СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Intel

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Головина Ирина Сергеевна,

учитель начальных классов,

МОУ «СОШ № 10»

СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Intel Образовательная программа Intel подготовлена Институтом компьютерных технологий (ICT). Программа использует возможности информационных технологий для инновационного преподавания и обучения школьников во всем мире. Основная цель: формирование компетентности в организации проектной деятельности в учебном процессе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Технология Intel позволяет выйти за рамки учебного процесса через творчество. Используя возможности компьютерных технологий, учитель может зажечь воображение учеников и повысить качество их образования. Учитель в школе - больше, чем просто руководитель, он «координатор» обучения, он конструирует, дает оценку и создает учебный проект. Этот курс дает возможность разработать и усовершенствовать ресурсы для любой учебной темы. Не так важно, сколько по времени занимает тема - две недели или несколько месяцев, главное - она должна являться одной из ключевых тем учебной программы. Портфолио проекта создаётся вики-сайте при поддержке программы Intel. [3] Для того чтобы уроки с использованием метода проектов способствовали активизации учебно-познавательной деятельности учеников, необходимо четко продумать организацию таких занятий, отбор методов и технологий обучения, учитывая индивидуальные способности учащихся и их интерес[2] На первом этапе в технологии организации занятий в проектной методике уроков литературного чтения ставятся задачи на использование метода проекта при изучении темы: возможности использования метода проекта с целью оптимизации учебной деятельности; прогнозирование результатов деятельности обучающихся, организованной в проектном ключе. В начале работы учитель выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса в соответствии с программой. Например: Литературное чтение, 4 класс, раздел: «Вечные вопросы, на которые человек отвечает сам», тема уроков «Л.Н.Толстой о человечности и русском человеке в рассказе «Кавказский пленник»». [1] Далее необходимо подготовить публикацию (бюллетень, газету, буклет и т.д.), которая позволит представить проект конкретной аудитории (родителям учеников, учителям, администрации и т.д.). Например, в данном проекте: буклет для родителей учеников 4 класса, в нем отражена информация о методе проектов, о его преимуществах, о том, что даст работа в проекте. Сделан акцент на том, как проект ориентирован на стандарты, как меняется роль учеников в работе над проектами, как будет организовано обучение с помощью метода проекта. [4]

Буклет для родителей учеников 4 класса СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ IntelСОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Intel Второй этап связан с формулировкой творческого названия проекта и направляющими вопросами (основополагающий вопрос, проблемные вопросы и учебные вопросы). Этот этап является самым сложным для учителя в технологии организации, так как именно он во многом определяет стратегию развития проекта и его результативность. [2] Так, учебная тема: «Л.Н.Толстой о человечности и русском человеке в рассказе «Кавказский пленник», а творческое название - «Русский характер в произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»». Основополагающий вопрос - это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа. [3] Так основополагающий вопрос проекта: «Какие они вечные вопросы, на которые человек отвечает сам?» Затем формулируются проблемные вопросы - вопросы учебной темы, они поддерживают исследование в направлении, заданном основополагающим вопросом, это открытые вопросы, которые помогают ученикам показать, как хорошо они понимают ключевые концепции учебной темы. [2] Например, проблемные вопросы учебной темы: Как Л.Н.Толстой показывает родовые черты русского народа и общечеловеческие нравственные представления людей? В чем проявляется мастерство писателя в изображении русского человека и национальных черт русского народа? Чему можно научиться у русского народа? Кто же «кавказский пленник», и в каком плену он находится? Проблемные вопросы разбиваются на учебные вопросы по содержанию - конкретные узкие вопросы, ответы на которые основаны на фактах. Например: учебные вопросы: Какова идея произведения? Как и зачем Л.Н.Толстой противопоставляет главных героев? Какова система образов рассказа? В чем проявляется своеобразие и особенности прозы Л. Н. Толстого? [4] До начала работы над проектом необходимо провести анкетирование «Что я знаю о Л.Н.Толстове и его произведениях?». На этом этапе также предстоит создать презентацию для выявления имеющихся представлений и интересов обучающихся по содержанию учебной темы до начала ее изучения. Можно познакомить учеников с направляющими вопросами, чтобы понять, что они думают по этому поводу в данный момент. Так, в презентации можно отразить:

  • историю создания рассказа;
  • заинтересовать фактом: «разведчики немецких спец.школ изучали русский характер в произведениях Л.Н.Толстого»;
  • сформулировать вопросы о русском характере, которые хотели бы «задать Толстому»;
  • вспомнить, как в литературе можно отразить характер героев (через пейзажную зарисовку, описанием поступков, взаимоотношений и т.д.);
  • согласно интересов обучающихся предложить рабочие группы исследования («Живописцы», «Литературоведы», «Психологи», «Философы»);
  • определить ключевые понятия (идея, изобразительные средства, система образов, герои, сравнительная характеристика, сюжетная цепочка, особенности прозы, выразительные средства);
  • составить план работы и основные направления каждой группы исследователей;
  • определить круг обсуждаемых вопросов на итоговой конференции после защиты проектов. [4]
Следует отметить, что отличительной особенностью проектного обучения является самостоятельное проектирование обучающимися своей учебной, исследовательской деятельности. Для этого учителю необходимо продумать и разработать дидактические материалы, критерии оценивания самостоятельных исследований учеников. [2] Это и определяет деятельность учителя на третьем этапе технологии проектной деятельности. Например:
  • «Журнал учета работы учащихся в группе» позволяет отследить вклад каждого ученика в осуществление проекта, содержит описание задания, отметку о выполнении, о возникших проблемах, оценку выполнения.
  • Карта «Знаю-Интересуюсь-Умею» - это стратегия выявления имеющихся у учеников знаний по теме проекта, задания на развитие мышления, позволяет определить последовательность обучения. Обращение к этим знаниям в ходе проекта поможет удерживать внимание учащихся и сделать новый материал более понятным. Карта помогает определять и выявлять индивидуальную стратегию обучения и метапознания.
  • «Лист учета готовности отчетных материалов» представляет собой шаблон для контроля деятельности детей.
  • «Лист обратной связи» позволяет выявить уровень вклада ученика в проект, его интеллектуальный и знаниевый рост.
  • Тесты. В составленных контрольно-измерительных материалах мы оценивали умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информации (выявление фактического содержания); интерпретация образов и роли художественных средств; рефлексия на содержание текста и их оценка (выявление идейной направленности).
  • Обсуждение результатов работы над проектом. «Оценочный лист» для работы группы позволит контролировать качество освоения учебного материала.
  • Таблица «Критерии оценивания портфолио проекта», критерии оценки работы ученика помогают учителю оценить понимание учащимися основных вопросов, наметить план взаимодействия с теми, кому необходима помощь.
  • Конференция «Русский характер в произведении Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"» Портфолио групп исследователей (каждая группа представляет свой наработанный материал).
  • Рефлексия. Мини-сочинение. Каждый участник проекта пишет мини-сочинение по темам «В плену», «Спасибо, умница!», «Почему удалось спастись Жилину?».
  • Оценка экспертов. Оценивание работ учащихся.
  • Анкета для родителей. Проводится в целях контроля работы над проектом.
По результатам трех этапов заполняется визитная карточка проекта, позволяющая представить основные характеристики проекта, которая включает в себя:
  • автор проекта;
  • описание проекта (название темы проекта, краткое содержание проекта, предмет, класс, продолжительность проекта);
  • основа проекта (образовательные стандарты, дидактические цели, направляющие вопросы);
  • план оценивания (график оценивания, описание методов оценивания);
  • сведения о проекте (необходимые начальные знания, умения, навыки, учебные мероприятия, материалы для дифференцированного обучения);
  • материалы и ресурсы, необходимые для проекта (оборудование, программное обеспечение, список литературы) [4]
Четвертый этап связан с представлением портфолио проекта в вике среде для облегчения доступа к нему (сайт: wiki.iteach.ru) [4] Пятый этап - защита проекта учениками. Форма защиты может быть разной: презентация обучающихся, доклад на 3-4 минуты с иллюстрациями, представление публикации и т.д. Задачей учителя является организация дискуссии по решению выдвинутых в начале проектной деятельности проблем. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем обязательно. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Таким образом, внедрение инновационных образовательных технологий в процесс обучения и воспитания младших школьников увлекает учеников работой над темами проектов, повышая их мотивацию к использованию данной технологии. Список литературы:
  1. Лазарева В.А. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение» для 4-го класса. - М.: Институт инноваций в образовании им.Л.В.Занкова: Изд.дом «Оникс 21 век», 2004.
  2. Методические рекомендации по реализации проектной деятельности в информационной образовательной среде 21 века по программе Intel «Обучение для будущего» (ГОУ ВПО ХГУ им.Н.Ф.Катанова, КПОИ и П, разработчик: Когумбаева О.П., кпедн.)
  3. Intel «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века [Текст]: Учебное пособие - 10-е издание.- М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.
  4. wiki.iteach.ru, участник: Головина Ирина Сергеевна, проект: ««Русский характер в произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»».

5



© 2010-2022