Урок русского языка на тему Самостоятельные и служебные части речи в русском языке (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок русского языка в 3 классе

по теме «Части речи в русском языке» по ОС «Школа 2100». Цели: научить учащихся различать самостоятельные и служебные части речи; показать, как работают служебные части речи; Задачи урока: • Предметные: ознакомление учащихся с самостоятельными и служебными частями речи.

  • Метапредметные: развитие познавательных процессов учащихся (памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия), формирование способов действий (обобщения, классификации, простейшего моделирования). Развитие интеллекта и творческого начала детей, расширение кругозора.
  • Личностные: формировать познавательные потребности, стремление к глубокому усвоению знаний. Воспитывать у детей интерес к здоровому образу жизни, преодолевать трудности, воспитывать желание учиться.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс Бунеев Р.Н; проектор, презентация ; раздаточный материал.

Ход урока

  1. Орг.момент.
- Ребята, сегодня на наш урок русского языка пришли гости, учителя нашей школы. Давайте порадуем гостей хорошей работой . 2. Мотивация учебной деятельности. - Скажите, что пригодиться нам для успешной работы на уроке? (внимание, наши знания, умение слушать учителя и товарищей) 3. Актуализация знаний. - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. На доске записаны слова. Прочитайте эти слова и попробуйте разделить их на группы (под, в, за, береза, Россия, ребята, красная, добрый, смешной, идёт, лечить, прыгал)

- на какие группы у вас получилось разбить слова? (сущ, прил, гл., предлог) - выделите 1 гр. Сущ. По какому признаку вы будете ее выделять (слова отвечают на вопрос кто, что) - 2 группа прилаг. - 3 группа глагол и предлог. - Что вы можете сказать про существительные, какие это слова? (словарные) - назовите орфограммы в каждом слове -давайте запишем их к себе в тетрадь с обозначением орфограмм. - поменяйтесь тетрадями и сверьте работу товарища с образцом. Слайд 1. 4. Сообщение темы урока. - Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке (о частях речи). Да, тема сегодняшнего урока «Части речи в русском языке». Слайд 2. - Я предлагаю вам объединиться в группы и заполнить таблицу, что бы вспомнить все что мы знаем о частях речи . Знаем Хотим узнать Узнали


Слайд 3. - Заслушиваем результат работы групп. 5. Работа по теме урока. - ребята, мы разделили слова на части речи, а теперь я предлагаю разделить эти слова (с, у, за, по, к, в, под, про, на, капли, выпал, роса, снег, сверкают, прозрачные, первый) на две группы. - почему вы разделили именно так (слова первой группы обозначают что то, а слова второй группы нет) - а можем ли мы дать название первой группе, а второй? - так что же делать ? (значит нам предстоит сегодня узнать на какие еще группы делятся части речи). - вернемся к таблице и заполним вторую графу. - какова же цель нашей работы? (дать название группам) - попробуйте составить предложения со словами первой группы - со словами второй группы (ничего не получается, так как они ничего не обозначают). - а для чего же они тогда нам нужны, если они ничего не обозначают?(предлоги - служат для связи слов в предложении) - ну мы же только что составили предложения без них (не всегда так получается, они нужны что бы придать смысл предложению) - ребята, вы говорите, что они служат для связи слов в предложении, а если они служат, то как можно их назвать одним словом, какие это части речи? (служебные) - а эти части речи не всегда нуждаются в служебных частях, они и сами могут составить предложение (это самостоятельные) - итак, какой вывод можно сделать? (слова можно разделить на самостоятельные и служебные части речи) - а какие части речи будут относиться к самостоятельным? (те, что имеют лексическое значение) , а к служебным? (которые не имеют лексического значения)

6. Физ.минутка. 7. Первичное закрепление. - Работа с предложениями.
  1. Школа обучает клоунов разным умениям
  2. Пришёл Шакир и привязал Полкана (во) дворе (к) колышку.
- во втором предложении не хватает предлогов и их надо добавить. А что мы должны помнить про написание предлогов ? (предлоги со словами пишутся раздельно - это орфограмма) - из какого произведения эти предложения, кто автор? (Школа клоунов, Э.Успенский) - составить предложения, записать их в тетрадь, обозначить части речи, задать вопрос к словам. - Какие самостоятельные части речи нам встретились в первом предложении. - а во втором предложении какие самостоятельные, а какие служебные? - а маленькое слово «и» встречалось нам с вами в предлогах? (нет) - а как вы думаете к каким частям речи оно будет относиться к служебным или самостоятельным? (почему?) - а задали ли мы вопрос хоть к одному предлогу? (нет, значит к самостоятельным частям мы не можем задать вопрос). - итак, какой же вывод мы можем сделать? На какие группы мы можем разделить части речи? (на самостоятельные и служебные) - давайте сравним свой вывод с выводом учебника, откройте стр.6 Слайд 4. - перечислите еще раз самостоятельные части речи, служебные части речи. - все ли нам известны части речи? (нет, значит нам предстоит их еще выучить.) - итак давайте заполним последнюю графу нашей таблицы. Запишите, что вы узнали на сегодняшнем уроке. - проверка со слайдом Слайд 5. Ребята, вы сегодня молодцы, все работали очень, хорошо, старались, а ребятам работавшем у доски мы поставим хорошие оценки. Д.з упр 208.















© 2010-2022