Конспект урока изобразительного искусства на тему Образ красоты древнегреческого человека

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»

г.Ивантеевки Московской области

















Конспект урока изобразительного искусства

по теме «Образ красоты древнегреческого человека».









Подготовила и провела Алина Юрьевна Блохина










Тема урока «Образ красоты древнегреческого человека».


Цель: дать представление о древнегреческом образе прекрасного человека

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Планируемые результаты.

Предметные: - развитие умения ставить и задавать вопросы; - развитие логического мышления, памяти, внимания учащихся; - воспитание любви и интереса к изобразительному искусству.

Познавательные:

  • Познакомить учащихся с древнегреческими скульптурами и искусством греческой вазописи.

  • Развивать навыки изображения человека в движении, художественно-эстетический вкус на основе духовных ценностей древнегреческой культуры

  • Развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности;

  • Развивать композиционное мышление;

  • На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

  • Развиваем умение слушать и понимать других.

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  • Оформлять свои мысли в устной форме.

  • Умение работать в паре.

Регулятивные:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные:

  • Выполнять правила этикета.

  • Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои мысли и эмоции.

  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- умение слушать и слышать;

-умение задавать вопросы;

- умение отвечать на вопросы;

- умение работать с учебником;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- осознанно строить устное высказывание в устной форме;

- строить логическое рассуждение;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, литературное чтение.

Учебно методическое обеспечение:

Для учителя: карандаши, учебник ИЗО. 4 класс. Учеб. для общеобр. учр. В 4 ч. Ч.3 / Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

Для учеников: учебник ИЗО. 4 класс. Учеб. для общеобр. учр. В 4 ч. Ч.3 / Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2011, карандаши, краски, альбом.


Зрительный ряд: фотографии скульптур: «Дискобол» Мирона, «Кольеносец» Поликлета, античных ваз.
Литературный ряд: отрывок из древнегреческой трагедии Софокла «Антигона»; стихотворение О. Тарутина «Античные вазы».




Этап

урока

Методы,

приёмы

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

УУД по

каждому заданию

Средства обучения

Организационный

этап

Словесный

(беседа)

Приветствие учащихся.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алина Юрьевна.

Урок сегодня у вас проведу я.

И в десять лет, и в семь, и в пять,
Все дети любят рисовать.
И каждый сразу нарисует,
Все, что его интересует.

- Давайте проверим, все ли готово у вас к уроку изобразительного искусства. Проверка готовности к уроку, инструктаж по ТБ.

Дети приветствуют учителя.


Дети проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной форме

Проблемный

Практический

(беседа, практикум) - Вот уже несколько уроков подряд, вы работаете по теме «Каждый народ художник». Мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили с искусством, и культурой каких народов вы уже познакомились?



- Что общего мы можем выделить среди такого разнообразия культуры разных народов?

Дети отвечают (Японская культура, Искусство народов гор и степей, с культурой Средней Азии).

Дети отвечают (В основе всего лежит образ человека, его способность приспосабливаться к жизни в самых разнообразных условиях, обустраивать и украшать своё жилище).

Проблемный

Словесный

(беседа)

В мире много сил великих,
Но сильнее человека
Нет в природе ничего.
Мчится он, непобедимый,
По волнам седого моря,
Сквозь ревущий ураган.
Горного зверя и дикого Порабощает он хитростью, И на коня густогривого И на быка непокорного Он возлагает ярмо.
Создал речь и вольной мыслью Овладел, подобной ветру, И законы начертал. Злой недуг он побеждает И грядущее предвидит, Многоумный человек...
- Вы услышали строчки из древнегреческой трагедии Софокла «Антигона».

- Какой образ, или какие картины вы смогли себе представить?

-Может, вы знаете и подскажете, где всегда воспевали образ сильного, спортивного, красивого человека?

Учитель читает стихотворение Олега Тарутина «Древние греки».

Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки.
Даже порой удивленье берет:
ну до чего знаменитый народ!

Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали

(с детства знакомы любому из нас
и Прометей, и Геракл, и Атлас).

Древние греки моря бороздили,

время для спорта они находили,
и Олимпийские игры они
тоже придумали в давние дни!
Строили греки комедии, драмы.
А посмотрите теперь, каково
было скульптурное их мастерство.

Дети слушают произведение.


Дети отвечают. (Образ сильного, красивого человека, возможно воина, спортсмена или атлета)

Дети отвечают. (В Греции)

Дети слушают стихотворение.








- Весёлым жизнерадостным народом были древние греки. Они любили все яркое, поэтому мраморные скульптуры своих богов раскрашивали, иногда покрывали позолотой. Храмы свои они украшали цветным орнаментом. Особенно любили греки синий, красный, коричневый цвета. Рельефы (выпуклые изображения) красили золотой охрой. Храм Парфенон богато украшен скульптурой. Боги-олимпийцы и герои, сражения греков с амазонками и кентаврами, битвы богов с гигантами изображены на его фронтонах и фризах (колонны). Греки считали, что неподвижны только мертвецы, поэтому богов и людей они изображали обычно в движении. Древнегреческим скульпторам очень нравилось ваять статуи атлетов - так называли людей большой физической силы, спортсменов. Юноши соревновались обнаженными. Греки умели ценить и уважать
красоту обнаженного тела. Именно они, греки первыми стали применять для изображения человеческой фигуры мрамор. Давайте познакомимся с представлениями древних греков о мужской и женской красоте на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета и Фидия. Учитель демонстрирует фотографии скульптур. Вот перед нами «Дискобол» Мирона - прекрасный юноша, готовящийся метнуть диск (очень любимый греками спортивный снаряд). Мы видим застывшие под упругой кожей тренированные мускулы - еще мгновение, диск улетит... А вот «Копьеносец» Поликлета: он стоит неподвижно перед зрителем, но кажется - пройдет секунда, и он сделает шаг вперед и повернет голову, гордый своей красотой. Мирон и Поликлет - выдающиеся древнегреческие скульпторы, но самым известным был Фидий. Его отделанная золотом и слоновой костью скульптура Зевса в Олимпии стала одним из семи чудес света.





Дети рассматривают фотографии.





Наглядный материал

Наглядный материал

Наглядный материал



- Какое впечатление производят на вас древнегреческие скульптуры? - Какое общее чувство объединяет произведения скульпторов и поэта? Как древние греки представляли красоту человека? Красоту человека, уважение к человеку древние греки изображали в росписи прекрасных античных ваз. Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, соревнования атлетов. Вазопись - роспись керамических (от греческого «ке-рамос» - глина) сосудов. В VI веке до н. э. вазы украшали чернофигурным рисунком, по красноватой глине художник наносил фигуры черным лаком. В V веке до н. э. поступали, наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Поэтому такие вазы называют краснофигурными. Черный лак блестел на солнце и не тускнел от времени. Но к концу IV века до н. э. секрет его изготовления был утрачен. Человек считался в Древней Греции «мерой всех вещей», поэтому размеры, пропорции, конструкции архитектурных сооружений гармонично соотносились с ним.

Дети отвечают.


Дети отвечают. (Главное в древнегреческом искусстве - любовь и уважение к человеку, к его телу, красоте, силе, благородству).




Иллюстративный материал



Наша задача, изобразить фигуры олимпийских спортсменов (фигура в движении) в соответствии с пониманием греками красоты человеческого тела - физически совершенного, прекрасного и в покое, и в движении.

Практический


Но, прежде хочу напомнить вам особенности изображения человеческой фигуры. При изображении человеческой фигуры следует учитывать, прежде всего, конструктивные особенности костно-мышечной системы. Основой формы туловища служат позвоночник и грудная клетка, прикрываемая широкими мощными мышцами. К туловищу с помощью плечевого пояса присоединяется скелет рук. В него входят лопатка, ключица, плечевая кость, кости предплечья и кости кисти, которые также покрыты мышцами. С помощью тазового пояса к туловищу присоединяется скелет ног, состоящий из бедра, голени и стопы. Рисование фигуры человека облегчает знание пропорций тела. В различные времена у разных народов создавались так называемые каноны и модули. Канон - это система типичных размеров тела, принимаемая за образец. Модуль - это единица меры, которой руководствуются при создании того или иного канона. Канон - рост человека, величина измерения (модуль) человеческой фигуры - высота головы, которая у взрослого человека составляет примерно 1/8 часть его роста. Освоение пропорций и основных особенностей формы фигуры человека удобнее начать со схематических рисунков. Схема построения фигуры человека условно принята: высота (рост) человека условно разбита на восемь равных частей. Одну восьмую занимает голова. Посередине всей высоты проходят тазобедренные суставы. Ширина их в местах соединения с бедрами равна примерно 1,5 высоты головы. Всю нижнюю половину фигуры занимают ноги. Коленные суставы делят их пополам. Самым нижним соединениям является голеностопное. Длина стопы равна примерно высоте головы. На высоте одного деления от середины фигуры проходит пояс. На втором делении сверху - ширина плечевых суставов, расстояние между крайними точками которых равно примерно 1,5-2 модуля. Опущенная рука достигает до половины бедер. Локтевой сустав находится на уровне пояса. Длина кисти равна примерно величине лица. Фигуру человека изображают в разных поворотах и позах. При рисовании человека следует учитывать изменения во взаиморасположении отдельных частей фигуры в пространстве. Если, например, человек поднял руку, изменилось и направление плеч, сделал упор на одну ногу - таз принял наклонное положение, нагнулся - изменилось положение не только таза, но и плеч и всего позвоночника. Первые практически занятия начинаются с упражнений по выработке навыков схематического изображения фигуры человека в разных положениях.

Иллюстративный материал

Практический


Последовательность работы: 1. Проведите ось, соответствующую высоте фигуры. 2. Определите длину ног, разделив высоту фигуры пополам. 3. Разделив туловище на три части, определите высоту головы вместе с шеей. 4. Верхнюю часть поделите на четыре части: три четверти будут составлять высоту головы, а одна - шею. 5. Нарисуйте плечевую и тазовую оси; помните ,что тазовая ось меньше плечевой. 6. Наметьте колени, разделив длину ног пополам. 7. Определите концы пальцев рук и место локтевых суставов. 8. Нарисуйте линейную схему фигуры (скелет). 9. "Оденьте" скелет в мускулы.

Наглядный материал Таблица







© 2010-2022