Беседа с учениками по теме: Вежливость помогает или мешает людям жить

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Вежливость помогает или мешает людям жить?»

Ход - Добрый день, ребята! Приготовились - руки подняли вверх. Все дружно скажем: - Солнышко, солнышко, Мы твои лучи, Быть людьми хорошими - ты нас научи! - Все друг, другу улыбнитесь и тихонечко садитесь! Проводим открытый классный час и у нас сегодня гости- посмотрите.

Разговор сегодня пойдет о вежливости. Быть вежливым - одно из правил общения. Об этом все знают. Об этом говорят нам и родители, и педагоги. Продолжите фразу «Быть вежливым, значит …»(ответы детей)

Итак, быть вежливым значит уметь говорить вежливые слова, быть внимательным и тактичным. Но вначале было слово, поэтому предлагаю всем вспомнить вежливые слова.

1. Упражнение "Аукцион вежливых слов".

2. Упражнение "Похвалилки".

- Чтобы продолжить разговор, мы обратимся к притчам.

Притчи - это небольшой иносказательный рассказ, который должен чему-то научить. Ваша задача прослушать притчу и сказать, чему она должна нас научить.

- Первая притча должна рассказать нам о том, как помогает вежливость в трудных ситуациях.

Вежливый кролик. (Камбоджийская притча.)

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. "Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!" И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

- Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

- Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.

- Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

- Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!

- Чему эта притча должна нас научить? Как и чем помогла вежливость кролику?

Приведите примеры из жизни, когда вежливость выручила вас или могла бы выручить? Чем явилась вежливость в данной притчи: правилом общения или способом манипулирования?

- Одним из способов расположить к себе человека является комплимент. Давайте попробуем сказать это друг другу.

3. Упражнение «Комплимент»

- Что вы чувствовали, когда говорили комплименты друг другу? А когда слышали комплимент в свой адрес? Сделайте вывод.

Притча о том, что вежливость может стать силой.

Притча о доброте и вежливости.

Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.

- Зачем тебе это? - спросил мастер.

- Хочу стать сильным и непобедимым.

- Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.

- Почему?

- Потому что тебе не с кем будет сражаться.

Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.

- Что тебе нужно? - спросил старый мастер.

- Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь...

И тогда Учитель взял его в ученики.

- Чему учит эта притча? В чем сила человека? Каким делает вежливость человека?

- Как вежливость может охарактеризовать человека? (Как человека уважающего других, для которого это норма. Как умеющего быть деликатным и тактичным, гибким).

- И еще один итог. Что же такое вежливость: способ манипулирования или правило общения? И то, и другое.

Вежливость - самое "страшное" оружие, безотказное и всегда попадающее точно в цель. Она не только поддерживает твою культуру на должном уровне, но и поднимает на эту ступень человека, с которым ты взаимодействуешь. Элементарные правила хорошего тона - "здравствуйте - до свиданья , спасибо - пожалуйста " всегда облегчают жизнь и общение, поскольку они создают впечатление, что мы очень ценим своего собеседника, даже если это и не совсем так. А ведь человеку очень важно ощущать себя ценным, нужным и важным. Кроме того, вежливость характеризует тебя как развитую личность, уважающего себя и других. Но вежливость не означает "рабское преклонение", грубую лесть и "подхалимаж". Вежливость - это естественные рамки взаимодействия свободных людей без ущемления прав кого-либо. Поэтому именно вежливость помогает в общении с людьми всех рангов, возрастов и доходов.

Но вежливость - это не только употребление определенных слов. Это еще и улыбка, открытость, а, самое главное, тон голоса.

- Подумайте, как без слов можно показать вежливое, доброжелательное отношение к людям? (ответы детей)

Чтение и анализ стихотворения «Вежливый слон»:

Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью на ножку.

И вежливо

Очень

Сказал муравью:

- Можешь и ты наступить на мою!

- Почему стихотворение так названо? Помогла ли вежливость слона муравью?

- Всегда ли человека, который знает все-все вежливые слова, можно назвать воспитанным?

Физминутка

- Предлагаю отдохнуть и отгадать весёлые загадки. Эти загадки особенные. Если учат добру и вежливости, то в ответ надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!» Будьте внимательны, слушайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите, а на вредную загадку - молчите.

· Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром!» скажет твёрдо?

· У кого у вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки?

· Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «спасибо»?

· Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

· Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

· Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

- Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму. Такого человека любят и уважают. У него всегда будут друзья, с которыми не будет скучно. Игра «Что лишнее?» Рефлексия. Ребята, вспомните, а с каких слов начинали наш классный час, кто подскажет? (говорили о солнышке). Чему учит нас солнышко? Повторим слова снова! Мо-лод-цы!!!!!!!!!!!!!! - Ребята, сходите и снимите, пожалуйста, солнышко с доски. Все вместе переверните лучики, прочитайте внимательно все слова и уберите лишние. (Доброта, грубость, крик, уважение, внимание, забота, хамство, помощь, драка, улыбка - вежливость) -Почему эти слова лишние? (потому что они приносят зло и вред для здоровья человека) Злые слова действительно способны разрушить здоровье человека. Их работу можно сравнить с вирусом. Человек, произносящий грубые слова, является разносчиком этих страшных вирусов. Вирусы проникают в голову человека и не просто там живут, а способны размножаться, пускать свои корни. У человека начинает болеть голова, он чувствует усталость или раздражение. Если вовремя не остановить эту разрушительную работу вируса, то человек может очень серьезно заболеть. Учитель: Каких слов больше? (добрых, хороших) Правильно это или неправильно? - Соберите солнышко снова на доске, но из слов, которые надо знать и выполнять в своей жизни.

- Вы показали себя воспитанными детьми. Теперь вы знаете, в каких случаях и как надо употреблять «волшебные» слова.

- Перед тем, как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Расстаемся мы сейчас, Добрый путь вам! В добрый час! До свидания!



© 2010-2022