Проект по теме самообразования Здоровьесбережение

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема самообразования Ремизовой Т.Д., учителя начальных классов ГБОУ ООШ № 18 г.Новокуйбышевска: «Здоровьесбережение в системе реализации ФГОС» Актуальность. «Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.»[1-8 с.] ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников. В Примерной образовательной программе начального общего образования четко обозначены цели и задачи деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Эта деятельность должна:  сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;  дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;  сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;  научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;  сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;  сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;  обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);  сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;  научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;  сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития. Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных направлений:  создание здоровьесберегающей инфраструктуры,  рациональная организация учебной деятельности обучающихся,  эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,  реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями. Педагог непременно должен рационально организовывать учебную деятельность обучающихся, снижая чрезмерное функциональное напряжение и утомление, создавая условия для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха. Необходимо соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной нагрузки. Необходимо использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров; индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования; ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников; организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. Цель. Формирование у учащихся начальных классов положительной мотивации к здоровьесбережению.

Задачи: -развивать творческий потенциал учащихся и создавать

необходимые здоровьесберегающие условия для активизации

познавательной и речевой деятельности учащихся;

-повысить качество преподавания на основе внедрения в учебный процесс здоровьесбережения;

- поэтапно формировать у учащихся начальные УУД

по здоровьесбережению. Перечень вопросов по самообразованию:

  • сущность понятия «здоровьесбережение» и условия успешного внедрения здоровьесбережения;
  • СанПины;
  • методы и приёмы здоровьесбережения;
  • комплексный подход к внедрению методов и приёмов здоровьесбережения.

Ожидаемые результаты:

-повышение успеваемости и уровня обученности учащихся;

-сохранение здоровья учащихся;

-овладение учащимися начальными УУД по здоровьесбережению. Форма отчета по проделанной работе: сообщение на заседании МО учителей начальных классов. Форма самообразования: индивидуальная.

Диагностический

2011 - 2012 1. Анализ профессиональных затруднений. 2. Определение целей и задач темы. 3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования. 4.Курсы повышения квалификации учителей. 5.Подписка на методическую литературу «Начальная школа», «Педсовет». 6.Изучение методической, педагогической и психологической литературы.

Прогностический

2012 - 2013 1. Выступление с отчетом по итогам реализации практического этапа на МО учителей начальных классов. 2. Участие в научно - практической конференции . 3. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме. 4. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме. 5 .Корректировка работы.

Практический

2013 - 2014 1. Открытые уроки на школьном и уровне. 2. Участие в олимпиадах, конкурсах. 3. Посещение уроков у учителей начальных классов школы. 4. Посещение семинаров. 5. Самоанализ и самооценка своих уроков. 6. Разработка модели образовательного процесса с применением технологии здоровьесбережения. 7.Апробация разработанной программы на практике. Внесение необходимых корректив.



Обобщающий

2014 - 2015 1.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. 2.Открытые уроки на школьном уровне. 3. Выступления на заседании городского МО учителей начальных классов по теме самообразования. 4.Участие и результаты в олимпиадах, конкурсах, конференциях, соревнованиях. 5.Консультативная помощь учителям и учащимся. 6.Оформление результатов работы.


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ № 18

г.Новокуйбышевска Самарской области Ремизовой Т.Д.

1. Актуальность темы.

Общество требует новых подходов к обучению и воспитанию учащихся. Перед школой ставятся очень важные задачи максимального раскрытия в человеке его самостоятельности, активного деятельного начала, развитие индивидуального своеобразного творческого потенциала, развитие и воспитание личности, способной к самоопределению, самореализации, саморазвитию.

В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью.

Показателями хорошего состояния здоровья человека являются:

1) постоянно высокий уровень его работоспособности, а также умение быстро восстанавливать этот уровень за счет внутренних резервов организма;

2) способность сохранять внутренний покой или эмоциональную устойчивость, а также умение быстро восстанавливать душевное равновесие после стрессовых ситуаций;

3) высокий уровень физического состояния здоровья учащихся.

В Концепции Модернизации Российского образования, в нормативных документах, медицинской и педагогической литературе последнего времени одним из приоритетных направлений в образовании учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей.Важно подчеркнуть, что сохранение и укрепление здоровья обучающихся -необходимый фактор успешности в обучении. Нам всем известно, что только здоровый ребенок даст хороший результат в обучении.

В практике существует множество определений понятия "здоровье". Педагогический коллектив нашей школы в своей деятельности руководствуется следующим определением данного понятия, предложенным Всемирной Организацией Здравоохранения: "Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков".

По статистике 80 - 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 - 15 процентов учащихся; дети, имеющие хроническую патологию и сниженную резистентность, в первом классе составляют 22 - 25 процентов.К четвёртому классу число практически здоровых детей резко снижается.

Отсюда следует, что уже с детства нужно формировать у ребенка внутреннюю картину здоровья, что выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию.

«Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

Я считаю, что главный бич сегодняшнего образования в том, что дети мало двигаются. Все школьные годы они большую часть дня сидят, хотя в этом возрасте движение необходимо им как воздух, это их физиологическая потребность, от недостатка движения они плохо развиваются. Именно поэтому уже в младших классах у детей катастрофически ухудшаются зрение и осанка. Работая в школе 15 лет, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьесбережения, потому что ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.

2.Цели и задачи ,реализуемые в моей работе.

Как дать качественное образование и при этом сохранить здоровье детей, если учебный план школы, загруженность учебного материала, традиционные методики и технологии обучения не позволяют в полной мере решить эти задачи.

Поиск решения указанных противоречий привел к необходимости осмыслить собственный опыт и определить основную цель: достижение высокого уровня качества обучения учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий.

Определяя цели и задачи уроков в начальной школе, я в первую очередь осознаю, что сохранить и укрепить здоровье учащихся можно только через правильную организацию учебного процесса. Поэтому я стремлюсь сделать все возможное для того, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок достиг более высоких результатов и сохранил свое здоровье. Все это и послужило мне толчком для работы по здоровьесберегающим технологиям, которые ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление.

3.Формы организации обучения младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий.

Работу по здоровьесбережению начинаю с диагностики состояния здоровья своих учащихся, изучаю паспорт здоровья учащихся и выстраиваю план работы.

Форма организации обучения в моей работе представляет собой выражение взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое соответствующими правилами и законами. Среди конкретных форм организации обучения чаще всего выделяю урок, практикум, факультативные занятия, собеседования, дополнительные занятия и консультации, домашнюю работу учащихся. Наиболее распространённой формой обучения является урок, на котором стараюсь создать неодинаковые, специфичные условия для обучения, воспитания, развития учащихся, сохранения их здоровья.

Учитывая актуальность данной проблемы, стараюсь создать такие условия на уроках, чтобы каждый ребенок мог развиваться, получать образование с учетом его индивидуальных особенностей, не навредив своему здоровью.

При построении своих уроков учитываю такие требования:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

2. Норма видов учебной деятельности на уровне - 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.

3. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности - 7-10 минут.

4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

5. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

Наряду с традиционными уроками в своей практике применяю и нетрадиционные формы организации урока. В начальной школе можно использовать следующие виды нетрадиционных уроков : уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы) ; уроки-путешествия ; уроки-фантазии ; урок-сказка ; урок-сюрприз ; урок-отчет ; урок-зачет; урок здоровья; уроки с использованием компьютерной техники, урок -экскурсия. Все они имеют здоровьесберегающую направленность.

Уроки окружающего мира, уроки здоровья, технологии, ИЗО часто провожу на природе, тем более , что рядом со школой находится лесопарковая зона.

В подготовке и проведении нетрадиционных уроков помогают творческие принципы:

  1. Отказ от шаблона в организации урока, формализма в проведении.

  2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активное взаимодействие на уроке с использованием различных форм групповой работы на уроке.

  3. Занимательность и увлечение, а не развлекательность - основа эмоционального тона урока.

  4. Поддержка альтернативности, учет множества мнений.

  5. Развитие функции общения на уроке, как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовольствия.

  6. «Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям.

  7. Использование оценки в качестве формирующего, а не только результирующего инструмента.

Опираясь на эти принципы, педагогам следует ориентироваться и на психологические особенности младших школьников.

4. Опытно-эксперементальная работа с учащимися.

В своём классе мною была проведена опытно-экспериментальная работа. Основной задачей стала проверка психолого-педагогических условий эффективности нетрадиционного урока как формы здоровьесбережения в начальной школе.
В эксперименте принимали участие ученики 2 класса в количестве 30 человек. Исследование проходило в естественных условиях для учащихся. Программа опытно - экспериментальной работы включала три этапа.

  1. Констатирующий эксперимент
    Исследование с целью изучения особенностей взаимодействия учителя и младших школьников в учебной деятельности, уровня психологического здоровья (адаптации, мотивации, тревожности).

  2. Формирующий эксперимент (продолжительность 1 год)(приложение)
    Использование различных форм нетрадиционного урока в учебной деятельности.

  3. Итоговый эксперимент
    Изучение динамики развития взаимодействия учителя и младшего школьника, психологического здоровья учащихся.

Уровни психологического здоровья

I исследование

II исследование

Количество человек, %

Количество человек, %

Высокий

6 (20%)

8 (27%)

Средний

17 (57%)

18 (60%)

Низкий

7 (23%)

4 (13%)

Таким образом, анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что уроки в нетрадиционной форме положительно повлияли на уровень адаптации, мотивации и тревожности, что является составной частью психологического здоровья.

На завершающем этапе работы мною была использована методика «Неоконченные предложения», предложенная Р.Д. Овчаровой.
Цель этой методики выяснить, какие уроки больше всего запомнились детям в этом году и почему. Предлагалось закончить следующие предложения:

  1. Мне в этом году запомнились следующие уроки…

  2. Они мне понравились тем, что…

  3. Мне хочется, чтобы ещё больше уроков было бы таких, как …

Опрос показал, что детям запомнились и понравились нетрадиционные уроки больше, чем обычные. 14 человек назвали наиболее запомнившимся уроком математику (урок - путешествие) ; 17 - урок - путешествие по русскому языку ; 22 ученикам понравился урок математики (урок - сказка) ; 15 человек назвали урок литературного чтения (урок в стиле КВН); 10 ученикам - урок русского языка (Что? Где? Когда?) ; 24 ученикам - урок по наглядной геометрии (урок-исследование) ; 13учащихся запомнили урок-соревнование по русскому языку.

Детям интересно: преодолевать различные препятствия, решать весёлые задачи, готовить сообщения о планетах, путешествовать по островам, выполняя задание, получать задание из «черного ящика», работать с чертёжными инструментами, выполнять практические работы, исправлять ошибки в тексте, узнавать новое о словах, работать в группах.

5. Разнообразие форм и технологий по здоровьесбереженью.

Несколько минут на уроке уделяю динамическим паузам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся. Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в тему урока.

Имею базу данных по физкультминуткам и комплексам упражнений физкультминуток (приложение ):

-упражнения для кистей рук

-гимнастика для глаз ( по методике В,Ф Базарного и традиционные)

-гимнастика для улучшения слуха

-дыхательная гимнастика и т.д

Все это снимает проблемы переутомления, отсутствия интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.

На протяжении многих лет в своей педагогической работе использую технологию уровневой дифференциации.

Уровневая дифференциация это технология, имеющая здоровьесберегающий ресурс, она обеспечивает не на словах, а на деле условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка, сохранения его здоровья и формирования у него важнейших умений:

1. Самостоятельно в своем темпе приобретать и творчески использовать полученные знания;

2. Делать выбор заданий исходя из своих индивидуальных возможностей и способностей.

3. Принимать самостоятельные и ответственные решения;

4. Планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты;

5. Строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки не вредя своему здоровью и здоровью окружающих его и др.

Технология УД (Фирсова) как раз отвечает задаче, поставленной перед учителем.

Цель УД-научить всех обязательному уровню учитывая индивидуальные особенности и уровень интеллектуального развития каждого ребенка, создать условия для усвоения продвинутого и повышенного уровня для желающих, обеспечить системный подход в обучении и контроле, а значит в конечном итоге не оказывать негативного влияния на здоровье учащихся.

Данная технология позволяет использовать на уроках разноуровневые тесты, контрольные и самостоятельные работы, во внеклассных мероприятиях, на элективных курсах, в процессе работы с учащимися над проектами, учащимся предлагаются тоже задания разного уровня сложности.

В своей работе акцентирую внимание на следующие моменты :

1) Отслеживание соответствия санитарно-гигиеническим требованиям СанПиНов.

2) Постоянное внимание к охране зрения, проведение упражнений по гигиене зрения.

3) Проведение на каждом уроке физкультминуток .

4) Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании урока.

5) Обеспечение интереса к своему предмету и уроку.

6) Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими.

7) Приоритет методам самопознания и развития, свободного выбора перед методами принуждения.

8) Реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценки знаний учащихся.

9) Использование приемов мотивации, как внешней (оценка, похвала, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать).

  1. Обеспечение дифференцированного подхода ко всем учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным.

6.Результаты применения в учебном процессе здоровьесберегающих технологий.

Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:

  • Повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

  • Сохранению и укреплению физического здоровья детей.

65 % обучающихся классов посещают спортивные секции города и 85% детей посещают кружки ОФП , «Юный спасатель», «Танцы» в ДО школы в рамках реализации ФГОС. Исследование состояния здоровья учащихся показало, дети стали меньше болеть простудными заболеваниями;

  • Созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах.

  • Происходит снижение заболеваний опорно-двигательной системы.

  • Способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся. Есть

Лауреаты и победители Всероссийских дистанционных конкурсов; победители городских и школьных конкурсов.

  • Повышению уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.

  • Повышению уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.(приложение)

  • Повышению профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников

Таким образом, используемая система работы, способствует осознанию необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека; развитию у учащихся самостоятельности, целеустремлённости в учебно-познавательной деятельности и в решении учебно-практических задач; формированию ответственности, готовности преодолевать трудности, самостоятельно пополнять знания, заниматься самообразованием, самовоспитанием

7. Заключение.

Практическое значение моей методики в следующем:

Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет без каких- либо дополнительных материальных затрат значительно улучшить здоровье детей, а значит, и поднять уровень обучения за счет снижения утомляемости.

Как показывает моя практика, организация такой работы позволяет проводить оздоровительные мероприятия без ущерба для учебного процесса, способствует сохранению и укреплению здоровья, обеспечивает успешность обучения учащихся младших классов.

2) Данная система работы, программа "Воспитание культуры здоровья младших школьников" могут быть использованы учителями начальных классов в своей педагогической практике. Как показано выше, проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, социальные педагоги и другие специалисты, наряду с профилактикой, требуется совершенствование системы первичной диагностики состояния здоровья и разработка специальных методов ее осуществления. Я еще раз подчеркиваю мысль, что здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная и ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс его социализации и воспитания, осознования нового, более высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для создания основ душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. Образовательное учреждение сегодня становится важнейшим звеном социализации подрастающего поколения, взяв за ведущие принципы реализацию здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса и формирование здорового образа жизни, ориентированные на деятельность, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья.


Список литературы

1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. - 480 с.

2. Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996

3.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

4.Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

5Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. - М. : Вентана-Граф, 2008. - 112 с. - (Педагогическая мастерская).

6Наш выбор - здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 184 с.

7.Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. - М.: КНОРУС, 2006. С. 147

8Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - с. 62.

9.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.: АРКТИ, 2006.- 320с.

10..Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. -Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 285 с.

11.Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. - 220 с.

12.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

13..zpzr.ru/healthcare_education/



Перечень основных мероприятий по реализации

программы по здоровьесбережению на 2011-2015годы (начальная школа)

«Здоровье первоклассника» (1 класс)

Мероприятие, форма

Цель

Срок

Ответственный

Клас

сные часы

1.

Режим дня - основа жизни человека (беседа - игра)

Пробудить заботу о здоровье, осознать важность режима дня

Сентябрь

Классный руководитель

2.

Скуку простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье (практикум)

Обучить навыкам выполнения правильного пробуждения, выполнения гимнастики, массажа, правильного питания

Октябрь

Классный руководитель

3.

О Сидоре Пашке - ужасном замарашке (инсценировка)

Формировать гигиенические навыки

Ноябрь

Классный руководитель

4.

Если хочешь быть здоров (классный час)

Расширить знания личной гигиены, чистоты, аккуратности

Декабрь

Классный руководитель

5.

Зимушка - зима (час развлечений на прогулке)

Формировать навыки игры на улице

Январь

Классный руководитель

6.

Зимние затеи (спортивный праздник)

Формировать подвижно-игровые навыки

Февраль

Классный руководитель, родители

7.

Мойдодыр (беседа)

Вызвать интерес к вопросам здоровья, ответственность за состояние своего организма

Март

Классный руководитель

8.

Умеем ли мы правильно питаться? (беседа)

Формировать представление об основных питательных веществах и продуктах, их содержащих

Апрель

Классный руководитель

9.

Растемздоровыми (музыкально - спортивный час)

Формировать навыки игровой деятельности

Май

Классный руководитель






«Здоровый второклассник» (2 класс)

Мероприятие, форма

Цель

Срок

Ответственный

Клас

сные часы

1.

Осенний калейдоскоп (беседа о здоровой и полезной пище)

Пробудить заботу о здоровье, осознать важность правильного питания

Сентябрь

Классный руководитель

2.

Как сохранить зрение (беседа)

Познакомить с причинами глазных болезней и их профилактикой, разучить упражнения для профилактики глазных заболеваний

Октябрь

Классный руководитель

3.

Детские забавы (спортивно - развлекательный час)

Развивать спортивные способности у детей

Ноябрь

Классный руководитель

4.

Семь С (спортивные состязания)

Развивать силу, скорость, сообразительность, сноровку, смекалку, сплоченность и т.д.

Декабрь

Классный руководитель

5.

Растения и человек (интегрированный классный час)

Познакомить с понятием «кожа» и ее функциями, с правилами ухода за кожей с помощью лечебных растений

Январь

Классный руководитель

6.

Кулинарное путешествие по Простоквашино (инсценировка сказки)

Рассказать о пользе каши для здоровья, познакомить с традициями блюд русской кухни

Февраль

Классный руководитель,

7.

Поешь рыбки - будут ноги прытки (игра-конкурс)

Формировать представления о полезных свойствах рыбных блюд

Март

Классный руководитель

8.

Кулинарные традиции моей семьи (разработка проектов)

Формировать навыки сбора данных и оформления проектов

Апрель-май

Классный руководитель







«Здоровая пища третьеклассника» (3 класс)

Мероприятие, форма

Цель

Срок

Ответственный

Клас

сные часы

1.

Цена ломтика (беседа)

Расширить знания о пользе, ценности хлеба, воспитывать чувство бережного отношения к хлебу

Сентябрь

Классный руководитель

2.

Правила поведения в столовой (занятие - практикум)

Добиться уяснения учащимися правил поведения в столовой, проработать правила хорошего тона за столом

Октябрь

Классный руководитель

3.

Это удивительное молоко (занятие-исследование)

Расширить знания о пользе молока, молочных продуктов

Ноябрь

Классный руководитель

4.

Необычное путешествие в Страну чипсов и сухариков (игра)

Расширить знания о вреде данных продуктов

Декабрь

Классный руководитель

5.

Самые полезные продукты (театрализованный классный час)

Учить выбирать самые полезные продукты

Январь

Классный руководитель

6.

Что надо есть, если хочешь стать сильнее (беседа)

Формировать представление о связи рациона питания и здорового образа жизни

Февраль

Классный руководитель,

7.

Где найти витамины весной (игра-путешествие по станциям)

Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека

Март

Классный руководитель

8.

День рождения Зелибобы (герой улицы Сезам)

Закрепить полученные знания о правильном питании

Апрель

Классный руководитель

9.

Секреты поваренка (круглый стол)

Формировать представление о последствиях неправильного питания для организма

Май

Классный руководитель


«В четвертый класс со здоровьем» (4 класс)

Мероприятие, форма

Цель

Срок

Ответственный

Классные часы

1.

Учись быть здоровым (игра)

Способствовать осознанию необходимости бережного отношения к своему организму

Сентябрь

Классный руководитель

2.

Здоровяк предупреждает (игра - КВН)

Формировать у учащихся представления о том, что здоровье - главная ценность в жизни

Октябрь

Классный руководитель

3.

Кулинарные обычаи (игра - путешествие)

Закрепить знания о законах здорового питания

Ноябрь

Классный руководитель

4.

Питание и красота (кулинарный практикум)

Воспитывать культуру питания

Декабрь

Классный руководитель

5.

Спортивно - массовое мероприятие «Зимние забавы»

Формировать стремление к здоровому образу жизни

Январь

Классный руководитель, родители

6.

Удивительные превращения колоска (занятие - беседа)

Закрепить знания учащихся о значимости хлеба в рационе питания, прививать бережное отношение к хлебу

Февраль

Классный руководитель,

7.

Волк и семеро козлят на валеологический лад (музыкально-спортивный праздник)

Развивать ловкость, быстроту, скорость и других двигательных качеств

Март

Классный руководитель

8.

Кафе «Здоровейка» (разработка проектов)

Формировать у детей привычку правильно питаться

Апрель

Классный руководитель

9.

Кафе «Здоровейка» (защита проектов)

Май

Классный руководитель















Родительские собрания по программе здоровьесбережения в начальной школе :

Класс

Название

Форма, содержание

1 класс

Встреча взрослого и ребенка

Круглый стол, посвященный трудностям адаптационного периода

2 класс

Трудности обучения

Ослабленные дети, нервные дети, заикание у детей, леворукий ребе-

нок, дети с временной задержкой психического развития

3 класс

Секреты здоровья ребенка

Анкетирование детей и родителей, беседа врача

4 класс

Не запрет, а предупреждение вредных привычек

Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании





Анкета «Здоровье»

Фамилия, имя_______________ Возраст___________

1. Что такое «здоровье»?

2. Что, по-вашему, значит плохое здоровье?

3. Что, по-вашему, значит хорошее здоровье?

4. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

5. Почему люди болеют?

6. Что влияет на здоровье человека?

7. Говорите ли вы в школе о здоровье? О чем именно?

8. Говорите ли вы дома о здоровье? О чем именно?

9. Нравится ли вам говорить о здоровье?

10. Хватает ли вам информации о здоровье?

11.Следуете ли вы правилам здорового образа жизни? Каким именно?




© 2010-2022