- Преподавателю
- Начальные классы
- Из опыта работы по теме Деятельностный подход на уроках в начальных классах как средство развития ключевых компетенций младших школьников
Из опыта работы по теме Деятельностный подход на уроках в начальных классах как средство развития ключевых компетенций младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Денисова Ю.С. |
Дата | 30.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Юлия Станиславовна Денисова
Коммунальное государственное учреждение
«Учебно-воспитательный и оздоровительный Центр»
города Риддера
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В современных условиях развивающаяся система национального образования ориентирована к новым требованиям. Становится важным не столько усвоение учащимися определенной суммы знаний, умений и навыков, сколько формирование функциональной грамотности школьников; развитие личности учащихся; выявление и раскрытие их творческих способностей, высокой мотивации к знаниям, познанию мира. Статья раскрывает методику осуществления деятельностного подхода на уроках в начальных классах с целью развития ключевых компетенций младших школьников.
Ключевые слова: урок, деятельностный подход, младшие школьники, ключевые компетенции.
Компетенции - это желание и способность мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт, способность эффективно самостоятельно действовать за пределами ситуаций, тем, изучаемых в учебном процессе. «Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» 3. Ознакомившись с различными современными тенденциями в национальном образовании, решение задачи развития ключевых компетенций (учебно-познавательных, коммуникативных, информационных, социальных, учебно-организационных) я нашла в осуществлении деятельностного подхода в процессе обучения младших школьников. Деятельностный метод считаю универсальным средством, предоставляющим мне инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи. Основные принципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество. Практика показывает, что компетентности формируются, если:
- обучение носит деятельностный характер, создаются условия для приобретения опыта;
- идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- применяются такие методы и технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (развивающее обучение, проблемное обучение, рефлексия, исследовательские методы, проектная методика, РКМЧП, КСО).
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
- развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать.
- видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
- проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;
- чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;
- закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;
- планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
- ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
- владеть методом «создания ситуации успеха»;
- привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
- оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;
- видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.
- Организационно - мотивационный момент решает задачу самоопределения ребенка к учению. На данном этапе важно организовывать положительное, активное отношение ученика к познавательной деятельности на уроке. Для этого использую стратегии «Пожелание уроку», «Пожелание товарищу», «Пожелание себе», которые могут высказать как учитель, так и дети. Прием «Камешек в ботинке» позволяет выявить и исключить факторы, мешающие «хорошему» уроку. Данные приемы имеют большое значение в создании ситуации успеха, ведь начинающие исследователи не всегда уверены в своих силах. Фразы учителя - «Я даже не сомневаюсь в успешном результате», «У нас обязательно все получится», «Без твоей помощи нам не справиться» - помогают мотивировать ребенка на учебную деятельность, вселить уверенность в своих силах. Придумайте девиз урока, например: «Бороться, искать, найти, не сдаваться!», «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках, и находят способы решений», «Порадуем друг друга успехами!». Нельзя не дооценивать роль данного этапа, опускать его, оправдываясь нехваткой урочного времени.
- Итак, положительная эмоциональная направленность урока создана, приступаем к следующему этапу: актуализации знаний. Ее целью является повторение изученного ранее материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление пробелов в знаниях и затруднениях. Опора на личный опыт учащихся, использование заданий логического, поискового характера создает дополнительную заинтересованность. Эффективными могут быть приемы технологии ТРИЗ: «Да-нет-ка» (ученикам необходимо угадать задуманный объект, задавая вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет»), «Хорошо - плохо» (солнце хорошо, потому что дает тепло и свет растениям, но плохо, потому что от избытка солнечного тепла растение может погибнуть), «Четвертый лишний» (тигр, олень, беркут, стрекоза: олень-«лишний», так как он растительноядное животное, а остальные все-хищники); отгадывание загадок; «Блиц-опрос («Интеллектуальная разминка») или приемы технологии «РКМЧП»: «Верно-не верно» (учитель или ученики произносят предложение, остальные должны с помощью жеста или символа определить верно оно или не верно), «Незаконченное предложение», «Ассоциации» (составление кластера на определенную тему, например «растения», «УНТ», «В.Драгунский»), «Корзина идей». Важно, чтобы задание носило продуктивный, творческий характер, что способствует целостному восприятию учебной ситуации. При условии имеющихся у учеников навыков самоанализа, самооценки, рефлексии, можно определить степень усвоения программного материала с помощью приемов «Мишень», «Вершина»: чем ближе ученик помещает свой стикер в центру мишени, к вершине горы, тем выше его степень усвоения предыдущих знаний.
- Следующий этап - «открытие» детьми нового знания, который предполагает выбор метода разрешения проблемной ситуации и проверку выдвинутых ими гипотез. Организую коллективную деятельность детей по выведению правил, практическую работу с учебным текстом или просмотр видео или фотоматериалов, побуждаю учащихся к высказыванию, анализу учебных ситуаций. И здесь на первый план выходят информационные компетенции, т.е. умения воспринимать, обрабатывать, отбирать и воспроизводить информацию. Для организации активного восприятия учебной информации во время прослушивания предлагаю:
- придумать вопрос друг другу или учителю (стратегии «Вопросительное слово», «Толстые и тонкие вопросы» или «Ромашка вопросов Блума»),
- ответить на поставленный вопрос (проблемный, выписанный на доску или вопрос в конце учебного текста),
- зарисовать то, что вы представили,
- записать слова, которые приходят вам на ум,
- делать на полях учебного текста пометки (стратегия РКМЧП «Чтение с пометками»),
- вести запись в маркировочной таблице в графе «Узнал новое»,
- чтение с остановками после каждой смысловой части с последующим обсуждением дальнейшего развития событий.
- Следующий этап - первичное закрепление.
- Далее следует самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону). Каждый ученик должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет. Быстрому и качественному осуществлению оперативного контроля способствуют:
- выполнение письменной небольшой самостоятельной работы, мини-теста (4-5 вопросов) с последующей само или взаимопроверкой по образцу,
- разгадывание кроссворда,
- игра «Молчанка» (с использованием сигнальных карточек, жестов «согласен-не согласен»),
- тест «Верные-неверные утверждения»,
- прием «Закончи предложение» (правила, формулировки).
- «Найди возможную причину события»:
- «Найди ошибку»
- «Соедини слова»
- Следующий этап - инструктаж домашнего задания. Важно, чтобы ученики были не пассивными слушателями, а активными участниками формулирования домашнего задания, осознавали ценность и были вооружены необходимыми ЗУН. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются домашние задания творческого характера. Прошу создать словесный продукт в различных формах и жанрах: интервью, реклама, герб семьи, вопрос, тест, задача, творческий пересказ, презентация, письмо герою произведения, иллюстрация и т.п.
- Последним этапом деятельностного урока является рефлексия учебной деятельности и подведение итогов. Цель: осознании и самооценка результатов своей деятельности и всего класса. «Деятельность индивида является творческой в том случае, когда она не осуществляется по заданному образцу, не является чисто репродуктивным повторением этого образца, а есть результат рефлексии (под рефлексией понимается обращение индивида к своему внутреннему миру, к своему опыту - мышления, деятельности, переживаний и т.д. - ко всему тому, что он видел, слышал, читал, делал, думал, чувствовал и т.п., и к тому, как, почему и зачем он так видит, делает, думает, чувствует)» [1]. Формируя рефлексивные навыки, предлагаю вспомнить проблемный вопрос, который я заданный в начале урока и ответить на него теперь или закончить предложение:
- Мне больше всего удалось ...
-
Я могу себя и одноклассников похвалить за…
-
Меня удивило, было открытием то, что ...
-
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
-
На будущее я учту…
-
Теперь я знаю…
-
Теперь я умею…
-
Дома, на следующем уроке мне необходимо…
Библиографические ссылки.
-
Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности. Современная дидактика: теория - практике /под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева./ - М., 1993.
-
И.О.Загашев, С.И.Заир - Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя - СПб; Альянс "Дельта", 2003.- 192 с.
-
Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.