Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методы и приемы словарной работы

на уроках русского языка

в начальной школе

Введение.

Русский язык считается одним из трудных школьных предметов в начальных классах. С одной стороны знание родного языка даётся детям с детства; с другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение социальной адаптации выпускника.

Основа грамотности учащихся - усвоение правил написания, т.е. орфографических норм. Ведётся огромная работа, направленная на обучение и умение пользоваться на письме орфографическими правилами. Умение пользоваться орфографическими правилами заключается в умении находить слабую позицию и проверить её сильной позицией соответствующих гласных или согласных.

Но существует такая категория слов, которую нельзя проверить сильной позицией, написание таких слов нужно запомнить. Это словарные слова. В течение всего периода обучения в начальной школе в соответствии с новой программой учащиеся должны запомнить 198 словарных слов, то есть не проверяемых, а механически запоминаемых слов. С ними школьники встречаются уже в первом классе. Наиболее употребительные из них должны быть усвоены всеми учащимися. Однако наблюдения показывают что ученики, окончив начальную школу, допускаю большое количество ошибок в написании словарных слов.

Необходима определённая система работы при изучении правописания словарных слов, которая позволит учителю интересно и доступно преподнести данные слова, а ученику - легко и прочно их усвоить.


Психолого-педагогические основы

Несмотря на то, что накоплен и предложен столь богатый и обширный материал для усвоения детьми словарных слов, проблема их правописания всё же остаётся нерешённой, преодоление недостаточной грамотности учащихся остаётся одной из важнейших задач начальной школы. Учителя продолжают работать над поиском более эффективных способов решения данной проблемы.

В практике школьного обучения есть недостатки, препятствующие успешному усвоению словарных слов. Одним из таких упущений является однообразная работа над словарным словом. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со словарными словами ребёнку отводится пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь же неэффективно механическое выписывание слов.

Кроме того, ребёнок в младшем школьном возрасте ещё не овладел приёмами смыслового запоминания, его логическая память еще не достаточно сформирована. Таким образом, процесс запоминания у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно не используют приёмы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству - многократному повторению. Но и этот приём срабатывает ненадолго.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением, как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог "переносить" их на другие явления языка. Поэтому необходимо искать такой материал и формы работы, которые бы привлекли внимание учеников, развивали интерес, вызывали удивление и желание понять явление, будили мысль.


Методика запоминания словарных слов

Русский язык имеет самобытную грамматику, полную сложных правил и закономерностей, содержащую множество исключений из этих правил. В русском языке не все правила определяются однозначно: существует много мнемонических правил, много вещей, которые нужно запомнить с ранних лет обучения. Такими и являются словарные слова.

Работа над словарными словами не может идти изолированно от всей остальной работы над грамотностью. Поэтому, прежде чем отправиться с детьми в многолетнее путешествие по удивительной и богатой стране слов, необходимо сделать простое, но важное открытие. Все слова, которые есть в русской речи, по сложности их написания можно разделить на три большие группы: «зеркальные», «опасные» и «очень опасные» слова.

«Зеркальные слова» - слова, где каждому звуку соответствует такая же буква. Писать их легко, в них все понятно.

«Опасные слова» - слова с непонятными звуками. Перед написанием таких букв надо проверить их, подумав. Это слова с проверяемыми орфограммами.

«Очень опасные слова» - слова с неясными, хитрыми звуками, которые никакими правилами не проверишь, как раз те самые словарные слова, требующие запоминания. На сегодняшний день разработано довольно много методик по работе со словарными словами и для того чтобы лучше разобраться в системе организации работы над словарными словами необходимо рассмотреть эти методики.

Существуют как традиционные методики, так и нетрадиционные.

Методики работы со словарными словами следующие:

- метод систематической работы со словами;

- метод орфографического чтения;

- этимология слов;

- ассоциативная методика запоминания словарных слов.

Традиционные методики

Что помогает запомнить слова с трудными и непроверяемыми написаниями? Методике известны многочисленные приемы и виды работ, что связанно, прежде всего, с особенностями памяти у разных учеников: одни больше используют зрительную, другие - слуховую, третьи - руководительную память, но чаще разные сочетания - кому что помогает.

Количество способов и приемов работы, которыми пользуется учитель для того, чтобы дети запомнили написание слов - разнообразны. В этой главе мы рассмотрим традиционные методики.

Метод систематической работы со словарными словами И.Г.Леоновой

Большое значение в формирование прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.

И.Г.Леонова организовывает свою работу в три этапа.

Первый этап: в конце каждой недели она дает ученикам пять новых словарных слов.

Второй этап: всю последующую неделю на каждом уроке она проводит орфографические минутки, в которые вводит новые словарные слова.

Третий этап: в конце недели проводится словарный диктант, и опять даются следующие пять словарных слов

Этот прием хорошо тем, что в течение нескольких уроков идет систематическая работа со словами, в результате которой дети не только запоминают слова, но и вырабатывают навыки использования слов в устной речи и письменной речи.

Но имеется и недостаток этого приема. Леонова не дает объяснения словам. А можно было бы поработать со словарем, в результате чего у детей возникло бы представление о значении этого слова. Ведь как раз одной из причин частности ошибок в словах с нерегулируемыми написаниями является непонимание их лексического значения, т.е. учащиеся не могут соотносить графический образ слова с его смыслом. Кроме того эта методика опирается только на механическое запоминание.

Метод орфографического чтения

Д.Н. Богоявленский считал необходимым для облегчения работы механизма памяти привлекать к восприятию и запоминанию различные анализаторы: "Для орфографии имеют значение зрительные и слухо - артикуляционные ощущения. Поэтому надо рекомендовать для запоминания правописания отдельных слов не только повторное списывание, но соединение списывания с отчётливым орфографическим проговариванием".

Орфографическое проговаривание - известный в методике русского языка приём, который способствует развитию орфографической памяти.

Письмо опирается не на графический, а на звуковой образ слова. И для того чтобы письмо было грамотным, звуковой образ слова должен быть построен не по произносительным, а по орфографическим нормам, что и достигается особым "орфографическим" его прочтением. Именно в этой форме он фиксируется речедвигательным аппаратом, сохраняется в памяти, а затем воспроизводится в процессе письма. О роли проговаривания как одного из важнейших средств обучения орфографии писали П.С. Тоцкий, Н.С. Рождественский, Т.Г. Рамзаева и другие.

Например, Т.Г. Рамзаева отмечает: "Орфографическое проговаривание сопровождает списывание текста с учебника или с доски и способствует запоминанию слов, особенно с непроверяемыми орфограммами".

Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать «орфографическое» чтение на всех уроках. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, отрывки из художественных произведений.

Но орфографическое чтение имеет свои недостатки. Оно также ориентировано на механическое запоминания правописании слов, и при орфографическом чтение отсутствует сознательная работа со стороны ребёнка, что приводит к формированию у

него привычки не вникать в смысл прочитанных слов.

C целью выяснения запоминания и выработки прочных навыков правописания изученных слов, можно проводить различные виды диктантов.

Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.

Картинный диктант:

  • Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;

  • учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения;

  • учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения.

Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания.

Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают отгадку и выделяют в написанном слове орфограммы.

Диктант по памяти:

  • записать по памяти слова на определенную тему;

  • записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е.

Диктант с комментированием. Учитель называет слово из «Словаря» или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.

Творческий диктант. Заменить развернутое определение одним.



Нетрадиционные методики

Применение традиционных приемов требует поэтапного осуществления и подготовки, а также приемы ориентированы на механическое запоминания правописании слов, что утомляет учеников и делает урок скучным. А вот, например, ассоциативная методика запоминания слов или этимология слов, очень интересны, увлекательны и могут быть использована на любом этапе работы даже без предварительной подготовки.

Этимологический анализ слова

По мнению Д.Н. Богоявленского, "учащиеся должны осмыслить не только "как" пишется слово, но и "почему". Только такое осмысление бывает сознательным и надёжным"

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность, усвоение орфографического облика слова и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологическая справка. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, о его первоначальном значении, что помогает «прояснить» исторический состав слова и тем самым найти опору для запоминания их современного графического облика.

Оказывается, многие слов, которые мы постоянно употребляем, пришли к нам из греческого, латинского, немецкого, французского языков. Мы маленькая часть огромного мира, и от слов, родных наших слов, тянуться нити ко всем мировым языкам. Невольно начинаешь чувствовать какую-то неразрывную связь с миром.

Например, можно предложить ученикам коротенький экскурс в историю слова. Так, синицу раньше называли синей птицей, поэтому она -сИница-. Снегирь появляется около человеческого жилья зимой, в большие морозы, когда снег в лесу скрывает его корм. В представление людей эта птица связана со снегом - и вот он -снЕгирь-. Канарейка завезена в Европу с Канарских островов, это ее родина. Также, можно сообщить детям, что морковь - это современное название овоща, а в древнерусском языке исходной формой было мо'рквы.

Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяется для того, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, «упрощенным».

Составляется список слов, которые объясняются путем этимологического анализа. Так, в 4 классе эти слова: телефон, телеграф, телевизор, телескоп. Учащиеся узнают, что первая часть слов -теле- - пришла в русский язык из греческого языка и обозначает «далеко». Ребята легче и осознанней запомнят графический образ этих слов. В латинском языке есть приставка -кон-. Также можно знакомить учащихся с написанием таких трудных слов, как конфета; ко- команда, командир; кол- коллекция, коллективный; ком- комиссия, компот. Учащиеся хорошо усваивают слова с латинской приставкой -де-: демонстрация, депутат, делегат, декорация.

Но не всегда происхождение слова так ясно, так понятно. Очень часто о происхождении слова мы можем узнать только из особых книг, словарей. Так проходила работа со словом рябина, которое учащиеся часто пишут неверно. Сначала дети отгадали загадку: «Под ярусом-ярусом висит зипун с красным гарузом». Ученики читают слово, написанное на карточке, сначала про себя, затем два раза вслух и, наконец, проговаривают его хором. После этого записывают его в тетрадях или в словариках. Я показываю цветной рисунок с изображением ветки рябины и говорю: «Слово «рябина» произошло от славянского слова -ряб-, что означало рябой, пестрый; ведь сочетание мелких ярко-зеленых разных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает такое ощущение, что в глазах рябит». С использованием разборных таблиц составляются и записываются слова с корнем - рябин.

- Как мы назовем маленькую рябину? Что нам надо, чтобы образовать слово рябинка? Как называют рябиновую рощу, заросли рябины? Что нужно, чтобы образовать слово рябинник? Сколько «н» надо писать в слове рябинник? Почему? Как мы называем куст рябины? (Рябинный). Что потребуется для строительства этого слова? Сколько «н» надо писать в данном прилагательном? Почему? Как мы назовем варенье, приготовленное из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмем для этого слова?

В ходе беседы на доске и в тетрадях учащихся появляется следующая запись:

рябина -ряб- - пестрый, рябой

рябинка, рябинник, рябинный, рябиновое

На следующем уроке дети используют данные слова в предложениях:

Под рябиновым кустом цветик розовый цветет. Рябину называют осенней красавицей. Мама приготовила на зиму рябиновое варенье. За деревней растет целый рябинник.

Кто сказал, что слово с непроверяемой безударной гласной нельзя проверить? Оказывается ее можно проверить с помощью этимологии. Но ведь еще самое важное при таком подходе и то, что дети не просто решили орфографическую задачу, еще они удивились, и им было интересно.

Минус этого метода в том, что работа с самим словом очень мала, и удачна будет лишь при знакомстве с новым словарным словом. Также не для всех словарных слов можно найти так называемую орфографическую опору через этимологию слова.

Во время закрепления нового слова, опроса самостоятельной работы учащиеся получают задания типа:

  1. Ответить письменно, одним словом:

- комната для занятий в школе;

-человек, который едет в поезде;

-перечень номеров, с которыми выступают на концерте;

-дорога с рядами деревьев по обеим сторонам;

-площадка, с которой производится посадка на поезд».

  1. Ответить на вопросы, ответы записать.

-Кто продает билеты в кассах?

-Какую единицу массы составляет тысяча граммов?

-Как называется группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами?

-Как называется рисунок в книге?

  1. При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова.

1)Сообщение по телеграфу -… .

2)Килограмм - это тысяча… .

3) Смотр готовности войск -… .

4) Рисунок в книге -… .

5) Специалист в области земледелия и сельского хозяйства -… .

6) Огородное растение, растущее кочаном -… .

7) Старый воин или человек, который долго где-либо работал -… .

8) Книга, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года и события -… .

  1. Вписать в предложения подходящие по смыслу слова из «Словаря».

1) Сапоги, ботинки - это обувь, а … - это одежда.

2) Заяц, … - это звери, а …, … - это птицы.

3)Пенал … - это учебные принадлежности, а …, … - это инструменты.

4) Морковь, …, … - это овощи.

Заключение

Итак, мы убедились в необходимости этимологического анализа, и в том, что это важное средство повышения грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном усвоении чего бы то ни было, степень запоминания значительно повышается. Немаловажно и то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит человеку большое моральное удовлетворение, чем механическая.

Как показывает практика, этимологический анализ - важное средство повышения грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном усвоении чего бы то ни было, степень запоминания значительно повышается. Немаловажно и то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит человеку большое моральное удовлетворение, чем механическая. Этимологические справки к словам можно взять в школьном этимологическом словарике Л. Успенского «Почему не иначе?».

Обязательный список словарных слов должен соответствовать содержанию учебного материала и основным требованиям к знаниям учащихся к концу каждого учебного года.

В процессе словарно-орфографической работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Навык написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря учащегося. Чем богаче словарь, те выше уровень орфографической грамотности.

Словарная работа на уроках русского языка дает положительные результаты: у младших школьников формируется навык написания слов из словаря, обогащается словарный запас, воспитывается внимание к слову, интерес к истории возникновения слов, к овладению богатствами родного языка.

Изучение детского словаря, его увеличение, углубление и обогащение должно стать постоянной заботой учителя, так как индивидуальный словарь любого человека, и тем более младшего школьника во многом зависит от его индивидуального жизненного опыта, уровня образованности, самостоятельности мысли. Не случайно К.Д.Ушинский считал, что ребенок, поступивший в школу, нуждается в том, «чтобы его, хоть немного, приучали правильно глядеть на самые простые, окружающие его предметы, правильно думать, правильно выражаться, сознательно читать и давать себе отчет в прочитанном, - словом, чтобы его приготовить к учению».


Список литературы.

  1. Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. - М., 1990.
  2. Арямова О.С., Мали Л.Д. "Этимологический словарик" Слова с непроверяемым написанием. // НШ. - 1992. - №2.

  3. Бакулина Г.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка. // НШ. - 2000. - №1.

  4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1989.
  5. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1989.
  7. Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием. // НШ. - 1995.

  8. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. - М., 1989.
  9. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. - М.: Просвещение, 1991. - 112 с.

  10. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. - М., 1991.























Приложение 1

Сборник словарных слов 1-4 классов Аа

абажур, ,абрикос, автобус, автомобиль,агроном, адрес, аккуратный,аллея, алфавит, алмаз, аптека, апельсин, арбуз,артист

Бб

Багаж, баран, барабан, берёза, берег, билет, беседа, болото, быстро, библиотека, ботинки, бассейн, батон

В

Вагон, ванна, вдруг, везде, ветер, ветреный, виноград, вместе, восемь, вокруг, воробей, ворона, восток, воскресенье, вокзал, вопрос, вперёд, впереди, впервые, вчера

Гг

газета, герой, город, горох, готов, готовить, горизонт,гореть горячий, голубой, гражданин, громко, грамм, грамматика, группа

Дд

Деревня, дорога, девочка, дежурный, декабрь, двадцать, двенадцать, директор, длина до свидания, Ее Ежевика, если, ещё … Жж Жёлтый, животное, желаю, , женщина, Зз Завод, заяц, завтра, завтрак, задача, забор, закон, запад, звонИшь, звонЯт, здесь, здание, здравствуйте, земляника, зеркало, … Ии

Издалека, инженер, интересный, иней,искусство, …

Кк

Календарь, капуста, картина, картофель, кастрюля, квартира, комната, кровать, комбайн, космонавт, кабинет, космос, костёр, коньки, корова, касса, копейка, класс, карандаш, колхоз, килограмм, километр, команда, капитан, корабль, концерт, корзина, коридор, командир, коллектив, Красная площадь, Кремль,

Лл Лопата, лагерь, легко, лестница, лисица, лимон Мм

Магазин, малина машина, мальчик, масса, мебель, медведь, медленно , месяц, , металл, металлический метро миллиметр, молоко, молоток, морковь, молоко, мороз, Москва, …

Нн

Назад, налево, направо, народ, например, неделя, , Оо

Обед, облако, оборона, овощи, овёс, овца, огород, огурец, одежда, одиннадцать однажды, октябрь , орех, осина, отец, около, орфограмма, отдых, овчарка, охота Пп

Пальто, пассажир, пенал, петух, песок, пейзаж, победа, погода помидор, понедельник, посуда, портрет, потом, правительство, председатель, прекрасный, путешествие пшеница, пятница, привет, природа, падеж, памятник, порядок, правило, предмет, пример, Рр Работа, рабочий, ребята, русский, ракета, расстояние, решение, рисунок, растение, Родина, рябина, рассказ, ремонт, ромашка, резинка, ребенок,... Сс

Салют, салат, самолёт сапоги, сверкать, сверху, свобода, снизу, север, сегодня, сейчас, , секунда, семена, сеялка, синица, сирень сколько, слева, снизу. собака, солдат, соловей, солома, сорока, сочинение, спасибо, справа, стакан, столица, столько, , суббота, субботник, сумма, Тт Тарелка, тетрадь, тетрадка, трактор, товарищ, теперь, телефон, телевизор, тепловоз, топор, трамвай, театр, только, телеграмма, тонна, томат, троллейбус, телёнок,... Уу Ученик, ученица, учитель, учительница, урожай, улица, ужин, узел Фф Футбол, фамилия, финиш, фонарь,... Хх Хозяйство, хозяин, хлебороб, хорошо Цц Цирк, цыплёнок, цып Чч Человек, четверг, чёрный, четырнадцать, чело, чеснок, честно... Шш

Шофёр, шоссе, шестнадцать, шорох, ШЁЛ, УШЁЛ, ЗАШЁЛ, НАШЁЛ, ПЕРЕШЁЛ Щщ Щенок, щебет (птиц)... Ээ Экипаж, электричество, экскурсия, экскаватор, эскалатор,электровоз, электричка, электростанция... Яя Яблоня, яблоко, ягода, язык, яйцо, ясно, янтарь...




















Приложение 2

Вариант диктанта наоборот.

  1. Название места, где кто-либо живёт или находится (Адрес)

  2. Руководитель предприятия. (Директор)

  3. Утренняя еда. (Завтрак)

  4. Огородное растение с корнеплодом оранжевого цвета. (Морковь)

  5. Ребёнок или подросток женского пола. (Девочка)

  6. Городская электрическая железная дорога. (Метро)

  7. Первый день недели. (Понедельник)

  8. Крупное домашнее животное, которое даёт молоко. (Корова)

  9. Столица нашего государства. (Москва)

  10. Инструмент для колки дров. (Топор)

  11. Поездка, круиз. (Путешествие )

  12. Крупное промышленное предприятие. (Завод)

  13. Линия кажущегося соприкосновения неба с землёй. (Горизонт)

  14. Приём пищи в середине дня. (Обед)

  15. Дорога, с обеих сторон обсаженная деревьями. (Аллея)



Приложение 3


АВТОМОБИЛЬ. Заимств. из франц. яз. в конце XIX в. Франц. automobile является сложением греч. autos "сам" и лат. mobilis "двигающийся". Буквально -"повозка, движущаяся сама собой".


АЛЛЕЯ. Заимств. в XVIII в. из польск. яз., где aleja "аллея" < франц. allée "проход, дорога", производного от aller "идти". С двумя л - по французскому первоисточнику.


БИБЛИОТЕКА. Заимств. в XV в. из лат. яз., где bibliotheca восходит к греч. bibliothēkē, сложению biblion "книга" и thēkē "склад, хранилище". Ср. книгохранилище.


БОЛОТО. Общеслав. Родственно латышск. balts "белый", алб. baltë "болото". Суф. производное (суф. -t-) от той же основы, что и лит. bala "болото", bálti "белеть", нем.

ВЕЧЕР. Общеслав. индоевроп. характера (ср. лит. vãkaras, лат. vesper и т. д.). Одни ученые сближают это слово с веко. В таком случае -ер- - суффикс, а вечер буквально - "закрывающее день".


ВОКЗАЛ. Заимств. из англ. яз. в конце XVIII в. Англ. Vauxhall - сложное слово, образованное из собств. имени Vaux (Джейн Вокс - владелица увеселительного заведения близ Лондона в XVIII в.) и сущ. hall "зал".


ВОРОН. Общеслав. В первоначальном *vornъ or между согласными изменилось в оро. Происхождение неясно. Скорее всего, является суф. производным (суф. -н-, ср. лат. corvus "ворона") от того же звукоподражания, которое содержится в воробей, ворковать


ВОСТОК. Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является словообразовательной калькой греч. anatolē (ana - въс, tolē - токъ). Первоначальное значение - "место восхода солнца".


ГОРИЗОНТ. Заимств. в XVII в. из нем. яз., где Horizont < лат. horizon, -ontis, восходящего к греч. horizōn - тж. (от horizō "ограничиваю"). Горизонт буквально - "ограниченное" (пространство).

ГОРОД. Общеслав. Того же корня, что жердь, нем. Garten "сад", алб. garth "ограда" и т. д. Исходное *gordъ- город в результате появления полногласия и отпадения в историческую эпоху слабого редуцированного ъ.

ГРУППА. Заимств. в XVIII в. из нем. яз., где Gruppe -франц. groupe, восходящего к итал. gruppo (с первоначальным значением "соединение").


ДВАДЦАТЬ. Искон. Сращение сочетания два десяти "два десятка" ( двадесять > двадцать; после отпадения конечного безударного и, редукции е и изменения дс > тс > ц).

ДВЕНАДЦАТЬ. Искон. Сращение словосочетания две на десяте "два более десятка". См. двадцать.


ДЕРЕВНЯ. Искон. Суф. производное от той же основы, что и лит. drivà "пашня, нива", латышск. druva -тж. Первоначальное значение-"место, очищенное от леса" (для земледелия), затем-"двор с участком земли" -"селение".

ДЕРЕВО. Общеслав. Суф. производное (ср. древеса) от той же основы, что и драть, др.-инд. dāru, греч. dory, хеттск. taru и т. д. Первоначальное значение сущ. дерево - "выдранное или ободранное"…


ЯБЛОКО. Общеслав. Суф. производное от того же индоевр. корня abl- (j - протетический), что и др.-исл. eple, англ. apple, нем. Apfel, латыш. abuōls и т. д.

ЯГОДА. Общеслав. Суф. производное от утраченного яга < ага, развившего протетический j (ср. ягненок). Последнее тождественно лит. úoga "ягода", латыш. uaga - тж. и родственно тохар. око "плод", нем.

ШОССЕ. Заим. в начале XIX в. из франц. яз., в котором chaussée < лат. calciata (via) - "усыпанная известняком" (дорога), производного от calx - "известняк".

ФАМИЛИЯ. Заимств. в Петровскую эпоху из польск. яз., где familia "семья, род" < лат. familia "домочадцы". Фамилия исходно - "семья, род", затем - "родовое, семейное имя".

УЖИН. Общеслав. Суф. производное от угъ "юг, полдень". Исходное значение - "полдник". См. юг.

УЛИЦА. Общеслав. Суф. производное от ула (ср. диал. улка, переулок, проулок), того же корня, что улей, улитка, вестфальск. aul "луг, впадина", греч. aulos "полость" и др.

ТЕТРАДЬ. Др.-рус. заимств. из ср.-греч. яз., где tetradi(on) - суф. производное от tetras "четвертая часть листа". Исходно - (сделанное) "из четвертушек листа".

ТОПОР. Общеслав. Скорее всего, суф. производное от той же основы (с перегласовкой о/е), что др.-рус. тети, тепу, диал. тёпать "рубить, тяпать, бить".

ТРАМВАЙ. Заимств. в конце XIX в. из франц. яз., где tramway < англ. tramway, сложения tram "трамвай" и way "путь, дорога".

СОЛДАТ. Заимств. в XVII в. из нем. яз., в котором Soldat < итал. soldato, суф. производного от soldare, восходящего к soldo "монета, деньги, жалованье".

16



© 2010-2022