Методическая разработка занятия для учащихся младших классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОРОДА БАРНАУЛА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАРНАУЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»









Методическая разработка занятия


«Пожар мы быстро победим,

коль позвоним по «01»





Разработала:

Гуч Галина Гавриловна,

педагог дополнительного образования



БАРНАУЛ - 2012


Содержание

I. Методическое пояснение

II. Методическая разработка занятия

III. Заключение………………………………………………………………….

Литература ..

Приложение 1 ……………………………………………………………………..

Фильм «Пожар в квартире»

Приложение 2 …………………………

Тест по правилам пожарной безопасности.

Приложение № 3

Стихи. Плакаты. Загадки.

Приложение № 4

Физкультминутка

Приложение № 5

Иллюстрации к сказке «Кошкин дом»

Приложение № 6

Фото-материалы по данному занятию




I. Методическое пояснение.

Пожар - это самое распространенное бедствие в современном мире. Огонь , вышедший из-под контроля человека наносит большой ущерб людям и всему государству в целом. Тот, кто хотя бы раз видел пожар, знает, какое это страшное бедствие. Он не только губит материальные ценности, но порой уносит самое дорогое - человеческие жизни. Огонь жестоко расправляется с теми, кто к нему относится небрежно.

Данное занятии знакомит школьников с правилами пожарной безопасности при обнаружении пожара в квартире, помогает систематизировать полученные знания и применять их на практике. Дети узнают, как правильно вызвать пожарную охрану, по какому номеру телефона нужно звонить.

Занятие включает в себя несколько этапов: организационную часть, теоретическую часть, практическую часть, подведение итогов.

На каждом этапе занятия, используемые виды работы направлены на развитие лучшего усвоения детьми основ пожарной безопасности.

Использование наглядного материала: фильма, электронной презентации способствует активизации мыслительной деятельности, повышает интерес к занятию.

Для положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу используются стихи, фильм, тест, игра.

В заключительной части предлагается игра «Пожарные старты», при помощи которой дети закрепляют свои знания, полученные на занятии, тем самым проводим самоанализ деятельности обучающихся.

Подготовительный период педагога: - подготовлен фильм на тему занятия; - подобраны вопросы теста , стихи, загадки; - разработаны валеологические упражнения; - подготовлены иллюстрации к сказке «Кошкин дом»; - подготовлен фотоматериал по данному занятию.






II. Методическая разработка занятия


Продолжительность занятия - 2 часа (90 минут)

Возраст обучающихся - 7-8 лет

Год обучения - первый

Тема занятия: «Пожар мы быстро победим, коль позвоним по 01»

Цель:

Сформировать знания детей об основных требованиях пожарной безопасности.

Задачи:

Обучающий аспект:

- расширить и уточнить знания детей о правилах пожарной

безопасности в повседневной жизни;

- научить вызывать пожарную охрану;

- научить правильно действовать во время пожара.

Развивающий аспект:

- выработать у детей потребность бережного отношения к своему

здоровью путем соблюдения правил пожарной безопасности;

- продолжить работу по формированию связной речи у детей;

- развитие памяти, логического мышления, воображения;

- учить детей слушать и отвечать на вопросы.

Воспитательный аспект:

- воспитывать культуру общения в совместной деятельности,

самостоятельность, организованность, ответственность;

- повысить интерес у школьников к занятиям пожарным делом;

- воспитать уважение к работе пожарных.

Оборудование помещения:

- плакаты и детские рисунки на пожарную тематику.

Оборудование для занятия:

- пожарная каска;

- дымозащитные маски (медицинские повязки);

- мягкая игрушка;

- телефонный аппарат;

- две ленточки;

- карточки с вопросами и ответами.

Тип занятия:

Комбинированный

Основные методы и формы, применяемые в ходе занятия:

- объяснительно- иллюстрационный ( рассказ, объяснение -

демонстрация);

- репродуктивный метод;

- поисковый метод;

- самостоятельная работа;

- игровой метод.

Здоровьесберегающие технологии:

- физкультурная минутка

План занятия:

  1. Организационная часть

  2. Теоретическая часть

а) введение в тему;

б) повторение ранее изучаемого материала;

в) изучение нового материала;

г) теоретическое закрепление пройденного материала

г) просмотр фильма по пройденному материалу;

д) проверка пройденного материала при помощи теста.

3. Практическая часть

а) проведение игры «Пожарные старты»;

б) подведение итогов игры;

в) награждение.

4. Подведение итогов занятия.




Ход занятия


Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся I Организационная часть

Цель: сосредоточить и нацелить обучающихся на плодотворную работу в течение всего занятия.

Педагог приветствует ребят.

Оценивает готовность к занятию, нацеливает на работу.

Успокаиваются, сосредотачиваются, настраиваются на работу. II Теоретическая часть.


1. Введение в тему.

Педагог говорит, что сегодня мы собрались поговорить об очень важных вещах. А что будет главной темой нашего разговора, им предстоит отгадать. Загадывает загадку:

Он друг ребят,

Но когда с ним шалят,

Он становится врагом

И сжигает все кругом. (огонь)

Этим самым активизирует внимание детей. Вызывает интерес к занятиям.

Ребята отгадывают загадку и уже знают, что речь пойдет об огне. 3.Повторение пройденного материала.

Цель: проверить усвоение ранее изученных тем.



Много сотен лет потребовалось человеку, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Огонь - давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Давайте с вами вспомним, где человек не может обойтись без огня? (При приготовлении обеда, при работе кузнецов, электросварщиков). Вы конечно знаете, что огонь дает не только свет, тепло, горячий обед, но многое может и отнять у людей: их жилища, материальные ценности и даже жизнь, если с огнем обращаться не осторожно. Отчего может произойти пожар? (игра со спичками, оставленные без присмотра электроприборы). Ребята, давайте с вами вспомним три очень важных правила пожарной безопасности.


























Это те правила, которые вы должны хорошо знать, помнить, а главное соблюдать.
Давайте вспомним всем известное стихотворение С.Я. Маршака «Кошкин дом» и разберемся, что послужило причиной пожара? «Тили - бом, тили - бом. Загорелся Кошкин дом». - Вспомните, отчего возник пожар в стихотворении «Кошкин дом»? (Печь была оставлена без присмотра, выпал уголек из печки) - Правильно. Есть даже такая пословица (показывая на плакат) «Когда без присмотра оставлена печь, один уголек целый дом может сжечь». О чем говорится в этой пословице? (О том, что нельзя оставлять без присмотра печь, а также электрические приборы, включенные в сеть, зажженный газ и т.д.) - А от чего может произойти пожар? (игра со спичками, от электрических приборов, поджег сухой травы, не затушенный костер…). - Кто продолжит стихотворение «Кошкин дом» дальше? (Кошка выскочила, глаза выпучила…) - Почему? (Кошка растерялась, испугалась) - А кто не растерялся? (Курица) - Почему вы так думаете? («Бежит курица с ведром, поливает Кошкин дом». - А можно ли еще чем-то затушить огонь? (Можно засыпать песком, землей) - А что должна было сделать кошка, когда обнаружила пожар? (Позвонить по телефону и вызвать пожарных)

Слушают , отвечают на вопросы, активизируя мыслительную деятельность.

Рассказывают в стихах три главных правила пожарной безопасности Правило первое Касается каждого, Правило это самое важное, И на улице и в комнате, Вы о нем, ребята помните: СПИЧКИ НЕ ТРОНЬ В СПИЧКАХ ОГОНЬ!
Правило второе Легко запомнить можно: С ЭЛЕКТРОПРИБОРАМИ БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ. Чтоб он не стал твоим врагом, Не шути ты с утюгом.
Правило третье Помни всегда: ГАЗ-В НАШЕМ ДОМЕ не ерунда! Он жарит и варит, печет, но когда Играют с ним дети,- То это беда!

Отвечают на вопросы. Систематизируют знания по ранее изученному материалу.

Читают хором и запоминают пословицу, написанную на плакате «Когда без присмотра оставлена печь, один уголек целый дом может сжечь». Объясняют смысл этой пословицы, что нельзя оставлять без присмотра печь, а также электрические приборы, включенные в сеть, зажженный газ и т.д. 3.Изучение нового материала. Цель: научить правильно сообщать в пожарную охрану о пожаре и как действовать во время пожара в квартире. Пожар - это страшное бедствие, увидев пожар, нужно обязательно сообщить в пожарную охрану. Номер телефона пожарной охраны «01», а если вы вызываете пожарных по сотовому телефону, то нужно набрать номер «010». Этот номер вы должны запомнить. Если вьется пламя, Дым валит столбом, « 01» мы наберем, Мы пожарных позовем А теперь обратите внимание на плакат.


Почему пожарных вызывают по телефонному номеру «01»? Да потому, что этот номер самый простой, его очень легко запомнить. Он короткий, а когда пожар, каждая секунда дорога и этот номер легко набрать на диске телефона даже в темноте или в задымленном помещении. Набрав номер пожарной охраны, нужно знать, что сообщить диспетчеру, что бы он все правильно понял и направил пожарный автомобиль в нужном направлении. В первую очередь нужно сообщить что горит, адрес где пожар, подъезд, этаж, свою фамилию и номер телефона с которого звоните. Никогда нельзя оставлять детей одних в квартире без присмотра. Потому что в квартире есть электроприборы, от которых может произойти пожар: телевизор, холодильник, плита, лампы и пр. Так же в доступном месте могут оказаться спички, а игра с ними всегда приводит к пожару. Иногда страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выхода, в горящем и ядовитом дыму можно задохнуться. Огонь и дым могут быстро добраться в любое укромное место: в шкаф, под одеяло, под стол и в ванную комнату. Поэтому если вы только увидели огонь или дым нужно немедленно выйти из квартиры, если есть такая возможность, и рассказать о пожаре взрослым. Но иногда выход из квартиры затрудняет дым, который наполняет дом. В этом случае нужно поступать так: закрыть рот и нос мокрой тканью (носовым платком, полотенцем) и, прижимаясь к полу, постараться выйти из дома. Влажная ткань задерживает часть ядовитых веществ и предохраняет лицо, глаза и дыхательные пути от раскаленного воздуха. А если вам дорогу преградил огонь, нужно уйти в дальнюю от огня комнату, закрыть за собой все двери и ждать помощи, лежа на полу, у окна или у дверей с мокрой повязкой, закрывающей рот и нос. Для того чтобы пришедшие к тебе на помощь пожарные быстро тебя обнаружили ни в коем случае нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под стол. Можно выйти и на балкон, если он есть, но обязательно закрыть за собой дверь. Окна и двери во время пожара раскрывать не следует, так как доступ свежего воздуха усилит горение.

Внимательно слушают.



Дети хором читают плакат: «Пусть помнит каждый гражданин, пожарный номер «01»)














Отвечают на вопросы, активизируя мыслительную деятельность, развивают речь, мышление, память







Валеологическая пауза

Цель: снять напряжение и усталость.

Раз, два, три, четыре, пять

Все умеем мы считать

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим.

Раз, два - выше голова!

Три, четыре - руки шире!

Пять, шесть - тихо сесть.

Семь, восемь - лень отбросим.

Раз - подняться, подтянуться.

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за парту тихо сесть.

Движениями разминают различные мышцы.

Выполняют упражнения, снимая напряжение и усталость


4.Теоретическое закрепление пройденного материала Цель: выявить теоретические знания полученные на занятии. Для закрепления пройденного материала, мы посмотрим небольшой фильм.

Педагог задает вопросы по пройденному материалу.


Предлагается небольшой тест для проверки знаний по пройденному материалу. ТЕСТ 1. Как правильно вести себя во время пожара в квартире? А. Попытаться самому потушить огонь. Б. Позвонить по телефону 01 и вызвать пожарных. В. Позвать на помощь соседей. (Верный ответ - Б или В) 2. Как поступить, если младшие сестра или брат от страха перед огнем и дымом спрятались в шкаф, под кровать или под стол? А. Вытащить их оттуда и вывести из квартиры. Б. Позвать на помощь взрослых и вывести малышей. В. Поскорей убежать из квартиры. (Верный ответ - А или Б) 3. Что делать, если в квартире появился дым? А. Закрыть рос и нос мокрой тканью и быстрее покинуть квартиру, стараясь не вдыхать глубоко, двигаться пригнувшись. Б. Открыть окно и дверь, чтобы дым улетучился. (Верный ответ - А)
4. Как выбраться из помещения, наполненного дымом? А. Бегом. Б. Катиться кубарем. В. На четвереньках или ползком. (Верный ответ - В) 5. Что надо делать, чтобы у вас в квартире никогда не возник пожар? А. Соблюдать правила пожарной безопасности. Б. Не пользоваться электроприборами. В. Во всех комнатах расставить бочки с водой. (Верный ответ - А)

Дети внимательно смотрят фильм по правилам пожарной безопасности в квартире.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы теста. III. Практическое закрепление пройденного материала. Цель: выявить практические знания полученные на занятии.

Проводится игра «Пожарные старты» 1-й этап: Преодолеть зону задымления, спасти пострадавших. 2-й этап: Сообщение о пожаре по телефону. 3-й этап: «Два сапога пара» 4-й этап: « Найди ответ»

Принимают участие в игре, самостоятельно применяя полученные знания

Обучающиеся делятся на две команды, придумывают название команды, выбирают командира.

1 этап - Участники должны надеть пожарные каски, добежать до стульев, на которых будут лежать пострадавший (мягкая игрушка) пострадавшему закрыть рот и нос повязкой и вместе с ними вернуться назад. Кто вперед спасет пострадавшего, тот и победитель.

2 этап - Добежать до телефона, набрать номер телефона пожарной охраны «01» и назвать, что горит, точный свой адрес и фамилию, свой этаж, номер подъезда. Кто правильно и быстрее это сделает, тот и победитель.

3 этап - на пожаре очень важно умение работать оперативно, дружно, сообща. Двум участникам игры связывают ноги (левую ногу одного игрока и правую ногу другого), взявшись за руки они должны допрыгать до финиша. Кто вперед допрыгает, та команда и победитель.

4 этап - участникам даются карточки с вопросами, они должны напротив этих вопросов положить карточки с правильными ответами, кто это сделает

вперед и правильно, тот и победитель. IY. Подведение итогов игры Цель: проверить усвоение нового материала.

Пока подводятся итоги, педагог загадывает загадки на пожарную тематику.

Педагог оценивает результаты игры, находит способ похвалить и воодушевить каждого ребенка, зачитывает приказ: « За мужество и героизм, находчивость в борьбе с огнем, за знание и умение выходить из трудных ситуаций объявить благодарность и наградить призами команду занявшую первое место».

Поощрительными призами награждается команда, занявшая второе место.

Дети отгадывают загадки.

Обучающиеся получают призы, анализируют и самостоятельно оценивают свои действия и своих сверстников.


III.Заключение Предложенная методическая разработка занятия «Пожар мы быстро победим, коль позвоним по «01» адресована учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, работникам внешкольных учреждений, а также всем, кто занимается обучением детей правилам пожарной безопасности. Главной целью занятия является формирование у школьников основ пожарной безопасности, чувства опасности огня, привития навыков безопасного обращения с огнем и правильного поведения в случае пожара. Пожарная безопасность, как и безопасность человека вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правимлам действий в чрезвычайных ситуациях - пожарах, готовности противостоять опасностям огня. которые подстерегают нас повсюду. Данное занятие учит детей не только видеть опасности, но и делать самостоятельные выводы о том, что легкомысленное обращение с огнем приводит к большой беде.





Литература
1. Павлов О.В., Попова Г.П., Шевченко Г.Н. Пожарная безопасность в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2007г.
2. Попов Г.П. Основы безопасности жизнедеятельности.- Волгоград: Учитель, 2005г.
3. Шинкарчук С.А. Правила пожарной безопасности для школьников. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011г.
4. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет -М.: ТЦ Сфера, 2007г.
5. Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях. Издательский Дом «Литера», 2010г.































Приложение № 1
Фильм « Пожар в квартире»















































Приложение № 2
Тест для проверки знаний пройденного материала на занятии:

1. Как правильно вести себя во время пожара в квартире? А. Попытаться самому потушить огонь. Б. Позвонить по телефону 01 и вызвать пожарных. В. Позвать на помощь соседей. (Верный ответ - Б или В)
2. Как поступить, если младшие сестра или брат от страха перед огнем и дымом спрятались в шкаф, под кровать или под стол? А. Вытащить их оттуда и вывести из квартиры. Б. Позвать на помощь взрослых и вывести малышей. В. Поскорей убежать из квартиры. (Верный ответ - А или Б)
3. Что делать, если в квартире появился дым? А. Закрыть рос и нос мокрой тканью и быстрее покинуть квартиру, стараясь не вдыхать глубоко, двигаться пригнувшись. Б. Открыть окно и дверь, чтобы дым улетучился. (Верный ответ - А)
4. Как выбраться из помещения, наполненного дымом? А. Бегом. Б. Катиться кубарем. В. На четвереньках или ползком. (Верный ответ - В)
5. Что надо делать, чтобы у вас в квартире никогда не возник пожар? А. Соблюдать правила пожарной безопасности. Б. Не пользоваться электроприборами. В. Во всех комнатах расставить бочки с водой. (Верный ответ - А)










Приложение № 3 Стихи, плакаты, загадки используемые на занятии:
Стихи:

Он друг ребят,

Но когда с ним шалят,

Он становится врагом

И сжигает все кругом. (огонь)

Правило первое Касается каждого, Правило это самое важное, И на улице и в комнате, Вы о нем, ребята помните: СПИЧКИ НЕ ТРОНЬ В СПИЧКАХ ОГОНЬ!
Правило второе Легко запомнить можно: С ЭЛЕКТРОПРИБОРАМИ БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ. Чтоб он не стал твоим врагом, Не шути ты с утюгом.
Правило третье Помни всегда: ГАЗ-В НАШЕМ ДОМЕ не ерунда! Он жарит и варит, печет, но когда Играют с ним дети,- То это беда!

Плакаты:


«Когда без присмотра оставлена печь, один уголек целый дом может сжечь»
«Пусть помнит каждый гражданин, пожарный номер «01»)


Загадки:
- Красный петушок по жёрдочке бежит. (Огонь)
- Четыре синих солнца у бабушки на кухне, Четыре синих солнца горели и потухли, Поспели щи, шипят блины, До завтра солнца не нужны. (Газовая плита)
- Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)
- В деревянном домике, проживают гномики. Уж такие добряки - зажигают огоньки. (Спички)
- Выпал на пол уголёк, деревянный пол зажёг. Не зевай и не стой, а залей его… (Водой)
- Шипит и злится, воды боится. С языком, а не лает, Без зубов, а кусает. (Огонь)
- Это тесный, тесный дом, сто сестричек жмутся в нем. И любая из сестер может вспыхнуть, как костер! Не шути с сестричками, тоненькими… (Спичками)
- Я мохнатый, я кудлатый, я зимой над каждой хатой, Над пожаром и заводом, над костром и пароходом, Но нигде, нигде меня не бывает без огня. (Дым)
- Что дотронувшись едва, превращает дом в дрова? (Огонь)
- На колесах, а не воз, с водой, а не паровоз. Бока в поясах, всегда на часах. (Пожарная автоцистерна)
- Серое сукно тянется в окно. (Дым)
- Мала, да зла и чуть свечу, А как упаду - много горя принесу. (Искра)
- Висит - молчит, а повернешь - шипит, и пена летит. (Огнетушитель)

Приложение № 4
Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять

Все умеем мы считать

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим.

Раз, два - выше голова!

Три, четыре - руки шире!

Пять, шесть - тихо сесть.

Семь, восемь - лень отбросим.

Раз - подняться, подтянуться.

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за парту тихо сесть.










Приложение № 5

Иллюстрации к сказке «Кошкин дом»

Тили-бом! Тили-бом!..

Методическая разработка занятия для учащихся младших классовМетодическая разработка занятия для учащихся младших классовМетодическая разработка занятия для учащихся младших классовМетодическая разработка занятия для учащихся младших классов

Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом!
Идет дым столбом!
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка - с фонарем
А собачка - с помелом,
Серый заюшка - с листом.
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь погас!

Методическая разработка занятия для учащихся младших классов









Приложение № 6
Фотоматериалы по данному занятию
Оформление аудитории


Методическая разработка занятия для учащихся младших классов















Игра «Пожарные старты»


1-й этап: Преодолеть зону задымления, спасти пострадавших. 2-й этап: Сообщение о пожаре по телефону. 3-й этап: «Два сапога пара» 4-й этап: « Найди ответ»

1 этап - Участники должны надеть пожарные каски, добежать до стульев, на которых будут лежать пострадавший (мягкая игрушка) пострадавшему закрыть рот и нос повязкой и вместе с ними вернуться назад. Кто вперед спасет пострадавшего, тот и победитель.

Методическая разработка занятия для учащихся младших классов


2 этап - Добежать до телефона, набрать номер телефона пожарной охраны «01» и назвать, что горит, точный свой адрес и фамилию, свой этаж, номер подъезда. Кто правильно и быстрее это сделает, тот и победитель.

Методическая разработка занятия для учащихся младших классов

Методическая разработка занятия для учащихся младших классов

3 этап - на пожаре очень важно умение работать оперативно, дружно, сообща. Двум участникам игры связывают ноги (левую ногу одного игрока и правую ногу другого), взявшись за руки они должны допрыгать до финиша. Кто вперед допрыгает, та команда и победитель.

Методическая разработка занятия для учащихся младших классов

Методическая разработка занятия для учащихся младших классов

4 этап - участникам даются карточки с вопросами, они должны напротив этих вопросов положить карточки с правильными ответами, кто это сделает вперед и правильно, тот и победитель.


Методическая разработка занятия для учащихся младших классов



Методическая разработка занятия для учащихся младших классов



Награждение победителей


Методическая разработка занятия для учащихся младших классов



Методическая разработка занятия для учащихся младших классов






© 2010-2022