«Дар слова» методическое пособие

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Приложение №1
СОЧИНЕНИЕ
Это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему.
Требования к сочинению
  1. Сочинение должно соответствовать теме, раскрывать её.
  2. Текст должен быть содержательным и лаконичным, грамотным, без ошибок, выдержанным в одном стиле.
  3. Повествование должно быть оригинальным и выразительным.
  4. В сочинении слова должны быть употреблены в правильном значении.
  5. Изложение мыслей должно быть последовательным.

Правила написания сочинений Сочинение - это небольшое произведение. Оно должно быть написано по установленным правилам. Составные части сочинения - заголовок, вступление, основная часть, заключение. Можно подобрать эпиграф.
С чего начинать работу над сочинением
  1. Продумай название. Чтобы это сделать, нужно точно определить, о чём пойдёт речь в сочинении.
  2. Сформулируй, вырази основную мысль сочинения. Чтобы это сделать, нужно ответить на вопрос: что я хочу сказать своей работой, к какому выводу должен прийти?
  3. Определи жанр своего сочинения.
  4. Составь план.

Работа над черновиком сочинения по составленному плану
  1. Украшением сочинения может быть эпиграф.
  2. Помни о соотношении всех частей работы и их размере.
  3. Следи за тем, чтобы отдельные части сочинения были связаны между собой по смыслу, чтобы переходы от одной части к другой были плавными.
  4. Чтобы доказать своё мнение, иллюстрируй цитатой каждое своё наблюдение.









Как составить текст - повествование.

  1. Определи о чём будешь рассказывать (какова тема текста.)?
  2. Какова мысль в рассказе будет основной?
  3. Как лучше озаглавить текст?
  4. С чего можно начать рассказ(о чём будет говориться во вводной части.)?
  5. О чём ты расскажешь в основной части(как развивалось действие, какой момент был самым напряжённым, чем всё завершилось.)?
  6. Как можно закончить рассказ(какой будет заключительная часть.)?
  7. Озаглавь текст и напиши его.
  8. Проверь работу.


Как составить текст - описание.

  1. Определи своё отношение к предмету, который будешь описывать. Что ты хочешь показать в своём тексте?
  2. Выдели признаки предмета.
  3. Подумай, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.
  4. Озаглавь текст и напиши его.
  5. Проверь работу.






Как составить текст - рассуждение.

  1. Тезис, краткое сообщение о том, что будешь доказывать.
  2. Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что …», «Объясняется это тем, что…»
  3. Вывод.
  4. Озаглавь текст и напиши его.
  5. Проверь работу







Описание животного.

  1. Какое животное изображено на рисунке?
  2. Какого цвета это животное или его части?
  3. Что оно делает, его поза?
  4. Где находится это животное, что ты видишь на заднем плане?
  5. Особенности этого животного (размер, возраст, свойства: красивый, полезный…)
  6. Какая у него морда ?
  7. Какое у него настроение, какой характер?
  8. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, тёмные…)
  9. Твоё отношение к этому животному(нравится, хотел бы такое иметь, поиграть, погладить, встретить, дружить).

  10. Твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно на неё посмотреть).













Приложение 2 Подготовительные упражнения. Упражнения, направленные на работу над словом и словосочетанием: 1. Употребление слова в прямом и переносном значении. Как можно сказать иначе: золотые руки (какие?) умелые золотая голова (какая?) умная и т.д. 2. Упражнение, рассчитанное на понимание многозначности слова задача лёгкая (-ий-) ноша ветерок ужин

3«Дар слова» методическое пособие«Дар слова» методическое пособие. Лексическое значение слова 1.Серебристый и игривый Над рекою листик … «Дар слова» методическое пособие3. Он растёт лишь в жарких странах, Лист широкий, лист … 2. Словно жёлтая корона, Лист резной на ветке … Как вы понимаете значение словосочетания «ясное утро»? Приведите пример использования слова «ясный» в переносном значении. Напишите характерные признаки указанных предметов. Котенок (маленький, пушистый, смешной) Лиса (рыжая, хитрая) 4. Упражнения, направленные на уточнение оттенков синонимов и антонимов. Веселый, полный радостного оживления, жизнерадостный. Грустный, печальный, унылый. Составление словосочетаний: веселый смех - унылый вид, радостное настроение - унылое выражение лица. 5. Наблюдение над устойчивыми словосочетаниями. Найдите в тексте устойчивые словосочетания, объясните своими словами их значение. Очень тесно - как сельдей в бочке; говорить вздор - молоть ерунду. Напишите устойчивые словосочетания со словом «рука». Из рук вон плохо, умывать руки, прибрать к рукам, взять себя в руки, сидеть сложа руки.

Упражнения, направленные на работу с предложением и текстом. 1. Стилистическое редактирование текста. Прочитать текст. В нем есть стилистические ошибки. Найдите их. Определите причину. Отредактируйте текст и запишите его. Входишь в лес и гладишь ладонью древесные насаждения, будто старых друзей похлопываешь по спине. Стволы теплые, как тело живое. А лиственный покров лопочет зелеными язычками. Текст какого стиля у вас получился? Как вы это определили? 2. Исправление деформированного плана текста. Можно ли эту запись назвать планом? Почему? 1) Вытянули репку. 2) Посадил дед репку. 3) Все вместе. Восстановите план. 3. Восстановление деформированного текста. Составьте из предложений рассказ на тему «Птичья столовая». Кормушку повесили на яблоне. Работа закипела. Мы решили с братом сделать кормушку для птиц. Хотелось скорее открыть птичью столовую. И скоро кормушка была готова. Утром мы побежали в сад. Гости не заставили себя долго ждать! Определите тип текста. Впишите подходящие слова. … цветок. Все знают этот … цветок. Он похож на … солнце. Все лето цветут одуванчики. Их семена собраны в … шарик. Дунешь на шарик - поплывут в воздухе … семена. Следом за солнцем поворачивается …головка одуванчика. 4. Составление текста по заголовку и опорным словам. Заголовок «Репка». Опорные слова: посадил, тянут-потянут, мышка, внучка, бабка, дед, Жучка, кошка, репка, вытянули. 5. Работа с пословицами. Расхвастался Олег, что ему ничего не стоит обыграть товарища в шахматы. Какой пословицей ответил ему, ухмыльнувшись, товарищ? (Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.) 6. Лингвистический эксперимент (Л.Д.Мали) - упражнение проблемно-поискового характера, тесно связанное с редактированием. Суть его состоит в том, что учитель заменяет в готовом тексте стилистически окрашенные слова «инородными» или вводит такие слова дополнительно. Учащиеся сравнивают измененный текст с начальным (авторским) текстом и делают вывод о преимуществе одного из них.























Приложение 3.

Преимущества репродуктивного метода обучения написанию сочинений: - учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; - учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают; - учащиеся под руководством учителя анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результате чего у них формируются осознанные прочные знания; - экономность. Преимущества частично-поискового метода обучения написанию сочинений: - самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; - высокий интерес к учебному труду; - развитие продуктивного мышления; - прочные и действенные результаты обучения.











Приложение 4

Сочинения учащихся.

Осень. Вот и наступила осень. А в лесу краснеют листья на деревьях и слегка моросит дождик. Я люблю в такую погоду гулять под зонтиком и никакие дожди мне нипочем. Реже солнышко нас согревает, реже смеётся, а дождик уже догоняет и уже никуда от него не скрыться. Один раз, гуляя в парке, я видела хрустальную лазурную ветку. Она была очень красивая, была покрыта инеем и поэтому я её назвала хрустальной . Листья с голубым оттенком, были похожи на лазурное небо.

Я очень люблю осень. Потому что в лесу много грибов. Мне запомнилось, как два года назад я ездила с папой в лес с ночевкой. Мы привезли много-много грибов. Потом долго ели грибной салат, который бабушка заготовила из этих грибов на зиму. ( Еликаров С)







Зима. Наступила холодная зима. Пушистый снег, словно периной, укутал землю, крыши домов, кусты и деревья. Трудно добывать пищу птицам. Поэтому они перекочёвывают в ближайшие города и селения. (Поэтому зимой многие птицы жмутся к человеческому жилью). Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Если каждая школа в нашей стране поставит хотя бы одну кормушку, то все птицы будут обеспечены кормом. Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза, крошками белого хлеба. А дятлы и синицы с удовольствием полакомятся несолёным салом и мясом. Птицы наши друзья и неутомимые помощники в борьбе с вредителями сельского хозяйства. Берегите птиц!

(Бычков А.)



Моя мечта Много на свете интересных профессий. Каждый выбирает то , что ему нравится. Моё любимое занятие - шить одежду. Я уже сшила себе два красивых фартука. Учительница похвалила мою работу. Теперь я шью куклам. Каждой нужно сшить нарядное платье. Вечером я усаживаюсь за стол и открываю коробку. Там лежат лоскутки, нитки, иголки, ножницы. Принимаюсь за работу. Сегодня я сошью платье Азе. Беру лоскуток, выкраиваю платье, шью. В нём Аза ещё красивее. Как интересно шить! Когда я вырасту я стану портнихой.

(Клименко Я.)



«Цветочные фантазия» В нашем саду много разных цветов. Они все по-своему красивы и живут в своём необыкновенном сказочном мире. Цвет и запах растений наполняет душу радостью. Утром когда я вижу множество опавших лепестков мне , кажется, что цветы опять танцевали всю ночь… Первый гладиолус: - Какая прекрасная погода! Второй гладиолус: - Да, какой чистый воздух! Великолепно, танцуете. - Как быстро пролетело чудесное время. Нравится ли вам в саду? - Да, несомненно. Благоухающий аромат цветов манит и привлекает к себе внимание. - Я приглашаю вас провести небольшую прогулку по нашему саду… Цветы радуют глаз, дарят нам прекрасные ароматы, пленяют своей очаровательной красотой.

( Ищенко В)

Сочинение после прочитанного (литературное чтение А. Кунанбаев «Слова назидания» (Слово семнадцатое).

Человечность в человеке. Человечность - доброе отношение к людям. У каждого человека есть сердце, в котором живут разные качества. Доброта, совесть, милосердие - всё это исходит от человеческого разума. Самое важное в человеке сердце. «Я - владыка человеческого тела». Оно подсказывает, как поступить в самый ответственный момент. Немаловажную роль играет и разум. «Без меня не избегнуть зла, не найти выгоды, не постичь знаний». Он способен распознать какое слово полезно, а какое пагубно. И воля даёт «В тебе много силы и мужества». Но и есть зло, которому она может подчиниться. Одно лишь сердце не станет препятствовать в деле благоразумном. Я думаю, если в человеке все эти качества мирно уживутся воедино, то будет спокойнее жить на этом свете. Берегите в себе человечность!

Штондин М.

Моя зима. Все так долго ждали волшебницу-зиму. И вот она пришла! Выпал пушистый белый снежок. Снег покрыл дома и укутал землю. Деревья надели снежные шапки. За окошком поёт метелица. Дни стали короче, а ночь длиннее. Ребята обрадовались зимним забавам: конькам, лыжам. Зима украсила наше село. Все рады зиме!

(Кошелева Татьяна 2 кл.)



Сочинение о своей маме из личного опыта по наблюдениям. Сочинение проводится после внеклассного чтения «Что это за день»?

Мамины дела. У моей мамы очень много дел. Я наблюдал всего один день и увидел, как много она успевает сделать за день. Сегодня у неё выходной. Но мама опять встала раньше всех. Она готовит нам завтрак и отправляет старшую сестру и папу на работу. Потом готовит вкусный обед и стирает бельё. Мама провожает меня в школу и идёт в магазин. После школы я рассказываю маме о своих школьных делах. Мама радуется моим успехам. Вечером, когда вся семья собирается за телевизором, мама сидит и вяжет мне пушистый тёплый свитер. Ещё она любит вышивать. Всё у неё получается красиво и аккуратно. Много дел и забот у мамы, но она всё успевает сделать. Я люблю свою маму.

(Несвитеев С.)





Мой друг. С первого класса я дружу с Асхатом. Мы учимся в одном классе. У Асхата есть много интересных книг. Он знает очень интересные вещи, которые узнаёт из книг. Он надёжный и хороший. По характеру мой друг добрый, отзывчивый и внимательный. Я думаю, что он никогда не бросит друга в беде, обязательно поможет. Мой друг смелый и весёлый. Мне нравится с ним проводить свободное время. Вместе мы ходим на тренировку по футболу. Мне хочется дружить с Асхатом всю жизнь.

(Кударенко Вадим 4 кл.)

.Сочинение - повествование делового характера.

Дружная работа. Вчера мы убирали свой класс. Ребята принесли всё необходимое: порошок, тряпки, ведёрочки. Началась уборка. Девочки мыли подоконники и протирали пыль на полочках шкафов, мальчики мыли парты. А остальные намывали дверь и доску. Ребята работали дружно. Каждый старался вымыть чище, чтобы класс выглядел красиво.

И вот работа выполнена. Наш класс стал нарядным и праздничным. Окна сверкали и переливались на солнце. Приятно будет учиться в чистом классе! (Троян Е)





Моя мечта. Эта мечта появилась у меня еще в первом классе. Я мечтаю хорошо учиться, чтобы получать хорошие оценки и радовать маму. Я бы хотел закончить школу с золотой медалью, чтобы потом поступить в институт без экзаменов. Полученные там знания пригодятся мне для будущей моей профессии. Моя работа будет приносить окружающим людям пользу. Для того чтобы все это исполнилось, мне надо: много трудиться, сосредоточиться на уроках, быть уверенным в себе, внимательно слушать учителя.

(Еликаров С.) Зимний парк (на основе экскурсии в парк.) Морозным утром приходишь в парк и попадаешь в зимнюю сказку. Идешь, напеваешь себе песню, а снег скрипит под ногами, подпевает тебе. Вот лебяжьим пухом укрылись деревья. Зима подарила им серебристо-белые шубки. Снежинки-балеринки изящно кружатся в хороводе и плавно опускаются на землю. Ветви деревьев над головой сплетаются, и тебе кажется, что ты в сказочном зимнем дворце. Как я люблю гулять в зимнем парке! Вдыхаешь свежий воздух, а на душе у тебя светло, радостно.

( МеркишинаС.)

Приложение 5

Дидактические игры

«Дар слова» методическое пособие «Дар слова» методическое пособие

«Дар слова» методическое пособие«Дар слова» методическое пособие

«Дар слова» методическое пособие«Дар слова» методическое пособие



«Дар слова» методическое пособие«Дар слова» методическое пособие

Приложение 6

Сочинения с готовым планом.

О«Дар слова» методическое пособиесень.

План:

  1. Осенняя погода.

  2. Л«Дар слова» методическое пособиеес осенью.

  3. Птицы и животные.

«Дар слова» методическое пособие

Мамины дела.

П«Дар слова» методическое пособиелан:

  1. Как много успевает за день.

  2. У мамы выходной.

  3. Я«Дар слова» методическое пособие люблю маму.



Н«Дар слова» методическое пособиеаша кошка

План:

  1. Вот так находка.

  2. Необычная порода.

  3. Любимое занятие.

«Дар слова» методическое пособие

































Мал да удал.

П«Дар слова» методическое пособиелан:

  1. Уход за растениями.

  2. Пшеницу удалось спасти.

  3. Сбор урожая.

«Дар слова» методическое пособие«Дар слова» методическое пособие



Друзья птиц.

П«Дар слова» методическое пособие«Дар слова» методическое пособиелан:

  1. Скоро прилетят птицы.

  2. Работа в мастерской.

  3. Новосёлы.



«Дар слова» методическое пособие



Заключение. Речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интереса к нему, здоровая речевая среда. Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.
Таким образом, занятия по развитию речи - это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания предложения, связную речь. Значение данной системы работы заключается не только в том, что учащиеся обучаются писать сочинения, но и в том, что идет развитие речи и развитие личности ребенка.. Учащиеся учатся грамотно излагать свои мысли. Это поможет им быть успешными не только на уроках русского языка и других уроках, но и в жизни в целом. Система работы над обучающим сочинением позволяет выработать у учащихся более продуктивные умения и навыки составления связных высказываний. Создание системы работы над обучающим сочинением продиктовано заботой о повышении качества работы по развитию речи учащихся начальных классов. Основной результат этой системы работы - формирование у учащихся коммуникативных умений, позволяющих строить письменное высказывание на заданную тему, в определенном стиле и жанре, правильно, содержательно, выразительно.



Список литературы. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь. - М.: Педагогика, 1990. Мали Л.Д. Уроки развития речи в первом классе: поурочное планирование и дидактические материалы - Тула: Родничок: М.: Астрель: АСТ, 2005. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. - М.: Изд-во Владос-пресс, 2004.



























Оглавление

Мазмұны

  1. Предисловие ______________________________________ 3
  2. Развитие речи младших школьников через систему

работы над обучающим сочинением. ______________________ 5

  1. Примерное тематическое планирование обучающих сочинений по классам. _______________________________________________ 10
  2. «Прогулка по осеннему парку». Сочинение по наблюдению.___________12

  3. Сочинение «Моя любимая птица». __________________________ 16
  4. Фрагмент урока Работа по развитию речи: продолжение текста по его началу (упр. 34). 4 класс _______________________________ 23

  5. Язык - средство общения __________________________________ 24
  6. Сочинение «Моя мечта». __________________________________ 29
  7. Сочинение по серии картинок « Мал да удал»_________________ 35
  8. Сочинение делового характера «Правила дорожного движения»_ 40
  9. Сочинения по теме «Моя зима»_____________________________ 48
  10. Приложение к уроку «Моя зима» ___________________________ 57
  11. Сочинение - рассуждение «Человечность в человеке»__________ 59
  12. Сочинение «На рыбалке» _________________________________ 64
  13. Приложение 1. Подготовительные упражнения.______________ 67
  14. Приложение2.Преимущества репродуктивного метода обучения написанию сочинений ____________________________________ 71
  15. Приложение 3. Как составить текст - повествование.___________ 72
  16. Приложение 4. Сочинения учащихся ________________________ 74
  17. Приложение 3. Дидактические игры _________________________ 80
  18. Приложение 3.Карточки для сочинений ______________________ 82
  19. Заключение _____________________________________________ 87


















81

© 2010-2022