- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа дополнительного образования Культура добрососедства
Программа дополнительного образования Культура добрососедства
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сороглы Н.А. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю. Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Автономной Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает:
- воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;
- формирование чувства принадлежности к многонациональному украинскому народу;
- формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной украинской школы;
- приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.
- воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю - Крыму;
- формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;
- воспитание толерантности как основного принципа демократии;
- развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом.
- формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней;
- знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;
- формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;
- приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов;
- формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.
- его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
- особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
- адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
- рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
- изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму;
- привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
- приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
- возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
- единство изучения России и Крыма как субъекта России;
- приоритетность воспитательных задач;
- единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
- опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
- максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
- использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
- использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.
- Общая характеристика курса «Культура добрососедства».
- Личностные, метапредметные и предметные результаты
- названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);
- как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;
- 5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;
- 5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;
- 5-6 названий национальных блюд;
- несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;
- «словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;
- об экологии, о роли природы в жизни человека;
- об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;
- о ремеслах, мастерах Крыма;
- о национальной одежде и кухне народов Крыма;
- о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;
- о семейных святынях;
- о ценностях, которые объединяют все народы;
- рассказать, как готовится его любимое блюдо;
- одеть куклу в элементы национального костюма;
- вести диалог с товарищами;
- сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;
- с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;
- использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».
Тематическое планирование 2 класс
«Место, где мы живем»
№
Тема занятия
Содержание занятия
Требования к уровню подготовки
Кол-во
часов
1. 08.09 Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Место, где мы живем»
1
Географическая среда (5 часов)
2. 15.09 Природа в нашем окружении. Природные ресурсы и их влияние на виды хозяйственной деятельности в регионе или населенном пункте Иметь представление о природных ресурсах своего региона и их влиянии на виды хозяйственной деятельности человека
1
3. 22.09 Крымский лес. Крымский лес - многоэтажный дом (экосистемы, сообщества, почвы, растения, животные, источники воды). Лес в жизни человека. Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека
1 4. 29.09 Что дают растения человеку. «Зеленая аптека» в нашем регионе Иметь представление о наиболее распространенных лекарственных растениях данного региона. Знать не менее 5 названий распространенных лекарственных растений, произрастающих в данном регионе, и уметь их распознавать
1
5. 06.10 Уголок природы в классе и дома. Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями. Иметь представление о роли комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Знать элементарные правила ухода за комнатными растениями
1
История (6 часов)
6. 13.10 «Памятник» - от слова «память». Основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении. Знать основные памятники истории и культуры (своего населенного пункта и ближайшего окружения)
1
7. 20.10 Этносы Крыма. Представление о Крыме как о перекрестке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом (на примере памятников, расположенных в данном или близлежащих населенных пунктах) и живут сегодня. Знать 3-5 названий этнических групп, проживавших или проживающих в данном регионе. Иметь представление о Крыме как о перекрестке культур
1
8. 27.10 Где и как учились раньше дети в Крыму. Где и как учились раньше дети в Крыму. В каких школах учились родители, бабушки, дедушки Знать и уметь рассказать о том, где учились бабушки, дедушки, родители
1
9. 10.11 Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Летопись школы, в которой учатся дети, имена самых известных ее выпускников Знать происхождение названия улицы, на которой находится школа. Иметь представление об истории школы, в которой учатся
1
1011 17.11 24.11 Музей в нашей жизни Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее Знать, что такое музей, какие бывают музеи; правила поведения в музеях. Иметь представление о роли и значении музеев
2
Традиционная и современная культура (12 часов)
12
01.12
Архитектура Крыма Понятие «архитектура». Знакомство с многообразием архитектурных построек, особенностями архитектуры общественных, жилых и культовых зданий в ближайшем окружении. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек. Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3-4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии
1
13
14 08.12 15.12 Строим город будущего. Знакомство с профессией архитектора. Создание комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека Иметь представление о профессии архитектора и о комфортабельной жилой среде, отвечающей требованиям человека
2
15 22.12 Украшаем свой дом. Интерьер. Особенности интерьеров в различных архитектурных постройках. Связь с природной средой, этническими и религиозными особенностями Знать, что такое интерьер и иметь представление о его связи с природной средой, этническими и религиозными особенностями людей. Уметь украсить свой дом
1
1617 12.01 19.01 Обряды различных этносов Крыма. Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища Иметь представление о некоторых этнических обрядах, связанных с постройкой жилища; о традициях соседской взаимопомощи при строительстве жилища
2
18 26.01 Новоселье. Новоселье - праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем, у разных народов Иметь представление об обрядах, связанных с праздником новоселья
2 19 02.02 Гостеприимство. Как приглашать в гости и как вести себя в гостях: современный этикет, этнические особенности. Традиции гостеприимства в моей семье Знать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях
1
20 09.02 Ремесла Крыма. Ремесла, которые были развиты в регионе (в населенном пункте). Гончарное искусство в Крыму (знакомство с техникой изготовления, орнаментами, ремесленными центрами, заводами). Представление о различных видах керамики. Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму.
1
21
22 16.02 01.03 Государственные праздники Общегосударственные праздники (День России, День народного единства, Международный женский день, Международный день солидарности трудящихся, День Победы, Новый год). Памятные даты Крыма (День образования АРК, День Конституции АРК и др.) Знать основные общегосударственные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников
2
Язык соседа (4 часов)
23
24 15.03 22.03 Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе
2
25 05.04 Учимся говорить на языке соседа. «Словарик дружбы». Диалог с соседом: «Новоселье - праздник моей семьи и моих соседей» Знать и уметь использовать не менее чем на двух языках своих соседей 20 слов и фраз, связанных с местом, где живет ребенок, и гостеприимством
1
26 12.04 Национальный фольклор Национальный фольклор (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни и др.) различных этносов Крыма о Родине, о доме, о соседях Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях
1
Аксиология (2 часа)
27 19.04 Святые места Святые места и памятники на территории региона, в котором мы проживаем. Забота о них со стороны общины и государства Знать не менее 2-х названий святых мест или памятников в регионе. Понимать необходимость бережного отношения к ним со стороны людей и государства
1
28 26.04 Памятники и святые места, которые нас объединяют Памятники и святые места, которые нас объединяют Иметь представления о памятниках в своей местности, которые объединяют людей разных национальностей и разных вероисповеданий
1
Конфликтология (4 часа)
29
30 03.05 10.05 Мы разные, но мы едины. Каждый из нас особенный, но у нас много общего Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом
2
3132 17.05 24.05 Всегда ли нам легко общаться. Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций
2
9