«Род глаголов в прошедшем времени» (3 класс). УМК Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Квалификационные курсы: «Теория и методика преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»

(сроки проведения: 01.06.2015 - 11.06.2015)


ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА

Проект урока по теме: «Род глаголов в прошедшем времени»

Русский язык

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 176 Канавинского района, города Нижнего Новгорода

ФИО Варенова Татьяна Станиславовна

Квалификационная категория соответствие должности

Стаж работы учителем начальных классов 34 года

Контактный телефон сот. 89200305538

Н. Новгород

2015

ПРОЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Название учебного предмета - Русский язык 3 класс

УМК - Школа России

Тема урока - Род глаголов в прошедшем времени

Тип урока - Изучение нового материала

Задачи -

Обучающие:

1.Познакомить обучающихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.

2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

Развивающие:

1.Развивать мышление , память, монологическую речь ,воображение.

2.Совершенствовать умения работы с источником знаний ,навыки анализа, обобщения и т.п.

3.Развивать умения защищать свою точку зрения, коммуникативные навыки работы в группах.

Воспитательные:

1.Формировать культуру общения ,гуманные качества личности.

Диагностика:

  1. Общеучебные универсальные действия: универсальные логические действия (сравнение; анализ и синтез; классификация; обобщение; установление аналогий) - методики из диагностического альбома Н.Я.Семаго
Распределение учащихся по уровням развития универсальных логических действий

уровень

высокий

средний

низкий

Количество уч-ся:

(в классе 30 чел.)

7чел.

18 чел.

5 чел.

  1. Коммуникативные УУД: умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать правильность выполненного действия) - методики: «Выкладывание узора из кубиков», «Рукавички»
Распределение учащихся по уровням развития умения действовать по плану и планировать свою деятельность

уровень

высокий

средний

низкий

Количество уч-ся:

(в классе 30 чел.)

10 чел.

11 чел.

9 чел.


  1. Распределение учащихся по уровням развития согласования усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности

уровень

высокий

средний

низкий

Количество уч-ся:

(в классе 30 чел.)

13 чел.

12 чел.

5 чел.


Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: Дети имеют понятие о самостоятельных и служебных частях речи: им. сущ., им. прил., глаголе, союзе, частице, предлоге; о грамматических категориях: род, число; об изменении глаголов по временам, названия времён. Умеют решать следующие практические задачи: определять самостоятельные части речи; определять время глагола по вопросам. Умеют применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными орфограммами.

Планируемые результаты:

Предметные: Выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме; осознавать значение, передаваемое родовыми и личными окончаниями; понимать смысл соответствующих терминов. Сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам. Наблюдать за особенностями значений, передаваемых разными формами. Выявлять роль временных форм глаголов в речи; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность. Использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности. Выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения. Соблюдать литературные нормы в употреблении отдельных глаголов. Применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми орфограммами.

Метапредметные:

Познавательные (П): Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений; пользоваться для тех же целей словарями учебника. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную. Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения. Коммуникативные (К): Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения. Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения. Строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации. Регулятивные (Р): Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения. Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её. Личностные (Л): Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи. Элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи. Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.
Оборудование: Учебник Русский язык 3 класс 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, раздаточные карточки для индивидуальной работы, компьютер, проектор.

«Род глаголов в прошедшем времени» (3 класс). УМК Школа России«Род глаголов в прошедшем времени» (3 класс). УМК Школа России

Рисунок 1. Стр. 121, 122 учебника Русский язык 3 класс 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий



Этапы урока и хронометраж:

№ п/п

Этап урока

Хронометраж

Организационный момент

1 мин.

Мотивация к УД

2 мин.

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

5 мин.

Постановка учебной задачи

8 мин.

Решение УЗ («открытие» детьми нового знания)

9 мин.

Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)

7 мин.

Самостоятельная работа (закрепление способа действия)

9 мин.

Рефлексия УД.

3 мин

Домашнее задание

1 мин



№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.




Организационный момент

1мин.

Проверить подготовку детей к уроку.

-Ребята, записываем в тетради сегодняшнее число и классная работа.


2.


Мотивация к УД

2 мин. Цель:

создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

У.: Давайте отгадаем загадку и подумаем, о чём пойдёт речь на уроке.

(загадка на экране Слайд 1)

Что без меня предметы?

Лишь названья

А я приду - всё в действие придёт.

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт

Дети отгадывают, выдвигают предположения, рассуждают, делают вывод,что речь пойдёт о «глаголе».

Определять и высказывать правила поведения при совместной работе (Л)

Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им (К)

Продумывать последовательность действий на уроке. Осуществлять действия самоконтроля, оценивать свои достижения и трудности (Р)

У.: Давайте на уроке работать дружно, внимательно, бережно относясь к информации.

Дети напоминают правила поведения на уроке и способ записи самооценки каждого задания (в кружке на полях дети отмечают уровень понимания задания:

«!» - всё было понятно; «?» - появились вопросы, что-то нужно уточнить)

3.

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

5мин.

Цель: активировать обучающихся на получение новых знаний

У.: А сначала вспомним Что уже знаем.

Две группы ребят работают по карточкам .

Индивидуальная работа .

Задания записаны на карточках

1В*Запишите глаголы в настоящем времени по образцу (писать-пишу).

Кричать ,молчать, ловить, дрожать.

(выделить окончания)

2В**Запишите глаголы в прошедшем времени

Кричать , молчать, дрожать ,ловить,

Примечание

* Требуется помощь учителя

** Самостоятельное выполнение , по собственному плану

Взаимопроверка .

Покажите сигналом правильность выполнения (зелёный-всё верно, красный- есть ошибки)

У.: А, мы с вами давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. Блиц-опрос (Слайд 2) Глагол - это…….. Глаголы отвечают на вопросы…….


Глаголы обозначают……..

У.: Как определить время и число глагола? Чтобы это вспомнить запишем комментировано упр.214 Сделаем вывод (для тех кому трудно, воспользуемся подсказкой учебника стр. 121) (Слайд 3)


Дети изменяют глаголы в соответствии с установкой, рассуждают, действуют по установленному способу действия.



Проверка по карточке -помощи: Кричать - кричу (н.в.) Молчать - молчу (н.в.) ловить - ловлю (н.в.) дрожать - дрожу (н.в.)


















Часть речи
Что делает? Что делал? Что будет делать? И т.д.
Действие предмета










Род глагола в прошедшем времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу (Р)

Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию (П)

Соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении (К)

4.

Постановка учебной задачи

8мин.

Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог

У.: Хотите узнать больше о глаголах прошедшего времени?

У.: Прочитайте глаголы (на экране). Работаем в паре (Слайд 4):

Светил, светила, светило

Что в них общего?

Найдите отличия.

У.: Давайте сформулируем тему урока.

Посмотрите на экран (Слайд 5).


Ветер прилетел Метель прилетел Облако прилетел Птицы прилетел.

Проблемный диалог. У.: Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием? Почему?


У.: С чем ещё познакомимся на урок?

У.: Для чего нам это нужно знать?
У.: Давайте решим эту задачу Определите время глаголов
Как вы это сделали?

У.:Давайте добавим окончания к глаголам. Как будем рассуждать? У.: Обсудите в паре.

Молодцы

-поставьте сигнал на полях тетради всё ли вам понятно.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

У.: А теперь немного отдохнём (Слайд 6,7,8,9)

Мы немножечко устали,

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, потянитесь,

Приседайте ,приседайте,

Пошагайте ,пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите -ка в присядку;

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните.

У.: Кто услышал глаголы в форме прошедшего времени? Назовите их.

Да

Это глаголы прошедшего времени

Они имеют разные окончания.

Дети наблюдают за употреблением глаголов, сравнивают формы, определяют время

Д.: нет

Д.: слова не связаны по смыслу т.к. в глаголах нет окончаний

Д.: С окончаниями глаголов прошедшего времени.

Д.: чтобы их правильно писать.

Д.: прошедшее

Д.: по суффиксу -л- и по вопросам

Д.: Ветер прилетел Метель прилетела Облако прилетело

Птицы прилетели



Д.:

устали

встали

показали

Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи (Л)

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, планировать общий способ для её решения, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р)

Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П)

Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого этикета, высказывать свое мнение, выслушивать и понимать другие точки зрения (К)

5.

Решение УЗ («открытие» детьми нового знания)

9 мин.

Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог У.: Работаем в группах. Давайте вспомним правила работы: работаем дружно, сообща, доказываем друг другу своё суждение, находим правильный вариант.
адание для 1* группы

Упр. 216 стр.122

-Задание для 2** группы

Упр.217 стр.122

У.: Обсудите и сделайте вывод, как изменяются глаголы прошедшего времени.

Проверка с опорой на доску (от каждой группы представители работали у доски, 1 группа вместе с учителем)

У.: поставьте сигнал на полях, всё ли вам понятно.

У.: Сделайте вывод (Слайд 11, 12)

У.: Подтвердим, наш вывод , работая с правилом стр. 122 (учебник)




Д.:

Вывод: В результате наблюдений за глаголами формы прошедшего времени, я делаю вывод, что глаголы изменяются по родам и имеют окончания:

М.р- 0 окончание

Ж.р.-а

С.р.-о

Глаголы прошедшего времени

во множественном числе

имеют окончание -и.

Во множественном числе род

глагола не определяется.

Планировать общий способ действий, используя речь для регуляции своих действий(Р)

Слушать и понимать речь других, работать в группе, выполнять различные роли (К)

Вести целенаправленные наблюдения, извлекать информацию; читать учебник, слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений.

Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.

Ориентироваться в своей системе знаний (П)

6.

Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи

7 мин.

Цель: организовать первичное применение нового знания

У.: Замени глаголом следующие фразеологические обороты. (Работа в парах)+рабочий лист (Слайд 13)

Прикусить язык - замолчать.

Путаться под ногами - мешать.

Чесать языком - болтать.

Примечание.

На рабочем листе дается задание

У.: Что скажем о глаголах? - Образуйте и запишите от глаголов н.ф. глаголы прошедшего времени и выделите суффиксы. (Проверка в парах). Слайд 14, 15

У.: Какой вывод мы можем сделать?

У.: Попробуйте изменить их по родам. Устно по цепочке.

Слайд 16

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд (17-19)

Условие игры:

У.: Я читаю глаголы. Как только вы услышали глагол прошедшего времени - хлопаете в ладоши, а остальные топаем.

Читает, веселится, рисовал, бегает, умывается, спал, шьёт, вяжет, метёт, пил, резал, прыгает, едет, подпрыгивает, пишет, думал, лёг.

У.: Как узнавали глаголы прошедшего времени?


Д.:

Неопределенная форма

Д.:

Замолчал

Мешал

Болтал

Д.:

У глаголов прошедшего времени есть суффикс Л.

Замолчал, замолчало, замолчала

Мешал, мешало, мешала

Болтал, болтала, болтало


Д.:

рисовал

спал

пил

резал

Д.:

Вопросы, суффикс -л

Представление о богатых возможностях русского языка (Л)

Проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р)

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К)

Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, делать умазаключения, выводы, обобщения (П)

7.

Самостоятельная работ((закрепление способа действия)

9 мин.

Цель: закрепление нового способа действия

Упр. 218 делаем с опорой на правило на стр. 122 при проверке.

Дети изменяют глаголы в соответствии с установкой, действуют по установленному способу действия, рассуждают, читают и применяют рекомендации, советы (совет записан в учебнике).

Учение оформлять свои мысли в письменной форме (К)

понимать информацию, предоставленную в виде таблицы (П)

Осуществлять действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки (Р)

8.

Рефлексия УД

3 мин

Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию собственной учебной деятельности

У.: Предлагаю устно составить СМС сообщение другу. Что мы делали на уроке?

У.: Говорите только глаголы!

Слайд 20, 21

У.: В каком времени использовали глаголы?

У.: Что нового узнали о прошедшем времени глаголов?

У.: Что бы ещё хотели узнать о глаголах?

Дополните предложения:

Урок привлёк меня тем, что…

Урок показался мне…

Урок заставил задуматься о…

Посмотрите на отметки на полях и вспомните

-Какое у вас сейчас настроение?

Д.: Писали, думали, доказывали, объясняли, придумывали, говорили).

Д.: В прошедшем

Д.: Что гл. пр.вр. изменяются по родам, у глаголов прошедшего времени есть суффикс Л

М.р 0 окончание

Ж.р.-а

С.р.-о

Множ. ч. -и

Дети, отвечая на эти вопросы, систематизируют знания, выявляют новые сведения, выявляют трудности.

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности (Л)

Оценивать свои достижения и трудности (Р)

Выполнять анализ, умение делать выводы (П)

Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении (К)

9 Домашнее задание 1 мин. Цель: систематизация и дополнение знаний У.: с. 122 выучить правило, упр. №220 Слайд 22,23 Вот и кончился урок. Снова прозвенел звонок, Отдыхать мы можем смело, А потом опять за дело!

Ставить, понимать и сохранять учебную задачу. осуществлять действие самоконтроля (Р) Читать и понимать информацию, применять общий способ действия для решения конкретных практических задач (П)

Оценка проекта урока

Бланк №1

№ п\п

Порядковый № в схеме, данной в ч. 3

Параметр оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО 1

1 Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся

3


2

2 Реализация компетентностного подхода

2


3

3 Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность

2


4

4 Развивающая направленность заданий

2


5

6 Логика построения урока

3


6

7. Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора

3


7

8 Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора

2


8

9 Характер используемой наглядности

2


9

10 Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

3


10

12 Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей

2


11

13 Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

3


12

14 Постановка учебных задач. Организация целеполагания

3


13

15 Формирование познавательных УУД

2


14

16 Формирование регулятивных УУД

2


15

17 Формирование коммуникативных УУД

2


Всего баллов

38



Максимальная сумма - 45 баллов (разработанный урок полностью соответствует ФГОС), минимальная - 15 баллов (урок является традиционным). Анализ соответствия структурных частей проекта урока

Бланк №2

№ п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы

2


2

Качество диагностического блока проекта

2


3

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

3


4

Соблюдение требований к плану урока

3


5

Качество теоретического обоснования

2


6

Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)

2



Для оценивания используется следующая шкала: 3 - соответствует требованиям, 2 - частично соответствует, 1 - минимально соответствует, 0 - полностью не соответствует. Максимальная сумма - 18 баллов, минимальная - 6 баллов.

Таким образом, оценка проекта урока и структурных частей проекта урока в сумме может составить 63 балла максимально.

Критерии оценки зачетной работы преподавателем НИРО:

  • менее 31 балла - не зачтено

  • 32 - 45 - зачтено с замечаниями

  • 46 - 63 - зачтено

Литература:

  1. Канакина В.П., Горецкий. Учебник Русский язык 3 класс 2 часть. - М., Просвещение, 2013

  2. Дмитреева О.И. Поурочные разработки по русскому языку 3 класс. К УМК «Школа России». - М.ВАКО. 2014

  3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М., 2010

  4. Деменева Н.Н. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС. - М., 2012

  5. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. - В., 2013

  6. Поташник М.М. Требования к современному уроку. - М., 2013

  7. Методическое пособие. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. - М.2013



© 2010-2022