Урок - исследование по литературному чтению. Л. Н. Толстой Акула

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок - исследование по литературному чтению. Л.Н.Толстой АкулаУрок - исследование по литературному чтению. Л.Н.Толстой АкулаУрок - исследование по литературному чтению. Л.Н.Толстой АкулаУрок - исследование по литературному чтению. Л.Н.Толстой АкулаУрок - исследование по литературному чтению. Л.Н.Толстой АкулаУрок - исследование по литературному чтению. Л.Н.Толстой АкулаУрок-исследование «Кульминационные моменты в рассказе Л.Н.Толстого «Акула»

Урок деятельностной направленности по целеполаганию:

урок «открытия» нового знания

Цель урока: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого,

формировать основы анализа художественного текста, исходя из принципа единства

формы и содержания,

воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на

художественное произведение

Задачи урока: учить анализировать художественные тексты и на этой основе формировать умение

осмысленно воспринимать литературные произведения;

воспитывать любовь к прекрасному, доброму и вечному;

развивать интеллектуальные способности, эмоциональную сферу, расширять

кругозор, приобщая к ценностям русской литературной классики. Ход урока: 1-2 мин. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне «хочу-могу») Мы сюда пришли учиться. Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно. 1. Самоопределение к деятельности. (7 мин. Цель: готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действия) Метод «Чтение с пометками» (обращение к портрету) У: - Ребята, узнали ли вы писателя? (Л.Н.Толстой) -Прочитайте отрывок из биографии Л.Н. Толстого. При чтении, карандашом попробуйте выставить пометки на полях: + - уже знал, ! - узнал новое, ? - хочу узнать. Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого Рабочий лист) Проверка (озвучивание помет) Методический прием «Кластер» Рассказы Л.Н.Толстого художественные научно-познавательные В чем различие? вызывает чувства сообщает факты Пример таких рассказов «Лебеди» «Зайцы» У: - Сделаем вывод: продолжим изучение произведений писателя из прочитанной биографии. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (3-4 мин Ц: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока: Где? и почему? Что сделать?) -Чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, необходимо справиться с хитрым заданием (групповая словарная работа в паре): найдите правильное толкование словарному слову, выбрав ответ среди двух предложений. Артиллерист - а) военнослужащий б) спортсмен Полотно - в) слабое освещение к) льняная ткань Фитиль- у) горючий шнур для орудия е) тропическое растение Ропот- л) негромкая недовольная речь к) классическая музыка Хобот- и) удлиненный нос а) задняя часть орудия - ( оба верны - многозначность слова) 3. Постановка учебной задачи. ( Как?) Проверим, какие буквы остались, что же за слово у нас получается? Из правильных ответов составляется слово «АКУЛА» -Что вы знаете об акулах? Сообщение учащимся об акулах. « Акула - страшная хищница моря… Это очень древние рыбы. У всех акул скелет не косный, а из хрящей. Такой же скелет был у рыб, вымерших миллионы лет назад. Благодаря обтекаемой формы тела при движении они испытывают ничтожное сопротивление воды, поэтому очень быстро плавают. Акула - это слово с ненавистью произносят рыбаки и моряки: она распугивает и уничтожает рыбу, рвет сети, иногда нападает на людей. Пасть в нижней части головы акулы, похожа на узкую поперечную щель, и вся она усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуёй с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы, плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Акулы откладывают крупные икринки, покрытые кожистой скорлупой, или рождают живых детенышей. Не все акулы хищники. Многие питаются планктоном, медузами, мелкой рыбешкой» - Что нового вы узнали об акулах? -Как назывался такой текст? (научно- познавательный) Вывод: Л.Н.Толстой, рассказ «Акула» 4.Построение с детьми нового способа действия и формирование способности к выполнению Методический прием: «Предположение» - предположите, если текст называется «Акула», то попробуйте определить тему рассказа. (о животных) - Предположите какой жанр этого рассказа? Художественный текст? Или научно-познавательный? - Давайте откроем учебники и разберемся с этим спорным вопросом (стр. 4) Работа над новым материалом - Я приглашаю вас в путешествие к берегам материка, который экватор делит пополам. (Африка) - Попробуйте определить климатический пояс (жаркий) - А ну-ка, попробуйте ощутить горячий пустынный ветер. Помогите мне выбрать для путешествия транспорт (корабль) Точнее парусник. Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Акула» - Вперед! (учитель читает, слайд-рисунки сопровождают чтение или живая книга в руках учителя) Пауза после прочитывания. 5. Первичное закрепление во внешней речи (4-5мин) - Я вижу, произведение взволновало вас. Назовите самые волнующие моменты. ( название рассказа вызывает беспокойство. Начинаешь волноваться, когда мальчики вздумали купаться в открытом море. Становится страшно. Когда раздается крик «Акула!») - Какое место в рассказе вас заставило особенно переживать? ( после выстрела, остались ли живы дети) - Какие чувства, кроме страха, вы испытали при чтении рассказа? (тревогу, беспокойство, волнение, отчаяние, радость) - Кто рассказал вам эту историю? ( рассказ ведется от лица автора и носит повествовательный характер) Физминутка К океану мы спустились, Наклонились и умылись. 1,2,3,4 - Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе раз - это брасс. Одной, другой - это кроль. №,2,1 - плывем, как дельфин. Качаясь на волне, плывем на спине, Вышли на берег крутой, отряхнулись и домой! 6.Самостоятельная работа с самопроверкой -Ребята, а теперь мы будем читать и анализировать рассказ, используя сюжетно-композиционный треугольник. Вспомните строение этого треугольника: с чего он начинается?

Д:- Треугольник начинается с вступления


Сюжет

Самый напряженный момент

(Кульминация)


Развитие действия Продолжение действия

Вступление

(место, время действия) Начало действия Конец действия

Завязка Развязка

- Найдите и прочитайте его. (1 абзац)

- Назовите следующую часть?

Д: - Завязка - начало действия.

- Найдите ее. (2,3 абзац)

- Что происходит далее?

Д: А дальше разворачиваются действия.(4,5,6 абзацы)

_ Как на судне оказались мальчики?

- Мужчин воспитывали с юных лет выносливости и смелости. Этому есть свидетельство в рассказе. Еще раз зачитайте, как они плавали.

- Какие события происходят на вершине нашего треугольника?

Д: кульминация - самое важное событие - появление акулы! (7,8,9,10,11)

- Кто из вас заметил, а кто на корабле первый начал действовать? (артиллерист начал кричать)

- Как вы думаете, почему он смотрел на мальчиков, не шевелясь, и не предпринимал никаких действий? (там был его сын)

-Что же происходит далее?

Д: Далее продолжается развиваться действие.

- Прочитаем ( 12,13,14,15,16 абзацы)

-Что заставило броситься ребятам на помощь? (отцовские чувства)

- Еще раз зачитайте, как повел себя военный человек. Дайте характеристику герою.

- Как вели себя люди на палубе.

- Посмотрите на наш треугольник. Что вы можете сказать, глядя на него?

Д: Далее наступает развязка - конец действия.

- Прочитаем последние абзацы. (17,18,19)

- Что же заставило старого артиллериста подняться и посмотреть на море?(Ропот - крик)

-Молодцы, справились с этой сложной работой. Но у меня есть еще одна маленькая тайна с которой я хочу с вами поделиться - тема смелости, отваги, выносливости близка Л.Н.Толстому, т.к. он служил в армии и участвовал в Крымской войне, командуя батареей в осажденном Севастополе, и отличался от других именно этими качествами. Потом о них он написал в своей книге «Севастопольские рассказы». 7.Включение в систему знаний и повторение (2-3 мин. Ц: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного) - Пора возвращаться к родным берегам. Вызываю мало работающего ученика, чтобы с каждым ответом детей он двигал парусник вперед. - К какому литературному жанру относится произведение? ( художественный рассказ) - Кто автор рассказа? (Л.Н.Толстой) - Кто главный герой? (артиллерист - отец мальчика) - Назовите, с чем сравнивает Толстой лицо артиллериста в напряженный момент рассказа? -Кому из героев вы больше всего сопереживали? - Чему учит этот рассказ? (надо дорожить близкими, беззаботное поведение и легкомыслие может довести до беды) Вывод: Конкретная экстремальная жизненная ситуация, возникшая в результате легкомысленность героев - мальчиков. Переживание отца, любовь к сыну и трагическая развязка боролись в главном герое. Но смелость и твердость мужского характера помогло отцу сделать этот выстрел. Более того, этот конкретный смысл, имея характер всеобщего, подразумевается вполне определенная закономерность: всегда любое легкомыслие подкарауливается своей жизненной «акулой». Поэтому рассказ так и называется. 8.РефлЕксия деятельности (2 мин. Ц: самооценка результатов ) - покажите свое отношение к тому, что сегодня сделали на уроке с помощью парусов разного цвета. Если вы довольны своей работой - алый парус, не совсем довольны - серый парус. Выберите и приклейте к своему паруснику. Домашнее задание: Прочитать рассказ с теми чувствами, которые сами испытали.











АНАЛИЗ УРОКА

Дата Класс 4 Учитель Вдовина Н.А.

Предмет «Начальная школа XXI века» Литературное чтение

Авторы учебника: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова

Тема «Кульминационные моменты в рассказе Л.Н.Толстого «Акула»

Основные цели урока ( Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?):

образовательная: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого,

развивающая: формировать основы анализа художественного текста, исходя из принципа единства формы и содержания,

воспитательная: воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение

Задачи урока:

- учить анализировать художественные тексты и на этой основе формировать умение осмысленно воспринимать литературные произведения;

- воспитывать любовь к прекрасному, доброму и вечному;

- развивать интеллектуальные способности, эмоциональную сферу, расширять кругозор, приобщая к ценностям русской литературной классики.

Организация урока: (тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели)

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ)

Урок деятельностной направленности по целеполаганию: урок «открытия» нового знания

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Уроки «открытия» нового знания, как отмечалось выше, имеют следующую структуру:

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне «хочу- надо - могу») - стихотворный настрой на работу; Метод «Чтение с пометками» При чтении, карандашом попробуйте выставить пометки на полях: + - уже знал, ! - узнал новое, ? - хочу узнать. Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого Рабочий лист)

Методический прием «Кластер»

2) этап актуализации и пробного учебного действия - ( подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий) попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке -;

(групповая словарная работа в паре): найдите правильное толкование словарному слову, выбрав ответ среди двух предложений.

Артиллерист - а) военнослужащий

б) спортсмен

Полотно - в) слабое освещение

к) льняная ткань

Фитиль- у) горючий шнур для орудия

е) тропическое растение

Ропот- л) негромкая недовольная речь

к) классическая музыка

Хобот- и) удлиненный нос

а) задняя часть орудия - ( оба верны - многозначность слова)

3) этап выявления места и причины затруднения;

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

III. Постановка учебной задачи

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

ГДЕ И ПОЧЕМУ? ЧТО СДЕЛАТЬ?ЦЕЛЬ УРОКА. ТЕМА УРОКА.

В ходе беседы и добывании информации об акуле, определились с автором и названием рассказа.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (10-11 минут)

Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению КАК? Методический прием: «Предположение»

- предположите, если текст называется «Акула», то попробуйте определить тему рассказа. (о животных)

- Предположите какой жанр этого рассказа? Художественный текст? Или научно-познавательный?

V. Первичное закрепление во внешней речи: первичное восприятие (4-5 минут)

Цель: Усвоение нового способа действий

КОММЕНТИРОВАНИЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

- Какое место в рассказе вас заставило особенно переживать? ( после выстрела, остались ли живы дети)

- Какие чувства, кроме страха, вы испытали при чтении рассказа? (тревогу, беспокойство, волнение, отчаяние, радость)

- Кто рассказал вам эту историю? ( рассказ ведется от лица автора и носит повествовательный характер)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 минут) - фронтальная работа используя сюжетно-композиционный треугольник.

Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ! Я ОШИБСЯ, НО НАШЕЛ ПРИЧИНУ И ИСПРАВИЛ ОШИБКУ

Сюжет

Самый напряженный момент

(Кульминация)

Развитие действия Продолжение действия

Вступление

(место, время действия) Начало действия Конец действия

Завязка Развязка

VII. Включение в систему знаний и повторение (4-5 минут)

Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

(ДОВЕДЕНИЕ ДО УРОВНЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО НАВЫКА РАНЕЕ СФОРМИРОВАННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ)

- Пора возвращаться к родным берегам. Вызываю мало работающего ученика, чтобы с каждым ответом детей он двигал парусник вперед.

- К какому литературному жанру относится произведение? ( художественный рассказ)

- Кто автор рассказа? (Л.Н.Толстой)

- Кто главный герой? (артиллерист - отец мальчика)

- Назовите, с чем сравнивает Толстой лицо артиллериста в напряженный момент рассказа?

-Кому из героев вы больше всего сопереживали?

- Чему учит этот рассказ? (надо дорожить близкими, беззаботное поведение и легкомыслие может довести до беды)

VIII. Рефлексия деятельности (2 мин.)

Цель: Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия (ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ? КАКИМ СПОСОБОМ? ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ?);

- покажите свое отношение к тому, что сегодня сделали на уроке с помощью парусов разного цвета. Если вы довольны своей работой - алый парус, не совсем довольны - серый парус. Выберите и приклейте к своему паруснику.

намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки

( КАКОВЫ РЕЗУЛЬТАТЫ (КЛАССА, МОИ)? ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ЕЩЕ?)

Домашнее задание: Прочитать рассказ с теми чувствами, которые сами испытали.

СООТВЕТСТВИЕ УРОКА ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС:

  1. Ориентация на новые образовательные результаты

  2. Нацеленность деятельности на формирование УУД

Личностные: Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него). Нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Слушание , рассуждение.

Выдвигают предположение о теме предстоящего урока.

Слушают вопрос учителя.

Отвечают на вопрос учителя

Доказывать, аргументировать свою точку зрения

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Осуществлять анализа произведения с выделением существенный признаков

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Учиться слушать, анализировать услышанное, добавлять или исправить ошибки

Учиться договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Учитывать другие мнения

Уметь формировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регуляции своего действия

Контролировать правильность и полноту проведения анализа;

по мере необходимости исправлять, дополнять и уточнять

Принимать и сохранять учебную задачу.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок

Осуществляется взаимоконтроль процесса выполнения задания

  1. Использование современных технологий - исследовательская, ИКТ

  2. Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям

  3. Соответствие содержания урока требованиям программы.

  4. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.

  5. Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи.

Методика проведения урока:

1.Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. 2.Методы, которые использовал учитель? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните её соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни»)

примерное число заданий поискового характера («доскажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)

3.Соотношение деятельности учителя и деятельности обучающихся. Объём и характер самостоятельных работ. 4. Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните):

наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение (другое дополнить).

5. Применение диалоговых форм общения.

6. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний обучащимися.

7. Осуществление обратной связи ученик - учитель.

8. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

9. Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

10. Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. 11. Использование наглядного материала: в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал:

избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.

12. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Психологические основы урока:

1 Учёт учителем уровней актуального развития обучающихся и зоны их ближайшего развития. 2.. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь. 3. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. 4. Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока. Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона).

© 2010-2022