- Преподавателю
- Начальные классы
- Воспитательная программа «Воспитание толерантности младших школьников»
Воспитательная программа «Воспитание толерантности младших школьников»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Каптюк Т.В. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Департамент образования Нижнеилимского района Иркутской области
Муниципальное образовательное учреждение
«Рудногорская средняя общеобразовательная школа»
Воспитательная программа
проблемно -ценностного общения:
«Развитие толерантности и культуры мира
в начальной школе»
Программу составила
Каптюк Т.В.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Введение. Духовно - нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Ценности семейной жизни усваиваются ребенком с первых лет жизни. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Одна из ступеней развития гражданина России - осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культуры - духовной жизни его родного села. района, области, края. Через семью, родственников, друзей и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «моя семья», «мой дом». Традиционным источником нравственности опредиляются и базовые национальные ценности:
- патриотизм - любовь к Россиии, семье, своему народу
- социальность - свобода личности, справедливости, милосердия, чести, достоинства
- гражданственность - права и обязанности
- семья - здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших
- российские религии - представление о духовности и нравственности
- природа - родная земля, экологическое сознание
Сделать себя нравственнее, добрее, чище - значит сделать таким мир вокруг себя.
Пояснительная записка. Актуальность. Данная программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие установок толерантности и культуры мира у учащихся. Необходимость ведения такой программы с 1 класса продиктована современной ситуацией в российском обществе. Меняется национальный состав школы, большое количество больных детей. В программе сочетается психологический материал и системно-деятельностная педагогика, изучение народных традиций . игр и сказок, обладающих огромным воспитательным потенциалом. Программа работает на создание дружного сообщества детей и родителей, не зависимо от их национальности и физического развития. Практическая значимость. В процессе общения ребенок сам выбирает индивидуальный способ самопрезентации. Сохранение и развитие индивидуальности каждого -вот основная задача, каторая требует кропотливого ежедневного решения учителем для создания дружного классного коллектива. Лучшее воспитание- это воспитание в детях добра и милосердия на основе конкретных человеческих отношений. Предлагаемая программа представляет собой систему мероприятий для всех субъектов учебно-воспитательного процесса: детей, учителей, родителей. Построена она на основных принципах воспитательной системы Н.Е. Щурковой и концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности в свете требований ФГОС НОО.
В основе программы следующие идеи:
- понятие толерантность
- формирование способности ребенка оценивать и выстраивать свои отношения на основе моральных норм.
- признание и уважение других культур.
Цель программы: формирование толерантного сознания учащихся, развитие толерантного взаимодействия и сотрудничества. Задачи:
- Достижение самим ребенком элементарной грамотности в области собственной этнической культуре ( уклад жизни, обычаи, традиции)
- Помощь детям - инвалидам и детям с ограниченными возможностями
- Развитие психологической компетентности ( навык активного слушателя, рефлексия своих чувств, эмпатия прогнозирование своего поведения)
Формы и методы работы: наряду с традиционными методами используются адаптированные психологические методы:
- групповая дискуссия
- создание проблемных ситуаций
- ролевые игры
- драматизация
- тестирование и диагностика
- тренинги
- развивающие игры
Утверждаемые ценности взгляда на жизнь формируют в первую очередь Универсальные Учебные Действия:
- субъективная позиция ребенка (ребенок учится оценивать ситуации)
- толерантности, как умения принимать разное, отличное от собственного
- рефлексивной оценки как способа решения жизненых задач
Учащимся начальной школы данная программа поможет:
- адаптироваться в современном жизненном пространстве
- осознавать разные ситуации жизни
- вырабатывать способы действий в поведении
Педагогу данная программа позволит:
- поднять воспитательную работу на новый уровень
- использовать широкий диапазон адаптированных психологических форм
- создать в классе атмосферу благополучия, комфорта.
Ожидаемый результат: Первый уровень: - приобретение социальных знаний Второй уровень - получение опыта Третий уровень - получения школьником самостоятельного общественного действия
Критерием эффективности программы можно считать формироввние у учащихся социально-личностной компетентности. К ним относятся:
- усвоение основных понятий
- освоение навыков анализа жизненных проблем
- освоение основных технологий решения конфликта
- формирование установки на сотрудничество
- перенос полученных навыков в ситуацию общения в повседневной жизни .
Учебно - тематический план
1 класс
Тема: «Я и моя семья» Цель: помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а так же личности каждого Задачи:
- воспитывать уважение к себе, сверстникам, старшим
- помочь легче перенести адаптационный период.
сентябрь - сказки народов Сибири; я и моя семья октябрь - моя любимая игрушка; я и мое имя ноябрь - мой двор; я и мои друзья декабрь - мастерская Деде Мороза; я и мое здоровье январь - я и моя школа; моя страна февраль - мой дом; моя вселенная март - праздник для мам и учителей; я и мой характер апрель - что я знаю о себе что я узнал о себе май - подведение итогов года (диагностика)
Школа для родителей:
- Роль и возможности семьи
- эмоции и здоровье
- причины возникновения конфликтов у детей , пути их решения
2 класс
Тема: «Ты да я да мы с тобой» Цель: формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива задачи:
- учить взаимодействию при решении проблем
- учить жить в коллективе и считаться с мнением других
- формировать традиции класса
Ориентировочные мероприятия:
сентябрь - диагностика надо ли учиться дружить? октябрь - уважая себя, учимся уважать других; ноябрь - дружба - главное чудо; учимся увидеть в друге хорошее декабрь - КТД январь - как избавиться от прозвищ; тайны души февраль - из чего же сделаны наши мальчишки март - из чего же сделаны наши девчонки апрель - как положено друзьям, все мы делим пополам май - подведение итогов, диагностика
Школа для родителей:
- Учимся договариваться
- круглый стол : «Толерантное сознание»
- воспитание у детей чуткости, внимания, милосердия
3 класс
тема «Вместе лучше»
цель: формирование толерантных отношений между детьми развивать желание быть лучше
задачи:
-
формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принять
-
воспитывать любовь к Родине, изучить ее историю, традиции, обычаи
Ориентировочные мероприятия:
сентябрь - диагностика. общение через игру октябрь - русские посиделки; добро и зло ноябрь - культура мира человека ; День толерантности декабрь - святки; Мы такие разные - такие похожие январь - на чем основано взаимопонимание февраль - масленица; великие сыны Отечества март - что делать с обидой апрель - волшебники добра май - ветераны рядом с нами; итог (диагностика)
Школа для родителей:
- Требовательность разумная и излишняя
- умеем ли мы дружить со своим ребенком?
- конкурс семейного фото
4 класс
Тема: «Учимся договариваться» цель: формировать умение вести диалог. задачи:
- формировать атмосферу дружбы
- развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальной жизни
Ориентировочные мероприятия: сентябрь - знакомство с Конвенцией о правах ребенка октябрь - я и мои цели; я и моя будущая профессия ноябрь - качества важные для общения; научись управлять собой декабрь - правила доброго общения; радужный камень январь - что значит конфликтовать ? Учусь понимать людей февраль - навыки разрешения конфликта; 6 шагов решения конфликта март - учимся сотрудничать; самопрезентация в обществе апрель - развиваем доверие; мой личный вклад в дело сотрудничества май - подведение итогов Выпускной
Школа для родителей:
- формирование у детей успешного жизненного сценария
- проектирование будущего.