Конспект урока по окружающему миру Как нам жить в дружбе с природой

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУСОШ № 30




Конспект урока по окружающему миру Как нам жить в дружбе с природой.





Конспект урока по окружающему миру

в 3Г классе

«Как нам жить в дружбе с природой».

УМК «Школа 2100»




Подготовила

учитель начальных классов

Алилуева А.В.








г. Саранск

Тема: Как нам жить в дружбе с природой. Цель урока: познакомить обучающихся с заповедниками и национальными парками, показать важность экологических проблем; уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе, повторить правила поведения в природе; развивать речь, коммуникативные навыки; вовлекать детей в природоохранную деятельность, воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе. Оборудование: компьютерная презентация, Красная книга, рисунки, поделки обучающихся, таблички для новых понятий, маски для сценки, «ковёр идей», цветочки, исследовательские работы обучающихся. Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока:

I. Самоопределение к деятельности: - Прозвенел звонок, начинается урок. Ребята, улыбнитесь друг другу. Вдохните в себя свежесть и красоту весеннего дня, тепло солнечных лучей, красоту окружающего мира. Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. - Подумайте, что нам сегодня пригодится для успешной работы? +Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь. Будем надеяться, что этот урок принесёт нам радость общения. На уроке нужно быть активными, внимательными и, конечно, любознательными. II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации. ( Ролик «Как прекрасен мир!») - Мир природы красив, многообразен, полон тайн, богат растительностью и животным миром. Наша Земля очень красивая. Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. Вот такая у нас красивая Земля! Необъятная!

(идёт просмотр 2-й части ролика об экологических проблемах) Конспект урока по окружающему миру Как нам жить в дружбе с природой. − Как изменилось у вас настроение? Почему? - Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? − Люди не сохраняют природу. Чтение диалога героев: с. 128. (Выход к доске с учебником) - У Лены возник интересный вопрос. Послушаем её диалог с Мишей.

- А вы как думаете? (Дети высказывают свое мнение.) - Что нужно сделать людям, чтобы выжить? III. Формулирование темы и цели урока:



- Мы - часть природы. Чтобы вырасти счастливыми, окруженными разными животными, растениями, чтобы улыбалось солнышко - надо уметь дружить с природой. А как стать ее другом?

-Кто догадался, какая тема урока? Тема: Как нам жить в дружбе с природой (открыть на доске) ---Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Это и предстоит нам сегодня обсудить. - Ребята, какую цель поставим перед собой? - Какие задачи нам предстоит решить? -Сегодня на уроке мы с вами выясним, как мы можем спасти природу для людей, как человек должен вести себя в природе, будем обсуждать с вами экологические проблемы, искать пути решения некоторых из них, чтобы помочь нашей планете стать такой же прекрасной, какой она была ранее.


IV. Поиск решения проблемы: 1. Актуализация понятия «экология». - На сегодняшний день человек и продукты его деятельности настолько загрязнили природу, что она уже не в состоянии справляться самостоятельно. Все чаще и чаще слышим мы слова «экология», «экологическая катастрофа».

  • Можете ли вы объяснить эти слова?
(Слайд 2) - Экология - наука о связях между организмами и организмами с окружающей средой. «Экос» по-гречески значит «дом», а «логос» - «наука», значит, экология - это наука о нашем общем доме. Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на неё своими действиями. ( табличка экология) - От слова «экология» произошло слово «эколог». Что обозначает это слово?
(Входит Экология в накидке, обшитой фантиками, бумагой, целлофаном) Экология: Вы обо мне? А вот и я! Здравствуйте, мои друзья. Я - Экология. Экология: Вы слышите, как сороки галдят? Давайте посмотрим. 2. Сценка «Сегодняшний лес» Лесная сорока: - Откуда ты, подружка, прилетела? Городская сорока: -Из города. Лесная сорока: -Да тебя и не узнать. Ты, что, как заяц, к лету готовишься: белый сарафан на черный поменяла? Городская сорока: -А у нас в городе все такие. Летаем через завод, а там такие выбросы! Вот и закоптились.


Лесная сорока: -Эх, подружка, ты думаешь нам в лесу лучше? Смотри, звери бегут. (Вбегают заяц, лиса и медведь.) Городская сорока: - Косолапый, куда бежите? Медведь: - На дальнее озеро, пить очень хочется. Городская сорока: - Звери, да рядом же речка! Медведь: - Да в этой речке уже рыба не водится. Недавно фабрика какую - то желтую жидкость вылила. Так в нос шибает, не то чтобы испить, понюхать страшно. Вот и приходится идти к дальнему озеру. Хотя и там туристы набезобразничали. Заяц: - Хозяйничают. На дрова деревья ломают, костры порой не тушат, того и гляди, пожар в лесу будет. Что мы делать будем?

Лиса: -А сколько бутылок набили. Я на днях лапу порезала. (Показывает забинтованную лапу.) Лесная сорока: -И когда только люди успокоятся: себя и нас травить перестанут?

Городская сорока: -Жить хочется в чистоте, дышать свежим воздухом, пить чистую воду. Заяц: -Эх, тишины хочется. Смех, шум, автомобили - надоело! Лиса: -Мне страшно, побежали отсюда! (Звери убегают.) Учитель: -Как нелегко стало жить зверям даже в лесу. А виной тому - человек. И почему человеку не удается жить в дружбе с природой? - А ведь человек отравляет не только природу, окружающую среду, но и свой организм. В атмосфере много углекислого газа, частиц пыли и металла. Фильтрами на земле служат леса. А знаете ли вы, что 1 га леса за день поглощает 250 кг углекислого газа, а выделяет 200 кг кислорода.

3. Проверка знаний правил поведения в лесу.

- А сейчас я проверю, знаете ли вы правила поведения в лесу. Если то, что я скажу, верно - хлопайте в ладоши, если я ошиблась -молчим.

Ветки не ломать, листья зря не рвать (хлопать)
Цветы рвать, в венки вплетать - Шуметь, кричать, аукать. Громко песни петь-
Лягушек, гусениц, ужей нужно гнать из леса -
Чтоб узнать лесные тайны нужно не шуметь (хлопать)
Все животные и растения нужны лесу (хлопать)
В лес возьми с собой топор: сможешь там разжечь костёр -
Мусор не бросай, за собою убирай (хлопать) Экология: Вы в поход пришли, ребята… Отдохнуть, конечно, надо: Поиграть и порезвиться, И наесться, и напиться… Но вокруг остались банки, Целлофан, железки, склянки… Оставлять их здесь нельзя!


Не поленитесь-ка, друзья: Мусор тут, в лесу, чужой, Заберите его с собой! - Ребята, вам нравится, как выглядит экология? (Нет!) - Давайте исправим ошибки. (Снимают с Экологии мусор, надеть цветы, листочки). -Проходи, уважаемая Экология, будешь нашей гостьей. 4. Понятие об экологических проблемах. - Жизнь природы и человека связаны между собой. Когда эта связь нарушается, возникают проблемы, экологические проблемы.

Слайд 3 - Ученые, делая снимки нашей планеты, при ближайшем рассмотрении увидели тревожные факты. Объясните, что вы видите… Слайд 4 Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа. На один квадратный километр за сутки выпадает 1 тонна пыли. На сегодняшний день чистый воздух - это огромный дефицит, это проблема больших и малых городов. Слайд 5 Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым мы дышим. Обратите внимание: один автомобиль в год выбрасывает чуть больше тонны выхлопных газов, в которых 200 видов вредных веществ. Таким образом, автомобиль является одним из главных источников загрязнения. Слайд 6 Водоемы, покрытые нефтью - последствия аварий на нефтепроводе. Пять грамм нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метров поверхности воды. Слайд 7 Проблема чистой воды в настоящее время приобрела мировое значение Однажды молодой яхтсмен Чарльз Мур, путешествовал по Тихому океану. Изменив свой маршрут, чтобы сэкономить время, он был поражен, когда его яхта достигла безграничных мусорных просторов, которые не кончались в течение недели! Пластиковые пакеты, бутылки, обертки, пластмассовые игрушки. Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали плавающие в воде полиэтиленовые пакеты, принимая их за медуз, и погибали. Слайд 8 Вырубка лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни Леса называют «легкими нашей планеты» и без них труднее будет дышать. Слайд 9 Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышат люди. Слайд 10 Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство - земля. Она наша кормилица. А земля сегодня изрезана, истоптана. В нее закапывают отходы (промышленные, радиационные), сбрасывают бытовой мусор. Так, например, только за 90 лет разлагается в земле консервные банки, от 2 до10 лет - бумага, от 100 до 500 лет - полиэтиленовые пакеты. Слайд 11 А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром. Вспомните, каким страшным стало лето 2010 года, когда мы в реальности ощутили на себе лесные пожары. Потому что огонь не щадит никого и ничего! Слайд 12 Раньше природа всегда успевала "залечивать свои раны". Со временем человек всё больше и больше стал использовать природу в своих целях. И теперь ей стало трудно "залечивать раны", которые наносит ей человек.

Проблема:

- Как понимаете фразу: наш долг перед природой растёт с каждым днём.

- Всё современное хозяйство построено на использовании энергии угля, нефти, газа - ископаемого топлива. Нефть и уголь образуется в течение миллионов лет. Эти запасы мы очень быстро расходуем, а значит, берём в долг. Но запасы их не бесконечны. Человек стал задумываться: что же делать дальше?

(рисунки в учебнике с. 129) -Как вы думаете, каково решение проблемы? - Человеку нужно научиться использовать другие энергетические ресурсы: энергию ветра и солнца, энергию приливов, энергию тепла недр Земли.

V. Самостоятельное применение знаний:

1. Исследование «Вторая жизнь дерева» ( 3 чел.)

- Группа ребят исследовала тему: «Вторая жизнь дерева». Давайте их послушаем.

(Выступление ребят)

* Группа «Умейки» представила, какие поделки можно сделать своими руками из бросового материала. (Выставка поделок)

2. Сообщение детей о Красной Книге. ( 2 чел.)

- Наша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи!

- Скажите, каким образом люди стараются помочь нашей планете? Ребята нам приготовили сообщение. ( «Красная книга» песня Газманова клип )

* Физминутка танцевальная

3. Работа по учебнику: с 133

Знакомство с понятиями «Заповедники», «Национальные парки».

- Давайте подумаем, как сохранить красоту мира. - Чтобы уберечь естественные природные экосистемы от разрушения, люди стали создавать заповедники и национальные парки. Ребята 1 варианта найдут в учебнике определение слова заповедник с.133, а ребята 2 варианта-национальные парки.

-11 января - День заповедников и национальных парков

Впервые «День заповедников и национальных парков» начал отмечаться в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы

-Сегодня в России насчитывается более 100 заповедников и 35 национальных парков.

4. Исследование «На что может пожаловаться город?» (2 чел.)

- В последнее время мы всё чаще говорим и замечаем, что наша планета серьёзно заболела, и случилось это по вине людей.

-А может ли заболеть город? На что может пожаловаться наш город? Исследованием данной темы заинтересовались Артём и Света.

(Защита - презентация)

5. «Ковёр идей» Работа в группах.

- А сейчас, ребята, вы побудете в роли юных экологов. Я предлагаю вам поработать в группах, найти решение экологических проблем своего отдела.

1) Отдел охраны воздуха 2) Отдел охраны воды 3) Отдел охраны почвы

4) Отдел охраны животных и растений 5) Отдел охраны леса 6) Отдел юных экологов

- Запишите своё решение проблемы на цветочках и представитель группы прикрепит цветочек на ковёр идей.

Слайд 13 22 апреля - День защиты Земли - это праздник, который объединяет всё население планеты в деле защиты окружающей среды.

6. Участие класса, каждого в охране природы

- Ребята, какое участие наш класс принимал в охране природы?

Какие добрые дела вы можете назвать?

1. Акция «Сбор корма для животных эколого-биологической станции».

2. Зимой изготовили и повесили кормушки для птиц.

3. Собирали макулатуру


7. Группа художников - Давайте посмотрим, как группа художников через рисунки выразила своё отношение к природе. Пожалуйста, представитель группы…

Вывод. Будем друзьями природе. Будем выполнять все правила.

- Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесённая природе. Уважайте законы природы!

8. Тест. Индивидуальная работа.

- А теперь я предлагаю вам тест. Ответьте на вопрос, выберите один из вариантов, записав букву в ряд.

1. Почему нельзя загрязнять воду?

потому что в ней погибают организмы д)

так как будет некрасивый цвет воды м)

2. Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?

Да, например, комар, он больно кусается б)

Нет, в природе нет ничего бесполезного р)

3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных?

так как, их осталось мало, и они могут совсем исчезнуть у)

так как их потом можно будет взять домой я)

. 4. Какие животные и растения занесены в Красную книгу?

которым грозит полное исчезновение с лица Земли г)

красивым п) друг

- Человек должен стать настоящим другом всего живого на планете. И только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы - дело рук самого человека.


VI. Итог урока. Рефлексия деятельности: 1. Составление синквейна в парах. - Пришло время подвести итоги. - Кто был героиней на нашем уроке? +Природа. - Давайте составим синквейн в парах (устно)
* Памятка ( на доске) 1 строка - тема (1 существительное) 2 строка - описание темы ( 2 прилагательных) 3 строка - действия (3 глагола) 4 строка - отношение к теме ( фраза)

2. Подведение итога урока. - Чему мы учились сегодня на уроке? (ответы) - Мы повторили правила поведения в природе, предложили свои пути решения некоторых экологических проблем. - Кто принял эти правила для себя и готов их выполнять, поднимите руку. Я надеюсь, ребята, что вы сегодня еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.

А главное - своими действиями не наносить ей вреда.

- Ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. (отметки)

Спасибо вам за сотрудничество.

VII. Домашнее задание:

- Я предлагаю вам дома выполнить проект «Сохраним красоту природы» с. 135 Разбейтесь на группы, выберите любое задание и подготовьте к следующему уроку.

Тренинг.
- А теперь, давайте скажем хором слова благодарности родной природе, солнцу, которое щедро дарит нам своё тепло; голубому небу, в неоглядную высь которого смотрим мы с замиранием сердца; цветам, которые делают нашу жизнь яркой и праздничной. Хором: «Спасибо!»
- Мы просим нас простить за сорванную травинку, поломанный куст, покалеченное дерево. Хором: «Простите!»

Слайд 14 Дорогая планета Земля! Прости нас за ошибки. Мы обещаем сохранить твою красоту!

Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, лесами,
Такая планета нужна нам с вами.




© 2010-2022