«Проектная деятельность на уроке начальной школы»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность на уроке начальной школы



Автор: Климович Г.П. - заместитель директора по УВР в начальной школе ГБОУ ЦО №1619 имени М.И. Цветаевой


Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Проектная деятельность является неотъемлемой частью адаптационного периода.

Ведущее место принадлежит сегодня методу проектов. Учителя Центра Образования №1619 имени М.И. Цветаевой города Москвы готовят вариативные проекты. В нашей школе проектная деятельность является неотъемлемой частью адаптационного периода.

Принципы организации проектной деятельности:


  • Проект должен быть посильным для выполнения.

  • Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.

  • Вести подготовку учащихся по выполнению проектов.

Каждый проект начинается с постановки практической задачи для детей - той практической цели, ради которой им предстоит выполнять разнообразные действия в ходе проектного урока. При постановке задачи учитель должен максимально конкретно указать результат - что мы хотим получить в результате выполнения проекта. Каждому ребенку задача проекта должна быть полностью понятна. В процессе выполнения некоторых проектов дети сами должны будут придумывать способ решения. Наряду с практической задачей у каждого проекта существует та или иная методическая цель - для чего проводится тот или иной проект. Это может быть освоение каких-то компьютерных навыков, тех или иных стратегий решения задач, применение полученных в курсе знаний для решения практических задач, выявление информационной природы явлений окружающего мира. Проекты, которые выполняются в группе, имеют целью развитие организаторских и коммуникативных способностей детей. Большинство проектов направлены на развитие навыка самостоятельной учебной деятельности, расширение кругозора, повышения уровня эрудированности и интеллектуального развития ребят, вселить веру в собственные силы, мотивировать приобретение новых знаний.

В нашей школе представлены разные виды проектов учащихся. В центре внимания всех проектов - ученик, содействие развитию его творческих способностей. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития. Одним из видов проектов являются экскурсионные проекты.

Целью данных проектов является целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной деятельностью. Работу над проектами на уроке рассмотрим на примере проекта «Откуда в снежках грязь»

Проект «Откуда в снежках грязь»

Место проекта в учебном процессе: раздел "Как, откуда и куда?"

Форма проведения: урок-исследование с применением ИКТ.

Цель проекта: познакомить учащихся со свойствами снега и льда, развивать творческие способности учащихся.

Характеристика учебной деятельности:

  • понимать учебную задачу урока и стремится её выполнить;
  • практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Формируемые УУД
  • Личностные: мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя).
  • Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.
  • Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами.

Методы и приёмы: диалогические, алгоритмические, эвристические, наглядные, практические, анализ, обобщение.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

План работы:

1 шаг.

Экскурсия в природу. Рассматривание снега и льда. Сбор снега.

2 шаг.

Растопим собранный снег и лед.

3 шаг.

Учитель демонстрирует, что фильтр чистый.

4 шаг.

Перельём снеговую воду в стакан с фильтром.

5 шаг.

Что же прячется в белых снежках? Рассматривание результатов фильтрации.

6 шаг.

Формулирование выводов и их фиксация.

Конструктивные проекты .

К ряду конструктивных проектов относятся такие проекты как « Муравьи - братья наши старшие» , «Моё Строгино» . Эти проект нацелены на создание конкретного изготовления макета.

Цель проекта: познакомить учащихся с достопримечательностями своего района, воспитывать любовь к своей малой Родине, начать закладывать основу экранной культуры, учить использовать мультимедийные возможности программы IMovie для оформления результатов проектной деятельности. Продолжительность: 5 уроков.

Предметные области: окружающий мир, развитие речи, информационные технологии

Оборудование: цифровой фотоаппарат, компьютеры, пакет iLife.

Люди: ученики, учитель начальных классов .

Организация деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная работа учащихся.

Система оценивания, подведение итогов: вербальная оценка, эмоциональное восприятие одноклассников.

Итог, результат:
Создание фильма из подобранных фотографий(сделанных на экскурсии) с рассказом о своём районе.

План работы:

1-2 урок (Окружающий мир)

Обсуждение с учениками, что они хотели бы рассказать о своём районе. Составление плана, что надо сфотографировать. Пешеходная экскурсия по выбранным достопримечательностям района, фотографирование объектов.

«Проектная деятельность на уроке начальной школы»«Проектная деятельность на уроке начальной школы»

3 урок (Развитие речи)


Сочинение рассказа к подобранному фотоматериалу. (Уместна групповая работа).

4 урок (Информационные технологии)
Упорядочивание фотографий на монтажной линейке. Озвучивание рассказа о достопримечательностях района индивидуально каждым участником проекта.

5 урок (Информационные технологии)
Работа над проектом. Вставка самопрезентации, заголовка, переходов между клипами, музыкального сопровождения.

«Проектная деятельность на уроке начальной школы»



Готовый фильм можно перевести в нужный формат для размещения на сайте nachalka.seminfo.ru или обработать в программе iDVD, чтобы записать на DVD- диск. Хотелось бы отметить, что во всех видеопроектах формируется умение находить, принимать и передавать информацию, работа над закадровой озвучкой развивает речь, а также навыки работы в группах. Самооценку ребенка повышает не только то, что он глубже изучил данную тему, но и то, что результаты его труда стали доступны всем, а в этом нам помогает именное пространство на сайте nachalka.seminfo.ru.

Проектная деятельность дает возможность педагогам развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся. В процессе проектной деятельности ребенок не только получает новые знания, расширяет кругозор, приобретает навыки самостоятельной работы, но и получает удовлетворение в своей деятельности, проявляет интерес к творчеству, к созиданию. Ребенок чувствует себя в коллективе более уверенно, комфортно, приобретая положительные эмоции от своей деятельности. Школьник реализует свои скрытые возможности, раскрывая личностные качества, повышая свою самооценку, интерес к учебной деятельности.



© 2010-2022