- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект урока русского языка в 3 классе по системе развивающего обучения
Проект урока русского языка в 3 классе по системе развивающего обучения
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шевелева Г.В. |
Дата | 22.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
- основной закон русского письма: «Орфограмму слабой позиции проверяй по сильной позиции в той же части слова»;
- какую работу выполняют окончания;
- грамматические значения окончаний существительных, прилагательных, глаголов;
- какие грамматические значения - постоянные, какие - переменные;
- какие бывают окончания: одинаковые, омонимичные, синонимичные;
- 2 набора личных окончаний глаголов.
- проверять орфограмму слабой позиции в окончаниях глаголов по заданному спряжению;
- определять спряжение по личным окончаниям глаголов.
- образовательные: учащиеся узнают и зафиксируют в модели способ определения спряжения глаголов;
- развивающие: через исследование откроют способ определения спряжения глаголов по форме 3-его лица множественного числа;
- воспитательные: убедятся в практической значимости открытого способа и в том, что многообразие точек зрения на какую-то проблему является важнейшим условием её успешного решения.
- преобразования конкретной практической задачи в учебную задачу;
- формирования у учащихся коммуникативных навыков совместной поисковой деятельности: корректное ведение учебного диалога на содержательной основе.
- учащиеся откроют для себя возможности современной компьютерной техники на этапе актуализации знаний и решения конкретно-практических задач;
- учащиеся выполнят учебные действия контроля и самооценки.
- создание проблемной ситуации;
- анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде проблемной задачи;
- решение проблемной задачи путем выдвижения гипотез и последовательной проверки;
- проверка решения проблемы.
- фронтальная работа (основные задачи которой - выявление противоречий и рефлексия);
- индивидуальная работа (основная задача - формирование внутренних и личных мотивов учебной деятельности);
- групповая работа (работа по решению учебной задачи, которая требует освоения способов учебного сотрудничества);
- межгрупповой диалог.
- Создание ситуации успеха.
- Закрепление ситуации успеха.
- Создание ситуации интеллектуального конфликта.
- Постановка частной задачи
- Анализ условий решения задачи и решение частной задачи
- Моделирование открытого способа в знаковой модели
- Построение конкретно-практических задач, решаемых с помощью данной модели
- Рефлексия
Ход урока: 1. Создание ситуации успеха. На доске зафиксирована «Лестница знаний», выстроенная на предыдущих уроках:
У.: Кто может озвучить нашу «Лестницу знаний»? Д.: Она рассказывает о том, как мы открываем способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях. Сначала мы узнали, что глаголы изменяются по временам; в прошедшем времени изменяются по родам и числам, а в настоящем и будущем - изменяются по лицам и числам. Потом мы узнали, что одновременное изменение по лицам и числам называется спряжением. Мы знаем, что глаголы имеют 2 набора личных окончаний. Цифры рядом с глаголами указывают на их спряжение. Мы знаем, если глагол 1 спряжения пиши букву Е, 2 спряжения - И. На интерактивной доске слова: гремит, ведём, висишь, везёшь, обхитрите, несёт, сядут, говорим.
У.: Дети, какое задание, можно выполнить, имея данные слова? Д.: Распределить слова на две группы - по спряжениям. (В ходе фронтальной работы учащиеся демонстрируют умение определять спряжение глаголов по личным окончаниям глаголов) На интерактивной доске тест 1 со словами: Воз_шь (II), ход_м (II), ед_т (I), нос_т (II), се_м (I), кол_шь (I), скаж_т (I), вид_те (II), та_т (I), реж_м (I), чист_шь (II), ро_те (I), держ_м (II), уч_т (II), кос_м (II), паш_т (I), став_м (II), стро_те (II), чита_шь (I), зре_т (I).
У.: Дети, какое задание, можно выполнить, имея данные слова? Д.: Вставить пропущенные буквы.
У.: Вставьте пропущенные буквы. (В ходе фронтальной работы учащиеся демонстрируют умение вставлять безударные гласные в личных окончаниях глаголов) У.: Вы такие молодцы, так быстро и правильно вставляете пропущенные буквы. У.: Хорошо работать вместе! А хотите каждый проверить свои силы?
Д.: Да. (Учитель не «навязывает» задание в готовом виде. Подобный вопрос не только помогает ученикам перейти от внешней мотивации к внутренней, но и способствует более глубокому осмыслению частных знаний, которые выводятся из общего и абстрактного знания как единой основы.)
- Закрепление ситуации успеха.
(Ноутбуки учеников, подключенные к учительскому компьютеру по локальной сети. Каждый ученик получает отметку, выставленную компьютером.) У.: Поднимите руки те дети, кто справился с заданием без ошибок. (Все дети поднимают руки.)
- Создание ситуации интеллектуального конфликта.
На доске записана загадка:
Свет . т, сверка . т, всех согрева . т. У.: Прочитайте и отгадайте загадку. Д.: Солнце. У.: Запишите загадку без пропусков. Д.: Мы не можем выполнить это задание. У.: Но ведь вы только что вставляли пропущенные буквы и показали, что у вас это получается. Д.: Здесь совсем другая ситуация, здесь звук в слабой позиции, а спряжение не указано. Цифры рядом с глаголами указывают на их спряжение. Мы знаем, если глагол 1 спряжения пиши букву Е, 2 спряжения - И.
- Постановка частной задачи
- Анализ условий решения задачи и решение частной задачи
(Дети самостоятельно открывают способ, как определять спряжение глаголов.)
- Моделирование открытого способа в знаковой модели
Вывод, к которому приходят дети: чтобы определять спряжение глаголов, нужно поставить глагол в 3-е лицо множественного числа: окончание -ут (-ют), значит, глагол 1 спряжения, надо писать букву Е, окончание -ат (-ят), значит, глагол 2 спряжения, надо писать букву И.
- Построение конкретно-практических задач, решаемых с помощью данной модели
У.: Дети, как нам убедиться в том, что способ работает?
Д.: Определить спряжение глаголов свет . т, сверка . т, согрева . т: свет . т - светят (II), светит; сверка . т - сверкают(II), сверкает; согрева . т - согревают(II), согревает.
На доске записаны загадки: Всех на свете обшива . т, что сошьёт - не надева . т. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныря.т, крохи собира . т. Над цветком порха . т, пляш . т, веерком узорным маш . т. У.: Кто может сформулировать задания? Д.: Сначала нужно отгадать загадки. Потом вставить пропущенные буквы. Записать загадки без пропусков. У.: Хорошо. Отгадайте. Д.: Игла. Воробей. Бабочка. У.: Запишите загадки в тетрадь без пропусков. Проверьте работу друг друга. (Дети выполняют задание и проводят взаимопроверку.) У.: Поднимите руки те дети, чей сосед справился с заданием без ошибок. (Дети поднимают руки.) Тренинг на персональном компьютере: проверить орфограмму слабой позиции в окончаниях глаголов. У.: Включите ноутбуки. Предлагаю вам выполнить тест 2 самостоятельно.
- Рефлексия
Дети самостоятельно предлагают домашнее задание.