• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Методическая разработка по теме Комплексные контрольные работы как средство мониторинга развития универсальных учебных действий

Методическая разработка по теме Комплексные контрольные работы как средство мониторинга развития универсальных учебных действий

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплексные контрольные работы как средство мониторинга оценки метапредметных (познавательных) результатов освоения ООП НОО

Происходящие в последнее время расширение масштабов человеческой деятельности и стремительный рост объемов информации значительно повышают требования к познавательной активности и интеллектуальным способностям подрастающего поколения. Важной задачей современного образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, которое подразумевает не только освоение учащимися конкретных предметных знаний, но и формирование способности учащегося к саморазвитию, самосовершенствованию.

Важнейшей целью начального образования является развитие личности младшего школьника с учетом его индивидуальных особенностей. Введение новых образовательных стандартов подразумевает изменение подхода к оценке результативности обучения, к содержанию контрольно-измерительных материалов и самим критериям оценивания. Новые стандарты предполагают, что по окончании начальной школы учащиеся должны иметь не только определённый запас так хорошо знакомых нам знаний, умений и навыков, но и обладать определённым уровнем сформированности универсальных учебных действий.

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться. В более узком значении означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению знаний и умений. Основными функциями универсальных учебных действий являются:

  • обеспечение возможности учащегося самостоятельно учиться, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, выработка навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды УУД (слайды)

Целенаправленное планомерное формирование УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса. Это во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько она информативна для управления системой образования. Поэтому одно из требований ФГОС - проведение мониторинга. Он позволяет фиксировать актуальное состояние уровня развития учащихся в целях составления прогноза его дальнейшего развития и обеспечивает функцию управления процессом обучения. Существуют различные методики, позволяющие отследить развитие метапредметных УУД.

Но для учителя самой простой и особенно актуальной формой контроля результатов обучения универсальным учебным действиям являются комплексные проверочные работы. Они предполагают, что на основе одного текста можно проверить не только понимание прочитанного, предметные знания по математике, русскому языку и окружающему миру, но и метапредметные УУД. Таким образом, комплексные контрольные работы являются средством оценки метапредметных результатов освоения ООП НОО.

В настоящее время учитель обладает достаточно широким инструментарием для проведения таких работ. Каждый учебно-методический комплект предлагает целый набор таких комплексных работ как итоговых, так и обучающих.

Эти работы позволяют определить уровень сформированности таких общеучебных умений и навыков, как:

  • понимание учебной задачи;

  • выбор способов деятельности;

  • умение выделять основное в предложенной информации;

  • умение анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать.

Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.

Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно еще и потому, что именно в этой форме в рамках разрабатываемой системы оценивания предполагается вести оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования. И потому учитель должен быть уверен, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут проявить свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе.

Все комплексные проверочные работы имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика, а также помочь учителю увидеть пробелы в знаниях учащихся, на которые надо обратить внимание и повторить определённые разделы курса. Методика проведения таких работ подробно описана в сборнике «Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой (М., Просвещение, 2009) и в материалах «Итоговые комплексные работы 3 класс», тех же авторов.

Комплексная работа носит диагностический характер. С помощью предлагаемых заданий можно оценить освоение учащимися отдельных метапредметных умений. Важно зафиксировать уровень освоения этих умений учащимися и получить срез на данном этапе обучения, с которым можно сравнить результаты, полученные за комплексную работу в конце предыдущего года обучения, и отследить динамику формирования метапредметных умений.

В качестве примера расскажу о мониторинге познавательных УУД в своём классе. В конце каждого учебного года провожу диагностические комплексные работы, а в 4классе по окончании каждой четверти по отдельным предметам. Отбираю самые важные, на мой взгляд, УУД:

умение осуществлять поиск необходимой информации (задание № 2),

умение понимать смысл текста в целом (основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов);

умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

умение проводить сравнение, сериацию (упорядочивание) и классификацию по заданным критериям (логические УУД);

умение быстро читать про себя или шёпотом.

Составляю таблицы, заполняю их данными, строю графики делаю выводы.





Познавательные УУД

Основные критерии оценивания

Типовые диагностические задачи

Общеучебные универсальные действия


  • Самостоятельное формулирование цели;

  • Поиск и выделение необходимой информации;

  • Знаково-символическое моделирование;

  • Умение структурировать знания;

  • Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание устно или письменно;

  • Выбор эффективных способов решения задач в зависимости от условий;

  • Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • Смысловое чтение (осмысление цели чтения, выбор вида чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации);

  • Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

«Проба на определение количества слов в предложении» (С.Н. Карпова) 1 класс

Методика «Кодирования» (версия А.Ю.Панасюка) 1 класс

Методика «Нахождение схем к задачам» ( по А.Н. Рябинкиной) 1-3 класс

Универсальные логические действия


  • Анализ объектов с целью выявления признаков;

  • Синтез как составление целого из частей;

  • Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • Подведение под понятие , выведение следствий;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • Построение логической цепи рассуждения;

  • Доказательство;

  • Выдвижение гипотез и их обоснование.

Построение числового эквивалента или взаимо-однозначного соответствия (Ж..Пиаже, А. Шеминьска) 1 класс

Постановка и решение проблем


  • Формулирование проблемы;

  • Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой) 1- 4 класс



© 2010-2022