсальных учебных действий»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Адаманова С.Ф. |
Дата | 21.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «Гвардейская школа- гимназия №3»
2015г.
Доклад «Мнемотехника в развитии речи младших школьников»
Учитель начальных классов
Адаманова
Сание
Фахриевна
В связи c введением ФГОС в общеобразовательные учреждения, педагогам, необходимо соответствовать современным тенденциям развития образовательных процессов. Где главенствующее значение имеет живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности,. Целостный образовательный процесс направлен на реализацию системы, учитывающей всю организацию жизнедеятельности ребёнка и развития его личностных качеств на рефлексивной основе. Сюда относится образовательная область «коммуникация» - развитие общения, в том числе и речевого. Основными задачами работы по развитию речи детей в являются:
- формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком
- развитие словаря детей,
- воспитание звуковой культуры речи,
- формирование ее грамматического строя,
- развитие связной речи
- Эти задачи способствуют главной цели реализации Федеральных Государственных Требований - развитию навыков общения.
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- Бедность речи.
- Недостаточный словарный запас;
- Употребление нелитературных слов и выражений;
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
- К.Д.Ушинский писал: "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Так как наглядный материал усваивается лучше, использование мнемотехники, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию,
-
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга - это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить».
- Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
- развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления и речи;
- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
- для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Методы работы над изложением
Мнемотаблицы эффективны при работе над изложением
Изложение (пересказ) с теми или иными целями используется, по существу, на всех уроках. Главная цель изложений на уроках русского языка - обучение речи. Этим и определяется особая методика работы над изложением на занятиях по русскому языку.
учитель выберет те приемы, которые помогут более успешно решить поставленные задачи.
Мнемотехника -нетрадиционный метод работы над изложением
. В нашей практике мы сталкиваемся с разными уровнями восприятия исходного текста. Учащиеся могут не до конца при слушании воспринять тот или иной исходный текст. Апробировав и изучив нетрадиционный метод работы над изложением, мы в системе обучения русского языка ввели новые методы восприятия исходного текста. Этот метод называется нетрадиционным, так как при работе над изложением ребята используют рисуночный метод восприятия текста. Те учащиеся, у которых сильно развита зрительная память могут с помощью рисунка изложить содержание исходного текста, более легко воспринимают исходный текст. Поэтому такой метод работы более эффективен
Этапы работы работы над изложением
1 этап. Вступительная беседа. Ознакомление учащихся с методом работы, темой текста.
2 этап. Словарная работа.
3 этап. Чтение текста. (при чтении учащиеся рисуют свои рисунки по содержанию текста)
4 этап. Беседа по тексту с помощью рисунка.
5 этап. Повторное чтение.
6 этап. Редактирование. (проверка и исправление ошибок. Корректирование текста.) Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этапы работы над стихотворением: 1. Взрослый выразительно читает стихотворение. 2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. 3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль. 4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме. 5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. 6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Далее идёт заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов, помогает освоить элементы рассказывания.
-
Практика показывает, что большинство детей заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом "рисуют" его в памяти. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более "цепкой", их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.