Рабочая программа. Технология. 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРАВДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА» МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждаю

Директор МБОУ « Правдинская №1»
____________________ Еронина Л.В.

31.08.2015







Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по технологии

для 3 класса

Составитель программы: Сураева М.В.

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Технология» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы для общеобразовательных учреждений авторов Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипиловой «Технология. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»). Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности. Цели изучения предмета «Технология»: - приобретение личного опыта как основы познания; - приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью; - формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Изучение предмета «Технология» направлено на решение следующих задач: - формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; - формирование мотивации успеха и достижений, творческой самоорганизации на основе организации предметно-преобразующей деятельности; - общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах; - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отражению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач); - развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; - формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; - развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; - формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных); - ознакомление с миром профессий и их социальном значением, историей возникновения и развития. Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на 3емле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе в качестве особых элементов содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя - к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта. При выполнении практических работ учащиеся: - знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов; - овладевают инвариантными составляющими (способами работы) технологических операций разметки, раскроя, сборки, отделки; - знакомятся с законами природы, на которые опирается человек при работе; - знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинками, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира; - осваивают проектную деятельность (определяют цели и задачи, распределяют участников для решения поставленных задач, составляют план, выбирают средства и способы деятельности, оценивают результаты, корректируют деятельность); - используют в работе преимущественно конструкторскую деятельность; - знакомятся с природой и использованием ее богатств человеком; - учатся экономно расходовать материал. 3анятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество. Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций тоже имеет огромный нравственный смысл. Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения. При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека, созидателя материальных ценностей и творца среды обитания, в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано содержанием предмета «Окружающий мир». В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство» в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда. Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика». В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы. Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создает условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Согласно Образовательной программе школы, на изучение технологии в третьем классе отводится 1 час в неделю, итого за год - 34 часа.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1 Как работать с учебником

1 ч

2 Человек и земля

21 ч

3 Человек и вода

4 ч

4 Человек и воздух

3 ч

5 Человек и информация

5 ч


ИТОГО

34 часа

Содержание программы (34 часа)

Наименование разделов и тем/Всего

часов

Часы

Содержание программного материала

Вид работы

Универсальные учебные действия Как работать с учебником (1 час)

1 Вопросы юного технолога. Путешествие по городу. Знакомство с учебником и ра-бочей тетрадью, условными обоз-начениями, кри-териями оценки изделия по разным основаниям. Анализировать и сравнивать учебник и рабочую тетрадь; использовать знаково- символические средства. Человек и зем-ля (21 час)

1 Архитектура. Конструирование из бумаги дома. Осуществлять поиск информации, используя материал учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном ма-териале в сотруд-ничестве с учителем; учитывать правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и поша-говый контроль по результату; адек-ватно воспринимать оценку учите- ля.

1 Городские по-стройки. Конструирование из проволоки те-лебашни.

1 Парк. Композиции из природных мате-риалов (городской парк).

2 Проект «Детская площадка». Конструирование из бумаги объектов детской площадки.

2 Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Строчка стебель-чатых, петельных и крестообразных стежков. Аппликация из ткани.

1 Изготовление тканей. Плетение гобелена.

1 Вязание. Вязание крючком воздушных петель.

1 Одежда для карнавала. Работа с тканью.

1 Бисероплетение. Бисероплетение.

1 Кафе. Конструирование из бумаги модели весов.

1 Фруктовый завтрак. Приготовление пищи.

1 Колпачок-цыпленок. Работа с тканью (колпачок для яиц).

1 Бутерброды. Приготовление пищи.

1 Салфетница. Конструирование из бумаги сал- фетки.

1 Магазин подарков. Работа с плас-тичными мате-риалами (тесто-пластика).

1 Золотистая соломка. Аппликация из соломки.

1 Упаковка подарков. Работа с бумагой и картоном.

1 Автомастерская. Конструирование из бумаги с ис-пользованием пластина и кры-шек для колес.

1 Грузовик. Работа с метал-лическим кон-структором. Человек и вода (4 часа).

1 Мосты. Работа с различ-ными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубо-чистки и пр.). Проектировать из-делие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять ито-говый и пошаговый контроль по результату; адек-ватно воспринимать оценку учителя. Умение с до-статочной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1 Водный транс-порт. Проект «Водный транс-порт». Конструирование из бумаги, пласт-массового конст-руктора.

1 Океанариум. Проект «Океанариум». Мягкая игрушка из подручных материалов.

1 Фонтаны. Конструирование из пластичных материалов фон-тана. Человек и воз-дух (3 часа).

1 Зоопарк. Работа с бумагой (оригами). Моделировать не-сложные изделия с разными конструк-тивными особен-ностями, используя изученную художественную технику.

1 Вертолетная площадка. Конструирование из бумаги с ис-пользованием пробки.

1 Воздушный шар. Техника папье-маше. Человек и ин-формация (5 часов).

1 Переплетная мастерская. Переплет книги. Принимать и сох-ранять учебную задачу; учитывать выделенные учите-лем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

1 Почта. Заполнение бланка почтового от-правления.

2 Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль». Работа с тканью, шитье.

1 Афиша. Работа на ком-пьютере.






Требования к уровню подготовки учащихся


Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться: - называть современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности; - понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; - анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; - организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. - уважительно относиться к труду людей; - понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; - понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, вопло-щать его в продукте; - демонстрировать готовый продукт (изделия), комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться: - на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; - отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы; - применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла, шило); - выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. - отбирать и выстраивать оптимальную технологи-ческую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; - прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно ком-бинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Конструирование и моделирование

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться: - анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; - решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере); - изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере). - соотносить объемные кон-струкции, основанные на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток; - создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться - соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач; -использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания; -создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций. - пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами ее получения, хранения, переработки.



Планируемые результаты освоения предмета
Усвоение курса «Технология» в третьем классе обеспечивает достижение следующих личностных результатов: - овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельсти; - оценивание жизненных ситуаций (поступков, явлении, событий) с точки зрения собственных ощущений, соотношение их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивание (поступков) в предложенных ситуациях, которые можно характеризовать как хорошие или плохие; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Предметными результатами изучения технологии в третьем классе являются: - простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания; - моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям); - решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление); - приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности; - простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, поверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы); - знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессий. Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в третьем классе является формирование следующих универсальных учебных действий: -самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; - уметь совместно с учителей выявлять и формулировать учебную проблему; - выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; - осуществлять текущий (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки; - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев; - искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете; - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий; - делать выводы на основе обобщения полученных знаний; - преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах); - высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - уметь сотрудничать, выполнять различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); - уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.





Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в третьем классе. Особенностями системы оценки являются: - комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); - использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; - оценка динамики образовательных достижений обучающихся; - уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; - использование накопительной системы оценивания («Мои достижения»), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; - использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. На этапе завершения работы над изделием проходит текущий контроль.
Работы оцениваются по следующим критериям: - качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом; - степень самостоятельности; - уровень творческой деятельности; - соблюдение технологии процесса изготовления изделия; - четкость, полнота и правильность ответа; - соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам; - аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств; - целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием). В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготавливать изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект. Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. Итоговая четвертная отметка складывается из учета текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учетом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.





Характеристика цифровой оценки (отметки) "5" («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; "4" («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты творческой работы; "3" («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала; "2" («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Характеристика деятельности учащегося

Планируемые результаты освоения материала

Универсальные учебные действия 1 2.09
Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествие по городу. Планировать изготовление изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Создавать и использовать карту маршрута путешествия. Прогнозировать и планировать процесс освоения умений и навыков для изготов-ления изделий. Объяснять новые понятия: «городская инфраструктура», «маршрутная карта», «экскурсия», «экскурсовод». Подбирать необходимые инструменты и материалы, необходимые для изготовления изделий. Использовать знаково-символические средства, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных призна-ков. 2 9.09
Архитектура. Изделие «Дом». Овладевать основами черчения и масштабирования (М 1:2; М 2:1), выполнять раз-метку при помощи шаблона, симметричного складывания. Сравнивать эскиз и технический рисунок, свойства раз-личных материалов, способы использования инструментов в бытовых условиях и в учебной деятельности. Ана-лизировать линии чертежа, конструкции изделия. Находить отдельные элементы архитектуры.
Объяснять понятия: «архитектура», «каркас», «чертеж», «масштаб», «эскиз», «технический рисунок», «развертка», «линии чертежа». Называть профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб. Осваивать правила безопасной работы ножом. Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 3 16.09
Городские постройки. Изделие «Телебашня». Осваивать правила работы с новыми инструментами, сравнивать способы их применения в бытовых условиях и учебной деятельности. Наблюдать и исследовать осо-бенности работы с проволокой, делать выводы о возможности применения проволоки в быту. Выполнять техниче-ких рисунок для конструирования модели телебашни из проволоки. Объяснять понятия: «проволока», «сверло», «кусачки», «плоскогубцы», «телебашня». Применять при изготовлении изделия правила безопасной работы новыми инструментами: плоскогубцами, остро-губцами - и способы работы с проволокой (скручивание, сгибание, откусывание). Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. 4 23.09
Парк. Изделие «Городской парк». Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность человека в сфере городского хозяйства и ланд-шафтного дизайна. Определять назначение инструментов для ухода за растениями. На основе самостоятельно составленного эскиза композиции планировать изготовление изделия. Выполнять из природных материалов, пластилина и бумаги объемную аппликацию на пластилиновой основе. Объяснять понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор. Называть профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник. Составлять эскиз композиции, выбирать природные материалы, отбирать необходимые ин-струменты, определять приемы и способы работы с ними. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 5 30.09
Проект «Детская площадка». Изделия: «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели». Применять на практике алгоритм организации деятельности при реализации проекта, определять этапы проект-ной деятельности. С помо-щью учителя заполнять тех-нологическую карту. Объяснять понятия: технологическая карта. Анализировать структуру технологической карты, сопоставлять техноло-гическую карту с планом изготовления изделия, алгоритмом построения деятельности в проекте. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 6 7.10
Проект «Детская площадка». Изделия: «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели». Конструировать с помощью технологической карты последовательность выполнения работы. Создавать объемный макет из бумаги. Размечать детали по шаблону, выкраивать их при помощи ножниц, соединять при помощи клея. Составлять и оформлять композицию. Составлять рассказ для презентации изделия, от-вечать на вопросы по пре-зентации. Применять приемы работы с бумагой. Применять умения работать с ножницами, шилом, соблюдать правила безопасной работы с ними. Проводить презентацию групповой работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода ра-боты и конечного резуль-тата. 7 14.10
Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Прак-тическая работа «Коллекция тканей». Изделия: «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков». Соотносить виды одежды с видом ткани, из которой она изготовлена, сравнивать свойства пряжи и ткани, определять виды волокон и тканей, рассказывать о способах их производства. Разли-чать разные виды украшения одежды - вышивку и монограмму. Различать виды ап-пликации. Исследовать особенности орнамента в национальном костюме. Объяснять понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, вы-кройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда. Называть профессии: модельер, закройщик, портной, швея. Осваивать алгоритм выполнения стебельчатых и крестооб-разных стежков. Применять правила безопасной работы. Осуществлять информа-ционный, практический поиск и открытие нового знания. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 8 21.10
Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделия: «Украшение платочка моно-граммой», «Украшение фартука». Определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения аппликации. Организовать рабочее место, рационально располагать материалы и инструменты. Ис-пользовать аппликации для украшения изделия. Оценивать качество выполненной работы. Объяснять понятия: аппликация, виды аппликации, монограммы, шов. Осваивать алгоритм выполнения аппликации. Осваивать и применять в практической деятельности способы украшения одежды (вышивка, монограмма). Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Оценивать по заданным критериями. 9 28.10
Изготовление тканей. Изделие «Гобилен». Находить и отбирать ин-формацию о процессе производства тканей (прядение, ткачество, отделка), используя разные источники. Анали-зировать и различать виды тканей и волокон. Исполь-зовать разметку по линейке и шаблону. Самостоятельно со-здавать эскиз и на его основе создавать схему узора, подбирать цвета для композиции, определять или подбирать цвет основы и утка и вы-полнять плетение. Объяснять понятия: ткачество, ткацкий станок, гобелен. Называть профессии: прядильщица, ткач. Использовать правила безопасности при работе шилом, ножницами. Осваивать технологию ручного ткачества, создавать гобелен по образцу. Осуществлять информа-ционный, практический поиск и открытие нового знания. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осу-ществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. 10 11.11
Вязание. Изделие «Воздушные петли». Находить и отбирать информацию о вязании, истории, способах вязания, видах и значении вязаных вещей в жизни человека. Подбирать размер крючков в соответствии нитками для вязания. Самостоятельно или по образцу создавать композицию на основе воздушных петель.
Объяснять понятия: вязание, крючок, воздушные петли. Осваивать технику вязания воздушных петель крючком. Использовать правила работы крючком при выполнении воздушных петель. Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Осуществлять само-контроль и корректировку хода работы и конечного результата. 11 18.11
Одежда для карнавала. Изделия: «Кавалер», «Дама». Составлять рассказ о проведении карнавала. Определять и выделять характерные особенности карнавального костюма, участвовать в творческой деятельности по соз-данию эскиза карнавальных костюмов. Использовать свойства крахмала, обрабатывать при помощи его мате-риал. Выполнять украшение изделий по собственному замыслу. Объяснять понятия: карнавал, крахмал, кулиска. Соблюдать правила работы ножницами и иглой. Использовать крахмал для изготовления украшений для карнавального костюма. Выполнять разные виды стежков (косые и прямые) и шов «через край». Осуществлять поиск информации, строить речевое высказывание в устной форме. Моделировать несложные изделия с разными конст-руктивными особенностями, используя изученную художественную технику. 12 25.11
Бисероплетение. Практическая работа «Кроссворд «Ателье мод». Изделия: «Браслетик», «Цветочки», «Браслетик «Подковки». Находить и отбирать информацию о бисере, его видах и способах создания украшений из него. Составлять рассказ по полученной информации и на основе собственного опыта. Сравнивать и различать виды бисера. Подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Со-относить схему изготовления изделия с текстовым и слайдовым планами. Объяснять понятия: бисер, бисероплетение. Осваивать способы и приемы работы с бисером, использовать знания о леске при изготовлении изделий из бисера. Осуществлять информа-ционный, практический поиск и открытие нового знания. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осу-ществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. 13 2.12
Кафе. Практи-ческая работа «Тест «Кули-нарные принад-лежности». Изделие «Весы». Составлять рассказ о профессиональных обязанностях повара, кулинара, официанта, используя иллюстрации учебника и собственный опыт. Понимать назначение инструментов и приспособлений для приготовления пищи. Определять массу продуктов при помощи весов и мерок. Ис-пользовать таблицу мер веса продуктов. Выполнять раскрой деталей изделия по собст-венному замыслу. Проверять изделие в действии. Объяснять понятия: порция, меню. Называть профессии: повар, кулинар, официант. Осваивать сборку подвижных соединений при помощи шила, кнопки, скрепки. Использовать правила безопасного обращения с инструментами. Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника и собственный опыт, выделять этапы работы, соотносить этапы из-готовления изделия с эта-пами создания изделия. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 14 9.12
Фруктовый завтрак. Практическая работа «Таблица «Стоимость завтрака». Изделие «Фрук-товый завтрак», «Солнышко на тарелке» (по выбору учителя). Анализировать рецепт, определять ингредиенты, необходимые для приготовления блюда, и способ его приго-товления. Рассчитывать стоимость готового блюда. Готовить простейшие блюда по готовым рецептам в классе без термической обработки и дома с термической обработкой под руководством взрос-лого. Анализировать рецепт блюда, выделять и планировать последовательность его приготовления, распределять обязанности. Объяснять понятия: рецепт, ингредиенты, стоимость. Называть меры безопасности при приготовлении пищи. Использовать правила гигиены при приготовлении пищи. Освавать способы приготовления пищи. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. Осу-ществлять самоконтроль и оценивать промежуточные этапы, презентовать приго-товленное блюдо. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 15 16.12
Колпачок-цыпленок. Изделие «Колпачок-цыпленок». Анализировать план работы по изготовления изделия и заполнять на его основе тех-нологическую карту. Выполнять разметку деталей изделия с помощью линейки. Из-готавливать выкройку. Выполнять раскрой деталей. Использовать освоенные виды строчек для соединения деталей изделия. Соблюдать пра-вила экономного расходования материала. Знакомиться на практическом уроке с понятием «сохранение тепла» и со свойствами синтепона. Объяснять понятия: синтепон, сантиметровая лента. Осваивать правила сервировки стола к завтраку. Рационально организовывать рабочее место. Осваивать способы работы с тканью. Осуществлять информа-ционный, практический поиск и открытие нового знания. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. 16 23.12
Бутерброды. Изделия: «Бутерброды», «Радуга на шпажке» (по выбору учителя). Анализировать рецепты закусок, выделять их ингредиенты, называть необходимые для приготовления блюд ин-струменты и приспособления. Определять последовательность приготовления закусок. Готовить закуски в группе, самостоятельно распределять обязанности в группе, помогать друг другу при изготовлении изделия. Осваивать способы приготовления холодных закусок. Соблюдать при приготовлении изделия правила приготовления пищи и правила гигиены. Сервировать стол закусками. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. Осу-ществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Презентовать изделие. 17 13.01
Салфетница. Изделия: «Салфетница», «Способы складывания салфеток». Анализировать план изготовления изделия, заполнять на его основе технологическую карту. Выполнять раскрой де-талей на листе, сложенной гармошкой. Самостоятельно оформлять изделие. Объяснять понятия: салфетница, сервировка. Использовать в работе знания о симметричных фигурах, симметрии. Осваивать правила сервировки стола. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. 18 20.01
Магазин подарков. Изделия: «Соленое тесто», «Брелок из ключей». Находить на ярлыке информацию о продукте, анализировать ее и делать выводы. Обосновывать выбор товара. Сравнивать свойства соленого теста со свойствами других пластичных материалов (пластилина, глины). Применять приемы работы и инструменты для создания изделия из соленого теста. Вы-полнять разметку деталей по шаблону, раскрой и оформление изделия. Использовать правила этикета при вручении подарка. Объяснять понятия: магазин, консультировать, витрина, этикетка, брелок. Называть профессии: товаровед, бухгалтер, кассир, кладовщик, офор-митель витрин. Использовать приемы приготовления соленого теста, осваивать способы придания ему цвета. Ис-пользовать правила работы шилом. Моделировать изделие, выделять его существенные характеристики. Осуществлять самоконтроль и коррек-тировку хода работы и конечного результата. 19 27.01
Золотистая соломка. Изделие «Золотистая соломка». Использовать технологию подготовки соломки для изготовления изделия. Составлять композицию с учетом особенностей соломки, подбирать материал по цвету, размеру. Объяснять понятия: соломка, междоузлия. Осваивать способы подготовки и приемы работы с новым природным материалом - соломкой. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. 20 3.02
Упаковка подарков. Изделие «Упаковка подарков». Соотносить выбор оформления, упаковки подарка с возрастом и полом того, кому он предназначен, с габаритами подарка и его назначением. Использовать для оформления подарка различные материалы, применять приемы и способы работы с бумагой. Осваивать прием соединения деталей при помощи скотча. Объяснять понятия: упаковка, контраст, тональность. Осваивать правила упаковки и худо-жественного оформления подарков, применять знание основ гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Планировать оформление изделия по собственному замыслу, объяснять свой замысел при презентации упаковки. 21 10.02
Автомастерская. Изделие «Фургон «Мороженное». Анализировать внутреннее устройство автомобиля по рисунку в учебнике и определять его основные конструк-тивные особенности. Осваивать и применять правила построения развертки при помощи вспомогательной сетки. При помощи развертки конструировать геометрические тела для изготовления изделия. Создавать объемную мо-дель реального предмета, соблюдая основные его параметры. Объяснять понятия: пассажирский транспорт, двигатель, экипаж, упряжка, конструкция, объемная фигура, грань. Называть профессии: инженер-конструктор, автослесарь. Осваивать технологию конструи-рования объемных фигур. Моделировать изделие, выделять его существенные характеристики. Осуществлять самоконтроль и коррек-тировку хода работы и конечного результата. 22 17.02
Грузовик. Прак-тическая работа «Человек и зем-ля». Изделия: «Грузовик», «Автомобиль». На основе образца и иллюстраций к каждому этапу работы составлять план сборки изделия: определять количество деталей и виды соеди-нения, последовательность операций, самостоятельно составлять технологическую карту, определять инструменты, необходимые на каждом этапе сборки. Осваивать новые способы соединения деталей: подвижное, неподвиж-ное. Объяснять понятия: подвижное соединение, неподвижное соединение. Осваивать алгоритм сборки различных видов автомобилей из конструк-торов. Анализировать конструк-торско-технологические особенности предполагаемых изделий. Конструировать объекты с учетом технических условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие инструменты и материалы. 23 24.02
Мосты. Изделие: модель «Мост». Создавать модель висячего моста с соблюдением его конструкторских особенностей. Анализировать и выде-лять основные элементы реального объекта, которые необходимо перенести при изготовлении модели. Заполнять технологическую карту. Выполнять чертеж деталей и разметку при помощи шила. Подбирать материалы для изготовления изделия. Осваивать и использовать новые виды соединения деталей (натягивание нитей). Объяснять понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция. Осваивать работу с различными ма-териалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки и пр.). Осуществлять информа-ционный, практический поиск и открытие нового знания. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осу-ществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. 24 2.03
Водный транспорт. Проект «Водный транспорт». Изделия: «Яхта», «Баржа» (по выбору учителя). Осуществлять поиск информации о водном транспорте и видах водного транспорта. Самостоятельно организовывать свою деятельность в проекте: анализировать кон-струкцию, заполнять технологическую карту, определять последовательность операций. Объяснять понятия: верфь, баржа, контргайка. Называть профессии: кораблестроитель. Осваивать конструирование изделия. Осуществлять информа-ционный, практический поиск. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
25 9.03
Океанариум. Проект «Океанариум». Практическая работа «Мягкая игрушка». Изделие: «Осьминоги и рыбка». Составлять рассказ об океанариумах и его обитателях. Различать виды мягких игрушек. Знакомиться с правилами и последовательностью работы над мягкой игрушкой. Соотносить формы морских жи-вотных с формами предметов, из которых изготавливаются мягкие игрушки. Находить применение старым вещам. Использовать стежки и швы. Объяснять понятия: мягкая игрушка, океанариум. Называть профессии: ихтиолог. Осваивать технологию создания мягкой игрушки из подручных материалов. Соблюдать правила работы иглой. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода ра-боты и конечного резуль-тата. 26 16.03
Фонтаны. Практическая работа «Человек и вода». Изделие «Фонтан». Составлять рассказ о фонтанах, их видах и конструктивных особенностях. Изготав-ливать объемную модель из пластичных материалов по заданному образцу. Анализировать план изготовления изделия, самостоятельно осу-ществлять его. Выполнять раскрой деталей по шаблону, оформлять изделие при помощи пластичных материалов. Объяснять понятия: фонтан, декоративный водоем. Осваивать изготовление объемной модели (фонтан). Осуществлять информа-ционный, практический поиск. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Осуществлять самоконт-роль и корректировку хода работы и конечного рзультата. 27 23.03
Зоопарк. Практическая работа «Тест «Условное обозначение техники оригами». Изделие «Птицы». Сравнивать различные техники создания оригами. Обобщать информацию об истории возникновения искусства оригами и его использовании. Осваивать условные обозначения техники оригами. Оп-ределять последовательность выполнения операций, ис-пользуя схему. Выполнять работу по схеме, соотносить знаковые обозначения с вы-полненными операциями по сложению оригами. Объяснять понятия: оригами, бионика. Осваивать приемы сложения оригами, понимать их графическое изображение.
Анализировать образец, определять последовательность действий, контролиро-вать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. 28 6.04
Вертолетная площадка. Изделие «Вертолет «Муха». Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность летчика, штурмана, авиаконструктора. Определять и называть основные детали вертолета. Анализировать план изготовления из-делия. Выполнять разметку деталей по шаблону, раскрой ножницами. Использовать новый материал - пробка. Объяснять понятия: вертолет, лопасть. Называть профессии: летчик, штурман, авиаконст-руктор. Использовать приемы работы с разными материалами. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. 29 13.04
Воздушный шар. Изделие «Воздушный шар». Подбирать бумагу для изготовления изделия «Воздушный шар», исходя из знания свойств бумаги. Составлять технологическую карту. Контролировать изготовление изделия на основе технологической карты, самостоятельно выполнять раскрой деталей корзины. Объяснять понятия: папье-маше. Осваивать и применять технологию изготовления изделия из папье-маше, создавать изделия в этой технологии.
Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику. 30 20.04
Переплетная мастерская. Изделие «Переплетная мастерская». Осуществлять поиск информации о книгопечатании из разных источников, называть основные этапы книгопечатания, характеризовать про-фессиональную деятельность печатника, переплетчика. Анализировать составные элементы книги. Использовать эти знания для работы над изделием. Объяснять понятия: переплет. Называть профессии: печатник, переплетчик. Осваивать технику переплетных работ. Использовать приемы работы с бумагой, ножницами.
Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия. 31 27.04
Почта. Осуществлять поиск информации о способах общения и передачи информации. Ана-лизировать и сравнивать различные виды почтовых отправлений, представлять процесс доставки почты. Отби-рать информацию и кратко излагать ее. Рассказывать об особенностях работы поч-тальона и почты, использовать материал учебника и собственные наблюдения. Объяснять понятия: коррес-пондент, бланк. Называть профессии: почтальон, почтовый служащий. Осваивать способы заполнения бланка телеграммы, использовать правила правописания.
Строить речевое высказывание в устной форме. Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника. Анализировать образец. 32 4.05
Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль». Изделие «Кукольный театр». Осуществлять поиск информации о театре, кукольном театре, пальчиковых куклах. Составлять рассказ о театре. Осмысливать этапы проекта и проектную документацию. Объяснять понятия: театр, театр кукол, программа. Называть профессии: кукольник, художник-декоратор, кукловод.
Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия. 33 11.05
Проект «Готовим спектакль». Изделие «Кукольный театр». Создавать изделие по одной из технологии, использовать навыки работы с бумагой, тканью, нитками. Создавать модели пальчиковых кукол для спектакля, оформлять их по собственному эскизу. Са-мостоятельно выбирать способы оформления изделия. Распределять в группе обязанности при изготовлении кукол для спектакля. Рассказывать о правилах поведения в театре. Планировать свою работу, работать в группе. Само-стоятельно составлять план работы по изготовлению изделия. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода ра-боты и конечного резуль-тата. 34 18.05
Афиша. Изделие «Афиша». Анализировать способы оформления афиши, определять особенности ее оформления. Создавать и сохранять документы в программе Microsoft Office Word, форма-тировать и печатать доку-мент. Выбирать картинки для оформления афиши. Проводить презентацию проекта «Кукольный спектакль». Объяснять понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор. Осваивать правила набора текста в программе Microsoft Office Word. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.








Материально-технические обеспечение образовательного процесса


Печатные пособия Таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса: - технология обработки ткани; - технология обработки бумаги и картона; - технология организации рабочего места (для работы с разными материалами). Альбомы демонстрационного и раздаточного материала: - коллекции «Бумага и картон», «Лён», «Хлопок», «Шерсть»; - раздаточные материалы.

Технические средства обучения - оборудование рабочего места учителя; - классная доска с креплениями для таблиц; - магнитная доска; - персональный компьютер с принтером; - ксерокс; - СD/DVD-проигрыватель; - телевизор с диагональю не менее 72 см;

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование - набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой; - набор демонстрационных материалов, коллекции (в соответствии с программой); - наборы цветной бумаги, картона, в том числе гофрированного, кальки и пр.; - заготовки природного материала.

Оборудование класса - ученические столы двухместные с комплектом стульев; - стол учительский с тумбой; - шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.; - демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий); - настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия: 1. Технология. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с СD-диском) Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. - М.: Просвещение, 201З. 2. Технология. Рабочая тетрадь. 3 класс Роговцева Н.И,, Богданова Н.В., Шипилова Н. В. - М.: Просвещение, 2012. Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу: 1. Технология. Рабочие программы. 1-4 классы/ Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. - М.: Просвещение, 2012. 2. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс/Шипилова Н. В., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. - М.: Просвещение, 2013. 3. Уроки технологии с применением информационных технологий. 1-4 классы. Выпуск 2. Методическое пособие с электронным приложением/Авт.-сост. Е.Н. Тюшкина. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа). 4. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности/С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).

© 2010-2022