• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Рабочая тетрадь по курсу Введение в технологию исследовательской деятельности Урок 7. Понятие «гипотеза». Задания и упражнения

Рабочая тетрадь по курсу Введение в технологию исследовательской деятельности Урок 7. Понятие «гипотеза». Задания и упражнения

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 7. Понятие «гипотеза». Задания и упражнения.

Задача «Деревья в жаркую погоду» .

Уже несколько дней стояла очень жаркая погода. Лето было в самом разгаре. Листья на деревьях опустились, как будто просили пить. Но все деревья не польёшь …

И вдруг одно из деревьев сбросило все листья, как осенью. Но осенью деревья сбрасывают листья постепенно, а здесь - все сразу. Соседние деревья посмотрели на это дерево и зашептали:

- Всё, не вынесло жару. Погибло.

Но дерево было живое, ему даже стало легче дышать, и теперь жара была ему не страшна. Почему?

Определи проблему.

__________________________________________________________________Выскажи свою гипотезу.

_________________________________________________________________

Как спасти деревья в сильную долгую засуху, если нет возможности постоянно поливать их? Предложи своё решение.


Работа в группах

Задача 1 «Как муравьишка гусеницу нашёл»

Сидит Кузнечик, смотрит вниз - тени мелькают, а это не тени, а большие рыжие муравьи. Бегут в разные стороны, а если встречаются, то усиками друг друга ощупывают.

Почему муравьи ощупывают друг друга усиками? Зачем муравью сообщать собратьям, где лежит большая гусеница? Как узнать собратьям, где лежит большая гусеница?

Определите проблему. Выскажите свою гипотезу.

Задача 2 «Индейцы»

Посмотрел сын фильм про индейцев, приходит к отцу и спрашивает:

- Папа, зачем индейцы, которые живут в джунглях, мажут себе лицо и руки глиной?

- А ты подумай, сынок. Может, кого-то испугать хотят или сами прячутся или от кого-то предохраняются. Но зачем-то им обязательно это надо делать.

Определите проблему. Выскажите свою гипотезу.

Задача 3 «Верблюд и ящерка»

Лежит на песке верблюд, спокойно жуёт колючку. Глаз скосил, смотрит - рядом ящерка появилась. Повернул голову, чтоб её хорошо разглядеть, - нет ящерки. Удивился верблюд. Куда это ящерка делась, ведь не убегала? Повернулся, снова жуёт. Скосил глаз - сидит ящерка на песке, на солнышке греется. Но как только он повернулся, ящерка опять спряталась.

Как выдумаете, куда могла спрятаться ящерка не убегая далеко?

Определите проблему. Выскажите свою гипотезу.

Задача 4 «Рыбы»

Плывёт огромная хищная рыба. Ищет, чем бы поживиться. Смотрит - впереди стайка маленьких сомиков.

- Вот, думает, теперь наемся.

Подплывает - и что же она видит. нет стайки, а висит в воде огромный клубок, да весь колючками утыканный, как ёж. Даже страшно. Не стала огромная рыба связываться с этим колючим шаром, повернула и уплыла восвояси.

Плывёт и думает:

- Зачем мне колоться, найду кого-нибудь помягче, понежнее, чем эта огромная колючка. Но куда делись эти прекрасные маленькие сомики? Непонятно.

Куда делись сомики? И откуда этот огромный колючий шар?

Определите проблему. Выскажите свою гипотезу.

Задача 5 «Ежата весной»

Наступила весна. У ежихи появились маленькие ежата. Мягкие, пушистые - совсем на ежей не похожи. У них ещё даже колючек нет. Холодно малышам. Когда мама рядом, она их греет своим телом. А без мамы совсем холодно. Вот сидит ежиха и думает:

- Надо за едой идти, да ежат страшно оставлять. Вдруг замёрзнут. Можно остаться с ежатами, погреть их, но тогда они голодные будут.

Помогите ежихе. Как ей согреть ежат, когда она пойдёт добывать корм?

Определите проблему. Выскажите свою гипотезу.


Домашнее задание.

Задача «Цветочные защитники»

Лето. Жара. Стоят цветы, раскрыли свои головки, ждут, когда насекомые прилетят, помогут пыльцу с цветка на цветок перенести.

А насекомых что-то не видно. Зато с земли ползут мелкие воришки - козявки, гусеницы.

Гусеницы едят листья, а маленькие козявки и летать не умеют, и листья для них жёсткие и невкусные. Но они тоже хотят сладкого нектара.

Долго ползёт маленькое насекомое, пока не доберётся до цветка - и тут же будет наслаждаться нектаром. Пользы цветку никакой, он просто даром кормит букашку.

Цветы решили: надо от воришек защищаться. А чем защищаться? - Рук, чтоб букашек отгонять, у цветов нет

Определи проблему. _________________________________________________________________

Выскажи свою гипотезу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найди информацию в научно-познавательной литературе, в интернете на тему «Как защищаются растения: чистотел, болотная герань, луговая герань, роза, смолка с малиновыми цветками?». Наклей цветные фотографии этих растений. Подпиши. Подготовь мини-сообщение.



Информация для учителя.

Задача «Цветочные защитники»

Жизненный пример: В тропиках растут огромные деревья баобабы, которые в самую жару сбрасывают листья, уменьшая тем самым испарения воды.

В Израиле, в Египте на огромных песчаных пустынях растут посевы, деревья. По земле протянуты длинные шланги, а около каждого ростка, кустика, деревца в шланге сделана дырочка, и вода потихоньку капает прямо под корень этого растения. Лишняя влага не испаряется, а растение получает воду постоянно. Сейчас у нас используют такие шланги, они называются «точечный полив»

Задача 1 «Как муравьишка гусеницу нашёл»

Муравьи звуков издавать не умеют и беседуют с помощью усиков. Если один из муравьёв найдёт что-то большое, чего сам утащить не может, то бежит обратно к муравейнику и каждого, кого встретит на пути, усиками ощупывает, чтобы сказать: бегите, мол, вот туда, откуда я бегу, там гусеница большая. Гусеницу притащить надо, потому что это еда и гусеницу притащить невозможно, потому что она тяжёлая. Муравей должен показать всем остальным дорогу к гусенице и не может её показать, потому что ему надо бежать дальше, собирать остальных муравьёв. Муравей на бегу выделяет пахучую жидкость и таким образом метит свой путь. И все, кого он усиками ощупал, и кому про гусеницу рассказал, по его пахучим следам бегут и гусеницу находят.

Задача 2 «Индейцы»

Индейцы заметили, что те места, которые вымазаны глиной (испачкались случайно), комары не кусают. Поэтому заранее открытые места покрывали глиной, чтоб их не кусали комары и мошки.

Задача 3 «Верблюд и ящерка»

Оказывается, ящерка-круглоголовка, умеющая раскрывать «рот до ушей»( и называется она ушастой круглоголовкой), придумала, лёжа на песке, сильно трястись всем телом, погружаясь при этом в песок. Там ни хищники, ни лучи солнца не достанут её.

Задача 4 «Рыбы»

Жизненный пример. Морские сомики, живущие у берегов Южной Америки, при появлении хищной рыбы собираются в клубок, острыми мордочками наружу. Клубок напоминает морского ежа, окружённого ядовитыми колючками.

Задача 5 «Ежата весной»

Ежата греются прижавшись друг к другу; ежиха заворачивает ежат в сухие листья.

Домашнее задание. Задача «Цветочные защитники»

Смолка с малиновыми цветками - растение сосновых опушек - все веточки своих соцветий покрыла липким клеем, и букашки стали прилипать, не добравшись цветка.

Чистотел - красавец с жёлтыми ветками, растущий вблизи жилья человека, близкий родственник мака поступил хитрее: смолы нет, но ползёт вверх, к цветкам мелкое насекомое, не имеющее крыльев, и, надавливая лапками на тонкую кожицу стебля, нечаянно выдавит клейкий млечный сок - он есть у всех маковых. Вот тут козявка и прилипла.

Болотная герань - нектар цветка спрятан за такой массой волосков, что через них никак не проберёшься.

Луговая герань - у неё под цветками есть специальные волоски. Тронь их - выделяется капля клейкой массы: конец букашке - не вылезешь.

Роза - усадила свои стебли шипами.

© 2010-2022