Проект Россия -Родина моя (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Тюмеревская средняя общеобразовательная школа»



















Проект

«Россия - Родина моя»

















Выполнила:

Степанова Елена Михайловна,

учитель начальных классов



2015 г.

Содержание

Введение ----------------------------------------------------------------------------------3

Основная часть---------------------------------------------------------------------------4 Методическая разработка «Россия - Родина моя»--------------------------------4

I. О земном шаре-------------------------------------------------------------------------5

II. О России--------------------------------------------------------------------------------5

III. Станция «Государственная»-------------------------------------------------------5
IV. Малая родина ------------------------------------------------------------------------6

V. Станция « Лесная»--------------------------------------------------------------------7

VI. Станция «Географическая» --------------------------------------------------------7 VII. Станция «Праздничная»-------------------------------------------------------------8

VШ. Итог классного часа-----------------------------------------------------------------8

Заключение-----------------------------------------------------------------------------------8

Библиографический список---------------------------------------------------------------9



Введение Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной их важнейших задач современной школы, ведь детство - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, постоянной готовности ее защищать. Для маленького ребенка Родина начинается с мамы, с родных мест, с улицы, на которой он живет, где находится его школа. Человек начинает ценить и уважать свою Родину, когда узнает ее язык, культуру людей, когда понимает ее место и значимость в мире. Любовь к "большой" России проистекает из отношения к малой. Изучение истории, культуры родного края использование их потенциала, почитание малой Родины, семьи, дома, забота о родном крае помогают ребенку осознать, что его жизнь - звено в цепи исторических событий. Актуальность выбранной темы заключается в том, что патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. К сожалению, в настоящее время, заметна утрата молодым поколением традиционно российского патриотического чувства. Особую опасность приобрели теории, разрушающие историческую связь поколений, отрицание достижений в науке, культуре, искусстве, образовании, экономике. Кроме того, воспитание патриотизма в школе затруднено отсутствием методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Поэтому патриотическое воспитание сегодня должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Очевидна необходимость привлечения общественности к проблеме патриотического воспитания в школе, усиления работы в этом направлении. Итог патриотического воспитания младших школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России. Цель данной работы - выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников. Задачи: - обосновать задачи и принципы патриотического воспитания; - выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников; - показать эффективные формы воспитания патриота в начальной школе. Объект исследования - процесс патриотического воспитания школьников. Предмет исследования - педагогические условия работы по патриотическому воспитанию младших школьников. Гипотеза исследования: если подойти к работе по воспитанию патриотизма младших школьников, то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты: - повысить уровень развития школьников; - повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране. Методы исследования: -изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования; -наблюдение за деятельностью школьников; беседа. Я определила следующую систему задач патриотического воспитания младших школьников, а именно воспитания у них: любви к Отечеству , Российской Федерации, и ее многонациональному народу; любовью к малой родине; уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям; любви к родному языку, культуре и истории своего народа. При решении воспитательных задач руководствуюсь принципами воспитания. Учитываю как природу самого воспитания, так и различные обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс становления молодого поколения. Патриотическое воспитание невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия - наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь.

Основная часть

Методическая разработка « Россия - Родина моя»

Классный час

Форма проведения: заочное путешествие.

Классы: 1-2 Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам; знакомство с государственной символикой Чувашской Республики; воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Оборудование: Изображения гербов и флагов, кроссворд, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне, компьютер, медиапроектор.

Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно - прикладного искусства, выполнение рисунков, посвященных Великой Отечественной войне.

Место проведения: классное помещение.

Предполагаемый метод проведения: беседа.

Сценарный план I. О земном шаре II. О России III. Станция «Государственная» IV. Малая родина V. Станция « Лесная» VI. Станция «Географическая» VII. Станция «Праздничная» VШ. Итог классного часа.





Ход занятия

I. О земном шаре Учитель: Живёт на земле человек. Он маленький, Земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может прожить без шелеста луговых трав, без звонкой песни ручья, без звёздного ночного неба. У нас над головой общая крыша - голубое небо, под ногами - общий пол - земная поверхность, у нас на всех одна лампа и печка - ласковое солнышко. Но мы, земляне, живём в разных частях этой голубой планеты. Я покручу глобус. Как вы думаете, какой « дом» я сейчас начну искать? (страну Россию) II. О России Учитель: На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.) - Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.) - Россия - наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое "Родина"? (Родина - место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.) Учитель: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине? Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живем, Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовем

Россия, Россия - края дорогие! Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют просторы родные, Раздольные русские песни поют. Дети исполняют «Родную песенку» слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова. Учитель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их. (Жить - Родине служить. Родина поучает - Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.) - Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. - Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Учитель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней - неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России. - Ребята, а на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе и т.д.) Учитель: Я предлагаю вам путешествие на поезде. Отправляемся. Занимаем места в вагоне. (Звучит музыка "Паровоз".) III. Станция «Государственная» Учитель: Станция называется "Государственная" - Назовите столицу России. (Москва.) - А кто расскажет стихотворение о Москве? Москва - это Красная площадь, Москва - это башни Кремля, Москва - это сердце России, Которое любит тебя Учитель: Президентом нашей страны является…? (Д. А. Медведев.) - Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.) Учитель: У России, как и у других стран есть государственная символика: герб, флаг, гимн. - Где можно увидеть эти символы? (На важных политических событиях, на печатных знаках, на космических кораблях, на костюмах Олимпийской сборной…) (Показ слайда.) а) Герб России - двуглавый золотой орёл. Орёл - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Появился герб в 1497г. (15 век) при царе Иване III. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока. Скипетр и держава - символы власти. Грудь орла защищена щитом с изображением Георгия Победоносца. Ученик: У России величавой На гербе орел двуглавый, Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог Сильный, мудрый он и гордый. Он - России дух свободный. б) Флаг России - бело-сине-красный. Как вы думаете, что обозначают эти цвета? Белый цвет - вера, чистота. Синий - благородство, верность. Красный - героизм, отвага, смелость. В торжественные дни флагами украшают дома и улицы. Это святыня. Ученик: Белый цвет - березка, Синий неба цвет, Красная полоска - Солнечный рассвет в) Гимн - торжественная песня, прославляет историю государства, его народа и его традиции и богатство природы. С 1 января 2001г. государственным гимном России стало произведение с текстом С. Михалкова на музыку В. Александрова. Текст утверждён Государственной Думой и Президентом. (Звучит гимн России.) IV. Малая родина Учитель: Говоря о России, не стоит забывать и о своей малой родине - месте, где мы родились и живём сейчас. У кого - то малая родина - большой город, а у кого - то - маленькая деревушка. И где бы ни жил человек потом, его всё время тянет в родные места. - Как называется наша республика? (Чувашская Республика) У Чувашии, как и у других республик, есть государственная символика: герб, флаг, гимн. (Показ слайда.) - Современный рисунок герба выполнил художник Э.М.Юрьев. Звезды на гербе символизируют старинную чувашскую эмблему - три солнца. Изображение герба мы можем увидеть на фасадах тех зданий, где работают руководители нашего государства. На официальных документах. Его помещают на пограничных столбах. Он присутствует и на печатях государственных учреждений и организаций. (Показ слайда.) Что обозначают цвета флага? - Красный цвет флага символизирует красоту чувашской земли, желтый - считается самым красивым цветом, символизирует красоту и добро. Флаг - наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием. (Показ слайда.) - Государственный гимн Чувашской Республики представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных конституцией ЧР. Государственный гимн - один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения - все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения её представителям. Сегодня гимн является таким же атрибутом государства, отражением её истории и знаком суверенитета, как герб и флаг. Гимн как бы музыкально-поэтическое воплощение страны и её народа, и поэтому должно быть самое уважительное отношение. ( Исполнение отрывка гимна на родном языке.) Учитель: Мы отправляемся дальше. V. Станция « Лесная» Учитель: Ребята, отгадайте загадку: Нам в дождь и в зной Поможет друг, Зеленый и хороший Протянет нам десятки рук И тысячи ладошек. (Дерево.) - Наша Родина - самая богатая лесами страна в мире. Лес - это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья нашей страны вам знакомы? (Береза, дуб и т.д.) - Но в лесу растут не только деревья. Что еще нам дает лес? (Ягоды, грибы.) - Какие ягоды можно собирать в лесах России? (Милина, земляника и т.д.) - А какие грибы вы знаете? (Подосиновик, сыроежки и т.д.) - Но бывают и ядовитые, опасные грибы. Кто знает, что это за грибы? (Мухомор, поганка.) - Еще в наших лесах живут птицы, животные. Каких животных вы знаете? (Медведь, лиса и т.д.) - А каких птиц вы знаете? (Дятел, скворец и т.д.) - А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем. Физкультминутка: Руки подняли и покачали Это - березы в лесу, Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем, Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Руки согнули назад. Учитель: Лес - это наше богатство. Давайте беречь природу. - А наше путешествие продолжается. Занимаем места в вагонах. Поехали. VI. Станция «Географическая» - Здесь нам надо решить кроссворд. По написанному слову догадайтесь, о чем пойдет речь. Какое слово, прочитайте. (Слово РЕКА.) - Правильно. Реки России - могучие, полноводные реки, несут свои воды в моря и океаны. Слушайте мою первую подсказку. 1. Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных дворцов и еще в этом городе есть разводные мосты. (НЕВА) 2. Название этой реки созвучно, одинаково с названием столицы нашей Родины. Это? (МОСКВА) 3. Эта река названа женским именем. (ЛЕНА) Учитель: Молодцы! Кроссворд наш отгадан. А какие еще реки вы знаете? - Как называется река, на которой находится столица нашей республики? (Волга) - Еще в нашей стране очень много городов. Какие города вы знаете? (Казань, Чебоксары, Канаш и т.д.) Правильно. Названия городов и рек - это географические названия. Поэтому эта станция называется "Географическая". - Ну, а нам пора ехать дальше. Наш поезд отправляется. Все заняли места? Поехали. - А теперь мы приехали на станцию "Праздничная". VII. Станция «Праздничная» - Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.) - Да, ребята, День Победы - великий, важный праздник всего нашего народа. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив. Этому празднику мы посвятили нашу выставку рисунков. (Показ выставки.) А вечером в этот день в небе нашей огромной Родины прозвучат залпы праздничного салюта. И об этом мы сейчас споем песню "Салют Победы". (Дети исполняют песню и речевку.) "Если дружба велика - будет Родина крепка" Вот и закончилось наше путешествие по России. О многом мы вспомнили, многое узнали. VШ. Итог классного часа. - О чем мы говорили? - Что нового сегодня узнали? - О каких символах государства вспомнили? - Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины? Домашнее задание: уважать и беречь родную природу и свою Родину.



Заключение Если занятие проходит в 1 классе, беседу о символах можно сократить. Первоклассники быстро утомляются. Для смены виды деятельности можно было нарисовать флаг или организовать работу в группах. Из полосок бумаг разных цветов собрать флаг России и Чувашии. Если зрителей много (родители, учителя, учащиеся из других классов), то мероприятие лучше провести в актовом зале. Для закрепления полученного результата дети вместе с родителями могут сделать проект «Моя малая Родина» из рисунков или фотографий. В процессе анализа собранного материала, я пришла к выводу: чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Для того чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества, появилось чувство ответственности за свое будущее, недостаточно только учебных занятий, на которых приобретаются знания, нужна система учебной деятельности и внеклассной работы, основанная на сотрудничестве учителей, учеников, родителей и общественных организаций. Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: «Судьба России, её будущее - в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».

Список использованной литературы 1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2002 - 224 с. 2. Л.В.Кудряшов. Патриотическое воспитании младших школьников на уроках музыки \\ Начальная школа плюс До и После - 2006 № 5\\

3. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 - №4



























11



© 2010-2022