Знакомство с буквой Д, д

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Знакомство с буквой «Д, д».


Предмет Литературное чтение (период обучения грамоте) Класс первый Тема Знакомство с буквой «Д,д» Базовый учебник «Букварь» Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова УМК «Начальная школа XXI века» Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации. Задачи:

  • Образовательные:
  • познакомить обучающихся с буквой Д, д и её звуками, овладевать умением давать характеристику звукам;
  • формировать навыки чтения слов, предложений с изученными буквами;
-развивающие:
  • развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), фонематический слух, мышление;
  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
  • умение работать с ЭОР;
-воспитательные: - воспитывать прилежание, любознательность в процессе учения, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других. Тип урока открытие новых знаний. Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Необходимое техническое оборудование учебник, рабочая тетрадь «Учусь читать и писать», компьютер, мультимедийный проектор, фишки, карточки с буквами.





Структура и ход урока

Этап урока

Время

(в мин.)

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Формирование УУД 1 2 3 4 5 6 1 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности) 1 - 2 мин
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении. Мы умные, мы дружные, мы старательные, мы внимательные. Мы в первом классе учимся, всё у нас получиться! Учащиеся встают в круг, держась за руки, произносят хором вместе с учителем слова «Мы умные, мы дружные, мы старательные, мы внимательные. Мы в первом классе учимся, всё у нас получиться!» Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; обеспечение организации их учебной деятельности. Эмоционально - положительный настрой на урок, создание ситуации успеха и доверия. 2 Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 4 - 5 мин

  • - На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные).
  • - Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (ударные и безударные).
  • - Что вы можете сказать про согласные звуки, какие они бывают? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).
  • - Как называется значок, которым на письме обозначается звук? (Буква).
  • - Играем в игру «Третий лишний».
Назовите каждую букву, определите лишнюю и объясните свой выбор.
  • А, М, У - М не является гласной.
  • Ё, К, ы - ы в русском языке нет слов, которые начинаются с «ы».
  • С, Л, Р - С глухой парный согласный.
Учащиеся дают ответы на вопросы учителя.





Учащиеся играют в «Третий лишний»: выдвигают гипотезы и объясняют свой выбор. Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3 Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) 2 - 3 мин
  • Мы продолжаем путешествие по алфавиту.
  • О какой букве идёт речь в загадке?
Буква - домик аккуратный С высокой крышею двускатной. (Буква Д).
  • Кто догадался, какая тема нашего урока?
(Знакомство с буквой Д,д).
  • Какую цель мы поставим себе на уроке? (Познакомиться с буквой Д, научиться читать с ней слоги и слова).
  • Действительно, сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой.
Самостоятельно формулируют познавательную цель. Регулятивные УУД: умение определять цель деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме. 4

Звуковой анализ слов «душ», «дятел». Вот какой забавный случай! Поселилась в ванной туча. Дождик льётся с потолка мне на спину и бока. До чего ж приятно это! Дождик тёплый, подогретый. На полу не видно луж, все ребята любят... (душ). Кто в беретке ярко-красной, в чёрной курточке атласной? На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит (дятел). - Рассмотрите схемы слов под рисунками на 98 странице букваря.
  • Выполните звукобуквенный анализ слов «душ» и «дятел». (Работа в парах).
  • Рассмотрите схемы слов.
- Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. - Проведём небольшую исследовательскую работу. Что же это за звуки? (Согласные: при произношении этих звуков воздух встречает преграду). - Произнесите слова, выделяя эти звуки интонационно. Что вы заметили? (Звуки произносятся твёрдо и мягко). - Что ещё устанавливаем у согласных звуков? (Звонкий или глухой звук). - Узнаем, какие это звуки. Кладём пальчики на горлышко и, если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий.
  • Какой же это звук? (звонкий). - Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д' ].
  • На что похожа буква Д?
  • Замените первые фишки в моделях слов буквами.
  • Определите, в каком из слов только один слог?
  • Разделите слово «дятел» на слоги.
  • Определите, какой слог ударный?
  • Назовите признаки сходства и различия в словах «душ» и «дятел».
  • Уберите буквы и фишки со схем слов «душ» и «дятел» в таком порядке:
  • буквы, которыми обозначены звуки [д], [д' ];
  • фишки последних звуков в этих словах;
  • фишку мягкого согласного в слове «дятел».
  • Дайте характеристику оставшимся буквам. (Это гласные буквы).
Учащиеся отгадывают загадки. После правильных ответов открывают букварь, рассматривают рисунки и выполняют звукобуквенный анализ слов «душ» и «дятел». Работа в парах. (раскладывают фишки в домики слов).



Учащиеся проводят исследовательскую работу и подводят итог. Согласные, потому что при произношении этих звуков воздух встречает преграду. Звонкий согласный, так как чувствуем в горлышке дрожь.



Учащиеся называют предметы, которые похожи на букву Д. (Используют свой жизненный опыт).



Работают с моделями слов, заменяют фишки буквами.
Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.

Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать. Коммуникативные УУД. Сотрудничество учителя с детьми, умение работать коллективно, умение слушать и понимать других. 5 Реализация построенного проекта. 4 - 5 мин






files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a39eb-0a01-0180-01d7-bd04728c4f85/%5BBNS-RUS_1-17%5D _%5BMA_145%5D.swf Игра «Узнай звук». -Услышав звук [д], поднимите синюю карточку; звук [д'] - зелёную.
Дом, девочка, дочка, Дюймовочка, Дима, дружба, доброта. -Продолжим поиск слов со звуками [д], [д' ] ЭОР. В каких словах ты услышал звуки [д], [д']? Дятел на дубу сидит И в дубу дупло долбит. Дятел дерево долбил, Деда стуком разбудил.
  • Какой буквой обозначаются звуки [д], [д' ] ?
Учащиеся, услышав слово, определяют заданный звук и поднимают соответствующую карточку.
Учащиеся смотрят иллюстрацию, слушают текст, называют слова с заданными звуками, делают выводы. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.


Проводит физминутку.

Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
Утомил всех долгий путь -
Дети сели отдохнуть.
Учащиеся встают из-за парт. Ходьба на месте. Приседания.
Наклоны.


Прыжки. Потягивания - руки вверх. Ходьба на месте.
Дети садятся за парты. Коммуникативные УУД. Сотрудничество учителя с детьми, умение работать коллективно. 6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 4 - 5 мин
Чтение слогов, слов по букварю.

  • Прочитайте по «окошечкам» слоги с буквой д.
  • Прибежал весёлый а, прочитали дети: да!
  • Прибежал задорный о, прочитали дети: до!
  • Прибежал угрюмый у, прочитали дети: ду!
  • Прибежал пузатый ы, прочитали дети: ды!
  • Прибежал тихоня и, прочитали дети: ди!
  • Прочитайте слоги по строкам. (Работа в парах).
  • Прочитайте выборочно только те слоги, в которых буква д обозначает твёрдый согласный звук.
  • Прочитайте только те слоги, в которых буква д обозначает мягкий согласный звук.
  • Прочитайте слова по столбцам, по строкам.
  • Прочитайте слова, в которых только один слог.
  • Прочитайте слова, в которых два слога.
  • Прочитайте только имена.
Учащиеся читают слоги хором, по одному, в парах.








Выборочное чтение. Познавательные УУД: смысловое чтение, выборочное чтение, умение слушать и понимать других. Коммуникативные УУД: сотрудничество учителя с детьми, умение работать коллективно.


Работа в тетрадях «Учусь писать и читать». 1) Отработка зрительного образа буквы Д, д.
  • Закрасьте те части рисунка, в которых вписана буква Д, д.
2) Сравнение буквенного состава слов.
  • Найдите буквы, которыми различаются слова в парах.
  • Впишите эти буквы в пустые клеточки и прочитайте получившиеся по вертикали слова. (Кедры, город).
  • Сравните эти слова по количеству звуков; по количеству слогов; по месту ударения.
Учащиеся работают в тетрадях «Учусь писать и читать»: отрабатывают зрительный образ буквы Д, д; сравнивают буквенный состав слов; составляют новые слова; сравнивают и дают характеристику. Познавательные УУД: умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные УУД: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. 7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 4 - 5 мин files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a3a21-0a01-0180-014e-5d57721be07d/%5BNS-RUS_1-17%5D_%5BID_147%5D.swf Самостоятельная работа с ЭОР. Организует работу детей. (Можно в парах или индивидуально). Учащиеся выполняют интерактивное задание с самопроверкой.
Регулятивные УУД: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.


Проводит физминутку.

1, 2, 3, 4, 5 -
Надо нам присесть и встать.
Руки развести пошире.
Наклониться - 3, 4.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Так мы делаем зарядку. Учащиеся выполняют действия: присесть, встать, руки развести, наклониться, поскакать, сесть. Личностные УУД: умение выполнять самые простые, общие правила для всех людей. 8 Включение в систему знаний и повторение 4 - 5 мин
Работа по букварю. Чтение предложений.

  • Прочитайте предложения на 99 странице букваря.
  • Объясните, как узнать, на каком рисунке Надя, а на каком - Лида?
  • Прочитайте первое предложение.
  • Определите, можно ли по нему догадаться, на какой картинке Надя, а на какой - Лида?
  • Прочитайте ту часть предложения, в которой говорится о Лиде.
  • Найдите на рисунке Лиду и расскажите, во что она одета.
  • Прочитайте ту часть предложения, в которой говорится о Наде.
Учащиеся занимаются смысловым чтением: извлекают из прочитанного текста нужную информацию, дают ответы на вопросы учителя. Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прочитанного текста.


Работа с анаграммой и шарадой.
  • Прочитайте слово в рубрике «Сообрази». Объясните, что обозначает слово «среда»? (День недели: всё, что нас окружает; окружающая среда).
  • Составьте новое слово, поставив буквы в том порядке, который задают числа справа. (Адрес).
  • Объясните, что обозначает слово «адрес»?
  • Прочитайте стихотворение А.Шибаева. Какая буква потерялась?
Учащиеся составляют анаграмму и шараду, дают лексическое значение слов.






Читают хорошо читающие дети. Познавательные УУД: умение извлекать информацию из таблиц, текста. 9 Рефлексия учебной деятельности 2 - 3 мин
Организует беседу.
  • Что нового узнали на уроке?
  • Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?
  • Ответили ли на главный вопрос урока?
  • Какую работу мы сегодня выполняли?
  • Чему научились?
  • Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?
  • Кто или что вам помогало справиться с заданием?
  • - Что можете сказать про букву «д» и её звуки?
  • Как вы сегодня поработали на уроке?
  • Кто доволен сегодня своей работой?
Учащиеся подводят итог своей работы, анализируют, отвечают на вопросы. Регулятивные УУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: учащийся задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?



Приложение к плану-конспекту урока «Знакомство с буквой «Д, д» ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОРНазвание ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР 1. Звуки [д], [д' ] Мультимедийный. Информационный Текст, иллюстрация (анимация). files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a39eb-0a01-0180-01d7-bd04728c4f85/%5BBNS-RUS_1-17%5D _%5BMA_145%5D.swf 2. Найди ошибки Мультимедийный. Практический Интерактивное задание files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a3a21-0a01-0180-014e-5d57721be07d/%5BNS-RUS_1-17%5D_%5BID_147%5D.swf



© 2010-2022