- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час «Литературное кафе». Тема: «Книги – дети разума»
Классный час «Литературное кафе». Тема: «Книги – дети разума»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Киладзе Н.В. |
Дата | 04.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
- Сообщение темы и определение задач урока.
У ч и т е л ь: Вот, ребята, мы разгадали кроссворд, и теперь мы можем прочитать по вертикали ключевое слово. Это слово (все) - книга.
- Учитель прикрепляет на доску слова Д. Свифта:
"Книги - дети разума" У ч и т е л ь: Как вы понимаете эти слова? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
- Смысловой фрагмент «Роль книги в жизни человека».
- Работа в группах.
ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ (ПРИМЕРНЫЕ): 1. Для чего предназначена книга? Ответ: Книга предназначена для того, чтобы передавать знания, накопленный опыт, ценную информацию, образное представление о мире.
2.Чем является книга для человека? Ответ: Книга является важнейшим средством образования и воспитания. Благодаря книге, мы можем переноситься в разные времена и эпохи, во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать всё живое и неживое, постигать истину, овладевать знаниями. В книгах мы видим наших друзей, которые открывают нам много истин, поддерживают нас в превратностях судьбы - ободряют в печали, залечивают наши душевные раны, спасая от одиночества…
3.Чтение - что это такое? Ответ: Это не только расшифровка письменного текста и осмысление написанного, но и форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов. Информация, заключённая в книге, воспринимается читателем в процессе чтения. Это не просто пассивное восприятие и усвоение текста, а активное взаимодействие между автором и читателем. Иными словами, чтение является неотъемлемой частью творчества. 4. Для чего пишет писатель? Ответ: Создавая своё произведение, автор самовыражается: он хочет рассказать другим о том, что у него накопилось в процессе жизненного опыта, поделиться своими мироощущениями, чувствами и эмоциями. Это его понимание мира передаётся на суд другим людям. Писатель видит в воображаемом читателе своего собеседника, исповедуясь, изливает ему "свою душу". Читатель же, воспроизводя созданное автором, как бы воссоздаёт некое новое произведение, потому что у него другой жизненный опыт, другое видение мира. Таким образом, можно сказать, что чтение - это форма творческого общения, интерпретация предлагаемых автором мыслей и чувств.
5. Каково же назначение чтения? Ответ: Мы читаем для эстетического наслаждения, но не только. Книга даёт громадные возможности для постижения человеческого опыта в самых разных его проявлениях: в области чувств и желаний, в области мыслей и наблюдений. Свой маленький индивидуальный опыт мы расширяем и проверяем опытом других людей, выдающихся и талантливых. Это нас обогащает и облагораживает. 6. Стоит ли тратить своё свободное время на чтение книги? Ответ: Безусловно. Часы, проведённые над книгой, - лучшие часы. Они возвышают человека, обогащают его сердце и разум, насыщают нравственной силой. Поэтому постоянное общение с книгой и умение читать книгу дают человеку возможность глубже познать мир, увереннее действовать в нём, принимать правильные решения. У ч и т е л ь (подводит итог обсуждению): Великие люди были великими читателями. Известно, что Пушкин увлекался чтением, книги были его друзьями на протяжении всей жизни. Ещё в детстве он тайком забирался в отцовский кабинет и проводил там ночи напролёт, просто "пожирая" всё, что попадалось ему под руку. Были у девятилетнего и свои любимые произведения: "Илиада" и "Одиссея" Гомера, а позднее - Плутарх. Пушкин скажет: "Чтение - вот лучшее учение…"
- Литературная игра «Кто много читает, тот много знает» .
- конкурс «Викторина»:
- Пожилая и подлая помощница злой ткачихи и коварной поварихи.
- Герой этот прошёл огонь и воду, выиграл четыре сражения, а в пятом трагически погиб. (Колобок).
- В какой сказке есть страна жевунов? (А. Волков «Волшебник изумрудного города»).
- Эта героиня немного болтлива, что чуть было не привело к гибели и героини, и её бабушки. (Красная Шапочка).
- Что пел золотой петушок из сказки А. Пушкина? («Ку-ка-ре-ку! Царствуй, лёжа на боку!»)
- Честной купец, а подарочек для младшей дочери украл! («Аленький цветочек»)
-
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ О ТОМ, ЧТО…
(сообщение учащихся) Известный роман Даниеля Дефо "Робинзон Крузо" (1719) появился благодаря невероятной истории. В 1709 году всю Англию облетело сенсационное сообщение о том, что английским кораблём в Лондон доставлен человек, совершенно одичавший и одетый в шкуры животного. Это был Александр Селькирк, оставленный экипажем на необитаемом острове и проживший там, в одиночестве, четыре года. Об этом случае писали все газеты, вскоре появилось несколько рассказов разных авторов о человеке на безлюдном острове. Эта история просто потрясла Даниеля Дефо, в результате чего и появился его роман. Автор долго и безуспешно ходил по издателям с рукописью, которую никто не хотел печатать. Вконец отчаявшемуся Дефо всё-таки повезло - один из издателей на свой страх и риск решился на издание романа и… не прогадал. Успех был ошеломляющим. Выход книги в свет подтолкнул многочисленных авторов на создание своих шедевров. Более пятидесяти "новых Робинзонов" появилось после книги Д. Дефо. Но на протяжении вот уже нескольких веков читателей волнует именно его произведение.
- конкурс «Угадай сказку»:
- Ёлка, подарки, кукольное царство, орехи, битва, сабля, дворец, короны. (Гофман «Щелкунчик и мышиный король»)
- Дворец, морской конёк, ведьма, корабль, боль, колдовской напиток, море. (Г. Х. Андерсен «Русалочка»0
- Тыква, тюрьма, ключи, слёзы, налоги, пауки, синьоры, генералы. (Д. Родари «Чиполлино»)
- Дорога, разбойники, музыка, горящие угольки, дерево, петух, дружба. (Бр. Гримм «Бременские музыканты»)
- Замок, сапоги, поле, осёл, шляпа, лев, река, маркиз. (Ш. Перро «Кот в сапогах»).
- Лианы, мальчик, река, волки, факел. Стадо. Палка. (Р. Киплинг «Маугли»)
-
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ О ТОМ, ЧТО…
(сообщение учащихся) "Сказку о царе Салтане" А. С. Пушкин создал в результате поэтического состязания с В. Жуковским. Удача сопутствовала Пушкину: он не только выиграл состязание, но и написал прекрасную сказку. ! Александр Сергеевич Пушкин часто видел свои ещё не со-зданные произведения во сне, но, проснувшись, тут же забывал их. Как-то он признался одному из своих друзей: "…Я иногда вижу во сне дивные стихи… во сне они прекрасны, но как уловить, что пишешь во время сна?.."
3 конкурс «МУЗЕЙ ЗАБЫТЫХ ВЕЩЕЙ» Задание командам: назвать произведение, его автора и героя, которому принадлежат эти вещи, а также прочитать строчку произведения, где идет речь об этих вещах.
Телефон - "У меня зазвонил телефон…" Чуковский. Мыло - "Да здравствует мыло душистое" Чуковский. "Мойдодыр". Блюдце - "А за ними блюдца". Чуковский. "Федорино горе". Термометр - 10 дней не пьет, не спит, 10 ночей подряд Он лечит несчастных зверят, И ставит, и ставит им градусники" Чуковский. "Айболит". Перчатки - "Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки" С. Маршак. "Вот какой рассеянный…" Зеркальце - "Свет мой, зеркальце, скажи…" А. С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне…"
-
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ О ТОМ, ЧТО…
(сообщение учащихся) Ален Александер Милн (1882-1956), английский драматург и романист, автор многочисленных юмористических рассказов, запомнился потомкам благодаря сказке, сочинённой почти случайно, между делом, для развлечения своего маленького сына - Кристофа. Нет такого ребёнка в нашей стране, который бы не был знаком с маленьким медвежонком по имени Винни-Пух и его друзьями. Благодаря талантливому переводчику и сценаристу Борису Заходеру (он не только перевёл сказку, но и написал сценарий, по коатиноторому был сделан мультипликационный фильм), Винни стал одним из любимейших сказочных персонажей детворы.
- конкурс «сказочные задачи».
-
Чудо-Юдо рыба-кит проглотило новгородского купца Садко вместе с лодкой. Купец весил 100 кг, лодка - вдвое больше. На сколько кг потяжелело Чудо-Юдо, если самого Садко оно выплюнуло обратно? (На 200 кг).
-
Маша упросила медведя отнести бабушке с дедушкой пироги. Девочка весит 20 кг, каждый пирог - полкилограмма. Сколько пирогов надо вынуть Маше из короба, чтобы медведь не заметил разницы в весе, когда он понесёт короб с девочкой бабушке и дедушке. (40 пирогов)
-
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ О ТОМ, ЧТО…
(сообщение учащихся) Инженер Николай Сергеевич Сядристый с помощью микротехники создал самую маленькую книгу в мире: она почти в 500 раз меньше почтовой марки. "Кобзарь" Т. Г. Шевченко, изготовленный умельцем, состоит из 12 строк текста, на каждой из которых умещается по 8 стихотворных строк. Страницы сшиты между собой окрашенной паутинкой, а переворачивать их можно заострённым концом тонкого волоса. Обложка изготовлена из лепестка бессмертника золотисто-жёлтого цвета и украшена с обеих сторон золотыми полосками. Книгу можно легко продеть сквозь ушко иголки или спрятать в ресницах.
-
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ О ТОМ, ЧТО…
-
Подведение итогов.
-
Все задают себе вопрос,
Кто просто шутит, кто всерьез:
"Зачем нам книги на Земле?
Теперь компьютеры везде!"
2. Но если вдуматься, друзья,
То книги - помощь нам всегда,
И нас не надо убеждать,
Что лучше бегать, чем читать.
3. Во-первых, книга нам всегда
Поможет развивать себя,
Расскажет алгебры азы,
Покажет, как сажать цветы.
4. Как сделать к физике доклад,
Где как живут, как говорят,
За что любить родителей
И слушаться учителя.
5. А во-вторых, поможет всем
Избавиться от всех проблем,
Поднимет настроение,
Как вкусное варенье.
6. Теперь, надеюсь, вы поймете,
Что книга - лучший, верный друг.
И хоть минуточку найдете
На чтенье верных ваших слуг!
Анкета. 1) Какие ты предпочитаешь читать книги: а) научно-популярную; б) художественную (указать жанр); в) научно-техническую; г) всё без разбору; д) периодику (указать - какую); е) вообще не читаю? 2) Для чего ты читаешь: а) чтобы занять себя чем-нибудь; б) расширить свой кругозор, узнать что-то новое; в) повысить уровень своего образования; г) потому что надо; д) посоветовал друг, подруга; е) потому что книга считается модной в этом сезоне; ж) не утруждаю себя чтением? 3) Назовите свои любимые произведения: а) кто автор; б) не помню; в) не читал. 4) Назовите классиков: а) русской литературы; б) зарубежной литературы; в) не помню. 5) Посещаешь ли ты библиотеку, как часто: а) да; б) нет? 6) Имеется ли дома у тебя своя личная библиотека: а) да; б) нет