- Преподавателю
- Начальные классы
- ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мышак Л.М. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46 г. Тверь
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ:
«Компетентностный подход. Формирование ключевых компетентностей у младших школьников на уроках математики»
Автор:
учитель начальных классов
высшей категории МОУ СОШ № 46 г. Тверь
Мышак Любовь Мухамедальевна
Адрес учреждения:
170026 г. Тверь ул. Фарафоновой, д.26.
тел. (84822) 52-53-30
Адрес автора:
170039, ул. Благоева, д.76, кв.43
тел (84822) 52 - 77 - 28
1. Введение. Модернизация системы образования на современном этапе, особенно в отношении начальной школы базируется на сложном, но необходимом переходе на компетентностное образование, как важнейший его результат и совершенствование системы реализации выполнения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, которые в отношении начальной школы утверждены и приняты к реализации через требования к их реализации. При этом меняются значимо требования к выполнению образовательных стандартов:
- Требования к содержанию (вариативность, свобода выбора программ).
- Требования к результативности: не только тесты, но и исследования, проекты, защита рефератов.
- Требования к условиям: условия обучения, технологии, проблемно - диалогическая форма работы.
- Определять цель предложенных заданий;
- выделять основную проблему представленного материала;
- приводить доводы, аргументы и доказательство какой-либо известной точки зрения;
- обосновывать свою точку зрения, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов;
- понимать зависимости, выраженные в графической форме (диаграммы, графики) или в виде таблиц;
- извлекать нужную информацию из текста (таблиц, графиков) для решения практической задачи;
- обобщать факты и делать вывод;
- анализировать имеющиеся факты или высказывания и делать на основе анализа выводы, объясняющие что-либо.
- различать мнения и факты в высказывании;
- осуществлять выбор из нескольких альтернатив;
- искать закономерности, тенденции на основе имеющихся фактов;
- определять причинно - следственные связи различных фактов и явлений;
Прежде всего, отметим, что ориентированное на компетентности образование (образование, основанное на компетенциях: competence-based education - СВЕ) формировалось в 70-х годах в Америке. Таким образом, в 60-х годах прошлого века уже как бы было заложено понимание рассматриваемых сейчас особенностей понятия «компетентности», где последнее и трактуется нами как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека (качества личности). Под ключевыми компетентностями здесь понимается целостная система универсальных представлений, отношений и стратегий деятельности, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Д.Б. Эльконин (доктор психологических наук, профессор, вице-президент Международной ассоциации развивающего обучения, г. Москва) представляет компетентность как радикальное средство изменения формы образования. Анализ работ по проблеме компетентности (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Н. Куницина, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Н.А. Гришанова и др.) позволяет условно выделить три этапа становления СВЕ-подхода в образовании. Первый этап (1960-1970 гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории «компетентность». При этом, для нас важно разделять в педагогической практике понятия компетентность и компетенция. Проведя обзор доступной литературы, нами было выявлено это различие. Компетенцией называется сфера деятельности человека, его профессиональные направления работы, а качество личности человека (в различных направлениях) определяются как компетентности. Второй этап (1970-1990 гг.) характеризуется использованием категории компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), а также профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению; разрабатывается содержание понятия «социальные «компетентности». Джон Равен пишет: «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и социального, должна это учитывать. <…> Те, кто заинтересован в развитии компетентности, обязаны помочь людям задуматься о том, как должны функционировать организации и как они функционируют на самом деле, задуматься о своей роли и о роли других людей в обществе». В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», появившейся в Лондоне в 1984 г., дается развернутое толкование компетентности. Это явление «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения». При этом, как подчеркивает Дж. Равен, «виды компетентности» суть «мотивированные способности». Ниже приводится в сокращении список 37 видов компетентностей, по Дж. Равену:
- тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели;
- тенденция контролировать свою деятельность;
- вовлечение эмоций в процесс деятельности;
- готовность и способность обучаться самостоятельно;
- поиск и использование обратной связи;
- уверенность в себе;
- самоконтроль;
- адаптивность: отсутствие чувства беспомощности;
- склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию;
- внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;
- самостоятельность мышления, оригинальность;
- критическое мышление;
- готовность решать сложные вопросы;
- готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство;
- исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих);
- готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск;
- отсутствие фатализма;
- готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;
- знание того, как использовать инновации;
- уверенность в благожелательном отношении общества к инновациям;
- установка на взаимный выигрыш и широта перспектив;
- настойчивость;
- использование ресурсов;
- доверие;
- отношение к правилам как указателям желательных способов поведения;
- способность принимать решения;
- персональная ответственность;
- способность к совместной работе ради достижения цели;
- способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;
- способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
- стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников;
- готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения;
- способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;
- способность эффективно работать в качестве подчиненного;
- терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих;
- понимание плюралистической политики;
- готовность заниматься организационным и общественным планированием.
- компетентности, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов критического суждения в отношении информации, распространяемой масс - медийными средствами и рекламой;
- способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни».
Целями данного исследования являются изучение на теретическом уровне понятия «компетентность» и возможность её применения у младших школьников с учетом их интеллектуального развития при формировании математического мышления. Задачи:
- Изучить понятие компетентность, историю его возникновения;
- Изучить методологические основы компетентностного подхода в образовании.
- Дополнить данное представление сведениями о развитии интеллекта ребенка.
- Спроецировать данные понятия на математическое образование в начальной школе.
- Представить материалы о компетентностном подходе в обучении математике.
- Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности:
- компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
- компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка),науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
- компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;
- компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);
- компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.
- компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.
- компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
- компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.
- компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
- компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
- компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность;
- владение электронной, интернет-технологией.
Такая группировка позволила структурировать существующие подходы к названию и определению ключевых компетентностей и представить их совокупность схематически. А.В. Хуторской выделил обособленную группу компетентностей, назвав их образовательными. Образовательная компетентность, по мнению А.В. Хуторского, - это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к реальной действительности Определив понятие образовательных компетентногстей, следует выяснить их иерархию. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:
- ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
- общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
- Аналитико - деятельностная компетентность. Это компетентность в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетентность обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной или иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. В эту компетентность входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
- Прогностическая компетентность. Это совокупность компетентностей ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетентности определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. Это означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
- Информационная компетентность. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её, т.е. ориентироваться в современном информационном потоке. Эта компетентность обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.
- Коммуникативная компетентность включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Чтобы освоить эту компетентность в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
- Компетентность личностного самосовершенствования и рефлексии направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. С другой стороны человек должен научиться формировать собственные отношения к явлениям и событиям, анализируя их и эмоционально отражаявозникшие отношения. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетентности относятся половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
нахождение площади квадрата разными способами, где разными способами находятся площади. Дети должны придти к выбору самого рационального способа.
Работа началась с открытия конкурса: кто больше найдет способов сосчитать площадь квадрата 5×5.
1 способ. Начерти на клетчатой бумаге квадрат 5×5. Сосчитай число клеток в нем, складывая полоски по 5 клеток:
5+5+5+5+5=
2 способ. Может быть, проще просто подряд пересчитать клетки квадрата?
Занумеруй клетки в любом порядке и пересчитай их.
-
1
3способ. Разбей квадрат 5×5 на уголки. Сосчитай число клеток в каждом уголке и сложи эти два числа:
1+3+…
Сосчитай таким же способом площадь квадрата 6× 6.
4 способ. В квадрате 5×5 закрась клетки по диагонали. Сосчитай число клеток, которые находятся под закрашенными клетками:
1+2+…+…= □
Составь равенство для подсчета числа клеток в квадрате 5×5;
5ˑ5=2ˑ□+O
Какое число надо поставить в круг? Что оно обозначает?
Проведя исследовательскую работу, дети приходят к выводу о самом рациональном способе нахождения площади квадрата. Таким образом, прогностические задачи, носят всегда поисково - исследовательский характер, что является развивающим моментом для детей 3 класса. Информационная компетентность. Данная компетентность формируется уже в 1классе, т.к. она подразумевает использование ребёнком различных информационных ресурсов. Необязательно использовать ресурсы Интернет, ведь можно начинать и с газетных вырезок. Главное соблюсти последовательность усложнения заданий от урока к уроку. Так же здесь важен и индивидуальный подход к каждому ученику. Необходимо учитывать его возможности, как физические, так и интеллектуальные. Ученикам уже с первого класса предлагается проектная деятельность. Темы самые разнообразные «Мое любимое число», «История счета» «Свойства площади» и т.д. В 1-2 классах даются подсказки ученикам об источниках информации, о моделях проектов. К 3-4 классу создание проектов принимает все более усложненный и самостоятельный характер, Также мы вводим «Уроки математической истории», где ребята узнают об истории возникновения счета, о великих математиках, об истории создания календарей и т.д. На этих уроках ребята выполняют математические задания. Например, на уроке по теме «Как умножали в Древнем Египте» предлагаются следующие задачи: 1.Вычисли произведения в каждом столбике. Понаблюдай, как изменяются множители. Сделай вывод. а) 4ˑ5 б) 8ˑ3 2ˑ10 4ˑ6 1ˑ20 2ˑ12 2. Вычисли египетским способом произведения: 4ˑ13 8ˑ12 16ˑ6
Ученикам 3-4 классов могут быть предложены задания подобного типа: «С помощью Интернета найдите и распечатайте с помощью принтера любую информацию о древнегреческом учёном Пифагоре». Далее работа на уроке, посвящённом Пифагору, будет строиться на основании того материала, который найдут дети. Таким образом, главной задачей урока будет не изучение личности Пифагора, а становление (или совершенствование) умений работы с информационными ресурсами. Через решение задач об информационных технологиях учащиеся знакомятся с работой компьютера. Например, «В папке « Коля» - 140 файлов, а папке « Вася» - 100. Все файлы разложили в 6 папок так, что число файлов в этих папках оказалось одинаковым. Сколько файлов в одной папке?» Или « В папке « Маша» содержится 5 папок. В первой папке - 6 файлов, а в каждой следующей на 9 файлов больше, чем в предыдущей. Все файлы распределили в 4 папки поровну. Сколько файлов получилось в каждой папке?» Таким образом, реализация данной компетентности, после предварительной подготовки учителя и учеников, вполне возможна и на уроках математики. Коммуникативная компетентность. Данная компетентность формируется на уроке через технологию сотрудничества. Практически на каждом уроке предусматривается работа в парах, где в процессе дискуссий рождается правильный ответ, который надо обязательно обосновать, доказать. В условных обозначениях существует специальный значок, который так и называется «работа в парах». Для работы в парах предлагаются такие задания: 1.Выбери одну из задач а) или б). Попробуй составить к ней краткую запись. Покажи ее товарищу. Проверьте, можно ли восстановить задачу по краткой записи. а) На поляне росло 15 грибов - сыроежки, подберезовики и лисички. Коля нашел 2 гриба, а Маша 5. Сколько грибов осталось на поляне? б) Коля и Маша пошли по грибы. Они нашли 3 белых,5 подосиновиков, а остальные рыжики. Сколько рыжиков нашли дети? 2. Вспомните свойства противоположных сторон прямоугольника. Составьте разными способами выражение для вычисления периметра прямоугольника. 14м
- 4м
Друзья купили компьютерную игру за 360рублей. Петя внес 110 рублей, Вася -66рублей, Коля принес 84 рубля. По сколько рублей надо внести каждому мальчику для покупки игры и при этом вносимые суммы должны быть равными?
Собираясь в поход, мальчики купили продукты, причем Коля внес 45 рублей, а Петя 13 рублей. На какую сумму купили продукты мальчики, и сколько рублей Петя должен Коле? Рефлексивная компетентность. Данная компетентность формируется через рецензирование и обсуждение хода решений задач одноклассников, через проверочные тесты и через задачи, направленные на формирование функциональной грамотности (заботы о здоровье, самообслуживание и т.д. со скрытой информацией. «Известно, что ученик 2-го класса должен спать 10 часов в сутки. Сколько в этом случае часов он будет бодрствовать?». Или «У двух мальчиков вместе вымазано 17 пальцев. Но у каждого есть хотя бы один чистый палец. Сколько пальцев вымазано у каждого из них?» Или такая задача «У людоеда было 32 зуба. Он пытался перекусить металлическую игрушку и сломал 21 зуб. Сколько теперь зубов у людоеда?» Таким образом, работая над данными задачами, ребёнок невольно усваивает общепринятые гигиенические нормы. Задачи со скрытой, неявной информативной частью не сложны в работе и данный прием вполне применим в школе. Важно только при подведении итогов урока акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и на общекультурных.
В УМК «Планета знаний» тестовые задания включены в программу по математике. В рабочих тетрадях к учебнику М.И. Башмаковой, М.Г.Нефедовой «Математика» даны тесты ко всем изучаемым темам.
Тест 1 РАЗРЯДНЫЙ СОСТАВ ЧИСЕЛ
Выбери правильный ответ и обведи его.
1. В числе 845...
-
Четыре сотни. (С) Пять сотен.
-
Восемь сотен. (D) Ноль сотен.
-
Число пятьсот восемьдесят записывается цифрами так:
(А) 508 (В) 580 (С) 58 (D) 518
-
Число 420 читается так:
-
Четыре двадцать. (С) Четыреста два.
-
Сорок два. (D) Четыреста двадцать.
4. Какое число получится в сумме?
300 + 7
(А) 3007 (В) 37 (С) 307 (D) 370
5. Определи самое большое число в ряду чисел:
216, 206, 261, 260, 600, 620, 612.
(А) 261 (В) 600 (С) 612 (D) 620
6. В ряду чисел перед числом 900 стоит число...
(А) 99 (В) 899 (С) 999 (D) 901
Тест 5
ЗАДАНИЯ НА МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
Выбери правильный ответ и обведи его.
1. Верны ли равенства?
57 + (13 + 24) = 70 + 24 4 - 35 = (4 • 5) • 7
-
Оба равенства верны. (С) Верно только второе
-
Верно только первое. (D) Оба неверны.
2. Верно ли умножили сумму на число?
(50 + 8) • 6 = 300 + 8 = 308
(А) Верно. (В) Неверно. (С) Не знаю.
3. В каком случае верно записано продолжение равенство?
(40 + 36): 4 = . (А) 40 + 9 (В) 10 + 36 (С) 10 + 4 (D) 10 + 9
4. Между цифрами числа 2009 поставили знаки действий:
2-0 + 0-9. Что получили?
(А) 29 (В) 11 (С) 2 (D) 0 5. Алёша истратил 77 р., Боря - на 52 р. меньше, а Витя - втрое больше, чем Боря. В каком случае ребят записаны в порядке увеличения расходов?
-
Алёша, Боря, Витя. (С) Боря, Витя, Алёш
-
Боря, Алёша, Витя. (D) Витя, Боря, Алён
(А) Маша. (В) Лена. (С) Одинаково. (D) Не знаю. Без сомнения, формирование компетентностей процесс постепенный и многофакторный. Он происходит через современные образовательные технологии, обеспечивающие совпадение предметных (то, что учитель должен и может дать ученику) и личностных (то, что ребенок желает и может взять от учителя) дидактик, а также стилей обучения и учения ученика и учителя. Причем образовательные технологии должны соответствовать возрасту и развитию интеллекта ребенка, а для начальной школы должны иметь игровой и развивающий характер. В данной работе мы показали лишь отдельные примеры, позволяющие, начиная с начальной школы от знаний умений и навыков перейти к формированию определенных качеств личности и её интеллекта и от вопроса ребенка: «Что делать» к формированию у него вопроса: «Как делать?» Таким образом, смена парадигмы образования должна привести к более активному формированию логических структур интеллекта и как следствие, более эффективному развитию целостного математического мышления.