Проект урока русского языка в 3 классе по системе развивающего обучения

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Проект урока русского языка в 3 классе по системе развивающего обученияПроект урока русского языка в 3 классе по системе развивающего обученияПроект урока русского языка в 3 классе по системе развивающего обученияПроект урока русского языка в 3 классе по системе развивающего обученияПроект урока русского языка в 3 классе по системе развивающего обученияПроект урока русского языка в 3 классе по системе развивающего обученияПроект урока русского языка в 3 классе по системе развивающего обученияПроект урока русского языка в 3 классе по системе развивающего обученияПроект урока русского языка в 3 классе по системе развивающего Методическая база. Предмет: Русский язык. 3 класс Тема урока: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов Тип урока: Решение частной задачи Место урока в тематическом планировании: №100 Базовая программа: «Русский языка», 1-4кл., Ломакович С.В., Тимченко Л.И., М.:Вита-Пресс, 2010 Базовый учебник: С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко, «Русский языка» - 3 класс. Учебник в 2-х книгах - М.:Вита-Пресс, 2010 Оборудование: интерактивная доска, проектор, учительский компьютер, ноутбуки учеников, подключенные к учительскому компьютеру по локальной сети, документ-камера, тетради, ручки, тест, выполненный в программе PowerPoint Зона актуального развития: Учащиеся знают:
  1. основной закон русского письма: «Орфограмму слабой позиции проверяй по сильной позиции в той же части слова»;
  2. какую работу выполняют окончания;
  3. грамматические значения окончаний существительных, прилагательных, глаголов;
  4. какие грамматические значения - постоянные, какие - переменные;
  5. какие бывают окончания: одинаковые, омонимичные, синонимичные;
  6. 2 набора личных окончаний глаголов.
Учащиеся умеют:
  1. проверять орфограмму слабой позиции в окончаниях глаголов по заданному спряжению;
  2. определять спряжение по личным окончаниям глаголов.
Учебная задача урока: Создать модель, отражающую способы определения спряжения глаголов. Цели урока:
  • образовательные: учащиеся узнают и зафиксируют в модели способ определения спряжения глаголов;
  • развивающие: через исследование откроют способ определения спряжения глаголов по форме 3-его лица множественного числа;
  • воспитательные: убедятся в практической значимости открытого способа и в том, что многообразие точек зрения на какую-то проблему является важнейшим условием её успешного решения.
Педагогическая задача урока: Создать условия для:
  1. преобразования конкретной практической задачи в учебную задачу;
  2. формирования у учащихся коммуникативных навыков совместной поисковой деятельности: корректное ведение учебного диалога на содержательной основе.
Предполагается, что использование персональных компьютеров:
  1. учащиеся откроют для себя возможности современной компьютерной техники на этапе актуализации знаний и решения конкретно-практических задач;
  2. учащиеся выполнят учебные действия контроля и самооценки.
Тренинг на персональном компьютере: проверить орфограмму слабой позиции в окончаниях глаголов. Методы обучения: Продуктивные методы обучения:
  1. создание проблемной ситуации;
  2. анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде проблемной задачи;
  3. решение проблемной задачи путем выдвижения гипотез и последовательной проверки;
  4. проверка решения проблемы.
Формы организации учебной деятельности:
  1. фронтальная работа (основные задачи которой - выявление противоречий и рефлексия);
  2. индивидуальная работа (основная задача - формирование внутренних и личных мотивов учебной деятельности);
  3. групповая работа (работа по решению учебной задачи, которая требует освоения способов учебного сотрудничества);
  4. межгрупповой диалог.
Этапы занятия:
  1. Создание ситуации успеха.
  2. Закрепление ситуации успеха.
  3. Создание ситуации интеллектуального конфликта.
  4. Постановка частной задачи
  5. Анализ условий решения задачи и решение частной задачи
  6. Моделирование открытого способа в знаковой модели
  7. Построение конкретно-практических задач, решаемых с помощью данной модели
  8. Рефлексия
Продолжительность: 45 минут.

Ход урока: 1. Создание ситуации успеха. На доске зафиксирована «Лестница знаний», выстроенная на предыдущих уроках:




У.: Кто может озвучить нашу «Лестницу знаний»? Д.: Она рассказывает о том, как мы открываем способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях. Сначала мы узнали, что глаголы изменяются по временам; в прошедшем времени изменяются по родам и числам, а в настоящем и будущем - изменяются по лицам и числам. Потом мы узнали, что одновременное изменение по лицам и числам называется спряжением. Мы знаем, что глаголы имеют 2 набора личных окончаний. Цифры рядом с глаголами указывают на их спряжение. Мы знаем, если глагол 1 спряжения пиши букву Е, 2 спряжения - И. На интерактивной доске слова: гремит, ведём, висишь, везёшь, обхитрите, несёт, сядут, говорим.




У.: Дети, какое задание, можно выполнить, имея данные слова? Д.: Распределить слова на две группы - по спряжениям. (В ходе фронтальной работы учащиеся демонстрируют умение определять спряжение глаголов по личным окончаниям глаголов) На интерактивной доске тест 1 со словами: Воз_шь (II), ход_м (II), ед_т (I), нос_т (II), се_м (I), кол_шь (I), скаж_т (I), вид_те (II), та_т (I), реж_м (I), чист_шь (II), ро_те (I), держ_м (II), уч_т (II), кос_м (II), паш_т (I), став_м (II), стро_те (II), чита_шь (I), зре_т (I).




У.: Дети, какое задание, можно выполнить, имея данные слова? Д.: Вставить пропущенные буквы.

У.: Вставьте пропущенные буквы. (В ходе фронтальной работы учащиеся демонстрируют умение вставлять безударные гласные в личных окончаниях глаголов) У.: Вы такие молодцы, так быстро и правильно вставляете пропущенные буквы. У.: Хорошо работать вместе! А хотите каждый проверить свои силы?

Д.: Да. (Учитель не «навязывает» задание в готовом виде. Подобный вопрос не только помогает ученикам перейти от внешней мотивации к внутренней, но и способствует более глубокому осмыслению частных знаний, которые выводятся из общего и абстрактного знания как единой основы.)

  1. Закрепление ситуации успеха.
Тренинг на персональном компьютере: проверить орфограмму слабой позиции в окончаниях глаголов по заданному спряжению У.: Включите ноутбуки. Предлагаю вам выполнить этот тест до конца самостоятельно.




(Ноутбуки учеников, подключенные к учительскому компьютеру по локальной сети. Каждый ученик получает отметку, выставленную компьютером.) У.: Поднимите руки те дети, кто справился с заданием без ошибок. (Все дети поднимают руки.)
  1. Создание ситуации интеллектуального конфликта.

На доске записана загадка:

Свет . т, сверка . т, всех согрева . т. У.: Прочитайте и отгадайте загадку. Д.: Солнце. У.: Запишите загадку без пропусков. Д.: Мы не можем выполнить это задание. У.: Но ведь вы только что вставляли пропущенные буквы и показали, что у вас это получается. Д.: Здесь совсем другая ситуация, здесь звук в слабой позиции, а спряжение не указано. Цифры рядом с глаголами указывают на их спряжение. Мы знаем, если глагол 1 спряжения пиши букву Е, 2 спряжения - И.

  1. Постановка частной задачи
У.: С какой проблемой столкнулись? Д.: Мы не умеют самостоятельно определять спряжение глаголов. Нам нужно найти способ, как определять спряжение глаголов. Проблема фиксируется на доске: I спр . ? II спр.





  1. Анализ условий решения задачи и решение частной задачи
У.: Как будем действовать дальше? Д.: Первый шаг нами уже сделан: будет известно спряжение глагола, будет определена и буква на месте слабого звука. Учащиеся выдвигает гипотезу: если орфограммы в личных окончаниях глаголов, то, может, в них и надо искать секрет проверки? У.: Как будем решать эту проблему: вместе, в группах, по одному? (Для наиболее конструктивного решения проблемы необходимо привлечение к ее обсуждению всех детей в классе. Возникает потребность в групповой форме работы.) Раздаются заготовки: свет[и]т сверка[и]т У.: Предлагаю представителям от групп объяснить, какой способ вы нашли. (Результаты совместной деятельности вывешиваются на доску.) Д.: Мы изменили данные глаголы по лицам и числам: свет[и]т сверка[и]т свечу сверкаю свет[и]шь сверка[и]шь свет[и]т сверка[и]т свет[и]м сверка[и]м свет[и]те сверка[и]те светят сверкают Из записи видно, что в 3-м лице множественного числа окончания глаголов1-го и 2-го спряжения разные, в остальных совпадают

(Дети самостоятельно открывают способ, как определять спряжение глаголов.)

  1. Моделирование открытого способа в знаковой модели
Дети собираются в группы, обсуждают. Результаты групповой работы вывешиваются на ДОСу. В процессе межгруппового взаимодействия конструируется общая наиболее точная модель.




Вывод, к которому приходят дети: чтобы определять спряжение глаголов, нужно поставить глагол в 3-е лицо множественного числа: окончание -ут (-ют), значит, глагол 1 спряжения, надо писать букву Е, окончание -ат (-ят), значит, глагол 2 спряжения, надо писать букву И.
  1. Построение конкретно-практических задач, решаемых с помощью данной модели

У.: Дети, как нам убедиться в том, что способ работает?

Д.: Определить спряжение глаголов свет . т, сверка . т, согрева . т: свет . т - светят (II), светит; сверка . т - сверкают(II), сверкает; согрева . т - согревают(II), согревает.

На доске записаны загадки: Всех на свете обшива . т, что сошьёт - не надева . т. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныря.т, крохи собира . т. Над цветком порха . т, пляш . т, веерком узорным маш . т. У.: Кто может сформулировать задания? Д.: Сначала нужно отгадать загадки. Потом вставить пропущенные буквы. Записать загадки без пропусков. У.: Хорошо. Отгадайте. Д.: Игла. Воробей. Бабочка. У.: Запишите загадки в тетрадь без пропусков. Проверьте работу друг друга. (Дети выполняют задание и проводят взаимопроверку.) У.: Поднимите руки те дети, чей сосед справился с заданием без ошибок. (Дети поднимают руки.) Тренинг на персональном компьютере: проверить орфограмму слабой позиции в окончаниях глаголов. У.: Включите ноутбуки. Предлагаю вам выполнить тест 2 самостоятельно.



  1. Рефлексия
У.: Кто хочет задать итоговые вопросы? Выходит один человек и задает классу вопросы: - С какой проблемой столкнулись на уроке? - Что нам удалось узнать? - Ответили ли мы на вопрос? - Что мы будем делать завтра? (Отвечая на последний вопрос, дети предлагают на следующем уроке отработать открытый способ.) У.: Есть ли другие вопросы? Д.: Кто-нибудь хочет кого-нибудь похвалить?

Дети самостоятельно предлагают домашнее задание.

© 2010-2022