Конспект интегрированного урока окружающего мира и музыки. 2 класс. Учебник А. А. Плешаков

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок окружающего мира и музыки.

Тема: « Как прекрасен этот мир!»

2 класс.

Цели: познакомить с редкими животными, занесенными в красную книгу; рассмотреть экологические взаимосвязи в природе; повторить правила поведения в природе; развивать наблюдательность, познавательный интерес, музыкальный и эстетический вкус; воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: учебник А.А. Плешакова « Мир вокруг нас».2 кл.1 ч., интерактивная доска; компьютер; раздаточный материал; фонограммы песен, презентация.



Учитель: Скрипкина Н.В.





2009 -2010 уч. г.

Ход урока.

1 этап. Мотивационный.

У. Давайте подарим друг другу улыбку и начнем урок.

Звучит запись « Звуки леса». (2 мин.)

-Не правда ли, прекрасны творения природы, ими только бы восхищаться.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток.

Не оскверняй его святынь.

Е.Евтушенко

2 этап. Подготовка к восприятию темы урока.

У. Мы всегда куда-то торопимся: на работу, в школу, на занятия кружка. Сегодня мне хочется вас остановить. Оглянитесь вокруг. Порадуйтесь солнцу - оно же светит для нас. Птицам - они поют для нас. Берегите нашу землю, нашу природу.

1-й уч.

Все- все на свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников,

Злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мед

И кто делает яд.

2 -й уч.

Плохие дела

У кошки без мышки.

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем - то

Не очень дружны,

Мы все-таки очень

Друг другу нужны,

А если нам кто- нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется.

Б. Заходер.

3 этап. Целевой.

У. Сегодня мы проводим урок окружающего мира и музыки.

Если посмотреть на нашу планету из космоса, можно увидеть два основных цвета, которые поделили земной шар на два огромных пространства, - синий океан воды и зеленый океан растительности.

Удивительный мир природы… Он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн.

Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься.

Лес. Как много вобрал в себя эти три буквы. Леса- настоящие легкие нашей планеты, помогающие дышать всему живому.

Утром, днем и даже вечером в лесу можно услышать огромное количество звуков.

У.здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

В. Агутова

_Перед вами листок с названием «Звуки природы». Внимательно прочитаете задание и заполните пустые строки.

Задание: изобразите и опишите звуки и шумы, которые вы услышите в лесу.

Звучит запись «Звуки леса».

Проверка самостоятельной работы: учащиеся называют приметы ( шелест листвы, шорох травы, пение птиц, стрекот кузнечиков ).

3- уч.

Красная книга.

Охраняется Красной книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

4 - уч.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты, охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

5_й уч.

Красная книга, Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига.

Красная книга, Красная книга!

4 этап. Основная часть.

Сегодня мы будем говорить о Красной книге. Это книга не совсем обычная.

У. В красную книгу занесены виды растений и животных, которых на земле осталось очень мало. За малым исключением, все эти животные и растения вымерли по вине человека.

Красная книга- это сигнал опасности, это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

Люди думали, что природа неисчерпаема. Сколько бы ни брать у нее, все снова восстановится. И просчитались.

Звучит фонограмма песни «Беловежская пуща» ( муз. А. Пахмутовой, сл. Н.Добронравова )

5-й уч. На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

У. -Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений: Тюльпан двухцветный, ландыши, подснежники, плавающий водный орех, сусак зонтичный , кувшинка, и мн др.

Кувшинка. Украшение водоемов со стоячей или медленно текущей водой. Ее можно смело назвать растением - амфибией. Корневище кувшинки погружено в дно, а на поверхности воды плавают очень красивые сердцевидные листья и большие белоснежные цветки. Листья кувшинки покрыты восковым налетом и не смачиваются.

Ландыш. Красивый цветок - ландыш. У него широкие продолговатые листья, на которых видны прожилки. В листьях прячутся тоненькие стебельки с цветочками нежно - белого цвета, напоминающие бубенчики, у них нежный запах. Когда ландыши отцветают, вместо цветов появляются маленькие красные горошины.

Свежие цветы настаивают и получают ландышевые капли. Из стебельков добывают эфирные масла. Поэтому аромат многих духов похож на запах цветков ландыша.

Ландыш живет 21 год, а цветет всего 2- 3 раза. Поэтому его надо беречь и зря не рвать.

Звучит фонограмма песни « Ландыши».( муз. О. Фельцмана, сл. О.Фадеева.)

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

У. - Главные причины исчезновения животных - чрезмерная добыча, коллекционирование и разрушение мест обитания животных; вырубка леса, прокладывание дорог, загрязнение рек вредными отходами, строительство плотин без отводных каналов, перепад уровня воды в водохранилищах.

Редкими стали выхухоль, бобр, зубр, белый медведь, леопард , дельфин, нарвал, аист, черный аист, дрофа и др.

Послушаем сообщения о животных , которые нуждаются в охране.

Зубр. Зубр, самое известное из всех охраняемых в нашей стране животных. Это очень крупный зверь, массивного и тяжелого сложения. Голова большая, с широким лбом. Длина тела достигает 3 метров, высота - 2 метров. Вся жизнь зубра связана с лесом, поэтому вырубка лесов человеком стала первой причиной исчезновения зубров. Вторая причина- охота, промысел.

Продолжительность его жизни на воле 22- 27 лет. Сегодня главное -спасти этого зверя от исчезновения.

Выхухоль. Выхухоль - это маленький зверек, всего около 20 см длиной. Обитает выхухоль в основном в воде, однако норы зверек делает на берегу, причем вход в нору всегда находится под водой. У выхухоли обычно бывает несколько нор, где хранятся запасы. Пищу выхухоль добывает с вытянутого подвижного носа - хоботка. Он помогает разрывать ил на дне водоема и находить там насекомых и личинок.

Бобры. Инженерами животного мира называют иногда бобров - очень уж сложны и совершенны их постройки. Универсальный инструмент бобра- зубы, острые и прочные. Постройки бобров - это норы, хатки, каналы и плотины. Норы бобры делают в крепком берегу, вход в них обязательно устраивают под водой, а внутри находится большая « спальня». Хатки зверьки строят из веток и земли. Вход в хатку также находится под водой, затем идет «сушилка»- место, где бобры сушат свою шубу, тщательно отжимая мех. Самые грандиозные сооружения- плотины.

Тигр. Тигр - животное необычайно сильное, ловкое и выносливое. Он может проходить до 100 км в день в поисках добычи, совершать прыжки длиной 6-7 метров, перепрыгивать через препятствия высотой до 2 метров. Тигр прекрасно плавает и может проплыть несколько км. Обычно тигр охотится на оленей, кабанов, но может нападать и на детенышей слонов и носорогов, а если крупной дичи не попадется, способен довольствоваться грызунами, птичьими яйцами, моллюсками и даже насекомыми.

Нарвал. Нарвал (единорог ) живет в Арктике. Это не рыба, а млекопитающее из отряда китообразных. Семейства дельфиновых. Длина тела до 6 метров, Вес 1 - 1, 5 тонны. Бивень у самцов достигает 3 метров. Носовое отверстие -дыхало - сверху, на темени. Перерыв между вдохами 5- 10 минут. Нарвал занесен в Красную книгу.

6- й этап. Разгадывание кроссворда.

_

Ключевое слово природа поможет вам его разгадать.

По вертикали.

1.Нарушают тишину гомон, щебетанье.

Это встретили весну

Гости наши ранние. ( Птицы )

2. У какой кисочки на ушах кисточки? ( Рысь)

3.Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет (лиса)

4. В одежке богатой,

Да сам слеповатый.

Живет без оконца,

Не видал солнца.( крот)

5. Днем спит, ночью летает

И прохожих пугает (сова )

6. Все время стучит. Деревья- дом.

Но их не калечит, а только лечит. ( дятел )

7. и ушаст и глазаст,

И пугаться горазд.

Заберется в куст и спит,

Кочерыжку съест и сыт. (Заяц)

7- й этап. Обобщение и систематизация знаний.

Работа с учебником.

У. На с. 86 учебника прочитайте статью «Будь природе другом». Вспомните, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

Рассмотрите схему. Расскажите, почему многие растения и животные встречаются все реже.

Вспомните правила поведения на природе.

Не ломай ветки деревьев и кустарников.

Не повреждай кору деревьев.

Не собирай березовый сок.

Не рви на лугу и в лесу цветы.

Не сбивай грибы, даже несъедобные.

Не лови бабочек, стрекоз, шмелей.

Не разоряй птичьи гнезда.

Не разоряй муравейники.

Не лови диких животных и не приноси их домой.

Не шуми в лесу, парке.

Не оставляй в лесу и на улице мусор.

У.Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи. Они бы не летали?

Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То все равно б взмывали ввысь

Ведь небо - это их стихия!

Ведь небо - это их свобода!

Ведь небо - это вся их жизнь!

Звучит фонограмма песни « Раненая птица».

У.Опомнись, вздрогни, человек.

Недолго на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре7

Лесами черными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мертвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу.

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц веселой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздьями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом и дубрав…

8-й этап. Рефлексия.

_Что больше всего понравилось на уроке? Что нового для себя узнали? О чем и о ком вы еще хотели бы узнать?

9-й этап. Итог урока. Узнав о Красной книге России, мы можем сделать свою Красную книгу.

Фильм. «Земля - наш дом».


© 2010-2022