Урок по русскому языку на тему Основа слова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 3

Тема : «Основа слова»

Цель : формировать у детей понятие основа слова; учить находить основу, выделяя окончание; развивать речь, внимание и воображение; воспитывать чувство товарищества, любовь и уважение к родному краю, родительскому дому.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

1. Беседа.

- Что изучали на прошлом уроке?

- Какая часть слова называется окончанием?

-Для чего нужно окончание?

- Как его выделяют? Приведите примеры.

Алгоритм выделения окончания:

  1. Прочитайте слово.

  2. Измените его по вопросам.

  3. Выделите окончание.

  4. Вопросы : Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем?

- Какое окончание в слове кино? Почему?

- Приведите примеры ещё таких слов.

  1. Минутка каллиграфии.

а ий я е ее ый о

- Что могут обозначать эти буквы и буквосочетания? ( окончания)

- Приведите примеры.

3. Диктант- дубль.

1) Мама, ... 4) Большой,...

2) Кукушка, ... 5) Читала,...

3) Горизонт, ... 6) Кино,...

Проверка диктанта с объяснением подбора слов и орфограмм, выделение окончаний слов.

II . Сообщение темы и цели урока

Проблемная ситуация.

- Что остаётся , когда выделяем окончание? ( Часть слова. Она не изменяется.)

- Какая часть слова является основой в слове? Почему?

2. Научившись находить изменяемую часть слова - окончание , мы тем самым находим другую его часть , которая остаётся неизменной.Что это за часть слова, мы узнаем на уроке.

III. Изучение нового материала.

1. Исследование. Работа с правилом ( с. 95).

Самостоятельная работа учащихся с правилом.

- Как называют часть слова без окончания?

- Что такое основа слова?

- Выделите основу в диктанте- дубле в 2 словах.

- Составьте алгоритм нахождения основы.

1) Прочитайте слово.

2) Выделите окончание.

3) Выделите основу.

2. Основа- неизменная часть слова , в ней заключено лексическое значение слова. Обратите внимание на доску. ( На доске - образцы изменения слова дружба.)

- Какая часть не меняется?

- Как она называется?

3. «Справочное бюро».

Ученик зачитывает из словаря значение слова. Мы определили лексическое значение слова дружба по окончанию или по основе?

Выводы детей.

IV.Первичное закрепление.

  1. Работа с учебником.

Упр. 179 ( с комментированием).

  1. Физкультминутка.

V. Закрепление полученных знаний

1. Самостоятельная работа

Упр. 181

- Выпишите выделенные слова , выделите основу. Проверка.

- Что для вас родной край? ( Игра «Микрофон»)

3. « Аквариум».

Работа в парах. Упр. 183. Выполнения заданий упражнения.

VI. Итог урока

- Что такое основа?

- Как её выделить в слове?

- Какая часть в слове главная? Докажите. ( Элементы дискуссии).

Вывод: слово не может существовать без основы и без окончания.

- Для чего необходима основа?

- Для чего необходимо окончание?

VII. Домашнее задание : упр. 184



© 2010-2022