- Преподавателю
- Начальные классы
- РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соколова Н.В. |
Дата | 02.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА .
Учитель начальных классов Соколова Н.В.
г Якутск
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет. Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребёнка нельзя считать неизменными . Они зависят от готовности ребёнка к обучению в школе , а также от того , с какого времени начинается и как идёт обучение в соответствующем возрасте. Границы этого возраста могут сужаться и расширяться также в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы ускоряют развитие , а менее совершенные замедляют его .Вместе с тем в целом некоторая вариативность границ этого возраста не особенно сказывается на последующих успехах ребёнка . С поступлением ребёнка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов ,приобретение им качеств , свойственных взрослым людям .Это связано с тем , что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений , требующие от них наличия новых психологических качеств. Психологами доказано , что обычные дети в младших классах вполне способны усваивать и более сложный материал. Особую трудность для детей 6-7 летнего возраста, начинающих обучаться в школе , представляет саморегуляция поведения. Ребёнок должен сидеть на месте во время урока , не разговаривать, не ходить по классу , не бегать по школе во время перемен . В других ситуациях , напротив , от него требуется проявление необычной ,довольно сложной и тонкой двигательной активности , как , например , при обучении рисованию и письму . На занятиях учитель задаёт вопросы , заставляет их думать , а дома тоже самое от ребёнка требуют родители при выполнении домашних заданий . Напряжённая умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их , но это часто происходит потому , что ребёнок устаёт именно не от умственной работы , а по причине его неспособности к физической саморегуляции . В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов ( восприятие , внимание , память , воображение , мышление и речь ) , необходимость которых связана с поступлением в школу . Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным ,сильным и конкурирующим остаётся непроизвольное внимание детей. Что касается переключаемости , то она в этом возрасте выше , чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребёнка . Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий . Для того , чтобы достигать поставленной цели , ребёнку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней. В связи с этим развитие произвольности - это и формирование умственных действий контроля . Произвольное внимание тесным образом связано с речью. Для тренировки произвольного внимания наиболее подходящими являются задачи , в которых необходимо последовательно анализировать различные признаки одного объекта и сравнивать их с особенностями другого . К .Д. Ушинский подметил , что внимание - это « та дверь , через которую проходит все , что только входит в душу человека из внешнего мира» . Внимание- основа любой интеллектуальной деятельности . Ни один психический процесс ,будь-то восприятие , мышление , память или воображение , не может протекать без внимания . Психологами установлено ,что чем выше уровень развития внимания ,тем выше эффективность обучения .Именно невнимательность и является главной причиной плохой успеваемости детей в школе , особенно в младших классах .Обучение ставит перед ребёнком новые задачи, не похожие на те , которые он привык решать во время игры . Учебные задания , в отличии от игровых , как правило , содержат больше новой информации , а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения . К сожалению , и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым . И чтобы справиться со всем этим , нужно уметь управлять своим вниманием , подчинять его своей воле .А для этого необходимо его специально тренировать . Рассмотрим способности несколько подробнее :
- Устойчивость и концентрированность внимания .
- Наблюдательность .
аналогичных объектах,а также уметь сравнивать и выделять их общие и отличительные признаки. Младшие школьники уже многое замечают , и это помогает им познавать окружающий мир . Однако более высокому уровню наблюдательности нужно ещё учиться и учиться . Тренировка этой способности должна проводиться в тесной связи с развитием памяти и мышления , а также одновременно с формированием познавательных потребностей ребёнка , элементарной формой проявления которых является любопытство и любознательность. Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. Сначала , в частности на ранних ступенях филогенетического развития , оно непосредственно включено в практическую деятельность , в поведение . Внимание сначала возникает как настороженность ,бдительность ,готовность к действию по первому сигналу , как мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия .Вместе с тем внимание уже на этих ранних стадиях означает и заторможенность , которая служит для подготовки к действию . По мере того как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая , внимание принимает новые формы : оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцание объекта , углубленности и собранности на предмете размышления .Если выражением внимания , направленного на подвижный внешний объект , связанным с действием, является устремлённый во вне взгляд , зоркоследящий за объектом и перемещающийся вслед за ним , то при внимании , связанном с внутренней деятельностью , внешним выражением внимания служит неподвижный , устремлённый в одну точку , не замечающий ничего постороннего взор человека .Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой , а деятельность , только не внешняя , а внутренняя .Внимание - это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя . Внимание к объекту , будучи предпосылкой для направленности на него действия ,является вместе с тем и результатом какой - то деятельности . Лишь совершая мысленно какую-нибудь деятельность , направленную на объект , можно поддержать сосредоточенность на нём своего внимания . Внимание - это связь сознания с объектом , более или менее тесная , цепкая ; в действии , в деятельности она и крепится ,говорить о внимании , его наличии или отсутствии можно только применительно к какой - нибудь деятельности - практической или теоретической . Человек внимателен , когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности и оба направления таким образом совпадают . Это положение оправдывается в самых различных областях деятельности . Станиславский подметил : « Внимание к объекту , -пишет он , - вызывает естественную потребность что-то сделать с ним . Действие же ещё больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом , внимание сливаясь с действием и взаимопереплетаясь , создаёт крепкую связь с объектом .