- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка для 2-го класса «Однокоренные слова»
Урок русского языка для 2-го класса «Однокоренные слова»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мофа Н.Л. |
Дата | 30.11.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
СШ.№43 Целиноградского района
Урок русского языка во 2 классе
по теме «Однокоренные слова»
подготовлен и проведен для декады
учителей начальных классов
Мофа Н.Л.
а.Р.Кошкарбаева 11.01.13г.
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Однокоренные слова.
Цели урока:
1.Формировать представление о родственных словах, корне слова, об однокоренных словах.
2.Учить подбирать родственные (однокоренные )слова ,выделять корень слова в однокоренных словах .
3.Различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова . Познакомить с понятием чередование.
4.Развивать память ,внимание, умение работать в парах.
5.Воспитывать наблюдательность, умение любоваться природой.
Тип урока. Урок усвоения навыков и умений.
Обобщения и закрепления знаний.
Вид урока. Нетрадиционный урок (урок-путешествие).
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
-Ну-ка проверь ,дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли на месте
Все ли в порядке
Ручка книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5».
Учитель. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Сегодня я предлагаю вам отправиться в «Путешествие в волшебный сад»
Для того чтобы мы смогли отправиться в наше путешествие, я попрошу ребят заполнить их билеты. Откройте тетради и запишите дату
«11 января» и «Классная работа»
III. Чистописание.
На момент чистописания
Я приготовила вам задание
Вы с закрытыми глазами
Угадаете буквы сами.
Два ученика по очереди выходят к доске и с закрытыми глазами достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их.)
Итак, это буквы Д,В.
- Какие звуки они обозначают?
Прежде чем повторить их написание, дайте характеристику этим звукам.
-Какие элементы мы используем при написании этих букв?
- Какие буквы обозначают мягкость согласного звука? (и, е, ё, ю, я) Какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)
- Запишите строчку слогов, где буква В будет обозначать мягкий согласным звук, а другую строчку, где буква Д будет обозначать твёрдый согласный звук.
Итак, отправляемся в путешествие. Встаньте на ножки и давайте покажем деревья, растущие в саду, в ветряную погоду.
III. Сообщение цели.
Учитель. Ребята, как вы думаете, почему сад называется волшебным? Из чего могут состоять деревья в этом саду? [Ответ: Из слов]
Сказка «Деревья из слов»
Много-много лет назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово ВОЗ и стало оно расти .
Сначала один росток пустило ( ВОЗЧИК), потом второй ( ВОЗИТЬ), третий (ЗАВОЗ)…
( ВОЗЧИК, ВОЗИТЬ, ЗАВОЗ, ПОДВОЗ, ПРИВОЗИТЬ, ИЗВОЗ). Много ростков появилось от слова ВОЗ. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло!
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ
И правильно сделали, от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.
IV. Словарная работа.
Учитель. Ребята все слова на дереве выросли от слова ВОЗ (объяснить самой) - повозка с кладью, каким-нибудь грузом. Давайте попробуем сами объяснить слова, которые вам непонятны. Где надо искать значение непонятных слов? [Ответ: в толковом словаре]
(детям заранее произвольно роздано толкование слов)
ВОЗЧИК - (дети читают) тот, кто занят перевозкой грузов на лошадях
ВОЗИТЬ - перемещать, доставлять куда-нибудь, при помощи каких-нибудь средств передвижения.
ЗАВОЗ - (дети читают) доставка чего-либо по назначению
ПОДВОЗ - (дети читают) взяв с собой по пути, довезти до чего-нибудь
ПРИВОЗИТЬ - доставлять на чём-нибудь
ИЗВОЗ - (дети читают) перевозка грузов или людей
Учитель. У всех этих слов один общий корень -ВОЗ-, в котором заключено значение, смысл данных слов.
Давайте вспомним, что же такое корень
Родственные слова имеют общую часть корень.
Корень главная значимая часть слова. В ней заключено общее значение родственных слов.
Родственные слова иначе называют однокоренными.)
Учитель. Сегодня мы узнаем, какую роль в образовании новых слов играет корень, и как называются такие слова.
ФИЗМИНУТКА
«Вы, наверное, устали?»
(Выполнение действий по тексту)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали
Раз-два-три.
Ручками похлопали
Раз-два-три.
Покрутились, повертелись
Раз-два-три.
И за парты все уселись
Раз-два-три.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
Раз-два-три-четыре-пять.
Открываем, поморгаем
Раз-два-три.
И работать продолжаем.
(Раз-два-три)
V. Тема урока
-
ЗАДАНИЕ 1.
Учитель. Поднимите руку те, кто считает, что из корня САД может вырасти большое красивое дерево?
Давайте с вами сами посадим дерево из однокоренных слов, с корнем САД. Я буду называть значение слова, т.е. его толкование, а вы - называть мне слово.
- Участок земли, засаженный стараньем человека деревьями, кустами, цветами
САД
- Работник, занимающийся уходом за садом;
САДОВНИК
- Специалист, разводящий сад;
САДОВОД
- Место, на котором посажены растения, а также сами посаженные растения;
ПОСАДКА
- Выкопав растение, посадить его в другое место;
ПЕРЕСАДИТЬ
- Небольшой садик, цветник перед домом;
ПАЛИСАДНИК
- Цветок растущий в саду;
САДОВЫЙ
- Молодые растения, выращенные специально для пересадки на другое место;
РАССАДА
- Закапывать корнями в землю или сеять для выращивания;
САДИТЬ
ВЫВОД: Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными.)
Задание на карточке:
1.Соедините слова левого столбика с однокоренными словами из правого.
-
ЗАДАНИЕ 2.
Пока вы писали на ваши парты опустились листочки которые унес ветер. Догадайтесь с какого они дерева.
(корни слов:стол,-друж-,-мор-,игр-.)
Дети выходят к доске и прикрепляют листочки-слова.)
-
ЗАДАНИЕ 3.
Учитель. Ребята, посмотрите в наш сад кто-то пришел.
Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница
Давайте послушаем, о чём они говорят.
- Вы кто такие?
- Я Гусь, это - Гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- Я ваша тётя - Гусеница.
Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница
Задания: Найдите слова с корнем гус-. Как называются такие слова? Относится ли к ним слов гусеница? Докажите, указав значение однокоренных слов)
Задание на карточке:
2. Зачеркните лишнее слово.
Выделите корень в однокоренных словах.
Лес мед
Лесок медик
Лестница медведь
Лесной медовый
4) ЧЕРЕДОВАНИЕ
Учитель. Ой, посмотрите, здесь ни только, Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница, но ещё и ребята пришли погулять.
Петя дёрнул за ухо Андрюху.
Тот как крикнет:
- Не тронь моё ухо!
А Лариска с проказником Борей
Потянули за ухо другое!
Стал Андрюшка ужасно не в духе:
- Что сказал я!?? - Не тронь мои ухи!
Засмеялись Лариса с Танюшей:
- Говорить надо правильно - УШИ!
Прояви здесь, Андрейка, вниманье!
Происходит тут ЧЕРЕДОВАНЬЕ!
Корни с чередованием(Изображения детей)
Корни с чередованием)
(ух- -уш-: ухо, уши)
( -лет- -лёт-: летит, самолёт)
(-бег- -беж-: бегут, бежит)
(-снег- -снеж-: снег, снежинка)
ФИЗМИНУТКА
«Смешайся, замри…»
-Замри по три--- все про корень расскажи.
-замри по четыре--- что такое окончание ?
5)Игра: «Снежная сказка»
Если вы услышите однокоренные слова, с корнем -снег-, или?..
-снеж-, хлопните в ладоши.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
А в завьюженных лесах -
Снежные палаты.
На сверкающих кустах -
Снежные халаты.
Скрипнут лыжи на бегу
В белом Снегограде,
Впишут синюю строку
В снежные тетради.
6) Работа в группах
Задание на карточке:
Подберите и запишите однокоренные слова .
Выделите корень.
Учитель. Ваша задача: написать как можно больше однокоренных слов. Итак, на одном листке корень -вода-, на другом - мороз.
Время пошло.
(индивидуально,в парах)
7) Проверка задания. Рефлексия (Сигнальные карточки)
Учитель. Сейчас один учащийся от каждой группы зачитывает слова, которые они записали, а ребята из других групп оценивают правильность выполнения задания. Если правильно - зелёная карточка, если не правильно - красная, с жёлтой молнией.
V. Итог урока
Учитель. Мы познакомились с однокоренными словами. Итак, какие слова называют однокоренными словами?
ВЫВОД: Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными
Учитель. Встаньте, пожалуйста. Давайте проверим как вы поняли тему нашего урока.
Если я назову пару однокоренных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными словами - вы присядете.
Постарайтесь сосчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо. (6 пар.)
Лес - лесник, стена - потолок, кот - котик, сад - садовый, дом - домашний, дом - дым, поле - полюшко, гриб - грибной, обед - стол, стул - кресло.
Учитель.Молодцы!.
VI. Домашнее задание Подберите однокоренные слова с корнем, указанным в карточке. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.
Приложение 1
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подберите однокоренные слова с корнем
-снег-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подберите однокоренные слова с корнем
-лет-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подберите однокоренные слова с корнем
-бег-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подберите однокоренные слова с корнем
-лес-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подберите однокоренные слова с корнем
-ход-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подберите однокоренные слова с корнем
-боль-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подберите однокоренные слова с корнем
-зим-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подберите однокоренные слова с корнем
-вод-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.
Приложение 2
Работа ученика 2 «Б» класса
_______________________________________
_______________________________________
1.Соедините слова левого столбика
с однокоренными словами из правого:
море сад
садовый моряк
деревянный боль
больной дерево
2.Зачеркните лишнее слова.
Выделите корень в однокоренных словах.
лес мёд
лесок мёдик
лестница медведь
лесной медовый
3.Подберите и запишите однокоренные слова.
Выделите корень.
Вода - __________________________________
Мороз - _________________________________
_________________________________
Приложение 3
Чередование
(ух- -уш-: ухо, уши)
( -лет- -лёт-: летит,самолёт)
(-бег- -беж-: бегут, бежит)
(-снег- -снеж-: снег, снежинка)
Приложение 4
Приложение 5