Урок русского языка для 2-го класса «Однокоренные слова»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СШ.№43 Целиноградского района

Урок русского языка для 2-го класса «Однокоренные слова»




Урок русского языка для 2-го класса «Однокоренные слова»

























Урок русского языка во 2 классе

по теме «Однокоренные слова»

подготовлен и проведен для декады

учителей начальных классов

Мофа Н.Л.


а.Р.Кошкарбаева 11.01.13г.

Урок русского языка во 2 классе.


Тема: Однокоренные слова.

Цели урока:

1.Формировать представление о родственных словах, корне слова, об однокоренных словах.

2.Учить подбирать родственные (однокоренные )слова ,выделять корень слова в однокоренных словах .

3.Различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова . Познакомить с понятием чередование.

4.Развивать память ,внимание, умение работать в парах.

5.Воспитывать наблюдательность, умение любоваться природой.

Тип урока. Урок усвоения навыков и умений.

Обобщения и закрепления знаний.

Вид урока. Нетрадиционный урок (урок-путешествие).

ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

-Ну-ка проверь ,дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли на месте

Все ли в порядке

Ручка книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «5».

Учитель. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Сегодня я предлагаю вам отправиться в «Путешествие в волшебный сад»

Для того чтобы мы смогли отправиться в наше путешествие, я попрошу ребят заполнить их билеты. Откройте тетради и запишите дату

«11 января» и «Классная работа»

III. Чистописание.

На момент чистописания

Я приготовила вам задание

Вы с закрытыми глазами

Угадаете буквы сами.

Два ученика по очереди выходят к доске и с закрытыми глазами достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их.)

Итак, это буквы Д,В.

- Какие звуки они обозначают?

Прежде чем повторить их написание, дайте характеристику этим звукам.

-Какие элементы мы используем при написании этих букв?

- Какие буквы обозначают мягкость согласного звука? (и, е, ё, ю, я) Какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)

- Запишите строчку слогов, где буква В будет обозначать мягкий согласным звук, а другую строчку, где буква Д будет обозначать твёрдый согласный звук.

Итак, отправляемся в путешествие. Встаньте на ножки и давайте покажем деревья, растущие в саду, в ветряную погоду.

III. Сообщение цели.

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему сад называется волшебным? Из чего могут состоять деревья в этом саду? [Ответ: Из слов]

Сказка «Деревья из слов»

Много-много лет назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово ВОЗ и стало оно расти .

Сначала один росток пустило ( ВОЗЧИК), потом второй ( ВОЗИТЬ), третий (ЗАВОЗ)…

( ВОЗЧИК, ВОЗИТЬ, ЗАВОЗ, ПОДВОЗ, ПРИВОЗИТЬ, ИЗВОЗ). Много ростков появилось от слова ВОЗ. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло!

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ

И правильно сделали, от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.

IV. Словарная работа.

Учитель. Ребята все слова на дереве выросли от слова ВОЗ (объяснить самой) - повозка с кладью, каким-нибудь грузом. Давайте попробуем сами объяснить слова, которые вам непонятны. Где надо искать значение непонятных слов? [Ответ: в толковом словаре]

(детям заранее произвольно роздано толкование слов)

ВОЗЧИК - (дети читают) тот, кто занят перевозкой грузов на лошадях

ВОЗИТЬ - перемещать, доставлять куда-нибудь, при помощи каких-нибудь средств передвижения.

ЗАВОЗ - (дети читают) доставка чего-либо по назначению

ПОДВОЗ - (дети читают) взяв с собой по пути, довезти до чего-нибудь

ПРИВОЗИТЬ - доставлять на чём-нибудь

ИЗВОЗ - (дети читают) перевозка грузов или людей

Учитель. У всех этих слов один общий корень -ВОЗ-, в котором заключено значение, смысл данных слов.

Давайте вспомним, что же такое корень

Родственные слова имеют общую часть корень.

Корень главная значимая часть слова. В ней заключено общее значение родственных слов.

Родственные слова иначе называют однокоренными.)

Учитель. Сегодня мы узнаем, какую роль в образовании новых слов играет корень, и как называются такие слова.

ФИЗМИНУТКА

«Вы, наверное, устали?»

(Выполнение действий по тексту)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали

Раз-два-три.

Ручками похлопали

Раз-два-три.

Покрутились, повертелись

Раз-два-три.

И за парты все уселись

Раз-два-три.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем

Раз-два-три-четыре-пять.

Открываем, поморгаем

Раз-два-три.

И работать продолжаем.

(Раз-два-три)

V. Тема урока


  1. ЗАДАНИЕ 1.

Учитель. Поднимите руку те, кто считает, что из корня САД может вырасти большое красивое дерево?

Давайте с вами сами посадим дерево из однокоренных слов, с корнем САД. Я буду называть значение слова, т.е. его толкование, а вы - называть мне слово.

- Участок земли, засаженный стараньем человека деревьями, кустами, цветами

САД

- Работник, занимающийся уходом за садом;

САДОВНИК

- Специалист, разводящий сад;

САДОВОД

- Место, на котором посажены растения, а также сами посаженные растения;

ПОСАДКА

- Выкопав растение, посадить его в другое место;

ПЕРЕСАДИТЬ

- Небольшой садик, цветник перед домом;

ПАЛИСАДНИК

- Цветок растущий в саду;

САДОВЫЙ

- Молодые растения, выращенные специально для пересадки на другое место;

РАССАДА

- Закапывать корнями в землю или сеять для выращивания;

САДИТЬ

ВЫВОД: Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными.)


Задание на карточке:

1.Соедините слова левого столбика с однокоренными словами из правого.


  1. ЗАДАНИЕ 2.

Пока вы писали на ваши парты опустились листочки которые унес ветер. Догадайтесь с какого они дерева.

(корни слов:стол,-друж-,-мор-,игр-.)

Дети выходят к доске и прикрепляют листочки-слова.)

  1. ЗАДАНИЕ 3.

Учитель. Ребята, посмотрите в наш сад кто-то пришел.

Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница

Давайте послушаем, о чём они говорят.

- Вы кто такие?

- Я Гусь, это - Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- Я ваша тётя - Гусеница.

Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница

Задания: Найдите слова с корнем гус-. Как называются такие слова? Относится ли к ним слов гусеница? Докажите, указав значение однокоренных слов)


Задание на карточке:

2. Зачеркните лишнее слово.

Выделите корень в однокоренных словах.

Лес мед

Лесок медик

Лестница медведь

Лесной медовый


4) ЧЕРЕДОВАНИЕ

Учитель. Ой, посмотрите, здесь ни только, Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница, но ещё и ребята пришли погулять.

Петя дёрнул за ухо Андрюху.

Тот как крикнет:

- Не тронь моё ухо!

А Лариска с проказником Борей

Потянули за ухо другое!

Стал Андрюшка ужасно не в духе:

- Что сказал я!?? - Не тронь мои ухи!

Засмеялись Лариса с Танюшей:

- Говорить надо правильно - УШИ!

Прояви здесь, Андрейка, вниманье!

Происходит тут ЧЕРЕДОВАНЬЕ!


Корни с чередованием(Изображения детей)


Корни с чередованием)


(ух- -уш-: ухо, уши)

( -лет- -лёт-: летит, самолёт)


(-бег- -беж-: бегут, бежит)


(-снег- -снеж-: снег, снежинка)

ФИЗМИНУТКА

«Смешайся, замри…»

-Замри по три--- все про корень расскажи.

-замри по четыре--- что такое окончание ?

5)Игра: «Снежная сказка»

Если вы услышите однокоренные слова, с корнем -снег-, или?..

-снеж-, хлопните в ладоши.


Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

А в завьюженных лесах -

Снежные палаты.

На сверкающих кустах -

Снежные халаты.

Скрипнут лыжи на бегу

В белом Снегограде,

Впишут синюю строку

В снежные тетради.


6) Работа в группах

Задание на карточке:

Подберите и запишите однокоренные слова .

Выделите корень.

Учитель. Ваша задача: написать как можно больше однокоренных слов. Итак, на одном листке корень -вода-, на другом - мороз.

Время пошло.

(индивидуально,в парах)

7) Проверка задания. Рефлексия (Сигнальные карточки)

Учитель. Сейчас один учащийся от каждой группы зачитывает слова, которые они записали, а ребята из других групп оценивают правильность выполнения задания. Если правильно - зелёная карточка, если не правильно - красная, с жёлтой молнией.

V. Итог урока

Учитель. Мы познакомились с однокоренными словами. Итак, какие слова называют однокоренными словами?

ВЫВОД: Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными

Учитель. Встаньте, пожалуйста. Давайте проверим как вы поняли тему нашего урока.

Если я назову пару однокоренных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными словами - вы присядете.

Постарайтесь сосчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо. (6 пар.)

Лес - лесник, стена - потолок, кот - котик, сад - садовый, дом - домашний, дом - дым, поле - полюшко, гриб - грибной, обед - стол, стул - кресло.


Учитель.Молодцы!.


VI. Домашнее задание Подберите однокоренные слова с корнем, указанным в карточке. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.




Приложение 1

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-снег-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.

Урок русского языка для 2-го класса «Однокоренные слова»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-лет-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.

Урок русского языка для 2-го класса «Однокоренные слова»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-бег-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.

Урок русского языка для 2-го класса «Однокоренные слова»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-лес-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.

Урок русского языка для 2-го класса «Однокоренные слова»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-ход-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.

Урок русского языка для 2-го класса «Однокоренные слова»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-боль-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.

Урок русского языка для 2-го класса «Однокоренные слова»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-зим-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.

Урок русского языка для 2-го класса «Однокоренные слова»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-вод-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.

Урок русского языка для 2-го класса «Однокоренные слова»



Приложение 2

Работа ученика 2 «Б» класса

_______________________________________

_______________________________________

1.Соедините слова левого столбика

с однокоренными словами из правого:

море сад

садовый моряк

деревянный боль

больной дерево

2.Зачеркните лишнее слова.

Выделите корень в однокоренных словах.

лес мёд

лесок мёдик

лестница медведь

лесной медовый

3.Подберите и запишите однокоренные слова.

Выделите корень.

Вода - __________________________________

Мороз - _________________________________

_________________________________















Приложение 3

Чередование


(ух- -уш-: ухо, уши)

( -лет- -лёт-: летит,самолёт)


(-бег- -беж-: бегут, бежит)


(-снег- -снеж-: снег, снежинка)

Приложение 4

Урок русского языка для 2-го класса «Однокоренные слова»


Приложение 5

Урок русского языка для 2-го класса «Однокоренные слова»


© 2010-2022