Урок математики в 3 классе по теме Ярмарка прошлого века. Денежные единицы Древней Руси

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок "Ярмарка прошлого века"

по теме: "Денежные единицы Руси"

Вид урока: урок-инсценировка

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков с элементами интеграции (экскурс в историю, элементы ритмики)

Цели урока:

Обучающие:

- познакомить детей с денежными единицами Руси;
- учить пользоваться переводом старых денежных единиц в современные денежные знаки;
- совершенствовать знания, умения и навыки в решении задач разных видов.

Развивающие:

- способствовать развитию логического мышления, умению быстро переносить знания из стандартных условий урока в реальные жизненные ситуации;
- формировать у каждого веру в свои силы, способности.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию уважительного отношения к историческим корням нашего народа, его быту, традициям.

Оборудование:

Для учителя: таблица "старинные денежные единицы", плакаты с изображением торговых палаток, таблица с ценами на товар, компьютерная презентация с репродукциями картин "Ярмарка", "Балаганы" художника Б.М. Кустодиева.

Для учащихся: индивидуальные таблицы "старинные денежные единицы" и таблицы с ценами на товар (задачи), тетради, карандаши.

Технические средства обучения:

Компьютер, мультимедийная установка, запись русских народных песен.

Ход урока:

I Организационный момент:

Приветствие

Запись числа

Учитель:

Урок у нас, как ярмарка,

Особая причём.

Считать, смекать на ярмарке

Не медля мы начнём.

А чем она особая?

Ну, купим всё подряд…

Себя сейчас представим мы

На целый век назад.

II Актуализация знаний учащихся. Введение в урок. Компьютерная презентация

Беседа

- А век - это сколько?

- Что вы знаете о ярмарках?

- Что там продавали?

- А в наше время бывают ярмарки?

- Как они называются?

И тогда, и сейчас можно было купить на ярмарке всё, что душа пожелает (от сладостей до крупной скотинки). А особенными, другими были тогда деньги.

Постановка учебной задачи. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке представим себя на ярмарке прошлого века с нынешними деньгами. Познакомимся с денежными единицами Древней Руси. Трудно нам придётся! Ведь надо перевести цены в старинных денежных единицах в современные денежные знаки.

- А вот и первая палатка. Покупая товар, вы должны перевести старинные деньги в современные, пользуясь таблицей.

Приглашаю вас приобрести мой товар. Товару много, не скупитесь. Покажите смекалку. Будет куплен весь товар, получите награду по заслугам.

Думаю, что вы с большими деньгами сегодня на ярмарку прибыли. Можно прикупить скотинку. Открываем первую палатку. Здесь у нас всякая живность.

Выбирайте.

Дети по очереди выходят к доске и вычисляют цену домашних животных.

Подписывают на листочках с ценой современные цены.

Понятие «Цена»

Если ошиблись: - Не сторговались мы с тобой. Возвращай скотинку в загон.

КОРОВА - 2 ГРИВНЫ С ПОЛТИНОЙ

ПЕТУХ - 2 ПЯТИАЛТЫННЫХ

БЫК - 3 ГРИВНЫ

УТКА - 3 ПЯТИАЛТЫННЫХ

ЛОШАДЬ - З ГРИВНЫ И 2 ПОЛТИНЫ

ЖЕРЕБЁНОК - 3 ПОЛТИНЫ

ГУСЬ - РУБЛЬ БЕЗ 2 АЛТЫНОВ

ОВЦА - 2 ПОЛТИНЫ С ГРИВЕННИКОМ

ЯГНЁНОК - ПОЛТИНА С ПЯТИАЛТЫННЫМ

КРОЛИК - 10 АЛТЫНОВ

СВИНЬЯ - ПОЛТИНА БЕЗ ПЯТИАЛТЫННОГО

- Оставляёте свою купленную скотинку в загоне, чтоб не разбежалась.

Наверное, ещё что-нибудь желаете приобрести? Прошу вас во вторую палатку. Тут у нас и валенки, и тапочки, и шляпки всевозможные, и сумочки модные! И игрушки! Кому - чего! В общем - «Всякая всячина».

(Дети выбирают товар и решают задачи, соответствующие картинкам. Если необходимо, то вычисления записывают в тетрадях)

Задачи:

  1. Шляпка и сумочка стоят 2 полтины и 5 гривенников. Одна шляпка стоит 7 алтынов. Сколько стоит сумочка?

  2. Валенки продам за 5 пятиалтынных с 2 гривенниками. Сколько это?

  3. Продаются матрёшки. Одна матрёшка стоит 3 пятиалтынных без гривенника. Купи две матрёшки.

  4. Картина стоит в два раза дороже, чем 1 полотенце.

  5. Полотенце стоит 2 полтины без 2 алтынов. Купи 3 полотенца.

  6. Цена тапочек на пятиалтынный дешевле шляпки. Сколько это?

- Товар продан. Молодцы!

Физкультминутка:

- Но ведь ярмарка это не только покупка товаров, но и веселье, и возможность поразвлечься да потешиться. Давайте вместе выйдем и повеселимся!

(Дети выполняют движения под русскую народную песню "Эх! Вы сени, мои сени…")

- А теперь, если у кого деньги ещё остались, можно себя и побаловать разными вкусностями, сладостями да угощением. Добро пожаловать в мою третью палатку - чего ваша душа пожелает! Кому ягоды, кому овощи, а кому - булочки, пирожные, мороженое! Подходите - выбирайте! Да внимательно считайте! А то останетесь ни с чем. Не сторгуемся - вернёте товар.

Корзина с вишней стоит 2 полтины с 3 алтынами. Сколько это?

Одна булочка стоит гривенник. Купи 3 булочки. Сколько сдачи получишь с полтины?

Один килограмм огурцов стоит 3 алтына. Купи 4 килограмма огурцов. Сколько сдачи получишь с пятиалтынного?

Один килограмм помидоров стоит на гривенник дороже огурцов. Купи 2 килограмма помидоров.Сколько сдачи получишь с полтины?

Мороженое стоит пятиалтынный. Купи 4 порции. Сколько заплатишь?

Пирожное стоит 2 алтына и 2 деньги. Сколько это?

Половина килограмма клубники стоит гривенник с алтыном.Сколько стоит килограмм клубники?

Килограмм болгарского перца стоит пятиалтынный и 2 алтына. Сколько сдачи получишь с двух полтин?

Обобщение и подведение итогов. Рефлексия.

- Ай да молодцы! Как быстро считаете!

Знания каких математических законов помогли вам сегодня в вычислениях?

А могли бы вы быстро подсчитать, сколь сегодня денег вы потратили на ярмарке? Оценки

© 2010-2022