Обобщение по разделу Литературные сказки

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема « Обобщение по разделу «Литературные сказки»

Тип урока: урок развивающего контроля.

Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Литературные сказки».

Задачи урока.

  1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; формировать понятия о нравственности; способствовать обогащению словаря учащихся.

  2. Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:

  • регулятивных - учить принимать роль в учебном сотрудничестве;

  • познавательных - учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

  • коммуникативных - учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.

  1. Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.

Планируемые результаты: учащиеся

  • называют правильно произведение;

  • соотносят произведение и героев (называют героя, рассказывают о герое);

  • работают в группах: слушают и уважают мнение каждого члена группы, умеют отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: На доске - обложки книг, таблицы с названиями команд, цветовые круги и карточки со значениями. Презентация. Карточки для заданий . На столах детей - оценочные листы, фломастеры, флажки, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Минутка чтения

а) На доске: в переложении, в предложении, пересказана, предположим, предположить, мне кажется, содержание соответствует, соотнести, отнести, я считаю, я думаю, изобретательная, находчивая, хвастовство, приступ, необычный.

-Эти слова встретятся нам на уроке. Давайте подготовимся их читать.

(« жужжащее» чтение)

-Почему некоторые слова подчёркнуты?( ответы детей)

( с этих слов можно начинать ответы)

б) Дыхательная гимнастика.

На счёт 1,2,3,4 задержка дыхания , на 1,2,3,4 выдох. (3 раза).

в) Речевая разминка. Работа над скороговоркой.

На доске : Мёд медведь в лесу нашёл

Мало мёду много пчёл.

* учитель читает в нормальном темпе,

* чтение вместе с учителем в ускоренном темпе,

* каждый ученик читает про себя, закрыв уши (3 раза),

* чтение вслух отдельными учениками в темпе скороговорки.

г) Игра «день - ночь».

- Прочитайте текст, записанный на доске.

Вышел старик - годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул он первый раз и полетели первые три птицы.

- Кто такой старик - годовик ?

-Сколько в году месяцев ?

-Что за птиц он выпускал?

- Каких птиц старик - годовик выпустит скоро?

- А теперь поиграем.

На слово «Ночь!» дети закрывают глаза, учитель стирает некоторые слова.

На слово «День!» дети восстанавливают текст.

III. Проверка домашнего задания.

Несколько учеников пересказывают сказку, дети определяют лучшего рассказчика.

4. Работа по теме урока.

-Ребята, мы с вами проделали большую работу: прочитали много сказок, провели конкурсы рисунков. А сегодня мы ещё раз поговорим о сказках, разберём особенности литературных сказок. Сегодня будет необычный урок. Мы будем изучать сразу три сказки.

-Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?( ответы )

(отвечать на вопросы, задавать вопросы, выразительно читать, пересказывать, думать, делать выводы, находить в тексте нужные отрывки, сравнивать).

-Вы, правы, главная цель нашего урока урока - сравнивать и делать выводы.

-А чтобы урок получился необычным, давайте немного пофантазируем и отправимся в страну, где живут ….

«О чём-то скрипит половица,

И спице опять не спиться,

Присев на кровати, подушки

Уж навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят ….». (сказки)

Чтобы попасть в эту удивительную страну, надо назвать сказку, которая заканчивается словами:

« Сказка - ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок»

(А.С. Пушкин « Сказка о золотом петушке» ).

Молодцы!

-А что за литературный жанр - сказка?

(Художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка чему - то учит.)

-А какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, про животных).

- Молодцы!

- Какая сказка вам понравилась больше всего? Чем?

- Продолжите фразу:

Литературная сказка - это ...

Эпиграф - ...

Присказка - ...

- Названия сказок «рассыпались», помогите «собрать» их.

Мороз путешественница

сказки Аленушкины

Лягушка Иванович

- Узнайте сказку по ее героям:

1. Деревенские жители, утки, лягушка.

2. Ленивица, Рукодельница, нянюшка.

3. Старые зайцы, старушки-зайчихи, молодые зайчата, серый волк.

- Какую сказку написал каждый из писателей?

Д. Н. Мамин-Сибиряк -

В. М. Гаршин -

В. Ф. Одоевский -

- Найдите и выразительно прочитайте отрывок из сказки, который начинается словами: « А я затем в окошки стучусь…»

После выполнения каждой группой задания делается выставка книг по теме.

-Догадайтесь, о каких авторах я рассказываю. Назовите фамилию, имя, отчество.

А) « Жена у него умерла рано. Осталась дочка Алёнушка. Он любил её всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось, особенно любил сочинять для неё сказки».(Д.Н.Мамин - Сибиряк)

Б) «Когда ему исполнилось 30 лет, вышла его книга «Пёстрые сказки».Сказки рассказывал магистр философии Ириней Модестович Гомозейкин.Сказки так и называются «Сказки дедушки Иринея». (В.Ф.Одоевский).

Г) «К 7 годам, когда дети только идут в школу, он перечитал массу книг - как детских, так и взрослых. В 4 классе написал поэму, сочинял стихи для газеты.

(В.М.Гаршин).

- Молодцы! Вы справились с этим заданием!

-Представьте, что вы были в колодце, когда Мороз Иванович вручал Ленивице ледяную сосульку. Вмешались бы вы? (ответы)

-С какой русской народной сказкой можно сравнить эту сказку?

IV. Итог урока.

Вот и подошел к концу наш урок.

- Что особенно понравилось?

- Что бы хотелось выполнить еще?

Давайте посмотрим, как вы себя оценивали по ходу урока. (Работа с оценочными листами) Расскажите о своей работе на уроке.

- Я с вами согласна, вы уже научились объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.


© 2010-2022