• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 2 класса начального общего образования (заочная форма обучения) на 2015– 2016 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 2 класса начального общего образования (заочная форма обучения) на 2015– 2016 учебный год

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2»





Рассмотрено:

на МО учителей

гуманитарного цикла

Протокол № 1 от 23.08.2015г.

Согласовано:

Зам. директора по МР

Протокол № 1 от 25.08.2015 г.

Утверждено:

Приказ директора школы

№ 18 от 31.08.2015 г.




Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»

для 2 класса

начального общего образования

(заочная форма обучения)

на 2015- 2016 учебный год



Составитель: учитель Ванина В.А.














Шипуново 2015




Содержание программы:

1.Пояснительная записка _________________________________________________2

2.Общая характеристика учебного предмета _________________________________4

3.Место предмета в учебном плане_________________________________________6

4. Планируемые образовательные результаты_________________________________6

5.Содержание учебного предмета__________________________________________10

6.Календарно-тематическое планирование (приложение)_______________________15

7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение________________41

8.Лист внесения изменений в рабочую программу_____________________________42










1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» 2 класс разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык» Канакиной В.П. /Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России», 1-4 классы.- М.:Просвещение, 2015./

Нормативная основа -Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089); -фундаментальное ядра содержания начального общего образования; -учебный план КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утвержден приказом директора школы от 31.08.2015г. № 18); -годовой календарный график школы (принят на заседании педсовета протокол №1 от 28 августа 2015г.); -Положение о рабочей программе КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 (утверждено приказом директора школы от 31.08.2015 г. № 18); -Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.03.2014г. № 253); -Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»; -основная образовательная программа начального общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждена приказом директора школы от 31.08.2015 г. № 18); -Положение о промежуточной и итоговой аттестации учащихся КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 (утверждено приказом директора школы от 30.08.2013 г. № 21); -примерная программы начального общего образования по русскому языку 1-4 классы (стандарты второго поколения) М.: Просвещение, 2012г. -Программа развития и формирования универсальных учебных действий; -Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: -ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
-формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Ценностные ориентиры содержания курса.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

2. Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика курса

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурной речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации.

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико - моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком- его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур - формируется языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования
позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Способы проверки и оценки результатов обучения учащихся по данной программе

Контроль уровня достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктан­тов, грамматических заданий, контрольных списывании, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических яв­лений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктат, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных пра­вил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, об­наруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и пере­давать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Текстовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности уме­ния использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют авторской программе и требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

3. Место учебного предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 170 часов, из расчёта 5 часов в неделю для обязательного изучения русского языка во 2-м классе начальной школы. Согласно учебного плана школы на изучение предмета отведено 3 часа в неделю, 105 часов в год согласно календарному учебному графику. зучение курса планируется за счёт уплотнения материала и самостоятельной подготовки учащихся.

4.Планируемые образовательные результаты В результате изучения курса «Русский язык» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты: личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
б. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.


Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения русского языка во втором классе дети научатся:

  • понимать, что предложение - это основная единица речи;

  • понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

  • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

  • различать главные члены предложения;

  • понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

  • различать словосочетание и предложение;

  • понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

  • понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога, местоимения;

  • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

  • понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

  • различать деление слов на слоги и для переноса;

  • понимать влияние ударения на смысл слова;

  • различать звуки [и] и [й'] и буквы, их обозначающие;

  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости;

  • обозначать мягкость согласных на письме;

  • понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

  • верно употреблять прописную букву;

В результате изучения русского языка во втором классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выразительности, грамматической правильности речи, развития активного словаря;

  • составления предложений на заданную тему;

  • употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

  • оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);

  • самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);

  • орфографической грамотности речи учащихся;

  • проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова с помощью изменения числа и подбора однокоренных слов;

  • деления слов на слоги и переноса слов;

  • правильного написания слов с буквой Й;

  • обозначения мягкости согласных на письме;

  • написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;

  • употребления прописной буквы в именах собственных;

  • работы со словарём (использование алфавита);

  • каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;

  • письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

Контроль уровня подготовки обучающихся.

Контроль уровня подготовки обучающихся зафиксирован в учебно-тематическом плане.

Материалы контроля включают систему контролирующих измерителей, позволяющих оценить уровень и качество предметных, метапредметных результатов обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения учебного предмета.

Критерии и нормы оценки умений и знаний обучающихся, которые определяются применительно к формам контроля.

Методическое письмо №1561\14-15 от 19.11.98.

Методическое письмо разработано с учётом современных требований к деятельности учителя начальных классов в 4-х летней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения.

Оценка письменных работ по русскому языку

Диктант

Объем диктанта:

1-й класс- 15-17 слов.

2-й класс - 1-2 четверть - 25-35 слов.3-4 четверть - 35-52 слова.

3-й класс - 1-2 четверг - 45-53 слова.3-4 четверть - 53-73 слова.

4-й класс - 1-2 четверть - 58-77 слов.3-4 четверть - 76-93 слова.

Оценки.

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учет ошибок в диктанте:

1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо«д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается:

1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Примечание

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как кон­трольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфи­ческий навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только ко­личество, но и характер ошибок.

Грамматическое задание

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет ис­правлений.

«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправ­ления.

«3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.

«2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4 классы)

Словарный диктант

Объем:

2-й класс - 8-10 слов.

3-й класс- 10-12 слов.

4-й класс - 12-15 слов.

Оценки:

«5» -без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление.

«2» -3-5 ошибок.

ТЕСТ

Оценки:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий. «4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

Изложение

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, до­пущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыс­лей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографи­ческих ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нару­шена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь меж­ду частями, отдельными предложениями, крайне однообразен сло­варь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

«1» - совсем не передан авторский текст, 9 и более орфографи­ческих ошибок.

Примечание

Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обу­чающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются толь­ко за «контрольные» изложения.

5. Содержание учебного предмета Содержание курса «Русский язык» 3 класс Виды речевой деятельности Слушание.Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение.Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение.Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информаии, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). Систематический курс Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки суффикса, основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Морфология. Части речи. -Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3 - му склонению. -Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на - ий, - ья, - ов, - ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Местоимение. Общее представление о местоимении. -Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения 1, 2 спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. -Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок. -Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица. Частица не, ее значение. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов с союзами и, а, но.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
- сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щув положении под ударением;
- сочетания чк - чн, чт, нч, щни др.;
- перенос слов.
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;

- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;

- мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (речь, рожь, мышь)

- безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на - мя, - ий, -ье, - ия, - ов, -ин);

- безударные падежные окончания имен прилагательных;

- раздельное написание предлогов с именами существительными;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

- раздельное написание частицы не с глаголами;

- мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа;

- мягкий знак в глаголах в сочетании - ться;

- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки; - знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений).













6. Календарно - тематическое планирование 2 класс

Учебно-тематический план 2 класс

Раздел

Количество часов в рабочей программе

Контрольные работы

Проверочные работы

Развитие речи

Проект

Наша речь.

Текст.

1

Предложение

1

1

Слова, слова, слова…

14ч

1

3


Звуки и буквы.

43ч

2

2

10

3

Части речи.

42ч

2

5

9

Итого:

105ч






























Используются материалы Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы, Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 1-2 классы

Календарно-тематический план.

2 класс

уро

ка

Дата

план

Тема (раздел),

кол-во часов

Планируемые результаты

Основные виды

учебной деятельности учащихся

Дата

факт

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

Личностные результаты

Наша речь - 2ч

1

Язык и речь, их значение в жизни людей.

Виды речевой деятельности.

сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания.

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

обеспечить возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык».

Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности.

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении; анализировать речь людей; наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать ее»

2

Диалог и монолог

Текст -2ч.

3

Текст

Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Речевая и языковая темы рассматриваются на едином речевом материале об умении читать.

Отличать текст от отдельных слов и предложений

4

Части текста. Развитие речи (сставление рассказа по рисунку и опорным словам)

Учить устным связным высказываниям о детских забавах, о прочитанной книге правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Определять тему, главную мысль. Осмысленно читать текст

Предложение - 9ч

5

Предложение как единица речи

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и Различать на слух набор предложений и текст.

Понимать тему и особенности строения текста с помощью плана-вопросника предложенных текстов.

Углубить представление о слоговом строении слов, о возможной структуре слога русского слова, о выделении голосом при произнесении слова одного из слогов (ударного слога).

Выделять предложения в потоке речи

6

Предложения, различные по цели высказывания. Логическое ударение в предложении

осознавать роль языка и речи в жизни людей

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Отличать предложение от набора слов

7

Знаки препинания конца предложения

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак),

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

Находить в предложении главные члены предложения

8

Главные члены предложения (основа).

9

Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Называть признаки предложения.

Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение.

Составлять схемы предложений и предложения по схемам.

Списывать предложения, правильно оформлять

их на письме.

10

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях) в словаре;

применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов

Находить в предложении главные члены предложения

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

11

Распространённые и нераспространённые предложения

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией

предложения.

Читать предложения с разной интонацией

Уметь распространять предложения по вопросам

12

Связь слов в предложении.

Формировать умение составлять текст об осени (устно и письменно) на основе наблюдения, воображения

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли

(лидера, исполнителя).

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия текста;

Составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме

13

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

Сочинение («приведение мыслей в порядок»)

14

Проверочная работа по теме «Предложение

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику и электронному приложению

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры,

Обнаруживать и объединять разные признаки для квалификации предложения как коммуникативной единицы языка

Слова, слова, слова…- 14ч

15

Назывная функция слова.

Однозначные и многозначные слова.

Дать общее понятие о лексическом значе-нии слова и его особенностях посредством анализа вводной (презентативной) таблицы. Познакомить с толковыми словарями, в которых разъясняется лексическое значение слова, в частности, со словарём В.И. Даля.

Углубить представление о пословицах как «лучших примерах живой мудрой народной речи» (по Далю). Упражнять в выявлении особенностей значения русского слова многозначности, переносного значения, синонимов, антонимов, омонимов

Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка

Различать слова разных тематических групп

16

Прямое и переносное значение слов.

Толковый словарь

Орфографический словарь

овладение функциональной грамотностью; понимание и анализ текстов

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Различать многозначные и однозначные слова

17

Развитие речи. Наблюдение за переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли

(лидера, исполнителя).

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других

Дать представление о многозначности слов

18

Синонимы.

Антонимы.

Словарь синонимов

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли

(лидера, исполнителя).

Различать на слух набор предложений и текст.

Понимать тему и особенности строения текста с помощью плана-вопросника

Определять лексическое значение синоним

Писать изложение по вопросам учителя, отбирать слова для ответа

19

Расширение представлений о предметах и явлениях через лексику слов. Работа со словарями.

20

Развитие речи.

Изложение текста по данным к нему вопросам.

21

Анализ изложения. Родственные (однокоренные) слова.

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли

(лидера, исполнителя).

Повторить признаки текста в отличие от набора отдельных предложений. Упражнять в делении текста на предложения, в составлении текста из предложений, восстановлении их логической последовательности с опорой на план-рисунки (устно), в редактировании текста

22

Корень слов (первое представление).

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

Подбирать однокоренные слова и правильно их записывать

Находить в тексте однокоренные слова

23

Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями.

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

выразительно читать и пересказывать текст;

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слов

Наблюдать над однокоренными словами.

Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).

24

Выделение корня в однокоренных словах.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков.

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

Находить корень слова

Определять в слове слоги, составлять из слогов слова, а из слов предложения

Определять ударение в слове

25

Словесное и логическое ударение в предложении.

Словообразующая функция ударения.

Перенос слов по слогам.

Орфоэпический словарь - осознавать роль языка и речи в жизни людей;

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:

Углубить представление о слоговом строении слов, о возможной структуре слога русского слова, о выделении голосом при произнесении слова одного из слогов (ударного слога)

Наблюдатьза ролью словесного ударения, правильно произносить слова (в соответствии с акцентологическими нормами).

26

Развитие речи.

Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику и электронному приложению

учиться работать по предложенному учителем плану.

Составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме

Устанавливать связь между предложениями

27

Проверочная работа по теме «Слова, слова, слова»

Звуки и буквы - 43ч

28

Анализ контрольной работы. Звуки и буквы

Словари, справочники

Энциклопедии

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику и электронному приложению

Систематизировать сведения о звуковой системе русского языка с помощью таблицы, отдельные разделы которой нужно «заполнить» детям. Упражнять в выявлении смыслоразличительной роли звуков/букв, в отчетливом произношении звуков в словах.

Различать звуки и буквы.

Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы.

Соотносить количество звуков и букв в словах, объяснять причины расхождения количества звуков и букв.

Производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов.

Преобразовывать звуковой образ слова в буквенный.

Синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв.

Правильно называть буквы алфавита

Познакомить с алфавитным расположением слов в энциклопедии

29

Знание алфавита и его значение в русском языке.

Развитие речи (составление рассказа по репродукции картины и опорным словам)

30

Проверочная работа по теме «Алфавит»

31

Роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки.

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов.

Распознавать гласные звуки по их основным признакам

32

Развитие речи (работа с текстом. Запись ответов на вопросы по тексту)

33

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей

Преобразовывать звуковой образ слова в буквенный.

Синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв.

Определять положение заданной буквы в алфавите.

Показывать соответствие гласного звука и буквы

34

Особенности проверяемых и проверочных слов.

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:

Подбирать проверочное одно-коренное слово

35

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным).

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части. Ввести термины «корень», «однокоренные слова».

Формировать умение определять однокоренные слова по двум признакам - общая часть (внешняя) и общность смысла. Показать отличие от слов с омонимичными корнями (водица, водиться)

Накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове.

Квалифицировать объект (корень слова) с позиций совокупности его отличительных признаков

Различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы.

Уточнять значения слов с помощью этимологического словаря

Обосновывать правильность написанного

36

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова

37

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова

38

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

организация работы в парах и малых группах.

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре

Развивать навык правильного написания слов с безударным гласным звуком в корне

39

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые

орфограммы

Работа с орфографическим словарём

Обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки.

Синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы.

Продумывать алгоритм (порядок) проверки орфограммы.

Действовать по алгоритму при решении орфографической задачи

Дать общее представление об орфограмме

40

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей

Совершенствовать навык правописания слов с безударной гласной в корне

41

Проверочный диктант по теме

«Безударный гласный звук».

организация работы в парах и малых группах.

правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ста вить ударение, различать ударный и безударные слоги

Обобщить полученные знания

42

Анализ диктанта.

Развитие речи (коллективное составление рассказа по репродукции картины)

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей

Рассматривать картину и составлять по ней текст

43

Признаки согласного звука. Его роль в слове.

Развитие речи (восстановление деформированного текста по рисунку)

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Выделять новые случаи, позиции обозначения твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова

Устанавливать причины «неподчинения» ряда фактов написания общему принципу обозначения звуков на письме

Уточнить общее представление о согласных

44

Согласный звук «й» и буква «и краткое»

организация работы в парах и малых группах.

Уточнить представление о согласном звуке й

45

Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Развитие речи (коллективное составление рассказа по репродукции картины)

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей

Произносить слова с двойными согласными и писать их под диктовку

46

Проект «И в шутку, и всерьёз»

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова

Определять тему картины, писать сочинение по опорным словам

47

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и,е,ё,ю.

48

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными

Повторить употребление мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком. Упражнять в использовании мягкого знака после л (перед твёрдыми и перед мягкими согласными)

Писать слова с изученными орфограммами

49

Развитие речи.

Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.

50

Проект «Пишем письмо».

51

Буквосочетание чк, чн, чт, щн, нч

осознавать роль языка и речи в жизни людей

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

Писать слова с буквосочетаниями

52

Развитие речи

Работа с текстом.

Проект «Рифма».

Формировать умение письменно излагать содержание авторского текста по готовому плану-вопроснику, а также редактировать свой текст.

Примечание. Текст воспринимается визуально.

Воспроизводить содержание чужой речи с опорой на подробный план-вопросник устно и письменно

Делить текст на части, составлять план

53

Правописание буквосочетаний жи-ши,чу-щу,ча-ща.

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать

решать орфографические задачи (обнаруживать звуки в слабых позициях и выбирать буквы для их обозначения) с опорой на памятку.

Упражнять в решении орфографических задач при записи слов по слуху (диктовке, записи слов по рисункам, отгадок)

Обобщить изученные орфограммы

54

Проверочный диктант по теме: «Правописание сочетаний чк,чн,чт,жи-ши, ча-ща, чу-щу».

писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают

Развивать умение распознавать орфограммы

55

Анализ диктанта.

Развитие речи

Работа с предложением и текстом.

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

Повторить известные орфограммы в корне через призму нового понятия - орфограмма. Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками

Развивать умение распознавать орфограммы

56

Звонкие и глухие согласные (парные и непарные) и их обозначение буквами.

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

Наблюдать за написанием и произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова.

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами

Уточнить представление о парных со Ориентироваться в новых позициях проявления согласных орфограмм в корне слова.

Выбирать более экономные способы и приёмы проверки согласных орфограмм в слове гласных

57

Произношение парного по звонкости -глухости согласного звука на конце слова и в корне перед согласными и его обозначение буквой на письме.

58

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и

перед согласным.

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Различать проверяемого и проверочного слов с парным согласным

59

Способы проверки написания буквы, обозначающей по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне.

умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Находить способы проверки парных согласных

60

Способы проверки написания буквы, обозначающей по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне.

понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

Обосновывать правильность написанного

61

Способы проверки написания буквы, обозначающей по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне.

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Наблюдать за написанием и произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова.

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами

Обосновывать правильность написанного

62

Способы проверки написания буквы, обозначающей по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне.

63

Способы проверки написания буквы, обозначающей по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне.

64

Правописание гласных и согласных в корне слова.

развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Выбирать рациональный способ проверки безударных гласных в корне слова.

Ориентироваться в условиях выбора проверочного слова при сходстве признаков разных орфограмм

Сопоставлять изученные орфограммы

65

Проверочный диктант по теме «Правописание слов с парным по глухости -звонкости согласным».

66

Анализ диктанта

Развитие речи

Составление поздравительной открытки.

Использование на письме разделительного мягкого знака.

развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности

Ориентироваться в новых позициях проявления согласных орфограмм в корне слова.

Выбирать более экономные способы и приёмы проверки согласных орфограмм в слове

Совершенствовать умение распознавать орфограммы на изученные правила

67

Развитие речи

Составление устного рассказа по серии рисунков.

развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику и электронному приложению

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками

Правильно отбирать языковый материал для ответа на вопросы

68

Проверочная работа по теме «Звуки и буквы»

Проверить умение правильно обозначать буквой парный согласной

Части речи - 42ч

69

Соотнесение слов- названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Учитель, создаёт проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

Распознавать группы слов (части слова) по их отличительным признакам

Формировать общее представление о частях речи

70

Имя существительное, как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного.

способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Определять грамматические признаки имени существительного.

Систематизировать признаки имени существительного как части речи.

Переносить общее правило об употреблении большой буквы в собственных существительных на написание названий книг, газет и пр.

Понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, и воспроизводить его содержание с помощью плана

способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

71

Расширение представлений о предметах и явлениях через ознакомление с существительными, их обозначающими

умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Классифицировать слова по вопросу.

Объединять слова в тематические группы. (П)

Конструировать словосочетания и предложения.

Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.

Дать общее представление об именах существительных

72

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Ставить к словам вопросы кто? или что?

Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Определять одушевлённые существительные

73

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

74

Собственные и нарицательные имена существительные

способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Определять положение заданной буквы в алфавите.

Сопоставлять случаи употребления прописной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных омонимах.

Распознавать именах собственные и нарицательные

75

Заглавная буква в именах собственных

умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Писать с заглавной буквы имена собственные

76

Развитие речи

Составление устного рассказа по репродукции картины.

77

Изменение имён существительных по числам.

Синтаксическая функция имени существительного в предложении.

способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;


Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику и электронному приложению

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Классифицировать слова по вопросу.

Объединять слова в тематические группы.

Конструировать словосочетания и предложения.

Различать имена сущ. Классифицировать по числам

78

Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи.

Включать детей в открытие новых знаний

«Читать» таблицу и обобщать по ней сведения об общих значениях слов.

Находить разные основания для группировки слов.

Изменять сущ. по числам

79

Развитие речи

Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.

Включать детей в открытие новых знаний

Анализировать содержание текста из нескольких микротем.

Наблюдать над языковыми образными средствами авторского текста.

Сравнивать синонимические языковые средства, выражающие сравнительные отношения,

осознанно выбирать их при создании собственных высказываний.

Редактировать собственные и чужие тексты

Учиться излагать содержание текста

80

Проверочная работа по теме «Имя существительное»

писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые

Проверить знания по теме и умение писать слова на изученные правила

81

Анализ проверочной работы. Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление).

82

Синтаксическая функция глагола

Синтаксическая функция глагола

сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех

Включать детей в открытие новых знаний

Наблюдать за словами, обозначающими действия предметов.

Ставить к словам вопросы

что делает? что делал? и т.д.

Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. что делает?..)

Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.

Группировать слова по вопросам.

Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.

Учиться различать глаголы по значению и вопросу

83

Развитие речи

Составление рассказа по репродукции картины художника.

84

Изменение глагола по числам

сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Учиться определять роль глаголов в речи

Изменять глаголы по числам

85

Правописание частицы НЕ с глаголом

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Учиться отличать глаголы от имён существительных

Учиться раздельно писать частицу не

86

Развитие речи

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

Подбирать языковый материал для текста

Дать представление о тексте-повествовании

87

Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте -повествовании.

Развитие речи

Составления текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту.

сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику и электронному приложению

Учиться раздельно писать частицу не

Подбирать языковый материал для ответа на вопросы

88

Проверочная работа по теме "Глагол".

89

Анализ проверочной работы. Значение и употребление имени прилагательного в речи.

Совершенствовать знания о глаголе

Учиться исправлять ошибки

90

Связь имени прилагательного с именем существительным

сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех

Ввести определение имени прилагательного как части речи

Видеть роль прилагательного в речи

Выделять словосочетания сущ + прилагательными

Выделять словосочетания сущ + прилагательными

91

Связь имени прилагательного с именем существительным

92

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении

Изменение имён прилагательных по числам.

сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех

Ставить вопросы к именам прилагательным

Распознавать имена прилагательные среди однокоренных слов

Определять число имён прилагательных

93

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

Ввести определение имени прилагательного как части речи

Видеть роль прилагательного в речи

Выделять словосочетания сущ + прилагательными

Выделять словосочетания сущ + прилагательными

94

Понятие о тексте-описании.

95

Роль имени прилагательного в тексте-описании.

96

Развитие речи.

Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Различать текст-описание

Определять роль прилагательных в тексте-описании

Составлять текст на основе личных наблюдений

Различать текст-описание

97

Проверочная работа по теме "Имя прилагательное»

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику и электронному приложению

Формировать общее представление о местоимении

98

Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи. Развитие речи.

Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования.

знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения нарушения моральной нормы.

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Учиться распознавать местоимения и правильно использовать в речи

Развивать навык написания слов с изученными орфограммами.

Познакомиться со структурой текста-рассуждения

Учиться подробно излагать содержание текста

Познакомиться со структурой текста-рассуждения

99

Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.

Составление по рисункам текста-диалога.

100

Текст - рассуждения. Его структура. Развитие речи.

Работа с текстом.

101

Проверочная работа по теме

«Личное местоимение» Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов.

Правописание предлогов с именами существительными

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику и электронному приложению

102

Развитие речи.

Редактирование текста; восстановление деформирование повествовательного текста.

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служили тексты учебника

103

Проверочная работа по теме

«Предлог»

Проект «В словари - за частями речи».

Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

Обобщать и систематизировать изученные языковые явления.

«Читать» дидактический рисунок о роли языка и речи.

Наблюдать над особенностями высказывания типа рассуждения.

Выбирать тему и участвовать в проектной деятельности

104

Контрольный диктант по теме «Части речи».

105

Итоговый контрольный диктант.

7.Учебно-методическое и материально техническое обеспечение

7.Учебно-методическое и материально техническое обеспечение

Учебно-методический комплект



Методические материалы

Наглядные пособия

ЦОР/ЭОР

Учебно-практическое оборудование

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: 2 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - (Школа России).

Канакина В. П. Русский язык: Рабочая тетрадь: 2 кл. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - (Школа России).

Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В. Русский язык: Рабочие программы. 1-4 кл.: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - (Школа России).


Канакина В. П., Манасова Г. Н. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2011. - (Школа России).
Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы.
Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 1-2 классы

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения. Карточки с заданиями по русскому языку для 1 - 4 классов (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки)

Канакина В. П. Русский язык: 2 кл.: Электронное приложение к учеб. В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (1 CD). - М.: Просвещение, 2012. - (Школа России).

Презентации к урокам

Интерактивная доска, проектор

Лист внесения изменения

в рабочую программу учебного предмета «Русский язык» во 2 классе

№ п/п

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Дата проведения по факту















































































© 2010-2022