Рода и число имён существительных (урок русского языка в 3 классе c презентацией)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Рода и число имён существительных

(урок русского языка в 3 классе)















Упражнение в изменении имен существительных по числам и определении рода.

Цель: закрепить знания по теме «Имя существительное. Упражнение в изменении имен существительных по числам и определении рода.

Задачи: обучающие: вспомнить приёмы распознавания рода имён существительных; тренировать умение изменять имена существительные по числам, познакомить с новыми именами существительными, употребляющимися только в единственном числе и только во множественном числе.

развивающие: развивать и обогащать речь учащихся, орфографическую зоркость, логическое мышление, познавательные и творческие способности;

воспитательные: воспитывать потребность и способность внимательно вслушиваться и понимать родной язык.

Тип урока: урок закрепления Оборудование: карточки для индивидуальной работы и работы в парах, презентация, карточки для рефлексии «Лесенка успеха» Ход урока.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Будем думать, рассуждать И друг другу помогать. -Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка. 2. Актуализация знаний.
  • Запись числа.
-Откройте тетради и запишите число. Сегодня 19 февраля. Классная работа.
Слайд 2. 19 февраля. Классная работа.
  • Настрой на урок.
-А урок начнём с загадки. Тройка - тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом, Всё покрылось серебром ( зима) Слайд 3. Картинка зима. Слайд 4. Подумайте, какую букву нужно поставить вместо вопросительного знака. Обоснуйте свой ответ.
  • Актуализация знаний
З…ма - ? Сн…гирь- п с…сна- д за…ц - з -Прочитайте слова. Подумайте, какую букву нужно поставить вместо знака вопроса? Обоснуйте свой ответ. Слайд 5. (Снегирь - это птица, поэтому стоит буква п, сосна - это дерево , поэтому стоит буква д, заяц- это зверь, поэтому стоит буква з, а зима - это время года- поэтому вместо знака вопроса должна стоять буква в) -Ребята, а какие задания вы бы придумали для работы с этими словами? (вставить пропущенные буквы, разделить на слоги, посчитать количество букв и звуков, разделить на группы и т. д.) -Напишите слова, вставьте пропущенные буквы и устно объясните свой выбор.
  • Проверка
-Итак, какие буквы вы вставили на месте пропусков? Слайд 6. Проверь! Зима- зимы, зимний; снегирь - снег, заяц; сосна- сосны. -Какая орфограмма встречается во всех этих словах? ( безударная гласная в корне слова) -Какое слово лишнее? Почему? ( заяц - словарное, безударная гласная, не проверяемая ударением) -Чем похожи все слова? (это имена существительные) 3.Физкультминутка. Игра «Да - нет» -Теперь посмотрим, насколько глубоки ваши познания по теме «Имя существительное» -Предлагаю поиграть в игру «Да - нет». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете голову и смотрите на меня широко раскрыв глазки. Если не согласны, то опускаете голову на руки. -Итак, положите руки на парту, опустите голову на руки. Имя существительное - это часть речи? (да) Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет) Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? (да) Имена существительные обозначают действие предмета? (нет) Имена существительные обозначают предмет? (да) -Придумайте свой вопрос к игре.
  1. Сообщение темы урока.
-Сформулируйте тему урока. Слайд 5. Имя существительное. Род и число имён существительных. Да сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род и число имён существительных и узнаем, какие тайны скрывает число имени существительного.
  1. Работа по теме урока.
  • Игра «Ассоциации»
-Ребята, вы сказали, что зима это время года. Правда, это замечательное время года уже подходит к концу. Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»? (дети называют) -Вы наверняка все любите зимние забавы: катание с горки, игру в снежки … -Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов - имён существительных. Внимание! Работаем в паре, помогаем друг другу лепить снеговика. 1 ряд лепит к нашему снеговику основание, самый большой ком, т.е. придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в строчку через запятую ( снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед Мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год) Слайд 8. Игра «Ассоциации» 1 ряд - мужской род. 2 ряд лепит к нашему снеговику 2 ком, чуть поменьше, т.е. придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их в строчку через запятую (метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка) Слайд 8. Игра «Ассоциации» 2 ряд - женский род. 3 ряд лепит к нашему снеговику 3 ком, самый маленький, т.е. придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую (солнце, небо, облако) Слайд 8. Игра «Ассоциации» 3 ряд - средний род.
  • Проверка.
-Какие слова мужского рода придумали ребята 1 ряда? (снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед Мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год) Слайд 9. Снеговик. Большой ком. -Какие слова женского рода придумали ребята 2 ряда? (метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,) Слайд 9. Снеговик. Средний ком. -Какие слова среднего рода придумали ребята 3 ряда? солнце, небо, облако, веселье. волшебство) Слайд 9. Снеговик. Маленький ком. Слайд 9. Снеговик полностью с хлопками. -Вот какой замечательный снеговик у нас получился! 6. Зрительная физминутка. Слайд 10. Зрительная физминутка «Снеговик» -Сейчас пусть ваши глазки отдохнут. Внимательно следите за передвижением объектов на экране.
  • Обобщение.
-Какого же рода бывают имена существительные? ( имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода) -Как определить род имён существительных? ( если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то это имя существительное мужского рода. если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то это имя существительное женского рода. если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то это имя существительное среднего рода. -А как определить род имён существительных во множественном числе? ( нужно поставить его в единственное число)
  • Распределительный диктант.
-Посмотрите, на экране имена существительные, стоящие в форме множественного числа. Вы запишите их в единственном числе, распределяя слова в 3 столбика по родам. Разделите тетрадь на 3 столбика по 4 строчки в каждом. Слайд 11. Поставьте слова в форму единственного числа. Распределите слова в 3 столбика по родам. Сосны, ели, медведи, ежи, облака, болота - Как слова сосны и ели связаны с темой «Зима»? -А медведи и ежи?
  • Проверка.
-Какие слова записали в 1 столбик? -Во 2 столбик? -В 3 столбик? Слайд 12. Проверь! Слова в столбиках по родам.
  • Проблемный вопрос
-Ребята, а теперь поставьте слово «салазки» в единственное число. Слайд 13. Слово «Салазки»
  • Сообщение сведений о языке.
-Вам не удалось поставить это имя существительное в единственное число. Оказывается, в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме множественного числа и не имеют формы единственного числа. -Давайте запишем такие слова в строчку через запятую: -Запишем уже знакомое нам словарное слово «салазки»
  • Синоним к слову «салазки» - сани, санки
  • Мера времени, равная 24 часам- сутки
Слайд 14. Слово «Сутки»
  • Инструмент для резания, состоящий из двух лезвий, с кольцеобразными ручками, соединёнными посередине винтиком - ножницы
Слайд 15. Слово «Ножницы»
  • Мужская одежда, покрывающая ноги - брюки
Слайд 16. Слово «Брюки»
  • Прибор из двух стёкол на дужках, применяемый при плохом зрении или для защиты глаз- очки
Слайд 17. Слово «Очки» -Итак, чем особенны эти слова? (употребляются только во множественном числе) Слайд 18. Слова, которые употребляются только в форме множественного числа. -Когда имя существительное стоит в форме множественного числа? ( если обозначает несколько предметов) -Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.
  • Проблемная ситуация.
-Зимой, как правило, нам не хватает витаминов. Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами. Слайд 19. Поставьте слова в форму множественного числа На экране слова: яблоко, мёд, молоко, апельсин, груша, сок, лимон -Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму множественного числа.
  • Проверка
-Какие слова удалось легко поставить в форму множественного числа? (яблоки, апельсины, груши, соки, лимоны) -Какое затруднение возникло? ( молоко и мёд) -В русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе, и их нельзя поставить в форму множественного числа. Слайд 20. Употребляются только в форме единственного числа -Давайте запишем их: мёд, молоко, творог, соль, щавель -Когда имя существительное стоит в форме единственного числа? (когда обозначает один предмет) -Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.
  1. Физминутка «Как живёшь?»
  2. Игра «Снежки»
Слайд 21. Игра «Брось снежок» -Вы любите играть в снежки? Давайте поиграем! - «Бросьте» снежок в слово с ошибкой. -Возьмите индивидуальные карточки со стола. Они лежат в центре вашего стола. -Спишите слова в строчку через запятую, исправив ошибки. Место, куда попадёт снежок, выделите зелёным цветом. На индивидуальных карточках слова: польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.
  • Проверка
-Прочтём слова, в которые попал снежок по порядку ( учитель у доски прикрепляет карточку с правильной буквой) Пальто, кровать, ученик, капуста, берёза, лопата -В какие слова снежок не попал? ( малина, морковь, аллея, обед) -Что это за слова? Чем они похожи? ( словарные слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова; имена существительные) -Устно определите род этих существительных ( по цепочке) -Внимательно посмотрите на слова. Здесь есть слово, которое употребляется только в форме единственного числа. Какое это слово? ( пальто)
  1. Игра на внимание.
Слайд 22. Слово пальто. -Что вы можете о нём сказать? (имя существительное, среднего рода, единственного числа, неодушевлённое, нарицательное, двусложное, словарное) Слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное среднего рода имеет всегда окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.
  • Игра на внимание «Пальто».
-Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны! Всегда, всегда, всегда «пальто» Оканчивается на «о». Но вас сегодня, так и быть, Я постараюсь с толку сбить. Все гости разошлись. Но кто Оставил в комнате….? Пурга на улице люта, Замёрзнуть можно без … И всё ж ни сразу, ни потом Гость не вернулся за … С тревогой к вешалке иду, Иду к забытому… Ну, кто его оставил, кто? Ах, это же моё…! 6. Составление и запись предложений. -А теперь придумайте предложения со словом «пальто» ( дети придумывают и говорят вслух) -Замечательные предложения! - А мы запишем предложение, в котором тоже встречается слово «пальто» из книги английской писательницы Памелы Трэверс «Мэри Поппинс» . Я думаю, что каждому из вас знакомо имя Мэри Поппинс - главной героини этой книги. Эдуард выходил на улицу всегда в пальто. Посторонний человек, конечно, решил бы, что Эдуард - это мальчик. Но Эдуард - это был не мальчик. Это был пёсик - маленький, шелковистый, пушистый пёсик. - А перевёл эту сказочную повесть на русский язык замечательный детский поэт Борис Заходер. Б.Заходер настолько точно, близко к оригиналу перевёл это произведение, что его считали автором этого произведения. Я вам предлагаю прочитать эту книгу и окунуться в мир приключений вместе в Мэри Поппинс.
  • Работа с предложением.
-Подчеркните грамматическую основу предложения. Обозначьте части речи. Выпишите словосочетания с вопросами.
  • Проверка.
-Назовите грамматическую основу этого предложения. -Сколько словосочетаний вы выписали? -Назовите их. -Определите род у имён существительных. 6. Работа с текстом. Дополнение текста именами существительными. -На этой неделе вся страна будет отмечать праздник 23 февраля. Мы с вами тоже не останемся в стороне и сделаем сюрприз папе. Какой вы узнаете прочитав текст. -А что такое текст? (это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой. Текст можно озаглавить) -Сейчас нам предстоит работа в парах. Возьмите карточку со стола. -Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок. Сюрприз. Мы захотели поздравить папу с праздником 23 февраля и сделать ему ________________. В качестве сюрприза решили испечь ему ____________. Для этого взяли 2 стакана ___________, налили полстакана _______________, разбили в тесто три ___________ , добавили для сладости _____________ и чуть - чуть ___________. Сверху всё украсили _____________________. Наш сюрприз очень понравился папе! Слова для справок: сюрприз, муки, молока, пирог, яйца, соли, сахар, фруктами
  • Проверка
-Прочитайте, какой текст у вас получился. Слайд 23. Текст «Сюрприз» -Ребята, в этом тексте есть слова, которые употребляются только в форме единственного числа . Назовите их. ( соль, молоко, мука, сахар) Слайд 23. Текст «Сюрприз» со словами подчёркнутыми. Здесь есть ещё два слова, имеющие только форму единственного числа - мука и сахар. -А что можно сказать о других именах существительных, которыми вы дополнили текст? ( имеют форму и единственного и множественного числа)
  1. Итог урока.
Вот и закончился урок! Подведем скорей итог! -Какие же тайны скрывает число имён существительных? (есть имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа и есть имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа) -Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном? ( имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов) -Ребята, а где вам пригодятся полученные знания? (при выполнении проверочных работ, на уроках, в жизни при написании писем, открыток) Слайд 24. Домашнее задание. 8. Домашнее задание. Домашнее задание будет по выбору: 1) № 430 на странице 30 учебника 2) Выписать из словаря по 5 имён существительных мужского, женского и среднего рода. 9. Рефлексия. -У каждого из вас на краешке стола лежит лесенка успеха. Возьмите эту лесенку. Оцените собственные результаты по изученной теме. Если всё получилось и вы не испытываете уже трудностей при определении рода и числа имён существительных, обведите верхний рисунок. Если удалось, но не всё и всё ещё испытываете трудности - средний рисунок. А если нужно ещё много работать по теме, то нижний рисунок. -Покажите мне свои линеечки. Все практически оценили себя по самой верхней шкале. У всех улыбающееся солнышко. -Урок окончен, спасибо! 1. Литература 1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. 2. Воронцов А.Б. [и др.] Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя /под ред. А. Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2010. 3. Голубь В.Т. Уроки обучения русскому языку в 3 классе: практическое пособие. - Воронеж: ТЦ Учитель, 2009. - 320 с. 4. Курганов С. Ю. Русский язык для начальной школы в таблицах и схемах: правила и орфограммы, определения и примеры, разбор слов и предложений / С. Ю. Курганов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 64 с. - («Здравствуй, школа!»).

5. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /Рамзаева Т.Г. - М.: Просвещение, 2010. 6. Русский язык. 3-4 классы: итоговый контроль знаний по программе «Школа России» / авт.-сост. Т. В. Лисицина. - Волгоград: Учитель, 2011. 7. Русский язык. 3 класс: итоговая тестовая проверка знаний / авт.-сост. Е. В. Волкова, Т. В. Типаева. - Волгоград: Учитель, 2010. 2. Интернет-ресурсы. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka.info/about/193 Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : festival.1september.ru Образовательный портал «Ucheba.com». - Режим доступа: uroki.ru Учебно-методический портал. - Режим доступа: uchmet.ru 3. Информационно-коммуникативные средства. Большая электронная энциклопедия. (CD). 4. Наглядные пособия. Таблицы по русскому языку для 4 класса. Раздаточный материал. Изобразительные наглядные пособия. 5. Технические средства обучения. Компьютер. Мультимедийная доска. Медиапроектор. DVD-проектор.


© 2010-2022