Конспект урока по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока «В гостях у поэта Сергея Есенина»

Автор: Хайретдинова Рамиля Абдулхаевна, учитель начальных классов МОУ Красногорская СОШ Пильнинского района Нижегородской области.

Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературного чтения для 4 класса по теме « В гостях у поэта Сергея Есенина». Данный материал знакомит учащихся с краткой биографией поэта и показывает народность творчества С. Есенина; знакомит учащихся с особенностями творческого метода поэта; определяет истоки музыкальности, напевности, народности стихотворений.

Тип урока: комбинированный

Цель: ознакомить учащихся с краткой биографией поэта и показать народность творчества С. Есенина; познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта; определить истоки музыкальности, напевности, народности стихотворений.

Задачи урока:

  • воспитывающая: воспитывать любовь к природе, к Родине, эмоциональную отзывчивость;

  • обучающая: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир С. Есенина; через анализ поэтического текста подвести к пониманию индивидуальности поэта в раскрытии темы природы.

  • развивающая: развивать культуру художественного восприятия, умение слушать и читать; навыки анализа поэтического произведения.

Дидактическое поле урока: иллюстрации учащихся к стихотворениям С.А. Есенина, портрет С.А. Есенина, учебник, тетради, репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь», сборник стихов С. Есенина.

Техническое оснащение: компьютер; мультимедийный проектор; компьютерная презентация урока; в mp3 формате песни на стихи С.А. Есенина, стихотворение в исполнении автора и видеоролик.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний и постановка проблемы

А) Учитель читает отрывки из стихотворений С. Есенина

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

- Что объединяет эти два отрывка? (зима, природа, С. Есенин)

- Сегодня на уроке мы встретимся и с зимой, и с весной, и с осенью Есенина.

Б) Анализ детских иллюстраций.

В)Фронтальная беседа учителя с учащимися

- Что такое тропы? Что к ним относится? (изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, инверсия и др.)

- Давайте, ребята, подумаем, что такое метафора?

-Метафора -это употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии. (учащиеся приводят примеры).

(Чтение статьи из учебника «О метафоре»).

-А самое главное - мы с вами отправимся в путешествие в Рязанскую губернию, на родину великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, познакомимся с творческой и личной биографией этого замечательного поэта.

III. Изучение нового материала

Знакомство с биографией С. Есенина (рассказ ученика) Сергей Александрович Есенин (1895-1925) родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Бабушка очень любила внука, но всегда ругала за озорство. А деда радовало, что внук растет забиякой.Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями. Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза». Он закончил Константиновское четырехклассное училище с отличием в 1909 г., продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе в 1909-1912 гг., из которой вышел «учителем школы грамоты». Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, после этого работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина. В это же время Есенин поступил вольнослушателем на историко-философское отделение Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского (1913-1915). В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина. Он становится популярным поэтом того времени. В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Потом Есенин издал первые сборники («Радуница» - 1916), которые сделали его известным. В начале 1918 года Есенин переехал в Москву. Неоднократно женился, но браки не были долговечными. Он был женат на американской танцовщице Айседоре Дункан . Через полгода они поженились, но тоже расстались. В период 1923-1925 годов были Есениным созданы его лучшие стихотворения и поэмы. В конце ноября 1925 поэт трагически погиб в Ленинграде.Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет, даже несмотря на это он после себя оставил много замечательных стихотворений, которые актуальны и в нынешнее время. Село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.

Слово учителя

Есенин - единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел.

Всё написанное им проникнуто "чувством Родины" и поэтому эпиграфом к уроку звучат слова поэта:

Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве.

Заметим, "не тема", а "чувство". Есенин - национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни есть русской деревне, что писал о родном крае, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин. Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды. Есенин писал лирические стихотворения. Лирическими называются стихотворения, в которых автор выражает свои чувства, переживания. Лирический герой - образ человека, стоящий в центре стихотворения, близкий к личности самого автора. На стихи Есенина сложено много песен. (перечисление стихов) Ребята, послушайте стихотворение «Я покинул родимый дом…» в исполнении самого автора.

Работа со стихотворением С. Есенина «Поет зима-аукает»

(ученик рассказывает наизусть стихотворение «Поет зима-аукает» )

А теперь, ребята, послушайте песню. (показ видеоролика).

Лингвистическое комментирование

Стозвон сосняка- звенящая морозная тишина

Пташка - маленькая птичка

Ставни - изготовленные из дерева, или другого материала полотнища, частично или полностью закрывающие окно.

Анализ стихотворения -Есенин вырос в деревне, среди природы, знал и чувствовал, ее не понаслышке. В его биографии интересный факт, когда в январе 1910года он сбежал из Спас-Клепиковской школы, где учился, домой, в Константиново. И шел он пешком, лесами, а это около 80 километров. Обратите внимание, что стихотворение датируется именно этим годом. -Стихотворение построено на контрастах и идет как бы волнами. -Есенин придумывал новые, необычные слова. Есть такое слово и здесь - стозвон. Стозвон сосняка здесь обозначает звенящая морозная тишина, когда любой малый звук: скрип снега под ногой или потрескивание деревьев от мороза раздается в абсолютной тишине стозвонным эхом. -А дальше в стихотворении идет резкий контраст. Контраст - это противопоставление явлений, понятий, образов и др. -Контраст холода природы и тепла человеческой жизни чувствуют воробышки, которые пытаются спрятаться от несущих гибель поцелуев зимы под защитой человеческого жилья. Нежность к пичужкам малым поэт передает, очеловечивая воробьев, сравнивая их и сиротками. Они устали, замерзли и голодны, в них едва теплится жизнь. То, что они «жмутся поплотней», только усиливает стремление к солидарности с этими живыми существами перед лицом злой вьюги. -А где вы еще в стихотворении видите контраст? -Какими словами завершается стихотворение? -А завершается стихотворение светло, с надеждой. И снится им прекрасная в улыбках солнца ясная красавица весна. Обратите внимание на часто повторяющуюся солнечную букву с. (Работа над изобразительно-выразительными средствами языка).

Работа над стихотворением С. Есенина «Черемуха»

- Я обещала встречу с весной. С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Познакомимся со стихотворением «Черемуха». (ученик читает наизусть стихотворение «Черемуха»)

- А теперь, ребята, послушайте песню

- Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал поэт.

-Какие чувства возникли у вас?

Лингвистическое комментирование

Медвяная - запах меда (черемуха - медоносное растение)

Пряная - острые, ароматные по вкусу и запаху

Проталинка- место, где растаял снег, и открылась земля

Вкрадчиво - осторожно, доверительно

Под кручею - под обрывом (круча - крутой спуск, обрыв)

Анализ стихотворения.

- Найдите изобразительно-выразительные средства языка и объясните их понимание. (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)

- Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение? (Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы)

- Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, инверсии, метафоры, сравнения, олицетворения.

- Эпитеты образное художественное определение предмета

(ветки золотистые, серебряный ручей, зелень золотистая, черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, маленький ручей, волной гремучею)

- Сравнение - сопоставление одного явления или предмета с другим

( ветки золотистые, что кудри завила)

- Почему автор использует такое сравнение?

- Метафора - это перенос значений на основе сходства.

(ветки золотистые, зелень в серебре, ручей серебряный)

- Олицетворение - это характеристика неодушевленного предмета как живое существо

(роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит, ручей поет)

- Почему автор делает повтор первой строчки? (хочет обратить внимание на черемуху)

- Сам автор как бы заново всматривается в нее. Давайте и мы присмотримся внимательнее. (во второй части черемуха другая «развесившись, стоит», зелень не в серебре, а в золоте)

- Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? (вначале - струится маленький, между корней, а в конце - гремучая волна, обдает ветки, под кручею)

- Чем объясняются эти изменения? ( время прошло - черемуха распустилась, расцвела, и ручей набрался силы)

- В чем загадка этого текста? (изображены две картины, причем разделенные во времени, картина природы изображена в движении)

- Достаточно одного, нарисованного вами рисунка? (нет)

- Что бы вы нарисовали на втором рисунке? (словесное рисование)

- К какой части стихотворения подходит эта картина? Почему?

Работа над стихотворением «Нивы сжаты, рощи голы…»

- Какое время года описывает поэт? (Осень)

- О какой осени пишет Есенин? Ранней, золотой или поздней?

- Какие слова выбирает автор, чтобы мы представили осень? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).

- Как вы понимаете выражение «рощи голы»?

- Почему у Есенина «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом)

- А какой тон? (Напевный, грустный)

- Почему он написал о дороге? Что такое дорога? (Это путь)

- Да, действительно, поэт воспринимает дорогу как живую. Какие слова говорят об этом? (Дорога дремлет, ей примечталось)

- Какой это приём? (Олицетворение)

- Почему дорога мечтает о зиме? (Уберёт всю грязь)

(И вдруг, среди этого покоя, сна, ожидания зимы, появляется - новое настроение)

- Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)

- В этом и заключается талант Есенина - видеть в самых простых вещах необычные образы.

IV. Закрепление. Работа с карточками.

V. Итог урока. Домашнее задание



© 2010-2022