Воспитательная программа «Воспитание толерантности младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования Нижнеилимского района Иркутской области

Муниципальное образовательное учреждение

«Рудногорская средняя общеобразовательная школа»









Воспитательная программа

проблемно -ценностного общения:


«Развитие толерантности и культуры мира

в начальной школе»

Программу составила

Каптюк Т.В.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории


























Введение. Духовно - нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Ценности семейной жизни усваиваются ребенком с первых лет жизни. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Одна из ступеней развития гражданина России - осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культуры - духовной жизни его родного села. района, области, края. Через семью, родственников, друзей и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «моя семья», «мой дом». Традиционным источником нравственности опредиляются и базовые национальные ценности:

  • патриотизм - любовь к Россиии, семье, своему народу
  • социальность - свобода личности, справедливости, милосердия, чести, достоинства
  • гражданственность - права и обязанности
  • семья - здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших
  • российские религии - представление о духовности и нравственности
  • природа - родная земля, экологическое сознание

Сделать себя нравственнее, добрее, чище - значит сделать таким мир вокруг себя.

Пояснительная записка. Актуальность. Данная программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие установок толерантности и культуры мира у учащихся. Необходимость ведения такой программы с 1 класса продиктована современной ситуацией в российском обществе. Меняется национальный состав школы, большое количество больных детей. В программе сочетается психологический материал и системно-деятельностная педагогика, изучение народных традиций . игр и сказок, обладающих огромным воспитательным потенциалом. Программа работает на создание дружного сообщества детей и родителей, не зависимо от их национальности и физического развития. Практическая значимость. В процессе общения ребенок сам выбирает индивидуальный способ самопрезентации. Сохранение и развитие индивидуальности каждого -вот основная задача, каторая требует кропотливого ежедневного решения учителем для создания дружного классного коллектива. Лучшее воспитание- это воспитание в детях добра и милосердия на основе конкретных человеческих отношений. Предлагаемая программа представляет собой систему мероприятий для всех субъектов учебно-воспитательного процесса: детей, учителей, родителей. Построена она на основных принципах воспитательной системы Н.Е. Щурковой и концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности в свете требований ФГОС НОО.

В основе программы следующие идеи:

  • понятие толерантность
  • формирование способности ребенка оценивать и выстраивать свои отношения на основе моральных норм.
  • признание и уважение других культур.


Цель программы: формирование толерантного сознания учащихся, развитие толерантного взаимодействия и сотрудничества. Задачи:
  1. Достижение самим ребенком элементарной грамотности в области собственной этнической культуре ( уклад жизни, обычаи, традиции)
  2. Помощь детям - инвалидам и детям с ограниченными возможностями
  3. Развитие психологической компетентности ( навык активного слушателя, рефлексия своих чувств, эмпатия прогнозирование своего поведения)

Формы и методы работы: наряду с традиционными методами используются адаптированные психологические методы:
  • групповая дискуссия
  • создание проблемных ситуаций
  • ролевые игры
  • драматизация
  • тестирование и диагностика
  • тренинги
  • развивающие игры

Утверждаемые ценности взгляда на жизнь формируют в первую очередь Универсальные Учебные Действия:
  • субъективная позиция ребенка (ребенок учится оценивать ситуации)
  • толерантности, как умения принимать разное, отличное от собственного
  • рефлексивной оценки как способа решения жизненых задач

Учащимся начальной школы данная программа поможет:
  • адаптироваться в современном жизненном пространстве
  • осознавать разные ситуации жизни
  • вырабатывать способы действий в поведении

Педагогу данная программа позволит:
  • поднять воспитательную работу на новый уровень
  • использовать широкий диапазон адаптированных психологических форм
  • создать в классе атмосферу благополучия, комфорта.

Ожидаемый результат: Первый уровень: - приобретение социальных знаний Второй уровень - получение опыта Третий уровень - получения школьником самостоятельного общественного действия
Критерием эффективности программы можно считать формироввние у учащихся социально-личностной компетентности. К ним относятся:
  • усвоение основных понятий
  • освоение навыков анализа жизненных проблем
  • освоение основных технологий решения конфликта
  • формирование установки на сотрудничество
  • перенос полученных навыков в ситуацию общения в повседневной жизни .



Учебно - тематический план

1 класс

Тема: «Я и моя семья» Цель: помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а так же личности каждого Задачи:

  1. воспитывать уважение к себе, сверстникам, старшим
  2. помочь легче перенести адаптационный период.
Ориентировочные мероприятия:
сентябрь - сказки народов Сибири; я и моя семья октябрь - моя любимая игрушка; я и мое имя ноябрь - мой двор; я и мои друзья декабрь - мастерская Деде Мороза; я и мое здоровье январь - я и моя школа; моя страна февраль - мой дом; моя вселенная март - праздник для мам и учителей; я и мой характер апрель - что я знаю о себе что я узнал о себе май - подведение итогов года (диагностика)
Школа для родителей:
  • Роль и возможности семьи
  • эмоции и здоровье
  • причины возникновения конфликтов у детей , пути их решения

2 класс

Тема: «Ты да я да мы с тобой» Цель: формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива задачи:

  • учить взаимодействию при решении проблем
  • учить жить в коллективе и считаться с мнением других
  • формировать традиции класса

Ориентировочные мероприятия:
сентябрь - диагностика надо ли учиться дружить? октябрь - уважая себя, учимся уважать других; ноябрь - дружба - главное чудо; учимся увидеть в друге хорошее декабрь - КТД январь - как избавиться от прозвищ; тайны души февраль - из чего же сделаны наши мальчишки март - из чего же сделаны наши девчонки апрель - как положено друзьям, все мы делим пополам май - подведение итогов, диагностика
Школа для родителей:
  • Учимся договариваться
  • круглый стол : «Толерантное сознание»
  • воспитание у детей чуткости, внимания, милосердия

3 класс

тема «Вместе лучше»

цель: формирование толерантных отношений между детьми развивать желание быть лучше

задачи:

  • формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принять

  • воспитывать любовь к Родине, изучить ее историю, традиции, обычаи

Ориентировочные мероприятия:


сентябрь - диагностика. общение через игру октябрь - русские посиделки; добро и зло ноябрь - культура мира человека ; День толерантности декабрь - святки; Мы такие разные - такие похожие январь - на чем основано взаимопонимание февраль - масленица; великие сыны Отечества март - что делать с обидой апрель - волшебники добра май - ветераны рядом с нами; итог (диагностика)
Школа для родителей:

  • Требовательность разумная и излишняя
  • умеем ли мы дружить со своим ребенком?
  • конкурс семейного фото

4 класс

Тема: «Учимся договариваться» цель: формировать умение вести диалог. задачи:

  • формировать атмосферу дружбы
  • развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальной жизни

Ориентировочные мероприятия: сентябрь - знакомство с Конвенцией о правах ребенка октябрь - я и мои цели; я и моя будущая профессия ноябрь - качества важные для общения; научись управлять собой декабрь - правила доброго общения; радужный камень январь - что значит конфликтовать ? Учусь понимать людей февраль - навыки разрешения конфликта; 6 шагов решения конфликта март - учимся сотрудничать; самопрезентация в обществе апрель - развиваем доверие; мой личный вклад в дело сотрудничества май - подведение итогов Выпускной
Школа для родителей:
  1. формирование у детей успешного жизненного сценария
  2. проектирование будущего.
© 2010-2022