Статья Формирование читательских компетенций младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование читательских компетенций младших школьников



Ершкова Галина Николаевна,

учитель начальных классов

МАОУ Первомайской СОШ № 2,

Нижегородской области



«Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться»

Александр Блок, русский поэт (1880-1921).


Россияне перестали быть самой читающей нацией. По статистике, приведенной в 2005 году одной из десяти ведущих мировых компаний, исследующих книжный рынок, NOP World - россияне уступили пальму первенства не только индийцам и китайцам, но и таиландцам, филиппинцам и египтянам. Исследование показало, что больше всех сейчас читают индийцы, которые тратят на это занятие почти 11 часов в неделю. Жителей России опережают также таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи.

Первая десятка самых читающих стран по количеству часов в неделю:

1. Индия 10,7 часа в неделю.

2. Таиланд 9,4 часа в неделю.

3. Китай 8,0 часов в неделю.

4. Филиппины 7,6 часа в неделю.

5. Египет 7,5 часа в неделю.

6. Чехия 7,4 часа в неделю.

7. Россия 7,1 часа в неделю.

8. Швеция 6,9 часа в неделю.

9. Франция 6,9 часа в неделю.

10.Венгрия 6,8 часа в неделю.

(По материалам РИА Новости)


Данная проблема актуальна и предполагает дальнейшие шаги, проекты и программы решения на уровне государства. «Национальная программа поддержки и развития чтения» находится в стадии решения и рассчитана до 2020 года. Важная роль по формированию личности юного читателя лежит на школе. Задача учителя, школы - это развитие информационной культуры школьников через формирование читательских компетенций. Важные вопросы, которые всегда волнуют читателя, а учителя больше всего - это: -Что читать? Как читать? Для чего читать? Литература, на которой выросло поколение младших школьников советской эпохи - это произведения, которые воспитывали в детях самые лучшие моральные качества: дружбу, честность, ответственность, взаимовыручку. Но социум и современное общество не стоит на месте и дети уже не с таким увлечением читают эти произведения, а современный рынок подчас предлагает то, что пользуется спросом, но к литературе в высоком понимании этого слова не имеет отношения. Ибо, литература для детей в первую очередь должна быть книгой жизни. Важно, чтобы ребенок находил в книгах то, что его волнует на сегодняшний момент, то о чем он мечтает, то …. И не обязательно в конце такой книги «должна стоять точка», лучше, если это будет многоточие. Пусть ребёнок сам придет к своему суждению. Это я, конечно, рассуждаю о литературе с точки зрения педагога, которому и в современных учебниках иногда не хватает таких нравственных произведений, материал которых подходил бы и для этической беседы и для глубокого языкового анализа текста. Хотя, конечно, они подобраны исходя из решения комплексных задач. Учитель должен научить детей сопоставлять литературу разную и формировать эстетический вкус детей.

В концепции модернизации российского образования одним из успешных условий самообразования является сформированность ключевых компетенций. Читательская компетенция является стержневой.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться - гласит пословица. Важно вооружить ребенка знанием «Как это делать? Где это узнать? Как это обработать? Где это мне пригодится?», чем дать ему знания в готовом виде, не позволив ребенку даже посомневаться в том, правильно он думает или нет.

Формирование духовно зрелой личности и социально адаптированного человека идет не только на уроках литературного чтения, но и на других уроках, и во внеурочной деятельности. Но всё же уроки литературы очень важны. И, может быть, не следует забывать, что именно в начальной школе закладываются и формируются общеучебные навыки и черты личности ребенка.

Читательская компетентность - это совокупность знаний и навыков, которые позволяют ребенку:

-позитивно относиться к чтению (ценность чтения - зачем читать?);

- уметь ориентироваться в разнообразии книг и формировать библиографическую грамотность (читательский кругозор - что читать? о чем читать?);

-уметь выполнять читательские действия в работе с книгой и произведением, использовать продуктивные способы чтения (как читать?).

Статья Формирование читательских компетенций младших школьниковСтатья Формирование читательских компетенций младших школьниковСтатья Формирование читательских компетенций младших школьниковКак формирую читательские компетенции младших школьников?

Навык чтения

Работа с книгой

Начитанность

Статья Формирование читательских компетенций младших школьниковСтатья Формирование читательских компетенций младших школьниковСтатья Формирование читательских компетенций младших школьников

Читательская деятельность

Формирование навыка чтения:

  • умение правильно прочитывать слова;
  • понимать смысл текста;
  • выразительно читать;
  • выдерживать оптимальный темп чтения.

Приемы, которые использую в своей работе:

Упражнения, способствующие правильному и грамотному чтению:

  • чтение слоговых таблиц;

  • игровые упражнения на развитие артикуляции;

  • многократное чтение, переходящее на незнакомую часть текста, с замером количества слов (не более 3-х раз один отрывок);

  • чтение наполовину закрытых строчек;

  • чтение слов в предложении начиная с конца;

  • чтение каждого слова в предложении справа налево;

Упражнения, совершенствующие навык по скорочтению (из опыта работы М.И.Омороковой):

  • чтение «Буксир»

1СПОСОБ. Учитель громко читает текст. Дети читают его «про себя», стараясь поспевать за учителем.

1.Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения осуществляется путём внезапной остановки на каком-либо слове. Учитель делает выборочную проверку.

2. Иной способ проверки - замена какого-либо слова другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети поднимают руки и вносят поправки.

2 СПОСОБ. Чтение в парах. Более сильный ученик читает «про себя» и пальцем следит по книге. А его партнёр читает вслух, но по пальцу соседа. Он должен поспевать за его чтением.

3СПОСОБ. Одновременное чтение учителя и ученика вслух. Учитель замолкает и читает «про себя», дети следуют его примеру. Затем снова идёт чтение вслух. Дети должны правильно уловить темп чтения и встретиться на одном слове.

  • «Прыжки» (чтение через слово)

  • «На одном дыхании»

(Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца)

  • «Бросок-засечка»

( Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде «Бросок». Раздаётся команда «Засечка», дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом находятся на коленях. По команде «Бросок» дети должны отыскать глазами место в книге, на котором остановились и продолжить чтение.

Упражнения, направленные на формирование умений сознательного чтения:

  • чтение текста с добавлением недостающего окончания, слога;

  • поиск в тексте смысловых несуразностей при чтении;

В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять - подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым. (Л. Каминский)

Работа с книгой:

Эффективность работы с книгой зависит от правильной её организации. Важно правильно спланировать эту работу на уроке и продумать ее целесообразность. Какие будут решаться учебные воспитательные и развивающие задачи? На работу с книгой в ходе урока должно отводиться определённое время. В начальной школе она должна занимать не больше 10-15 минут.

При работе с книгой можно применяю следующие приёмы:

  • работа по структуре книги;

  • составление справки - сведений о чём-нибудь, полученных после поисков.

  • составление плана текста (простого и сложного) ;

  • подготовка тезисов (краткое изложение основных мыслей прочитанного);

  • конспектирование - краткое изложение прочитанного;

  • списывание текста, цитирование - дословная выдержка из текста;

  • составление опорного (символьного) конспекта текста.

Упражнения, направленные на запоминание содержания прочитанного:

Самарский вариант обучения пересказу текста:

  • Чтение отрывка текста длительностью 1 - 2 минуты. Текст читает вслух учитель или сильный ученик, остальные следят по книгам.

  • Осознание и осмысление прочитанного, ответы на вопросы учителя. Вопросов должно быть не более 3 - 4.

  • Запись на доске 4 - 7 ключевых слов на доске.

  • Образцовый пересказ текста сильным учеником и прослушивание его классом.

  • Жужжащий пересказ в парах.

  • Пересказ текста слабым или средним учеником.

(И множество других приемов работы с текстом.)

На протяжении многих лет тесно работаю с городской библиотекой. С детьми посещаем литературный клуб центральной детской библиотеки «Что? Где? Когда?»

Работа с книгой - это ступень подготовки учащихся к самообразованию.

Начитанность или литературная грамотность - это то, что помогает ребенку быть социально - значимым среди сверстников, повышает его авторитет. И как важно помнить об этом педагогу.

Виды работ, которые помогают выявить уровень литературных компетентностей учащихся:

  • разнообразная работа с пословицами и фразеологизмами;

  • работа над лексическим значением слова;

  • библиогафическая работа;

  • литературные конкурсы и викторины;

  • тесты определенной направленности;

  • заучивание стихотворных произведений.

Читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.)

Чтение - это то, что помогает нам осмыслить и присвоить опыт других людей. Информация, полученная из книг, развивает фантазию, интуицию, речь и активизирует все мыслительные процессы. Никакие современные технологии не сумеют заменить важность общения ребенка с книгой, литературным произведением. Но, к сожалению, заменить не смогут, а вытеснять книгу из обращения еще как могут. Поэтому так и важна роль школы, педагогов и родителей по формированию у детей ценности и значимости чтения книг.

Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.

© 2010-2022