- Преподавателю
- Начальные классы
- Проектная деятельность в начальной школе
Проектная деятельность в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алексеева Е.А. |
Дата | 05.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Выступление по теме «Проектная деятельность в начальной школе».
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Становление учебно-познавательной деятельности - один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.
Метод проектов - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
Различают следующие виды проектов:
-
исследовательский;
-
творческий;
-
ролевой, игровой;
-
информационный.
Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Эти виды деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.
Ученическое проектирование - это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).
Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.
Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:
-
Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
-
Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
-
Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.
Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.
В нашем классе проходила проектная неделя.
1 день. Учитель сообщает тему проекта « Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов ».
Вид проекта - исследовательский.
В первый день перед учащимися были поставлены цели, задачи проекта. Составлены анкеты.
2 день. Исследовательская деятельность.
Проведено анкетирование учащихся класса, чтобы выяснить, как они ухаживают за зубами.
Вопросы анкеты:
№
п/п
Уход за полостью рта
ответы
1
2
3
1
Чистишь ли ты зубы каждый день?
да
нет
2
Сколько раз ты чистишь зубы?
один
два
3
Продолжительность твоей чистки зубов?
> 3 мин
3 мин
4
Очищаешь ли ты поверхность языка при чистке зубов?
да
нет
5
Полощешь ли ты ротовую полость после приема пищи*
да
нет
6
Пользуешься ли ты жевательной резинкой после приема пищи?
да
Нет
7
Посещаешь ли ты стоматолога 2 раз в год?
да
нет
Полученные результаты были обобщены в таблице
3 день. Обобщение материала.
Учащиеся, принимавшие участие в анкетировании, были ознакомлены с результатами исследования. Полученные результаты расстроили детей, и они высказали пожелания больше узнать о правилах ухода за зубами и полость рта.
Ребятам были предложены следующие темы для самостоятельной подготовки:
-
Строение зубов.
-
Правила гигиены.
-
Как прожить без кариеса?
4 - 5 день. Учащиеся выступили с докладами на классном часу, а также зачитали сочинение-эссе на тему « Обращение к моим любимым зубам» . Анализируя организацию проектной деятельности, выделяются следующие результаты, указывающие на преимущества применения проектного метода в образовательном процессе школы: 1. Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам 2. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся: 3. Повышается учебная активность школьников.