- Преподавателю
- Начальные классы
- Беседа с учениками по теме: Вежливость помогает или мешает людям жить
Беседа с учениками по теме: Вежливость помогает или мешает людям жить
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лапшина Н.В. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Вежливость помогает или мешает людям жить?»
Ход - Добрый день, ребята! Приготовились - руки подняли вверх. Все дружно скажем: - Солнышко, солнышко, Мы твои лучи, Быть людьми хорошими - ты нас научи! - Все друг, другу улыбнитесь и тихонечко садитесь! Проводим открытый классный час и у нас сегодня гости- посмотрите.
Разговор сегодня пойдет о вежливости. Быть вежливым - одно из правил общения. Об этом все знают. Об этом говорят нам и родители, и педагоги. Продолжите фразу «Быть вежливым, значит …»(ответы детей)
Итак, быть вежливым значит уметь говорить вежливые слова, быть внимательным и тактичным. Но вначале было слово, поэтому предлагаю всем вспомнить вежливые слова.
1. Упражнение "Аукцион вежливых слов".
2. Упражнение "Похвалилки".
- Чтобы продолжить разговор, мы обратимся к притчам.
Притчи - это небольшой иносказательный рассказ, который должен чему-то научить. Ваша задача прослушать притчу и сказать, чему она должна нас научить.
- Первая притча должна рассказать нам о том, как помогает вежливость в трудных ситуациях.
Вежливый кролик. (Камбоджийская притча.)
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась Змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. "Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!" И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
- Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
- Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
- Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила.
Змея же свернулась в клубок и проворчала:
- Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!
- Чему эта притча должна нас научить? Как и чем помогла вежливость кролику?
Приведите примеры из жизни, когда вежливость выручила вас или могла бы выручить? Чем явилась вежливость в данной притчи: правилом общения или способом манипулирования?
- Одним из способов расположить к себе человека является комплимент. Давайте попробуем сказать это друг другу.
3. Упражнение «Комплимент»
- Что вы чувствовали, когда говорили комплименты друг другу? А когда слышали комплимент в свой адрес? Сделайте вывод.
Притча о том, что вежливость может стать силой.
Притча о доброте и вежливости.
Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.
- Зачем тебе это? - спросил мастер.
- Хочу стать сильным и непобедимым.
- Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.
- Почему?
- Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.
- Что тебе нужно? - спросил старый мастер.
- Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь...
И тогда Учитель взял его в ученики.
- Чему учит эта притча? В чем сила человека? Каким делает вежливость человека?
- Как вежливость может охарактеризовать человека? (Как человека уважающего других, для которого это норма. Как умеющего быть деликатным и тактичным, гибким).
- И еще один итог. Что же такое вежливость: способ манипулирования или правило общения? И то, и другое.
Вежливость - самое "страшное" оружие, безотказное и всегда попадающее точно в цель. Она не только поддерживает твою культуру на должном уровне, но и поднимает на эту ступень человека, с которым ты взаимодействуешь. Элементарные правила хорошего тона - "здравствуйте - до свиданья , спасибо - пожалуйста " всегда облегчают жизнь и общение, поскольку они создают впечатление, что мы очень ценим своего собеседника, даже если это и не совсем так. А ведь человеку очень важно ощущать себя ценным, нужным и важным. Кроме того, вежливость характеризует тебя как развитую личность, уважающего себя и других. Но вежливость не означает "рабское преклонение", грубую лесть и "подхалимаж". Вежливость - это естественные рамки взаимодействия свободных людей без ущемления прав кого-либо. Поэтому именно вежливость помогает в общении с людьми всех рангов, возрастов и доходов.
Но вежливость - это не только употребление определенных слов. Это еще и улыбка, открытость, а, самое главное, тон голоса.
- Подумайте, как без слов можно показать вежливое, доброжелательное отношение к людям? (ответы детей)
Чтение и анализ стихотворения «Вежливый слон»:
Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью на ножку.
И вежливо
Очень
Сказал муравью:
- Можешь и ты наступить на мою!
- Почему стихотворение так названо? Помогла ли вежливость слона муравью?
- Всегда ли человека, который знает все-все вежливые слова, можно назвать воспитанным?
Физминутка
- Предлагаю отдохнуть и отгадать весёлые загадки. Эти загадки особенные. Если учат добру и вежливости, то в ответ надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!» Будьте внимательны, слушайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите, а на вредную загадку - молчите.
· Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром!» скажет твёрдо?
· У кого у вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки?
· Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «спасибо»?
· Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
· Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
· Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
- Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму. Такого человека любят и уважают. У него всегда будут друзья, с которыми не будет скучно. Игра «Что лишнее?» Рефлексия. Ребята, вспомните, а с каких слов начинали наш классный час, кто подскажет? (говорили о солнышке). Чему учит нас солнышко? Повторим слова снова! Мо-лод-цы!!!!!!!!!!!!!! - Ребята, сходите и снимите, пожалуйста, солнышко с доски. Все вместе переверните лучики, прочитайте внимательно все слова и уберите лишние. (Доброта, грубость, крик, уважение, внимание, забота, хамство, помощь, драка, улыбка - вежливость) -Почему эти слова лишние? (потому что они приносят зло и вред для здоровья человека) Злые слова действительно способны разрушить здоровье человека. Их работу можно сравнить с вирусом. Человек, произносящий грубые слова, является разносчиком этих страшных вирусов. Вирусы проникают в голову человека и не просто там живут, а способны размножаться, пускать свои корни. У человека начинает болеть голова, он чувствует усталость или раздражение. Если вовремя не остановить эту разрушительную работу вируса, то человек может очень серьезно заболеть. Учитель: Каких слов больше? (добрых, хороших) Правильно это или неправильно? - Соберите солнышко снова на доске, но из слов, которые надо знать и выполнять в своей жизни.
- Вы показали себя воспитанными детьми. Теперь вы знаете, в каких случаях и как надо употреблять «волшебные» слова.
- Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаемся мы сейчас, Добрый путь вам! В добрый час! До свидания!