- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок математики в 3 классе по теме Ярмарка прошлого века. Денежные единицы Древней Руси
Урок математики в 3 классе по теме Ярмарка прошлого века. Денежные единицы Древней Руси
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бецишор Н.М. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок "Ярмарка прошлого века"
по теме: "Денежные единицы Руси"
Вид урока: урок-инсценировка
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков с элементами интеграции (экскурс в историю, элементы ритмики)
Цели урока:
Обучающие:
- познакомить детей с денежными единицами Руси;
- учить пользоваться переводом старых денежных единиц в современные денежные знаки;
- совершенствовать знания, умения и навыки в решении задач разных видов.
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления, умению быстро переносить знания из стандартных условий урока в реальные жизненные ситуации;
- формировать у каждого веру в свои силы, способности.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию уважительного отношения к историческим корням нашего народа, его быту, традициям.
Оборудование:
Для учителя: таблица "старинные денежные единицы", плакаты с изображением торговых палаток, таблица с ценами на товар, компьютерная презентация с репродукциями картин "Ярмарка", "Балаганы" художника Б.М. Кустодиева.
Для учащихся: индивидуальные таблицы "старинные денежные единицы" и таблицы с ценами на товар (задачи), тетради, карандаши.
Технические средства обучения:
Компьютер, мультимедийная установка, запись русских народных песен.
Ход урока:
I Организационный момент:
Приветствие
Запись числа
Учитель:
Урок у нас, как ярмарка,
Особая причём.
Считать, смекать на ярмарке
Не медля мы начнём.
А чем она особая?
Ну, купим всё подряд…
Себя сейчас представим мы
На целый век назад.
II Актуализация знаний учащихся. Введение в урок. Компьютерная презентация
Беседа
- А век - это сколько?
- Что вы знаете о ярмарках?
- Что там продавали?
- А в наше время бывают ярмарки?
- Как они называются?
И тогда, и сейчас можно было купить на ярмарке всё, что душа пожелает (от сладостей до крупной скотинки). А особенными, другими были тогда деньги.
Постановка учебной задачи. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке представим себя на ярмарке прошлого века с нынешними деньгами. Познакомимся с денежными единицами Древней Руси. Трудно нам придётся! Ведь надо перевести цены в старинных денежных единицах в современные денежные знаки.
- А вот и первая палатка. Покупая товар, вы должны перевести старинные деньги в современные, пользуясь таблицей.
Приглашаю вас приобрести мой товар. Товару много, не скупитесь. Покажите смекалку. Будет куплен весь товар, получите награду по заслугам.
Думаю, что вы с большими деньгами сегодня на ярмарку прибыли. Можно прикупить скотинку. Открываем первую палатку. Здесь у нас всякая живность.
Выбирайте.
Дети по очереди выходят к доске и вычисляют цену домашних животных.
Подписывают на листочках с ценой современные цены.
Понятие «Цена»
Если ошиблись: - Не сторговались мы с тобой. Возвращай скотинку в загон.
КОРОВА - 2 ГРИВНЫ С ПОЛТИНОЙ
ПЕТУХ - 2 ПЯТИАЛТЫННЫХ
БЫК - 3 ГРИВНЫ
УТКА - 3 ПЯТИАЛТЫННЫХ
ЛОШАДЬ - З ГРИВНЫ И 2 ПОЛТИНЫ
ЖЕРЕБЁНОК - 3 ПОЛТИНЫ
ГУСЬ - РУБЛЬ БЕЗ 2 АЛТЫНОВ
ОВЦА - 2 ПОЛТИНЫ С ГРИВЕННИКОМ
ЯГНЁНОК - ПОЛТИНА С ПЯТИАЛТЫННЫМ
КРОЛИК - 10 АЛТЫНОВ
СВИНЬЯ - ПОЛТИНА БЕЗ ПЯТИАЛТЫННОГО
- Оставляёте свою купленную скотинку в загоне, чтоб не разбежалась.
Наверное, ещё что-нибудь желаете приобрести? Прошу вас во вторую палатку. Тут у нас и валенки, и тапочки, и шляпки всевозможные, и сумочки модные! И игрушки! Кому - чего! В общем - «Всякая всячина».
(Дети выбирают товар и решают задачи, соответствующие картинкам. Если необходимо, то вычисления записывают в тетрадях)
Задачи:
-
Шляпка и сумочка стоят 2 полтины и 5 гривенников. Одна шляпка стоит 7 алтынов. Сколько стоит сумочка?
-
Валенки продам за 5 пятиалтынных с 2 гривенниками. Сколько это?
-
Продаются матрёшки. Одна матрёшка стоит 3 пятиалтынных без гривенника. Купи две матрёшки.
-
Картина стоит в два раза дороже, чем 1 полотенце.
-
Полотенце стоит 2 полтины без 2 алтынов. Купи 3 полотенца.
-
Цена тапочек на пятиалтынный дешевле шляпки. Сколько это?
- Товар продан. Молодцы!
Физкультминутка:
- Но ведь ярмарка это не только покупка товаров, но и веселье, и возможность поразвлечься да потешиться. Давайте вместе выйдем и повеселимся!
(Дети выполняют движения под русскую народную песню "Эх! Вы сени, мои сени…")
- А теперь, если у кого деньги ещё остались, можно себя и побаловать разными вкусностями, сладостями да угощением. Добро пожаловать в мою третью палатку - чего ваша душа пожелает! Кому ягоды, кому овощи, а кому - булочки, пирожные, мороженое! Подходите - выбирайте! Да внимательно считайте! А то останетесь ни с чем. Не сторгуемся - вернёте товар.
Корзина с вишней стоит 2 полтины с 3 алтынами. Сколько это?
Одна булочка стоит гривенник. Купи 3 булочки. Сколько сдачи получишь с полтины?
Один килограмм огурцов стоит 3 алтына. Купи 4 килограмма огурцов. Сколько сдачи получишь с пятиалтынного?
Один килограмм помидоров стоит на гривенник дороже огурцов. Купи 2 килограмма помидоров.Сколько сдачи получишь с полтины?
Мороженое стоит пятиалтынный. Купи 4 порции. Сколько заплатишь?
Пирожное стоит 2 алтына и 2 деньги. Сколько это?
Половина килограмма клубники стоит гривенник с алтыном.Сколько стоит килограмм клубники?
Килограмм болгарского перца стоит пятиалтынный и 2 алтына. Сколько сдачи получишь с двух полтин?
Обобщение и подведение итогов. Рефлексия.
- Ай да молодцы! Как быстро считаете!
Знания каких математических законов помогли вам сегодня в вычислениях?
А могли бы вы быстро подсчитать, сколь сегодня денег вы потратили на ярмарке? Оценки