Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Вежливые» слова

Цель: развивать умения употреблять в речи «вежливые» слова, распознавать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать в речи «вежливые» слова.

  • Предметные: сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.

  • Метапредметные (под руководством учителя): овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; учиться слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

  • Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах; формировать эстетические потребности, ценности и чувства; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

  • Коммуникативные: объяснять свой выбор; выслушивать учителя, одноклассников; выражать свои мысли; формулировать ответы на вопросы.

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку

Запись числа и т.д. в тетрадях


2. Самоопределение к деятельности

Послушайте внимательно стихотворение и попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.

- Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
- Здравствуй! - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

За что мы говорим "спасибо"?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы -
Кому сказали, сколько раз?

Отменить,
что ли, слово "пожалуйста" -
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что, без "пожалуйста"
Нам становится неуютно.

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться вам спешат.

- Какие слова мы называем «вежливыми»?

- Определите тему сегодняшнего урока. - Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить сегодня на уроке?

- Какие ещё «вежливые» слова вы знаете?

- Во время урока мы с вами будем составлять цветок, на лепестках которого прочитаем слова.

Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)

- Мы будем говорить о «вежливых словах» и повторим то, что узнали на прошлом уроке.

- Кто может напомнить, чему мы учились на прошлом уроке?

- У вас на партах лежат лепесточки со словами,. После выполнения заданий вы будете находить «вежливые» слова и по одному лепесточку собирать наш цветок.

Дети дают ответы на вопросы учителя

3. Актуализация знаний

- Опишите, какие это животные. Постарайтесь описать животное с разных сторон: окрас, размер, повадки и т. д.

(приложение 1)

Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)(какой?) …, …, ….

Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)(какая?) …, …, … .

Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)(какой?) …, …, … .

Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)(какой?) …, …, … .

- На какой вопрос отвечают слова заяц, лисица, волк, медведь?

- Что они называют?

- Что называют слова, которые вы добавили?

- Что ещё могут называть слова?

- На какие вопросы они отвечают?

Учащиеся называют слова, обозначающие признаки предметов.


- Кто?

- Предметы

- Признаки предметов

- Действия предметов

- Что делает? Что делают?

4.Работа по теме урока

1. Работа по карточкам.

- Прочитайте текст на карточках.

(приложение 3)

-Найдите «вежливые» слова. Назовите их. Когда мы говорим эти слова? Как можно их назвать?

- Какие слова-приветствия вы ещё знаете? Запишите.

- А какие слова говорят, когда прощаются?

- Как называются такие слова?

-Найдите листочек с «вежливым» словом.

2. Работа по учебнику (с.25 № 14)

- Прочитайте «вежливые» слова.

- Когда употребляют эти слова?

- Для чего нужны «вежливые» слова?

- Как называют человека, который в своей речи употребляет «вежливые» слова?

-Найдите листочек с «вежливым» словом.

Читают текст на карточках.

Находят «вежливые» слова.

- Слова-приветствия

Дети записывают слова-приветствия.

Учащиеся называют слова-прощания


5. Физкультимнутка

Зайцы скачут:

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают,

Не идёт ли волк.

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - нагнуться, потянуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Дети выполняют действия

6. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику (с.23 № 9)

- Прочитайте текст.

- Как называется сказка, отрывок из которой вы прочитали?

- О ком и о чём идёт речь в этом тексте?

- Найдите в тексте слова, которые называют действия жар-птицы. Прочитайте их.

- Найдите в тексте слова, которые называют действия Ивана-царевича. Прочитайте их.

- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

Читают текст упражнения

-Иван царевич и серый волк.

Называют действующих героев.

Находят и прочитывают слова обозначающие действия жар-птицы.

Аналогично.

Списывают первое предложение.

7. Рефлексия

(На доске записаны слова.)

Спасибо, доброе утро, завтра, спокойной ночи, пожалуйста.

- Найдите лишнее слово.

- Как называются все остальные слова?

- Для чего в речи нужно употреблять «вежливые» слова?

- Как называют человека, который употребляет в своей речи такие слова?

- Как называют грубого, невоспитанного человека?

- А кто такой невежда и невежа? ( учебник стр. 139-140 сам-но читают)

А сейчас почитаем и стихотворение и вставим пропущенные слова.

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…» (Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…» (До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини!)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…» (Пожалуйста!)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)

Муха Жу, хоть не хотела,

В скорый поезд залетела.

Ей букашки Фло и Фти

Скажут: «…» (Доброго пути!)

Дал Ивану царь Гундей

За спасенье пять гвоздей,

А Иванушка царю

Говорит: «…» (Благодарю!)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку -

Больше он играть не хочет,

Говорит: «…» (Спокойной ночи!)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «…» (Добрый день!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)

-Какие слова мы вставили?

Послушайте стихотворение.

Малыша обидел Витя.

Перед школою в строю

Витя просит:

- Извините,

Я ошибку признаю.

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:

- Извините,

Я немного опоздал.

- Тихомиров!

Покажите

Нам на карте город Псков.

- Извините, -

Шепчет Витя, -

Я к уроку не готов.

Мы поспорили с Наташей:

Вежлив Витя

Или нет?

Разберитесь в споре нашем

И пришлите нам ответ!

И. Антонов

- А как вы думаете, ребята, вежлив ли Витя?

- Составьте два предложения, используя слова вежливого общения.

- Какие предложения вам понравились больше всего?

- Оцените свою работу на уроке.

- Завтра

- «Вежливые» слова

Ответы учащихся

- Вежливый, воспитанный

- Невежа



Ответы детей

Составление предложений с использованием «вежливых» слов

8. Подведение итогов урока









Приложение 1

Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)


Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)


Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)


Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)

Приложение 2


Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)









Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)




Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)












Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)







Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)




Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)










Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)


























Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)


























Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)





Приложение 3

- Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

А.Цветков

- Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

А.Цветков

- Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

А.Цветков

- Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

А.Цветков

- Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

А.Цветков

- Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

А.Цветков

- Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

А.Цветков

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…» (Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…» (До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини!)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…» (Пожалуйста!)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)

Муха Жу, хоть не хотела,

В скорый поезд залетела.

Ей букашки Фло и Фти

Скажут: «…» (Доброго пути!)

Дал Ивану царь Гундей

За спасенье пять гвоздей,

А Иванушка царю

Говорит: «…» (Благодарю!)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку -

Больше он играть не хочет,

Говорит: «…» (Спокойной ночи!)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «…» (Добрый день!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)


Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать они друг друга. Возможные варианты: жирафы (наклоны вперед);

антилопы (поднятие ног поочередно);

львы (повороты вправо влево);

обезьяны (подскоки, наклоны вправо-влево с руками за головой);

медведи (вращение головой).

Использованная литература:

  1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2011г.

  2. Русский язык 1 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Москва «Просвещение» 2011г.

  3. Толковый словарь Ожегова.

  4. Картинки из интернет источников.

Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)Конспект урока русского языка: «Вежливые слова», (1 класс)








© 2010-2022