- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами
Конспект урока по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Руденко М.Г. |
Дата | 02.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Ход урока.
Этапы урока
Содержание работы на уроке
наглядность
Деятельность ученика
1. Организационный момент
-Здравствуйте! Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность друг в друге. Мы преодолеем все трудности, если будем вместе.
- Вы готовы работать вместе?
Слайд 1
2. Минутка чистописания (каллиграфическая работа).
-Сегодня будем писать гласную, которая есть в словах приятель, товарищ, но нет в слове друг.
Запишите, используя закономерность:
и иииии…
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
А теперь запишите пословицу в свои тетради. Сделайте это грамотно и аккуратно. Обязательное правило при письме - следи за осанкой.
Слайд 2
Слайд 3 Ответы детей. Запись буквы и.
Объяснение смысла пословицы.
Запись пословицы.
3. Словарно-орфографическая работа.
На доске запись.
ПОКШБЕСЧДХ
- Зачеркните в цепочке буквы, обозначающие глухие звуки, и узнаете слово, которое нужно запомнить сегодня на уроке. (обед)
- Назовите лексическое значение слова обед.
- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
Слайд 9
Слайд 10 Ответы детей.
Работа с толковым словарем.
3. Проверка домашнего задания
Отгадайте загадку: Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду - Всё в действие придёт. - Правильно, это глагол.
Что такое глагол?
Какую роль выполняет глагол в речи?
Слайд 4
Слайд 5
Ответы детей.
Дети рассказывают правило.
Ответы детей (Делают нашу речь живой)
4. Определение и формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Посмотрите все ли правильно здесь написано? Кто меня признает, тот в беду попадет.
- Что такое НЕ?
- Для ответа на этот вопрос выполним задание. Выполните задания, записывая ответы в тетради на одной строчке.
-
Исследуйте ряд букв - ш, ж, ч, ц, подчеркните «лишнюю» букву
-
Разгадайте ребус, выделите орфограмму.
-
Подберите антоним к слову темнота, подчеркните в нём первую букву.
-
Подчеркните орфограмму в слове крот.
-
Исправьте ошибку в слове стрежи, выделите орфограмму.
-
Отгадайте загадку
Букву «пэ» перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получилась буква....
-
Вставьте и подчеркните пропущенную букву щ…вель.
Вывод: НЕ - это частица. - Кто-нибудь догадался, какая тема сегодняшнего урока? - Вы правы, тема сегодняшнего урока «Правописание частицы НЕ с глаголами». Чтобы узнать как пишется частица НЕ с глаголами, послушайте вот такую историю. Жила - была на свете упрямая частица НЕ. У неё ни как не получалось подружиться с глаголами. Что бы глаголы ей не предлагали, она всё отрицала. И вот однажды частица совсем заупрямилась. - Слезь со стула! - Не хочу! - Упадёшь! - Не упаду! - Отойди! - Не отойду! - Приедешь? - Не приеду! - Придешь? - Нет, не приду! - Услышишь? - Не услышу! - Найдёшь? - Нет, не найду! - Молчишь? - Нет, не молчу! - Конфетку, может, хочешь? - Нет! Да, хочу, хочу! (Шибаев А.) - С какой частью речи употребляется частица НЕ?
Какой смысл вносит частица НЕ?
- Как вы думаете как пишется частица НЕ с глаголом? - Кто может сформулировать тему урока?
2. Работа в группах.
- Откройте учебник на стр.78. Прочитайте стихотворение. Вспомним правила выразительного чтения.
Кто хочет прочитать стихотворение вслух выразительно? (Читает желающий или сильный ученик.)
- Кто готов ответить на вопрос в конце упражнения?
- Прочитайте и посмотрите, правильно ли мы определили тему сегодняшнего урока? Как тема обозначена в учебнике? Какова цель сегодняшнего урока?
- Ребята, вы можете определить задачи вашей деятельности в соответствии с содержанием учебника со стр. 78-79?
- Ребята, как вы думаете, зачем мы изучаем эту тему? И как это может пригодиться в жизни? К чему приводит неправильная запись слова?
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8 Ответы детей.
Дети записывают в тетради ответы на вопросы
Ответы детей.
Ответы детей
Работа с учебником.
Ответы детей (Научиться писать слова на это правило, отработать действия по алгоритму, упражняться в написании слов на изучаемое правило.)
5. Физкультминутка
Физминутка проекта «Новый урок». (Панда)
6. Актуализация опорных знаний.
(5 учеников выполняют тест «Глагол», а остальные работают с учителем).
- Определите ошибки в словах. Назовите орфограмму.
Гаворил, напаили, выстерал, сламали, заморозки, галадал
- Какое слово лишнее? Почему?
- Что вы знаете о глаголе? (обозначает-…, вопросы-…, как изменяется - …, чем является в предложении - …)
- Назовите глаголы множественного числа? единственного числа?
- Составьте предложение с одним из слов.
- Запишем предложение на доске. Подчеркните главные члены предложения. Подпишите слова, которые выражены существительным или глаголом.
- Дайте характеристику предложению.
Слайд 11-12
Слайд 13
Работа с тестами.
Ответы учеников.
7. Работа над новым материалом:
а) усвоение грамматико-орфографического правила;
б) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые, коллективные упражнения), в изменённой ситуации (конструктивные, самостоятельные)
1. - Прочитайте правило на стр.78 - Какое это правило? (орфографическое) - Что такое НЕ? - Как частица НЕ пишется с глаголами? 2. А) Чтобы у вас сложилось более полное понимание данного орфографического правила, выполним упражнение 137. (Учитель читает выразительно стихотворение) - Кто желает прочитать стихотворение? - Почему стихотворение так называется? - Какие слова в строках рифмуются? Какое звукосочетание вы слышите в конце рифмующихся строк? - Спишите стихотворение. Подчеркните глаголы и частицу НЕ.
Работа с учебником.
8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания, связанные с развитием речи и с изучаемым материалом)
- Прочитайте пословицы из упр. 136. Объясните их смысл. - А теперь закройте учебники и напишите одну из пословиц по памяти. -Теперь откройте учебники и проверьте себя. -Поднимите руки, у кого пословица написана правильно. -Все молодцы! - Теперь подчеркните глаголы и частицы НЕ в пословицах. - А теперь пофантазируем. - На тему любой из пословиц придумайте свой рассказ с использованием глаголов и частицы НЕ. Я уверена, что у вас получились хорошие рассказы. Кто желает озвучить? - Кто еще раз нам скажет, как пишется частица НЕ с глаголами?
Работа с учебником.
Ответы детей.
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Домашнее задание у вас будет творческое. Постарайтесь дома сочинить стихотворение или несколько рифм с глаголами и частицами НЕ. Запишите это в тетрадь.
Слайд 14
10. Рефлексия.
- Какая тема урока была?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
-Чему вы научились на уроке?
Ответы детей
11. Подведение итогов урока. Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.
Выставление оценок
Слайд 15 Самооценка детей.
3