Технологическая карта урока русского языка на тему Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: русский язык

Класс: 3 класс. УМК Планета Знаний

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Технологическая карта урока.


Тема Мягкий знак (Ь)после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Цель: Формирование умения употреблять Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода, учить детей разграничивать случаи употребления мягкого знака после шипящих в именах существительных; развивать связную речь учащихся. Задачи:

Образовательные: уточнять знания учащихся о функциях мягкого знака; показать новую функцию мягкого знака - грамматическую; способствовать развитию связной речи, языковой интуиции; обогащению словаря учащихся.

Воспитывать культуру поведения при коллективном способе обучения.

Формировать УУД:

Личностные:

  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности..

Регулятивные УУД:

  • Умение принимать и сохранять учебную задачу

  • Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; осуществить взаимо и самопроверку

Коммуникативные УУД:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других)

  • Строить речевые высказывания согласно учебной ситуации.

Познавательные УУД:

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

  • Развивать умение работать с разными видами учебной информации.

  • Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обосновывать написание слов с новой орфограммой на основе определения рода ; различать функции употребления мягкого знака в словах; работать в паре, слушать собеседника, контролировать и оценивать свою работу

Оборудование

1.Ноутбук, проектор

2.Интерактивная доска (слайды для показа на интерактивной доске)



Личностные:

  • Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • Воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы)

  • Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

  • Быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

  • Метапредметные:

Регулятивные УУД : Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок ;

Коммуникативные УУД : строить понятные для одноклассников высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, используя различную учебную информацию;

Предметные: учащиеся научатся обосновывать написание слов с новой орфограммой, различать функции употребления мягкого знака в словах.

Основные понятия

функции употребления мягкого знака в словах

Ресурсы:

- основные

дополнительные

1)Русский язык. II часть, 3 класс, Л.Я .Желтовская,.Климанова,

  1. А.Н.Матвеева, Н.С.Рождественский «Просвещение»
  2. Карточки с заданиями

Организация пространства

Коллективные способы обучения, работа в паре, индивидуальная работа.


Технология проведе

ния


Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Психологический настрой к учебной деятельности.
























Читают выученное во втором классе стихотворение















Отвечают на вопросы учителя








По образцу пишут буквы, объясняют, какие звуки они обозначают Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация































































Организует работу по совершенствованию техники письма

1.Создание психологического комфорта Учитель. (Читает отрывок из стихотворения А.Барто «Верёвочка».) Весна, весна на улице, Весенние деньки! Галдят грачи на дереве. Гремят грузовики. Шумная, веселая, Весенняя пора. Еще не запыленная зеленая листва. Каким наcтроением окрашено это стихотворение?

Ученики. Радостным, веселым. Учитель. Кто автор этих строк? Ученики. Автор стихотворения - детская писательница Агния Львовна Барто.
Учитель. Да, ребята, скоро, совсем скоро настанут весенние деньки. А сегодня... Посмотрите в окно, еще зима, она не хочет уходить. Вспомните, как об этом пишет Федор Иванович Тютчев? Ученики Зима недаром злится,

Прошла ее пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора. И всё засуетилось,

Всё гонит зиму вон.

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон

Учитель (продолжает)

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.

Учитель Скажите, в каких словах стихотворения передаются действия борьбы зимы с весной? Ученики. Стучится, хлопочет, ворчит, засуетилось, хохочет, пуще лишь шумит.
Учитель. Какие звуки преобладают в этих словах? Ученики. Шипящие звуки.

Минута каллиграфического письма

Письмо букв, ж, щ, ч. (Экран, образцы букв.) (Ученики пишут по образцам, объясняют какие звуки обозначают буквы ж, ш (всегда твердые согласные), ч, щ (всегда мягкие согласные).)


Регулятивные УУД:

нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность,

настойчивость в достижении цели II. Актуализация опорных знаний. Цель: а) применение изученных знаний при решении учебной задачи;



б) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.

Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания






Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.






















Организация учебного процесса на этапе актуализации опорных знаний. Орфографическая подготовка Учитель. Поиграем в игру « Знаю любое правило» ( 3 ряда учащихся - три группы; 1 группа - ученики поочерёдно называют слова на любое изученное правило; 2 группа - комментируют правописание данного слова; 3 - группа - «скорая помощь» Учитель. А теперь отгадайте загадки, отгадки напишите Висит за окошком Кулёк ледяной, Он полон капели И пахнет весной. (Сосулька) Каждый год я к вам лечу Зимовать у вас хочу. И еще красней зимой Ярко-красный галстук мой. (Снегирь) Кто без нот и свирели Лучше всех выводит тре ли. Голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей- соловьи) Запись на доске и в тетради: сосулька, снегирь, ,соловьи Учитель. Сравните написание слов и скажите, какую роль выполняет ь в написанных словах? Ученики. 1) Буква ь между двумя согласными обозначает мягкость согласного [л'] (сосулька). 2) Буква ь в конце слова обозначает мягкость спереди стоящего согласного звука (снегирь). 3) В слове соловьи - ь -знак разделительный Учитель. Молодцы, ребята! Предлагаю вам игру «Узнай слово!» (К доске выходят три ученика. Учитель показывает слова ученикам, сидящим за партами. По их толкованию значения данных слов, вызванные к доске ученики должны узнать слово и написать его на доске). На доске и в тетрадях появляется запись: ночь, малыш, врач, борщ, мышь, рожь, помощь, пейзаж.
Учитель. Прочитайте слова, проверьте, нет ли ошибок.
















Структурирование знаний, необходимых для изучения нового материала Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.


Коммуникативные УУД :оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.






III Совместное открытие нового знания Цель: Постановка совместно с классом темы, цели урока

Вместе с учителем формулируют тему и цели урока



Участие в беседе .












Выслушивают друг друга, участвуют в решении учебной задачи








Организация диалога





















Организует и корректирует объяснение IV. Постановка проблемы.


Учитель. Рожь, мышь, помощь, ночь - почему в этих словах написан ь? Какую функцию он выполняет ? Сегодня на уроке нам нужно это выяснить. Нужно научиться различать функции мягкого знака в словах, уметь правильно писать и обосновывать написание слов с новой орфограммой.

Ученики: Мы знаем что, он может быть разделительным, или может обозначать мягкость согласного. Учитель. Да. Ученики. В этих словах ь стоит на конце слова, значит он не разделительный. Учитель. Может быть, ь обозначает мягкость согласных? Ученики. Нет. [ж] - [ш] - твердые звуки; [ч] - [щ] - мягкие звуки.
V. Решение проблемы.
Учитель. Прочитайте слова еще раз, все слова написаны с ь ? В каких словах есть мягкий знак? Ученики (рассматривают каждое слово, определяют часть речи, род имен существительных, приходят к выводу, что после шипящих ь пишется на конце имен существительных женского рода). Учитель. Значит, на что указывает ь в этих словах? Ученики. ь показывает на женский род имен существительных.

VI. Проверка решения проблемы.
Работа по таблице. Учитель (произносит слова луч, печь.) Чем сходны эти слова по произношению? Ученики. На конце слышится мягкий шипящий звук ч. Учитель. В каком слове нужно написать ь? Почему? Напишите. Ученики. Подбирают слова: чиж и молодежь (определяют род имен существительных, пишут).





Умение анализировать,









































Умение анализировать,
. Познавательные: постановка и формулирование темы и цели урока.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других


Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать, тему, цели на уроке с помощью учителя










IV.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: Создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи









Работа с книгой. Чтение правила на стр. 171 Упражнение 450. 1) Прочитайте, на какие звуки оканчиваются эти слова.

  1. В каком числе стоят имена существительные?
  2. Дополнить новыми существительными столбики слов.
Упражнение 452. Спишите имена существительные, определите род. Снегирь (он мой, мужской род)( ь показывает на мягкость согласного). Глушь (она моя), ь показывает, что это существительное женского рода. молодежь - (она моя) рожь - (она моя) морковь - (она моя) ь показывает на мягкость согласного звука.









Понаблюдать над строением предложений в тексте
Записать предложения, составить схему
Познавательные: общеучебные : поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли устной форме V. Самостоятельная работа с проверкой Цель: Организовать самостоятельное выполнение учащимися







Самостоятельная работа учащихся, с самопроверкой и взаимопроверкой





.Организация самостоятельной работы по карточкам


Самостоятельная работа
Упражнение 453. Шалаш, чиж, мышь, ерш, врач, вещь, плащ, ночь, мяч, нож, лещ, камыш, овощ. Какие слова написали без ь знака? Почему?
Упражнение 454. Написать предложение с существительными женского рода с ь на конце. Записать предложения, вставляя недостающие буквы и знаки препинания, составить схемы предложений Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Познавательные: Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от . Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
VI.Включение в систему знаний и повторений Цель: Создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи

Организация учебного диалога

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном .

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы, самооценка

Организует фиксирование темы и цели урока
Организует рефлексию.


Организует самооценку учебной деятельности.

Подведение итогов урока.

Правила, стр.100-101

Вопросы и ответы по теме.



Приобретение начального опыта применения лексических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .

Составитель: Шакирова В.И

МБОУ Гимназия №1 им.Ризы Фахретдина


© 2010-2022