- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по математике Число и цифра 9
Урок по математике Число и цифра 9
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Моисеенкова Л.В. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Число и цифра 9
Цели:
-
сформировать представление о числе 9, его составе, графическое печатное и письменное обозначение числа 9, изображение его на числовом отрезке, сложение и вычитание в пределах 9;
-
закрепить взаимосвязь между частью и целым, уточнить названия компонентов сложения и вычитания, формировать способность к правильному использованию математических терминов в речи;
-
тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся;
-
способствовать формированию положительной учебной мотивации, развитие чувства взаимопомощи в коллективе.
Планируемые результаты:
-
учащиеся научатся распознавать и писать цифру 9;
-
обозначать цифрой 9 соответствующее количество предметов;
-
понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению;
-
оценивать результаты своей работы;
-
использовать полученные знания в повседневной жизни.
Ход урока
1.Организационный момент
- Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Математику начнём тогда
- К нам пришло письмо одно,
Очень странное оно.
Вместо марок - три снежинки,
А конверт - из чистой льдинки,
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке:
- Скоро, скоро к вам примчу
На метели прилечу,
Запляшу и закружу,
Снегом землю наряжу,
И деревья, и дома...-
И подписано: "ЗИМА"
- Сегодня у нас второй день зимы. А вы рады приходу зимы?
- Сегодня на уроке мы поговорим о зимних забавах детей.
2. Актуализация опорных знаний
Составление кластера «Зимние забавы»
- Ребята, а как вы понимаете значение слова «забавы»?
- Забава - это развлечение, игра. Назовите зимние забавы детей.
(Учащиеся называют, а учитель составляет кластер «Зимние забавы»)
- Ну, а теперь, я предлагаю поиграть в снежки. Только снежки наши будут не настоящие, а математические. Я буду задавать вопрос, а вы отвечать. Правильный ответ - это точный удар по противнику. Итак, начинаю игру.
- Назовите соседей числа 6 (5 и 7)
- Назовите число, которое стоит слева от числа 4 (3)
- Назовите число, которое стоит справа от числа 3 (4)
- Назовите предыдущее число, для числа 2 (1)
- Назовите следующее число для числа 7 (8)
- Назовите число, которое на 1 больше, чем 5 (6)
- Назовите число, которое на 1 меньше, чем 3 (2)
-Давайте перевернём наши снежки: М О Л О Д Ц Ы !
- Посчитайте от 1 до 8
- Посчитайте от 8 до 1
3. Самоопределение к деятельности
- Заканчивается ли числовой ряд числом 8?
- Какое число следует за числом 8?
- А мы знакомы с числом 9?
- Какова же тема нашего урока?
- Да, ребята, сегодня мы познакомимся с числом и цифрой 9, с составом этого числа.
4. Работа по теме урока
- Как же получить число 9? (Нужно к 8 прибавить 1)
- Откройте, пожалуйста, свои учебники на странице 18.
- Число 9 следующее за числом 8, поэтому мы к 8 прибавляем 1.
- Таинственную силу приписывали числу 9: в одни времена добрую, в другие недобрую. «У девяти не будет пути», - говорили в древности. Название картины И. Айвазовского «Девятый вал» напоминает о грозных силах природы. Айвазовский - моренист - писал море. Ему удалось изобразить силу, мощь водной стихии.
Эти поверья возникли, вероятно, тогда, когда пределом счёта было число 8, а за ним что-то таинственное, странное…В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве», за «тридевять земель» и т. д. Тридевять - три раза по 9, 3 умножить на 9 = 27. По некоторым источникам расстояние от Земли до Луны равно 27 диаметрам земного шара. Поэтому, это выражение означает «очень далеко».
У древних греков за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских играх состояло из 9 судей, существовало 9 муз - покровительниц наук и искусства. Почему греки относились так к числу 9? Просто они уже давно умели считать до 9, и поэтому это число их уже не пугало.
У нас 9 планет в Солнечной системе.
- Существует цифра, знак, с помощью которой можно записать это число)
- На что похожа эта цифра?
9, как и 6, вглядись,
Только хвост не вверх, а вниз.
Цифра 9, иль девятка,
Цирковая акробатка Если на голову встанет
Цифрой 6 девятка станет.
- Писать цифру 9 ещё не умеем. Рассмотрим образец написания на с.19.
- Что показывает красная звёздочка? (Начало письма)
- Проследи по стрелкам, как пишется цифра. (Прописываем в воздухе)
Цифра девять -это есть
Перевёрнутая шесть.
Наверху рисуй кружок,
Вниз - дугу наискосок.
Начинай писать с кружка,
Да не делай уголка.
У девятки нет углов:
Круг, дуга - и знак готов!
(Дети пишут в воздухе, потом в учебнике по контуру, далее самостоятельно)
Инсценировка стихотворения
У девятки день рожденья,
Числа все в большом смятенье.
Что же делать? Как им быть?
Что девятке подарить?
Приходили в гости
Числа один и восемь.
Подарили ей букет, встали рядом на паркет.
Поплясали, поиграли и местечки поменяли.
Пришли к девятке в этот день
Две подруги: два и семь.
Подарили чемоданчик
И уселись на диванчик.
Посидели, поскрипели,
И тихонько пересели.
Вот явились три и шесть
Стихи читали в ее честь.
Сели две соседки рядом,
Угощались виноградом.
Посидели, посмеялись
И местами поменялись.
Вот четыре вместе с пять
Спешат быстрее поиграть.
Подарили ей картины
И уселись все в гостиной.
Посидели, посмотрели,
Глядь, и тоже пересели.
Гости чинно все сидят.
На девяточку глядят.
Хоть девятка больше всех,
Но без чисел этих всех
Не получим числа девять.
Помните все это, дети!
- Давайте назовём состав числа 9 (8 и 1, 7 и 2, 6 и 3, 5 и 4)
Физкультминутка
Ветер тучу - мельницу
Крутит во весь дух
И на землю сеется
Белый - белый пух
Закрывайте окна, двери,
Берегите уши, нос
Ходит, бродит по дороге
Старый Дедушка Мороз
Щиплет уши, щиплет нос
Щиплет щёки Дед Мороз.
- Мы продолжаем говорить о зимних забавах и отправляемся кататься на коньках.
- Мы уже знаем, что каждое число обозначает определённое количество предметов. Сейчас мы найдём соответствие между числом и рисунком и начертим нашими коньками чёткие линии, а под цифрой нарисуем столько же красных кругов.
- Рассмотрите эти числа и назовите их в порядке убывания.
-Рассмотрите все рисунки и подумайте, по какому признаку можно сказать, что «кораблики» здесь «лишние»? (Это не природа, сделаны руками человека. Остальные предметы относятся к природе: живой и неживой.)
- Итак, мы на коньках покатались, начертили своими коньками правильные чёткие линии.
- А теперь, ребята, мы построим крепость. Вы будите работать парами и покажите, как умеете выручать друг друга, работать слаженно и дружно. Повторим правила работы в паре:
-
Быть взаимовежливыми.
-
Соблюдать тишину.
-
Прислушиваться к мнению одноклассника.
-
Дружно работать.
- Давайте проверим вашу работу (Запись на доске)
- Прочитайте, пожалуйста, суммы чисел в 1 столбике.
- Как называются числа 8 и 1 в этом выражении? (Слагаемые)
- Прочитайте разности 3 столбика.
- Как называется число 9 в этих выражениях? (Уменьшаемое)
- А числа 6 и 3? (Вычитаемые)
5. Закрепление изученного материала
- Игрушки-погремушки
Оставь для малышей.
Бери скорее клюшки,
Иди, играй в хоккей!
- А сейчас мы проверим насколько вы меткие, и можете попасть в ворота шайбой. №3
- У вас на парте лежат листочки на которых записаны правильные ответы. Проверьте себя.
- Поднимите руки кто забил 6 шайб.
- 5 шайб.
- 4 шайбы.
- Молодцы, вы настоящие чемпионы!
- Сегодня из снежного мокрого кома
Мы снежную бабу слепили у дома.
Вот наш снеговик. Покажите, из каких фигур он составлен.
6. Итог урока
-Что мы изучали сегодня на уроке
- Назовите состав числа 9.
7. Рефлексия
- Вот и подошёл к концу наш урок. Мы сегодня говорили с вами о зиме, зимних забавах. У каждого на парте лежат снежинки и снежки. Если вам урок понравился, у вас всё получалось - вы выбираете снежинку, если урок вам не понравился, вам было не интересно, вы выбираете снежок.