Статья на тему Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС

Шевцова Кристина Валериевна

МБОУ «Гимназия №7»

учитель начальных классов

I категория



«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
(Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ, востоковед, профессор Лондонского университета) Инновационное обучение, о котором сейчас так много говорят, на современном этапе, думаем, должно определяться тем кругом задач, которые оно способно решать в рамках уже имеющегося традиционного и развивающего курсов. Возникает вопрос - можно ли организовать инновационное обучение, используя имеющиеся инструменты? Если да, то как это сделать? Думаем, и многие с нами согласятся, что организовать такое преподавание можно при изучении любого учебного материала, но нужно использовать методику, опирающуюся на инновационные технологии. Здесь можно отметить два основных момента, аналогично развивающему обучению: 1) Нацеленность на формирование у учащихся обобщенных интеллектуальных умений (интегрирование научных дисциплин; умение обобщить и анализировать сложившуюся ситуацию, делать выводы, видеть разные функции одного и того же
объекта, устанавливать связи одного объекта с другим, сравнивать физические явления и тела, классифицировать и обобщать наблюдаемые объекты; 2) Непременная ориентация на вовлечение школьников в познавательную и творческую деятельность в качестве основного пути овладения предметом
Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Развивающее обучение, основанное на системно-деятельностном подходе, выступает как полноценное инновационное. Оно действительно преобразует традиционное обучение в развивающее, что нетрудно выявить при их сравнении.

Характеристика системы

Школа

Традиционная

Развивающая

Инновационная

Интегрирующее название

Школа памяти

Школа мышления

Школа поиска

Цель обучения

Передача знаний, умений, навыков

Развитие способностей, "выращивание" Человека

Поиск места личности в обществе, профориентация

Главные девизы педагога

Делай как я. Я - над вами.

Думай, как сделать. Я - вместе с вами.

Ищи необходимые знания. Я - рядом, направляю.

Роль учителя

Вещатель информации, передатчик и пропагандист знаний, хранитель норм и традиций

Организатор деятельности учеников и их сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом

Организатор деятельности учеников и их сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом

Стиль преподавания

Авторитарный, монологичный (со стороны преподавателя)

Демократичный, диалогичный (учитель - ученик)

Демократичный, направляющий (учитель - ученик)

Преобладающий метод обучения

Информационный

Проблемно - поисковый, исследовательский

Проблемно - поисковый, исследовательский, с использованием ИКТ

Форма организации занятий

Фронтальная, групповая

Индивидуальная, групповая

Индивидуальная, личностно- ориентирования

Вид преобладающей деятельности учащихся

Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму

Самостоятельный поиск, исследование, различная творческая работа

Самостоятельный поиск, анализ, творческая работа, обсуждение на форумах

Время урока, отводимое на самостоятельную работу учеников по сравнению со временем изложения материала педагогом

Малое

Сопоставимо или больше

Сравнительно большее, при наличии интереса.

Позиция ученика

Пассивная, при отсутствии интереса

Активная, инициативная, при наличии интереса

Активная, поисковая при наличии интереса

Мотив к учению

Отсутствует или появляется эпизодически

Создается всегда и целенаправленно

Целенаправлен, результативен

Содержание обучения

Заранее определено учебником

Рождается в процессе урока

Рождается в процессе урока, поиска, открытия, получения новых навыков и умений

Психологический климат урока

Формируется изредка, подчас стихийно

Формируется всегда и целенаправленно

Психология открытия, поиска, успеха



Личность

Средство обучения (личность педагога)

Цель обучения (личность ученика)

Цель обучения (педагога и ученика)

Ориентация педагогических и методических средств

На усвоение знаний

На формирование личных качеств, умений, способностей ученика

На формирование личности социума


Системно-деятельностный подход является основой ФГОС и обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

-к определению цели школьного обучения как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

-от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач;

-от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования; -от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности- предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Изложенные выше принципы обучения, развивая идеи традиционной дидактики, интегрируют полезные и не конфликтующие между собой идеи из новых концепций образования с позиций преемственности научных взглядов. Они не отвергают, а продолжают и развивают традиционную дидактику в направлении решения современных образовательных задач. Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

  1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях (учащиеся критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений, решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации);
  2. Использование активных и интерактивных методик (учащиеся работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации);
  3. Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности (учащиеся выполняют творческие работы и исследовательские проекты, - анализируют современные общественные явления и события);
  4. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи (дети осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла), аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах).
Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Так, в практике работы системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока. На этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем. На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Проводится лабораторное и виртуальное исследование (например, по химии, физике). Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. Данный прием используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы. Например: «Как снизить уровень преступности? (Право) На этапе включения нового знания в систему и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа при решении количественных и качественных задач, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля. Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. В практике работы наших педагогов использование на данных этапах таких приемов обучения как синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность. Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.
Ряд ученных (Л.С.Выгодский, В.В.Давыдов, Л.В. Занков А.П.Кушнир и др.) сформулировали принципы, следуя которым обучение можно сделать инновационным.. Отметим некоторые из них:
  • Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;
  • Разрабатывая содержание занятий, нужно планировать актуальные задачи и проблемы к переходу учащихся в область потенциальных возможностей, перспектив.
  • Задачи должны вызывать затруднения, побуждать к размышлению, коллективному обсуждению, выдвижению гипотез и их проверке, обращению к Интернет-ресурсам, телеконференциям, научным форумам;
  • Для развития учеников необходимо применять технологию успеха, то есть предлагать такие задачи, с которыми ученик наверняка справиться и поставит сам перед собой новые.
  • Необходимо научить "не изобретать велосипед",а используя имеющиеся ресурсы, строить свои проекты;
  • При оценивании работ оценки ставятся не за конечный результат, а за процесс его получения, причем знания, умения и навыки ученика сравниваются с его же знаниями, умениями и навыками, ставится акцент на то, какие знания, умения и навыки приобрел ученик и посредством чего и какие цели перед собой поставил
  • Важно перевести знания из разрозненных в целое, общее, подчеркнуть целостность и единство путем коллективных диспутов, сопоставления результатов, анализа, освещения различных взглядов в том числе и в общеобразовательных сетях;
  • Важно, одним из первых принципов, научить учителя использовать инновационное обучение в учебном процессе. Для этого необходимо создать условия:
  • Мультимедийные классы в каждой общеобразовательной школе со свободным доступом в Интернет;
  • Обучение учителей работе с информационно - компьютерными технологиями (ИКТ);
  • Методическая поддержка учителя общеобразовательной школы;
  • ЦОР, сетевые общеобразовательные ресурсы.

В.В. Давыдов, который разрабатывал положения деятельностного подхода к обучению, отмечал, что:

  • конечной целью обучения является формирование способа действий;

  • способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью;

  • механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью по овладению знаниями, умениями и навыками.

Определить адекватные педагогические технологии, методики, ответить на вопрос: как учить? Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания: Личностное развитие - развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»; Социальное развитие - формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил. Познавательное развитие - формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии. Коммуникативное развитие - формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

В заключении необходимо отметить, что системно-деятельностный подход создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых компетенций и для достижения новых уровней развития личности, формирует и развивает интеллектуального, творческого человека, представляющего собой отдельную личность целого социума

Список литературы: 1. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973. - 279 с 2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996. - 544 с. 3. Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обучению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. - С. 230-243. 4. Далингер В.А. Компетентностный подход и образовательные стандарты общего образования // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография / под ред. О.И. Кирикова. - Книга 2. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009. - С. 7-18. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. - М., 2008. - 21 с. 6. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М.: Наука, 1978. - 342 с. 7. [email protected]

© 2010-2022