Конспект урока по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока.


Этапы урока

Содержание работы на уроке

наглядность

Деятельность ученика

1. Организационный момент

-Здравствуйте! Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность друг в друге. Мы преодолеем все трудности, если будем вместе.
- Вы готовы работать вместе?

Конспект урока по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами





Слайд 1

2. Минутка чистописания (каллиграфическая работа).

-Сегодня будем писать гласную, которая есть в словах приятель, товарищ, но нет в слове друг.

Запишите, используя закономерность:

и иииии

Конспект урока по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

А теперь запишите пословицу в свои тетради. Сделайте это грамотно и аккуратно. Обязательное правило при письме - следи за осанкой.


Слайд 2




Слайд 3 Ответы детей. Запись буквы и.








Объяснение смысла пословицы.
Запись пословицы.

3. Словарно-орфографическая работа.

На доске запись.

ПОКШБЕСЧДХ

- Зачеркните в цепочке буквы, обозначающие глухие звуки, и узнаете слово, которое нужно запомнить сегодня на уроке. (обед)

- Назовите лексическое значение слова обед.

- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.


Слайд 9






Слайд 10 Ответы детей.

Работа с толковым словарем.

3. Проверка домашнего задания


Отгадайте загадку: Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду - Всё в действие придёт. - Правильно, это глагол.



Что такое глагол?

Конспект урока по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами




Какую роль выполняет глагол в речи?

Конспект урока по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами



Слайд 4










Слайд 5



Ответы детей.


Дети рассказывают правило.




Ответы детей (Делают нашу речь живой)

4. Определение и формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся


- Посмотрите все ли правильно здесь написано? Кто меня признает, тот в беду попадет.






Конспект урока по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами



- Что такое НЕ?

- Для ответа на этот вопрос выполним задание. Выполните задания, записывая ответы в тетради на одной строчке.


  1. Исследуйте ряд букв - ш, ж, ч, ц, подчеркните «лишнюю» букву

  2. РКонспект урока по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголамиазгадайте ребус, выделите орфограмму.


  1. Подберите антоним к слову темнота, подчеркните в нём первую букву.


  1. Подчеркните орфограмму в слове крот.


  1. Исправьте ошибку в слове стрежи, выделите орфограмму.


  1. Отгадайте загадку

Букву «пэ» перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получилась буква....

  1. Вставьте и подчеркните пропущенную букву щ…вель.

Вывод: НЕ - это частица. - Кто-нибудь догадался, какая тема сегодняшнего урока? - Вы правы, тема сегодняшнего урока «Правописание частицы НЕ с глаголами». Чтобы узнать как пишется частица НЕ с глаголами, послушайте вот такую историю. Жила - была на свете упрямая частица НЕ. У неё ни как не получалось подружиться с глаголами. Что бы глаголы ей не предлагали, она всё отрицала. И вот однажды частица совсем заупрямилась. - Слезь со стула! - Не хочу! - Упадёшь! - Не упаду! - Отойди! - Не отойду! - Приедешь? - Не приеду! - Придешь? - Нет, не приду! - Услышишь? - Не услышу! - Найдёшь? - Нет, не найду! - Молчишь? - Нет, не молчу! - Конфетку, может, хочешь? - Нет! Да, хочу, хочу! (Шибаев А.) - С какой частью речи употребляется частица НЕ?

Какой смысл вносит частица НЕ?

Конспект урока по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами
- Как вы думаете как пишется частица НЕ с глаголом? - Кто может сформулировать тему урока?

2. Работа в группах.

- Откройте учебник на стр.78. Прочитайте стихотворение. Вспомним правила выразительного чтения.

Кто хочет прочитать стихотворение вслух выразительно? (Читает желающий или сильный ученик.)

- Кто готов ответить на вопрос в конце упражнения?

- Прочитайте и посмотрите, правильно ли мы определили тему сегодняшнего урока? Как тема обозначена в учебнике? Какова цель сегодняшнего урока?

- Ребята, вы можете определить задачи вашей деятельности в соответствии с содержанием учебника со стр. 78-79?

- Ребята, как вы думаете, зачем мы изучаем эту тему? И как это может пригодиться в жизни? К чему приводит неправильная запись слова?
Слайд 6














Слайд 7



























































Слайд 8 Ответы детей.













Дети записывают в тетради ответы на вопросы















Ответы детей.



























Ответы детей











Работа с учебником.


Ответы детей (Научиться писать слова на это правило, отработать действия по алгоритму, упражняться в написании слов на изучаемое правило.)

5. Физкультминутка

Физминутка проекта «Новый урок». (Панда)

6. Актуализация опорных знаний.

(5 учеников выполняют тест «Глагол», а остальные работают с учителем).

- Определите ошибки в словах. Назовите орфограмму.

Гаворил, напаили, выстерал, сламали, заморозки, галадал

- Какое слово лишнее? Почему?

- Что вы знаете о глаголе? (обозначает-…, вопросы-…, как изменяется - …, чем является в предложении - …)

- Назовите глаголы множественного числа? единственного числа?

- Составьте предложение с одним из слов.

- Запишем предложение на доске. Подчеркните главные члены предложения. Подпишите слова, которые выражены существительным или глаголом.

- Дайте характеристику предложению.


Слайд 11-12



Слайд 13



Работа с тестами.
Ответы учеников.


7. Работа над новым материалом:

а) усвоение грамматико-орфографического правила;

б) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые, коллективные упражнения), в изменённой ситуации (конструктивные, самостоятельные)


1. - Прочитайте правило на стр.78 - Какое это правило? (орфографическое) - Что такое НЕ? - Как частица НЕ пишется с глаголами? 2. А) Чтобы у вас сложилось более полное понимание данного орфографического правила, выполним упражнение 137. (Учитель читает выразительно стихотворение) - Кто желает прочитать стихотворение? - Почему стихотворение так называется? - Какие слова в строках рифмуются? Какое звукосочетание вы слышите в конце рифмующихся строк? - Спишите стихотворение. Подчеркните глаголы и частицу НЕ.

Работа с учебником.

8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания, связанные с развитием речи и с изучаемым материалом)


- Прочитайте пословицы из упр. 136. Объясните их смысл. - А теперь закройте учебники и напишите одну из пословиц по памяти. -Теперь откройте учебники и проверьте себя. -Поднимите руки, у кого пословица написана правильно. -Все молодцы! - Теперь подчеркните глаголы и частицы НЕ в пословицах. - А теперь пофантазируем. - На тему любой из пословиц придумайте свой рассказ с использованием глаголов и частицы НЕ. Я уверена, что у вас получились хорошие рассказы. Кто желает озвучить? - Кто еще раз нам скажет, как пишется частица НЕ с глаголами?

Работа с учебником.





Ответы детей.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


- Домашнее задание у вас будет творческое. Постарайтесь дома сочинить стихотворение или несколько рифм с глаголами и частицами НЕ. Запишите это в тетрадь.

Конспект урока по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами


Слайд 14

10. Рефлексия.

- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

-Чему вы научились на уроке?



Ответы детей

11. Подведение итогов урока. Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.

Конспект урока по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами
Выставление оценок
Слайд 15 Самооценка детей.


3


© 2010-2022